Вариант 1
Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности.
1) указание своей национальности
2) сохранение исторического и культурного наследия
3) участие в выборах органов власти
4) уплата налогов
5) свободное распоряжение своими способностями к труду
6) пользование родным языком
2. Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам граждан, гарантированным Конституцией РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на защиту чести и достоинства
2) право на отдых
3) право на выбор любой религии или атеизма
4) право на свободу экономической деятельности
5) право частной собственности
6) право избирать и быть избранным в органы государственной власти
3. Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) защищать Отечество
2) избирать и быть избранным
3) исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой
4) проводить шествия и пикетирования
5) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности
6) направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
4. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на социальное обеспечение
2) право на жизнь
3) право на жилище
4) право на защиту чести и доброго имени
5) право на свободу и личную неприкосновенность
5. Что из перечисленного относится к группе культурных свобод и прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) свобода творчества
2) участие в культурной жизни
3) сохранение исторического и культурного наследия
4) сохранение природы и окружающей среды
5) доступ к культурным ценностям
6. В ст. 37 Конституции РФ записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Труд свободен».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей трудовой деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место труда в нём. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план.
1) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома? Для чего Вы трудитесь дома?
2) В каких видах общественно полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
7. В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия».
2. В школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место заботы о сохранении исторического и культурного наследия в нем. Составьте рассказ о видах заботы о сохранении исторического и культурного наследия, используя следующий план:
1) Каким образом Вы заботитесь о сохранении исторического и культурного наследия? Для чего Вы заботитесь о сохранении исторического и культурного наследия?
2) О каком памятнике культуры или истории Вы могли бы позаботиться или заботились?
В чём Вы видите пользу такой деятельности для себя и своих сверстников?
8. Установите соответствие между примерами и видами прав человека. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА | | ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА |
А) право на владение собственностью Б) право на демонстрации, митинги В) право на охрану здоровья и медицинскую помощь Г) право избирать и быть избранным Д) право на жизнь | | 1) гражданские (личные) права 2) политические права 3) социально-экономические права |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение правах и обязанностях человека и гражданина РФ, используя все приведённые ниже понятия.
Конституция РФ; конституционные обязанности; конституционные права; гражданские (личные) права; политические права; культурные права.
10. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях гражданина РФ?
А. Каждый гражданин РФ обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Б. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Вариант 2
Выберите в приведённом ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) уплата налогов
2) сохранение природы и окружающей среды
3) получение высшего образования
4) заключение брака
5) исповедование определённой религии
6) забота о нетрудоспособных нуждающихся родителях
2. Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на охрану здоровья
2) право избирать и быть избранным
3) право на социальное обеспечение по возрасту
4) гарантии судебной защиты
5) право выбирать язык общения
3. Что из перечисленного относится к группе политических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на доступ к любым государственным должностям
2) право избирать и быть избранным
3) право на защиту чести и доброго имени
4) право на свободу и личную неприкосновенность
5) право обращаться в органы государственной власти
4. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право участвовать в отправлении правосудия
2) право на жизнь
3) право на защиту своей чести и доброго имени
4) право быть избранным в органы государственной власти
5) право на тайну переписки, телефонных переговоров
5. Что из перечисленного ниже относится к культурным правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие права.
1) право беспрепятственного въезда в страну
2) право на доступ к культурным ценностям
3) право на личную тайну
4) право определять и указывать свою национальную принадлежность
5) право на свободу творчества
6. В ст. 43 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на образование».
2. В подростковом возрасте главная деятельность — это учёба в школе. Проанализируйте своё свободное от учёбы в школе время и место дополнительного образования в нем. Составьте рассказ о видах дополнительного образования, используя следующий план:
1) Какие виды дополнительного образования существуют? Для чего люди получают дополнительное образование?
2) Какие виды дополнительного образования Вы могли бы получать или получаете?
В чём Вы видите пользу дополнительного образования для себя и своих сверстников?
7. В ст. 26 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на пользование родным языком».
2. Составьте рассказ о языках, помимо родного, на которых Вы общаетесь, которые Вы учите или используете для творчества, используя следующий план:
1) Какими языками Вы владеете или учите, помимо родного? Для чего Вы учите другие языки или где используете неродной Вам язык, которым владеете?
2) В каких видах общественно полезной деятельности Вы могли бы участвовать или участвовали, используя неродной Вам язык? В чём Вы видите пользу изучения или владения другим, помимо родного, языком для себя и своих сверстников?
8. Установите соответствие между задачами и органами, призванными защищать права граждан: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРАВ | | КАТЕГОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА |
А) право на жизнь Б) право избирать и быть избранным В) право на управление делами государства Г) право на свободу и личную неприкосновенность Д) право на честь и достоинство | | 1) гражданские (личные) 2) политические |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение об обязанностях гражданина РФ, используя все приведённые ниже понятия.
Конституция РФ, правовой статус гражданина, права и свободы человека и гражданина, обязанности гражданина РФ, защита Отечества, нравственное чувство.
10. Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?
А. Права человека присущи всем людям от рождения.
Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Вариант 3
Что из перечисленного по Конституции РФ относится к обязанностям человека и гражданина? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) православное вероисповедание
2) уплата налогов и сборов
3) участие в выборах органов государственной власти
4) получение высшего образования
5) сохранение природы и окружающей среды
6) соблюдение Конституции и законов страны
2. Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на социальное обеспечение по старости
2) право на жизнь
3) право на жилище
4) право на защиту чести и доброго имени
5) право на свободу и личную неприкосновенность
3. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на социальное обеспечение
2) право на неприкосновенность частной жизни
3) право на защиту чести и доброго имени
4) право на жизнь
5) право на жилище
4. Что из перечисленного ниже относится к конституционным правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) распоряжение своими способностями к труду
2) социальное обеспечение по возрасту
3) забота трудоспособных совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях
4) уплата установленных налогов и сборов
5) защита Отечества
5. Какие из перечисленных ниже прав относятся к личным правам и свободам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на жизнь
2) право на личную неприкосновенность
3) право свободно искать и распространять информацию любым законным способом
4) право частной собственности
5) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
6. В ст. 42 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду».
2. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место деятельности по заботе об окружающей среде в нём. Составьте рассказ о видах своей деятельности по заботе об окружающей среде, используя следующий план.
1) Как Вы заботитесь об окружающей среде? Для чего Вы это делаете?
2) В каких видах деятельности по заботе об окружающей среде Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
7. В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на доступ к культурным ценностям».
2. В школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место участия в культурной жизни в нём. Составьте рассказ о своем участии в культурной жизни, используя следующий план:
1) Каким образом Вы участвуете в культурной жизни? Для чего Вы участвуете в культурной жизни?
2) Какие учреждения культуры Вы могли бы посетить или посетили?
В чём Вы видите пользу посещения учреждений культуры для себя и своих сверстников?
8. Установите соответствие между задачами и органами, призванными защищать права граждан: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРАВ | | КАТЕГОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА |
А) право быть собственником Б) право наследовать имущество В) право на труд Г) право на свободу творчества Д) право на участие в культурной жизни | | 1) экономические и социальные права 2) культурные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о конституционных правах и свободах граждан РФ, используя все приведённые ниже понятия.
Конституция РФ, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина РФ, государство, всеобщий неотчуждаемый характер прав, защита Отечества.
10. Верны ли следующие суждения о правах человека?
А. Право на свободу совести и вероисповедания относится к личным (гражданским) правам человека.
Б. Право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом относится к культурным правам человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны