Групповые формы работы на уроках географии как средство реализации ФГОС
Учитель географии МБОУ СОШ №142
Саяпина Анна Юрьевна
“ Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется, в первую очередь, теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися”
В.А. Сухомлинский
Обществу нужен человек, который:
- Ориентируется в информационном поле
- Может самостоятельно изучать материал
- Оценивать результаты своей деятельности
- Умеет принимать решения в нестандартной
ситуации
- Обладает навыками проектной деятельности
При групповой работе формируются УУД :
- Познавательные – работа с информацией, с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций:
- сравнения
- анализа
- обобщения
- классификации
- установление аналогий
- Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, оценка
- Коммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения
Принципы групповой работы:
- класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
- каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
- внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли;
- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
- выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
- Генерация
- Радость
- Упражнения
- Поиск
- Противоречия
- Опыт
- Воодушевление
- Активность
- Ясность
- Результат
- Актуальность
- Ближайшее развитие
- Отношение
- Творчество
- Анализ
Чему учит групповая работа?
- Сотрудничать
- Ставить вопросы
- Решать проблемы
- Договариваться
- Распределять роли и ответственность
- Слушать других
- Убеждать других
- Отвечать за себя
Формирование групп
1.Формирование групп по цвету.
2.По желанию обучающихся.
3.Формирование групп лидерами.
4. Заранее составленный
учителем список групп.
Вариационная пара В группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы. Статическая пара В данной паре совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. каждый ученик может побывать в роли "учителя" и "ученика". Для этой пары применима "взаимопроверка" и "самоконтроль". Работая в такой паре у учащихся развиваются коммуникативные способности. Динамическая пара Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами (по 4 человека) "Каждый работает с каждым", два - три раза меняя партнеров.
Требования к учебному материалу:
- Задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи;
- Содержание материала не должно быть легким, желательно проблемным.
Функции учителя:
- объяснение цели предстоящей работы;
- комплектование групп;
- комментарий к заданиям для групп;
- контроль за ходом групповой работы;
- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
- после отчета групп о выполненном задании делает выводы, обращает внимание на ошибки, дает оценку работе учащихся.
- повышается учебная и познавательная мотивация;
- снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным,
некомпетентным в решении каких-то задач;
- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
- улучшается психологический климат в классе.
Плюсы
Сложности
- групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна;
2) организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат, усилий;
3) при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
4) разделение на группы может проходить непросто, даже драматично;
5) в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности.
Способы оценивания
1.Общая оценка по пятибалльной шкале
Список учащихся
1.
Взаимооценка работы в группе
Самооценка
Оценка учителя
Средняя оценка
2.Взаимооценивание внутри группы по пятибалльной шкале
Мешал работе группы.
0 баллов
Не принимал участия в работе группы, но и не мешал остальным.
1 балл
Принимал небольшое участие в работе группы.
2 балла
Принимал участие в работе группы, но выполнял свою часть работы не полностью или с помощью других участников группы.
3 балла
Принимал активное участие в работе группы, справлялся со своей частью работы, но в работе были небольшие недочёты (ошибки, неполное изложение материала и т. п.)
4 балла
Принимал активное участие в работе группы, полностью справлялся со своей частью работы, помогал другим участникам группы.
5 баллов
3.Оценка работы группы
1.Все ли члены группы принимали участие в работе?
а) Да, все работали одинаково.
б) Нет, работал только один человек.
2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
в) Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
а) Работали дружно, ссор не было.
3. Тебе понравился результат работы группы?
б) Работали дружно, спорили, но не ссорились
в) Очень трудно было договориться, не всегда получалось.
а) Да, все получилось хорошо
б) Нравится, но можно было бы лучше
4. Оцени свой вклад в работу группы.
в) Нет, не нравится
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Оценивание учителем работы каждой группы при помощи таблицы критериев
гр.
Правильность
изложения материала
I
Логика изложения материала,
четкость
II
Культура изложения материала
III
Дополнения других групп
IY
Поведение в группе, умение сотрудничать.
Средняя оценка
Карта наблюдения для педагога
№
УУД
1
Шкала
Умеет самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
2
3
Умеет запросить недостающую информацию у одногруппников, у педагога;
0 1 2 3 4 5
0 1 2 3 4 5
Умеет взаимодействовать с любым партнером;
4
0 1 2 3 4 5
Умеет находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5
6
Умеет инициировать учебное взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
0 1 2 3 4 5
0 1 2 3 4 5
Умеет вести дискуссию;
7
0 1 2 3 4 5
Умеет отстаивать свою точку зрения;
8
0 1 2 3 4 5
Обладает навыками интервьюирования, устного опроса.
9
0 1 2 3 4 5
Обладает навыками монологической речи;
10
0 1 2 3 4 5
Умеет отвечать на незапланированные вопросы.
0 1 2 3 4 5
Приемы организации групповой деятельности
1.Прием «Обучая –учусь»
2.Прием «Банк информации»
3. Прием «Пустой стул»
4. Аукцион знаний
5. «Интеллектуальный хоккей»
6. Микрофон
7.Чемодан
И гр а «Продолжи»
заданий разного рода
группой «по цепочке».
- M ожно использоватьна уроке
природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном
Рассказ на одну букву
Поездка в Петербург популярна. На переменах планировали поездку. Приготовили паспорта и пищу. Пришлось поехать в пятницу пораньше. Произошло первое происшествие – попутчица проспала. Подождали. В пути парни с подругами пели песни. Поездка проходила по плану. Пограничные препятствия преодолели превосходно. Получили печать в паспорт. Почти потеряли поклажу, но приостановились, проверили и поправили. Пошутили, посмеялись. Получили предложение поучаствовать в проекте. Перед площадью подзаправились. На подзаправку приехали последними. Поглазели на прохожих и присоединились к первым попутчикам. Поступило предложение посетить пункт продажи и покупки. Попутно полюбовались прекрасной природой, пожелтевшим перелеском, позолотившимися полями.
Зигзаг
- Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом,который разбит на фрагменты
- Ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты.
- Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами от других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.
Высотная поясность. Традиционный урок .
- Актуализация опорных знаний ;
- Рассказ учителя с целью формирования понятия «высотная поясность»;
- Объяснение учителем отличий высотной поясности и широтной зональности; причин, определяющих число высотных поясов в горах;
- Определение по карте природных зон районов распространения высотной поясности и нанесение их на контурные карты;
- Заполнение таблицы с набором высотных поясов различных горных систем под руководством учителя;
- Закрепление материала, с использованием вопросов первого уровня усвоения (воспроизведение материала)
Высотная поясность. Современный урок (1990гг.)
- Сопоставление физической карты с картой природных зон, формулировка вывода;
- Обсуждение существенных признаков понятия «высотная поясность»;
- Работа со средствами наглядности (возможно презентацией), с целью выявления особенностей высотной поясности различных горных систем;
- Беседа о причинах определяющих разнообразие высотных поясов; формулировка вывода;
- Прослушивание докладов школьников (работа с текстом учебника), и установление особенностей проявления высотной поясности в горах России
Высотная поясность: «фгосовский урок»
- формулировка дедуктивного умозаключения:
Изменение климатических условий вызывает смену почв, растительности и животного мира
Климатические условия (сочетание тепла и влаги) изменяются с поднятием в горы
?
- формулировка понятия «высотная поясность» – закономерная смена почв, растительности, животного мира, в зависимости от высоты места;
- сравнение понятий «широтная зональность» и «высотная поясность»; заполнение сравнительной таблицы;
Сходства
Различия
Широтная зональность
1. Закономерная смена компонентов природы
Высотная поясность
Проявляется на равнинах
Проявляется в горах
Высотная поясность. «Фгосовский» урок. Продолжение.
- установление причин, определяющих набор высотных поясов (мини-исследование)
Используя текст учебника, заполните схемы. Сформулируйте вывод: Большее разнообразие высотных поясов свойственно _________, поскольку высота у этих гор _________ .
Продолжение:
Сформулируйте вывод: Самое большое разнообразие высотных поясов свойственно ___________, поскольку эта часть гор расположена _____________________________ .
Продолжите заполнение схемы:
ВЫВОДЫ :
- Групповые формы работы позволяют создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения;
- Создают условия для обучения каждого учащегося в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных умений и навыков, успешности и признания учащихся.
- Позволяют взглянуть на самого себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя с другими учащимися, оценить себя, выработать силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, ученик учится управлять собой, своими мыслями и разумно пользоваться речью; удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании.