Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных
предложениях с придаточными изъяснительными.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Планируемые УУД
- личностные
1) формировать устойчивый познавательный интерес ,
2) развивать уважительное отношение к другому человеку и его мнению,
3) развивать ответственное отношение к саморазвитию и самообразованию,
- метапредметные результаты:
1) развивать умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (коммуникативные УУД),
2) развивать умение переводить учебный материал в кластер и использовать для решения (познавательные УУД),
- предметных результатов:
1) формировать умение различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их,
2) формировать умение читать предложения с однородными и неоднородными членами предложения..
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, парная
План урока.
1. Индивидуальные задания (карточки):
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
В сложной биО_графии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелесТ_ные скаЗ_ки.4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:
1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;
2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)
ХОД УРОКА
Организационный момент. Мотивация.
Повторение изученного материала.
1. Скучен день до вечера, коли делать нечего.( СПП с прид. обс условия)
2. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается. (СПП с прид. опред)
3. Чтобы получить хорошую профессию, нужно прилежно учиться.( СПП с прид обст цели)
4. Как птица создана для полета, так человек для работы.
2. Задания для лингвистической разминки ( Подготовка к ОГЭ) ( в паре)
ОГЭ-2023 Задание № 4. Синтаксический анализ.
1. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.Ответ: могилысолдат
2. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.Ответ: превосходстводуши
3. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.Ответ: принялиснеохотой
4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.Ответ: отцовдруг
5. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «надрывно ревела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.Ответ: ревеласнадрывом
6. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «дорожный набор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.Ответ: набордлядороги|наборвдорогу
7. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.Ответ: самоваризмеди
8. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «ветка ели», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
3.Фронтальный опрос. ( работа в паре)
1. На какие виды делятся СПП по их значению? ( работа в паре)
(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).
2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?
(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).
3. Как различить союз и союзное слово?
(Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)
4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?
(Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.
Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия)
5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными.
(Придаточное в таких предложениях отвечает на вопросы определения и присоединяется только с помощью союзных слов. Придаточное предложение всегда относится к имени существительному или слову, выступающему в его значении. Положение придаточного предложения – всегда после определяемого слова. В главном предложении могут также находиться указательные слова. Выделяют еще и местоименно-определительные предложения. Контактным словом в таком случае будет местоимение (все, всякий, каждый).
Тест на повторение: ( индивидуально)
СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)
Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)
Части СПП соединяются между собой подчинительными
союзами или союзными словами. (ДА)
Части СПП равноправны. (НЕТ)
Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части
СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)
Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)
Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой? (ДА)
Какое – это придаточное ( определительное)
Изучение нового материала.
Определение целей и задач урока На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными.
Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:
- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными
- находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;
- определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;
- правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;
составлять схемы предложений с указанными придаточными;
- различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.
- продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.
2. Работа с лингвистическим текстом. Изучив параграф 11стар учеб,23 , составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы :
К чему относятся придаточные изъяснительные?
Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?
Работа с таблицей
Отвечают на вопросы | Поясняют | Прикрепляются | Указательное слово в главном предложении |
Падежные | Речь, мысли, чувства | При помощи союзов ЧТО, КАК, БУДТО, ЧТОБЫ При помощи союзных слов При помощи частицы ЛИ употребленной в значении союза | ТО ТЕМ ТОТ |
Презентация опорной схемы
IV. Первичное закрепление
Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному.
Образец:
[Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). [ ], (насколько ).
1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.
2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.
3. Уверен ( ), что он справится с заданием.
4. Известно ( ), что слоны в диковинку у нас.
5. Что волки жадны, всякий знает ( ).
6. Сколько он так просидел, трудно сказать ( ).
7. Ты говоришь, ( о чем?) что теплой дождемся весны.
8. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.
9.Я считаю, что лес- прекрасное выражение силы природы.
Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала.
1. Распределительный цифровой диктант .
Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.
Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.
На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья.
Казалось, что город устал от зимы.
Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.
По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.
В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка.
Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.
Следователь догадался, где может скрываться преступник.
Я уже знаю, кто будет сегодня петь.
Дом, в котором я живу, находится в новом районе
Вывод:
В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.
Ключ
I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10. ( придаточные определительные)
II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9. ( придаточные изъяснительные)
2. Запишите текст . Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Вскоре после создания памятника Пушкину, А.М. Опекушин пр(и)ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было, что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в(а)ятелем сл..жнейшую задачу соч.етания скульптуры, с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому, чтобы пейзаж.. был не только декОрацией , но и дополнял характеристику скульптурного облика.
ВАЯТЕЛЬ,-я;м.Высок.Тот,кто ваяет. ,
Скульптор. Античные ваятели ( Ваять- лепить из глины или высекать из камня
художественное произведение.
Задания к тексту:
А) Вспомните, какие синонимы называют контекстуальными.
(В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами).
Б) Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.
( А.М. Опекушин – ваятель – мастер)
В) Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3)
Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.
(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)
Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.
(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)
Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.
(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).
4. Развитие речи учащихся.
Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.
Задание: исправьте ошибки в построении предложений.
Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».
(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей)
В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.
(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)
VI. Рефлексия
Итог
Домашнее задание
9