2
Трофимюк Алла Константиновна
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
АННОТАЦИЯ
Целью данной методической разработки является раскрыть сущность гуманизации процесса образования и её значение для становления творческой личности.
Данная статья может быть использована преподавателями психологии и педагогики ГПОУ, а также учителями общеобразовательной школы.
"Одной из главных задач учителя, - писал В.А.Сухомлинский, - является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребёнка... Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому" [4, с. 168] .
"Держа в руках скрипку, человек не способен совершать плохого, гласит старинная мудрость, зло и подлинная красота несовместимы. Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребёнку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка" [Там же].
В.И.Вернадский в свое время писал о том, что нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. В таком случае материальные блага окажутся в руках людей, делом которых будет хлеб и зрелища. Неужели учитель может удовлетвориться тем, что он будет воспитывать "скалозубов ворчливых, жадных до денег банкиров, обжор и эгоистов?" По определению Ш.А.Амонашвили, этим довольствуемся мы сейчас, ибо, давая знания, не задумываемся над тем, как образуется духовный мир ребенка. Ибо учитель сам стал бездуховным.
Поэтому одной из задач современной педагогики является гуманизация процесса образования. В связи с этим, новые государственные образовательные стандарты в России нацелены на максимальное развитие способностей учеников, на саморегуляцию, а также формирование навыков самообразовательной деятельности.
Методической основой Государственных образовательных стандартов является:
1. Личностно-ориентированный подход в обучении, целью которого является личностное развитие каждого ребенка.
2. Системно-деятельный подход в обучении, основанный на универсальных учебных действиях (УУД), которые создают условия для самостоятельной деятельности учеников, для формирования у них умений, компетентности и навыков саморегуляции. (Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, а также управления мышечным тонусом и дыханием).
Универсальные учебные действия - это совокупность осознанных действий, которые способствуют активному развитию обучающихся, самостоятельному овладению ими новыми знаниями, освоению социального опыта.
Очевидно, что в новых стандартах образования отражены идеи "Системы развивающего обучения" Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, а также "Гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Учтено главное отличие "Гуманной педагогики" от авторитарного подхода: предусмотрен переход от монолога учителя к диалогическому общению между учителем и учениками. Не учитель идёт к ученикам с информацией о своём предмете, а ученики вместе с учителем идут к знаниям, к открытию нового знания в процессе совместной творческой деятельности.
Гуманная педагогика основана на модели личностно-ориентированной дидактики, целью которой является личностное развитие каждого ребенка. При воплощении данной модели необходимо опираться на три принципа: вариативности; синтеза интеллекта, чувств и действия; приоритетного старта.
1. Принцип вариативности моделей обучения предусматривает вариативность содержания, методов и форм обучения и вариативность организации среды. При этом подбираются задачи близкие и интересные ребенку.
2. Принцип синтеза заключается в том, что работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира. Основой личностно-ориентированной дидактики является единство интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и практической деятельности.
3. Принцип приоритетного старта. Работая с детьми, нужно непременно учитывать стартовые предпочтения, т.е. начинать с того, что им ближе и приятнее.
Традиционная дидактика имела целью "вращивание" предметных знаний и умений ребенка, в результате чего эмоциональное освоение мира сводилось к разъяснению, "что такое хорошо, что такое плохо".
Для того, чтобы добиться развития каждого ребенка, с учетом его возможностей и склонностей необходимо постоянно поддерживать у ребенка желание приобщаться к миру человеческой культуры – укреплять и расширять его – "хочу", а также передавать ему средства и способы, необходимые для такого приобщения, чтобы усиливалось его "могу".
Наиболее ярким примером гуманистического образования является "Гуманная педагогика" почетного члена Российской Академии образования Шалвы Александровича Амонашвили. Он отмечает, что многие современные школы страдают авторитаризмом. Часто им присуще насилие по отношению к учащимся. Современная педагогика строится по принципу: поощрение – наказание. При этом не всегда учитываются индивидуальные особенности ребёнка, его задатки, которые при соответствующих условиях могут развиться в способности. В одном из своих публичных выступлений он чётко определил коренные отличия Гуманной педагогики от авторитарной.
1. Авторитарная педагогика - монологичная. Учитель выступает ведущей силой и дети зависят от своего учителя. Учитель оценивает ребёнка.
В гуманной педагогике общение происходит на диалогических началах. Учитель равноправный участник учебного процесса с учениками. Учитель согласовывает свои намерения с учениками, вместе с ними строит образовательный процесс.
2. В авторитарной педагогике действует жесткая система отметок. Причём в отметке вырисовывается портрет будущего человека, который зависит от того какие отметки он получает. Хорошие отметки - хороший человек, плохие - плохой.
В гуманной педагогике вместо отметок вводятся содержательные оценки. Причём, дети приглашаются к оцениванию своих успехов. Зная стандарты оценивания, они свободно оценивают свою деятельность и знания. Ученики сами находят ошибки в своих познавательных успехах и сами их исправляют. Таким образом, за продвижение учеников несет ответственность не только учитель, но и сам ученик.
3. Авторитарные учителя идут с предметом к детям.
В гуманной педагогике учитель вместе с детьми идёт к предмету.
4. Авторитарная педагогика утратила цель образования.
Целью гуманной педагогики является воспитание благородных и великодушных граждан Великой страны.
На вопрос: "как и кто может направить сознание человека на путь духовного продвижения, продвижения к Свету, Добру и Красоте?" дал ответ выдающийся деятель культуры, русский художник Н.К.Рерих. По его определению: ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель может совершить большее, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освобождать скрытые силы человечества.
Именно учитель в процессе планомерного духовного воспитания может способствовать расширению сознания человека и формированию духовных качеств у подрастающего поколения. Но не любой учитель, а лишь тот, который способен под воспитанием усмотреть "питание всем возвышенным и утонченным", как писала Е.И.Рерих, тот учитель, который на практике способен осуществлять "питание духовной оси ребёнка", как отмечает наш современник, академик Ш.А.Амонашвили.
Педагогическая действительность по определению Ш.А.Амонашвили, – "есть субъективная действительность, так как творится субъектом. Учитель вокруг себя творит педагогическое пространство в соответствии со своим мировоззрением". Поэтому в рамках гуманной педагогики важнейшей проблемой является проблема духовности самого учителя.
Известные философы Крыма – Ф.В. Лазарев и М.К. Трифонова в своей Монографии "Оправдание мудрости" отмечают, что "утрата духовности в современной цивилизации ведёт к онтологической смерти человека" [3, с. 415-416]. Они убеждены в том, что "духовность касается метафизического измерения бытия человека". И на вопрос, каков же способ "воскрешения духовности на планете людей" эти философы отвечают убедительно и мудро: "есть только один способ – радикальная реформа образования, обеспечивающая восстановление подлинного культурного смысла всякой образовательной деятельности" [там же, с. 416].
Гуманистическое образование при своём последовательном и творческом осуществлении может решить задачу преодоления отчуждения человека от природы, общества, культуры, отчуждения человека от человека, и тем самым восстановить гармонию между ними.
Гуманистическое образование направлено и ориентировано на восстановление гармонии индивида с самим собой, на достижение подлинной целостности внутреннего мира человека и осознание им ответственности за реализацию своих способностей.
Гуманистическое образование способно достичь своей цели только тогда, когда оно обеспечит свободную, не стесняемую никакими социальными отношениями и институтами самореализацию человеческого в человеке во всех возможных сферах его деятельности в соответствии с системой универсалий культуры.
Литература:
Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. – М., 2010. - 288 с.
Казиник М.С. Тайны гениев. – М., 2010. - 304 с.
Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Оправдание мудрости: Монография. – Симферополь: «Синтагма», 2011.
4. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. 1978. - 272 с.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.,1969.
Фильмы:
Ш.А.Амонашвили: "Особенности гуманной педагогики" -(электронный
ресурс) – Режим доступа: https://vk.com/video-88206676_171062729
Ш.А.Амонашвили. Духовный мир учителя - (электронный ресурс) – Режим доступа: https://vk.com/video-34384790_161681435