СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности и значение»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 8 классе о гуморальной регуляции, о её особенностях, роли в организме и органах её осуществляющую.

Просмотр содержимого документа
«Железы (раздача)»

Железы _________________ секреции

______________ протоки и выделяют БАВ, которые у них называются ______________, в ____________ ________________________________________ и оказывают _________________ действие («здесь и сейчас»).

К железам _____________ секреции относятся:

1.

2.

3.

4


Железы __________________ секреции

______________ протоков и выделяют БАВ, которые у них называются ____________________, в ____________ и оказывают действие _________________________________.

К железам _____________ секреции относятся:

1.

2.

3.

4.

5.

Железы ___________________ секреции

имеют в своём строении и _________________________________________________________,

и _________________________________________________________

К железам _________________ секреции относятся:

1.

2.


Железы _________________ секреции

______________ протоки и выделяют БАВ, которые у них называются ______________, в ____________ ________________________________________ и оказывают _________________ действие («здесь и сейчас»).

К железам _____________ секреции относятся:

1.

2.

3.

4


Железы __________________ секреции

______________ протоков и выделяют БАВ, которые у них называются ____________________, в ____________ и оказывают действие _________________________________.

К железам _____________ секреции относятся:

1.

2.

3.

4.

5

Железы ___________________ секреции

имеют в своём строении и _________________________________________________________,

и _________________________________________________________

К железам _________________ секреции относятся:

1.

2.


Железы _________________ секреции

______________ протоки и выделяют БАВ, которые у них называются ______________, в ____________ ________________________________________ и оказывают _________________ действие («здесь и сейчас»).

К железам _____________ секреции относятся:

1.

2.

3.

4


Железы __________________ секреции

______________ протоков и выделяют БАВ, которые у них называются ____________________, в ____________ и оказывают действие _________________________________.

К железам _____________ секреции относятся:

1.

2.

3.

4.

5.

Железы ___________________ секреции

имеют в своём строении и _________________________________________________________,

и _________________________________________________________


К железам _________________ секреции относятся:

1.

2.



Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (работа в парах)»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Прочтите предложенный текст.

«Теперь вы уже знаете, что в организме человека есть специальные органы, выделяющие специальные (специфические) вещества. И эти органы называются ЖЀЛЕЗЫ. Но они существенно отличаются друг от друга и по строению и влиянию, которое оказывают на организм. Все железы делятся на три группы: железы внешней секреции, железы внутренней секреции и железы смешанной секреции. Железы внешней секреции характеризуются тем, что они образуют протоки, а секреты (именно так называются БАВ желёз внешней секреции) выделятся в полости органов, на поверхность кожи. Эти секреты могут оказывать и оказывают только местное действие («здесь и сейчас»). К железам внешней секреции относят: сальные, потовые, слюнные железы, пищеварительные. Железы внутренней секреции протоков не имеют. А это значит, что их БАВ, которые у желёз внутренней секреции называют гормоны, выделяются в межклеточное вещество (тканевую жидкость) и затем в кровь. Разнесённые по всему организму с током крови они оказываю влияние на весь организм. Железы внутренней секреции – это гипофиз, эпифиз, щитовидная, вилочковая железы и надпочечники. А, что из себя представляют железы смешанной секреции? Наверное, не трудно догадаться, что они имеют в своём строении и клетки, выделяющие секреты в протоки, и клетки, выделяющие гормоны прямо в кровь. К ним относятся поджелудочная железа и половые железы».

2.Рассмотрите предложенные рисунки. Перерисуйте их в тетрадь.

3. Пользуясь предложенным текстом, определите, к железам какой секреции относятся эти схемы.

4. Вставьте пропущенные слова в предложения. Запишите в тетрадь

5. Впишите названия желёз организма человека, входящих в эту группу.


Железы _________________ секреции

______________ протоки и выделяют БАВ, которые у них называются ______________, в ____________________________________________ и оказывают _________________ действие («здесь и сейчас»).










К железам _____________ секреции относятся:

1.

2.

3.

4.




Железы __________________ секреции

______________ протоков и выделяют БАВ, которые у них называются ____________________, в ____________ и оказывают действие _________________________________.











К железам _____________ секреции относятся:

1.

2.

3.

4.

5.


Железы ___________________ секреции

имеют в своём строении и _________________________________________________________,

и _________________________________________________________


К железам _________________ секреции относятся:

1.

2.




Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 2»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Свойства гормонов:

1. гормоны обладают большой биологической активностью

2. размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

3. гормоны достаточно быстро разрушаются

4. гормоны достаточно специфичны

5. гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

6. гормоны дополняют действия нервной системы

7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз

Свойства гормонов:

1. гормоны обладают большой биологической активностью

2. размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

3. гормоны достаточно быстро разрушаются

4. гормоны достаточно специфичны

5. гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

6. гормоны дополняют действия нервной системы

7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз

Свойства гормонов:

1. гормоны обладают большой биологической активностью

2. размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

3. гормоны достаточно быстро разрушаются

4. гормоны достаточно специфичны

5. гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

6. гормоны дополняют действия нервной системы

7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз

Свойства гормонов:

1. гормоны обладают большой биологической активностью

2. размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

3. гормоны достаточно быстро разрушаются

4. гормоны достаточно специфичны

5. гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

6. гормоны дополняют действия нервной системы

7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз





Свойства гормонов:

1. гормоны обладают большой биологической активностью

2. размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

3. гормоны достаточно быстро разрушаются

4. гормоны достаточно специфичны

5. гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

6. гормоны дополняют действия нервной системы

7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз

Свойства гормонов:

1. гормоны обладают большой биологической активностью

2. размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

3. гормоны достаточно быстро разрушаются

4. гормоны достаточно специфичны

5. гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

6. гормоны дополняют действия нервной системы

7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз

Свойства гормонов:

1. гормоны обладают большой биологической активностью

2. размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

3. гормоны достаточно быстро разрушаются

4. гормоны достаточно специфичны

5. гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

6. гормоны дополняют действия нервной системы

7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз

Свойства гормонов:

1. гормоны обладают большой биологической активностью

2. размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

3. гормоны достаточно быстро разрушаются

4. гормоны достаточно специфичны

5. гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

6. гормоны дополняют действия нервной системы

7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз





Свойства гормонов:

1. гормоны обладают большой биологической активностью

2. размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

3. гормоны достаточно быстро разрушаются

4. гормоны достаточно специфичны

5. гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

6. гормоны дополняют действия нервной системы

7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз

Свойства гормонов:

1. гормоны обладают большой биологической активностью

2. размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

3. гормоны достаточно быстро разрушаются

4. гормоны достаточно специфичны

5. гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

6. гормоны дополняют действия нервной системы

7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз

Свойства гормонов:

1. гормоны обладают большой биологической активностью

2. размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

3. гормоны достаточно быстро разрушаются

4. гормоны достаточно специфичны

5. гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

6. гормоны дополняют действия нервной системы

7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз

Свойства гормонов:

1. гормоны обладают большой биологической активностью

2. размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

3. гормоны достаточно быстро разрушаются

4. гормоны достаточно специфичны

5. гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

6. гормоны дополняют действия нервной системы

7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз


Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 3»

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Критерии

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

Принцип работы

Рефлекторный, при помощи нервных импульсов

При помощи химических веществ, поступающих в кровь с последующим их переносом по организму

Быстрота реакции


Скорость нервных импульсов очень большая (до 120 м/сек)

Скорость небольшая, зависит от скорости кровотока (до 0,5 м/сек), по пути часть разрушается, а часть выводится из организма

Характер действия (направленность процессов)

Чёткая локализация нервных влияний на конкретный орган

Действие химического вещества не локализовано, не точно, не ограничено определённым местом и оказывает влияние на весь организм

Экономичность процесса

Экономичен и требует минимальных затрат энергии, быстро включается и быстро выключается

Требует много энергии, для включения желёз и производство химических веществ, но ответ продолжительный

Эволюционный возраст

Эволюционно более молодой

Эволюционно более древний


Нервно-гуморальная регуляция





Просмотр содержимого документа
«УРОК 13»

УРОК №13

тема: «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности и значение»


цель


формирование представлений о гуморальной регуляции, о её особенностях, роли в организме и органах её осуществляющую.

Тип, вид урока

Формирование новых знаний.

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится называть особенности строения желёз внешней, внутренней и смешанной секреции; называть органы, формирующие эндокринный аппарат человека; сравнивать особенности гуморальной регуляции и нервной; будет знать особенности строения всех групп желёз, отличия понятий «секрет» и «гормон».

Планируемые личностные результаты

Будут сформированы мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению предмета, нравственно-этическое оценивание содержания материала; доброжелательное отношение к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные – научится работать с предлагаемой дополнительной информацией, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.

Познавательные – научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией.

Коммуникативные – научится принимать участи в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач, будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и дискуссии.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (составление схем, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Понятия, термины

Гуморальная регуляция, железы, секрет, гормон, эндокринный аппарат (система)

Оборудование

Мультимедийное оборудование, презентация.

Образовательные ресурсы

Мультимедийный образовательный комплекс «Биология. Человек»


Этапы урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения (УУД)

1

2

3

4

5

6

1. Орг. момент.

цель для учителя:

- приветствие детей;

- настрой на работу;

- запись в журнале.


2. Актуализация опорных знаний.

цель для учителя:

Проверить и оценить степень усвоения изученного на предыдущих уроках материала и актуализировать опорные знания


Приветствует обучающихся:

- Добрый день! Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку, ведь нам сегодня для работы над новой темой понадобятся и ручки и карандаши.







- Что такое гомеостаз?

- Его значение для организма?

- Принимает ли участие ранее изученная нами нервная система в поддержании гомеостаза? Ответ обоснуйте. (Ответы обучающихся комментируются, дополняются, подводятся к мысли о роли нервной системы в регуляции работы всех органов и систем организма, а, значит, в поддержании постоянства внутренней среды и, следовательно, в сохранении жизни)


Осуществляют подготовку к уроку, проверяют наличие ручек, тетрадей учебников.






Слушают вопросы учителя отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников











Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, формулируют высказывания, логически выстроены и понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой












Устные ответы на вопросы учителя

3. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

цель для учителя:

Через создание проблемной ситуации вывести на основную тему урока, сформулировать цель и проблему урока, настроить обучающихся на её достижение

"Мозговой штурм", вводная беседа с элементами поиска

- Итак, нервная система регулирует работу всего организма.

-Как она это делает? (Отправляет сигнал быстро, конкретно, точно по адресу)

- Посмотрите на картинку. (Слайд 2 "Одноклеточные и колониальные организмы")

- Есть ли у них нервная система? Всегда ли в эволюционном развитии была нервная система?

Предположите, как регулируется работа организмов, не имеющих нервную систему. (Через химические вещества, растворённые в жидких средах.)

- Действительно, переносясь жидкостями организма (и человек не исключение!) химические вещества, которые образуются в организме в процессе жизнедеятельности, влияют на весь организм, регулируя постоянство внутренней среды.

- О каком виде регуляции организма идёт речь? (Гуморальная регуляция) Что мы ещё знаем о ней? Ничего.

ЗАПИСЬ ТЕМЫ. "Гуморальная регуляция"

- Итак, сегодня мы говорим о гуморальной регуляции и роли, которую она выполняет в организме. Но не только об этом. Что бы вы поняли о чём ещё, то попробуйте решить биологическую задачу.

"Человек может жить без желудка, желчного пузыря и селезёнки, с одним лёгким, с одной почкой, с половиной печени. Но он умрёт, если удалить маленький орган под названием ГИПОФИЗ, весом всего 0,5 грамма. Почему?" (Подвести к мысли, что этот орган вырабатывает какие-то особенные вещества, которые, попадая в кровь, оказывают влияние на весь организм.)

- Сегодня ещё мы будем говорить и об особенной системе органов, оказывающей через гуморальную регуляцию максимальное действие на рост, развитие и жизнь организма.

ДОПИСЬ ТЕМЫ. "Эндокринный аппарат человека, его особенности и значение"

- Т.о. сегодня мы узнаем, как сделать «рассылку» информации многим органам одновременно, какие органы за это отвечают, а ещё для нас перестанет быть тайной табличка «врач-эндокринолог».


Ставят цели, формулируют тему урока, обозначают проблемы урока.

Развивают свои мыслительные и творческие способности при решении проблемных биологических задач. Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя.



































4. Усвоение новых знаний.

цель для учителя:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выбору способа действия при работе с информацией,

формирование навыков толерантной продуктивной работы в группе



Поисковая беседа по теме урока,

- Итак, гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов заключается в том, что определённые вещества, попадая в жидкие среды и, в том числе, в кровь, могут оказывать воздействие на весь организм. И эти вещества могут быть как специфическими, так и неспецифическими.

- Как вы думаете, в чём суть этих понятий? (Ответы комментируются и дополняются)

- Неспецифические вещества (неспециальные) – это вещества, которые могут образовываться в результате работы любой клетки организма (СО2 , продукты распада, избыток воды и т.д.)

- Специфические вещества (специальные) – это биологически активные вещества (БАВ), которые оказывают значительное действие в малых и очень малых количествах. А, поскольку эти вещества особенные, то и органы, которые их вырабатывают, тоже должны быть особенными. И такие органы есть и называются они ЖЕЛЕЗЫ. Желёз у нас в организме много, но все они отличаются не только тем, что каждая выделяет определённые БАВы, но и планом строения. Единственную информацию, которую я вам сейчас предлагаю, о том, железы делятся на три группы: внешней, внутренней и смешанной секреции.


Воспринимают информацию сообщаемую учителем.

Развивают навыки работы с информацией, умения анализировать её, способность выделять главное, делать и обосновывать выводы

Фронтальный опрос в ходе объяснения учителя



















Самостоятельная работа в парах, работа в тетради, работа с учебником и дополнительным материалами

Работа в парах (См. ПРИЛОЖЕНИЕ №1). (Учитель контролирует и направляет работу)

Подведение итогов самостоятельной работы и её обобщение.

- Железы объединяясь образуют эндокринную систему. Но не все. Определите какие железы в неё входят, если в переводе с латинского «эндокринный» означает «эндос» - внутрь, «кринос» - выделяю. (Железы внутренней и частично смешанной секреции входят в состав эндокринной системы).

- Почему именно эти? (Потому что они выделяют гормоны непосредственно в кровь, а те, в свою очередь и оказывают большое влияние на организм)

- А для понимания того, что из себя представляют гормоны, и как они работают в организме, предлагаю провести небольшую игру «Факты и выводы».


Работают с дополнительным материалом и текстом учебника,

фиксируют в тетради новые термины и понятия.

Развивают коммуникативные навыки и навыки работы с информацией, умения анализировать её, способность систематизировать, выделять главное, делать и обосновывать выводы.

Наблюдение и фронтально- коррекцион-ный контроль.


Фронтальная игра-беседа с элементами поиска

ИГРА "Факты и выводы"

Учитель предлагает факты, а обучающиеся на их основе формулируют выводы.

ФАКТ 1: 1 гр. адреналина может усилить работу 100 млн. сердец лягушек, а 1 гр. инсулина может понизить уровень сахара в крови 125000 кроликов.

(ВЫВОД 1: гормоны обладают большой биологической активностью)

ФАКТ 2: молекулы гормонов могут свободно проходить через стенки самых маленьких сосудов организма, а именно через стенки капилляров.

(ВЫВОД 2: размер молекул гормонов имеют небольшие размеры).

ФАКТ 3: для поддержания определённого уровня концентрации гормонов в крови, они должны вырабатываться постоянно.

( ВЫВОД 3: Гормоны достаточно быстро разрушаются.)

ФАКТ 4: распространяясь по крови и отправляясь ко всем органам и тканям, гормоны всё-таки попадаются клеткам-мишеням, которые более чувствительны к ним, т.к. обладают особыми рецепторами, вступающими во взаимодействие с гормонами, при этом остальные органы могут оставаться к этим гормонам практически безучастными.

(ВЫВОД 4: гормоны достаточно специфичны)

ФАКТ 5: гормоны регулируют процессы роста и развития организма, в том числе, умственного, влияют на работу митохондрий и рибосом, участвуют в создании ферментов.

(ВЫВОД 5: гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития)

ФАКТ 6: нервная система действует быстро, но кратковременно, а иногда требуется, чтобы реакция была более продолжительной. И тогда гормоны продлевают её, ведь кровь, куда они попадают течёт медленнее, но постоянно.

(ВЫВОД 6: гормоны дополняют действия нервной системы)

- Посмотрите, вы сформулировали основные свойства гормонов! Осталось только определить их влияние на организм. (Подвести к мысли об участие гормонов в гомеостазе.)

ВЫВОД 7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз.

!(В целях экономии времени ребята получают готовую памятку "Свойства гормонов", которые сформулировали самостоятельно.)!

(См. ПРИЛОЖЕНИЯ №2)

ВОПРОС: На основании последнего вывода давайте попробуем дать ответ на вопрос: какие железы принимают участие в гуморальной регуляции?

ВЫВОД: Железы внутренней и частично смешанной секреции принимают участие в гуморальной регуляции организма, т.к. именно они обладают способностью вырабатывать гормоны непосредственно в кровь)


Воспринимают информацию сообщаемую учителем, анализируют, делают выводы.


Устанавливают причинно-следственные связи, развивают умения делать обоснованные выводы.

Устные ответы на вопросы учителя.

















































5. Первичное обобщение полученных знаний.

цель для учителя:

формирование навыков толерантной продуктивной работы в группе,

подвести обучающихся к выводам о достижении целей, поставленных в начале урока, оформить сравнительную таблицу.

Самостоятельная работа в группах, работа в тетради, заполнение сравнительной таблицы

Работа в группах. (каждая группа формулирует свой критерий гуморальной регуляции)

Заполнение второй половины таблицы "Сравнение нервной и гуморальной регуляции" (См. ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Обсуждение работы. Подведение итогов.

- Мы с вами выполнили достаточно большой объём работы. Причём делали это с учётом поставленных целей, на основе биологической задачи (Вспоминаются цели: раскрыть суть понятия "гуморальная регуляция" и показать её роль в организме, изучить, какие органы являются основными в эндокринном аппарате (системе) человека и почему).

- Так какие же органы отправляют информационную рассылку всем органам тела? Кто такой эндокринолог? И как бы вы теперь ответили на биологическую задачу, озвученную в начале урока?

- И пусть мы ещё не всё знаем о железах (впереди у нас ещё есть занятие!), но мы уже не просто догадываемся, а осознанно понимаем, какую роль играют эндокринные железы в организме человека для обеспечения его потребностей. Поэтому, я думаю, мы достигли целей нашего урока.


Воспринимают информацию сообщаемую учителем, сравнивают, анализируют, делают выводы, обобщают.


Устанавливают причинно-следственные связи, развивают умения сравнивать, обобщать, делать и обосновывать выводы

Фронтальный опрос, коррекция ответов


















6. Рефлексия учебной деятельности.



- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие вопросы вызвали у вас наибольший интерес, а что трудности?



Отвечают на вопросы

Высказывают своё мнение и позицию

Устные ответы



7. Подведение итогов

выявление качества и уровня овладение знаниями

Фронтальная работа

Оценивание работу обучающихся на уроке

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем и товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

§ 44, 48 термины и понятия, ответить на вопросы после параграфов.

Записывают задания

Читают задания, задают уточняющие вопросы

Наблюдение



Просмотр содержимого презентации
«Презентация1 (2)»

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат (система), его  особенности  и значение. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:

Гуморальная регуляция.

Эндокринный аппарат (система), его

особенности

и значение.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: "Человек может жить без желудка, желчного пузыря и селезёнки, с одним лёгким, с одной почкой, с половиной печени. Но он умрёт, если удалить маленький орган под названием ГИПОФИЗ, весом всего 0,5 грамма. Почему?"

Специфические (специальные, БАВ) выделяются специальными органами- ЖЕЛЕЗАМИ Неспецифические (неспециальные) выделяет каждая клетка организма Углекислый газ Продукты жизнедеятельности Углекислый газ ? Продукты жизнедеятельности ? Вещества гуморальной регуляции

Специфические (специальные, БАВ) выделяются специальными органами- ЖЕЛЕЗАМИ

Неспецифические (неспециальные) выделяет каждая клетка организма

Углекислый газ

Продукты жизнедеятельности

Углекислый газ

?

Продукты жизнедеятельности

?

Вещества гуморальной регуляции

Железы _________________ секреции Железы __________________ секреции ______________ протоки и выделяют БАВ, которые у них называются ___________________, в _________________________________________ _________________________ и оказывают _________________ действие («здесь и сейчас»). Железы ___________________ секреции  имеют в своём строении и _________________________________________________________, ______________ протоков и выделяют БАВ, которые у них называются ____________________, в __________________ и оказывают действие _________________________________.   и _________________________________________________________ К железам ___________________секреции относятся:   1.   2.     К железам ________________ секреции относятся: К железам ___________________ секреции относятся: 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 5. 4

Железы _________________ секреции

Железы __________________ секреции

______________ протоки и выделяют БАВ, которые у них называются ___________________, в _________________________________________ _________________________ и оказывают _________________ действие («здесь и сейчас»).

Железы ___________________ секреции

имеют в своём строении и _________________________________________________________,

______________ протоков и выделяют БАВ, которые у них называются ____________________, в __________________ и оказывают действие _________________________________.

и _________________________________________________________

К железам ___________________секреции относятся:

1.

2.

К железам ________________ секреции относятся:

К железам ___________________ секреции относятся:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

4

внутренней внешней Железы _________________ секреции ______________ протоки и выделяют БАВ, которые у них называются ___________________, в _________________________________________ _________________________ и оказывают _________________ действие («здесь и сейчас»). Железы ___________________ секреции Железы __________________ секреции  имеют в своём строении и _________________________________________________________, ______________ протоков и выделяют БАВ, которые у них называются ____________________, в __________________ и оказывают действие _________________________________.   и _________________________________________________________  К железам ___________________секреции относятся:   1.    2.   К железам ________________ секреции относятся: К железам ___________________ секреции относятся: 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 5. не имеют имеют секреты в полость органов и на гормоны кровь поверхность кожи на весь организм местное внутренней внешней гипофиз эпифиз щитовидная железа вилочковая железа надпочечники сальные потовые слюнные пищеварительные смешанной клетки, выделяющие секреты в протоки клетки, выделяющие гормоны прямо в кровь смешанной поджелудочная железа половые железы

внутренней

внешней

Железы _________________ секреции

______________ протоки и выделяют БАВ, которые у них называются ___________________, в _________________________________________ _________________________ и оказывают _________________ действие («здесь и сейчас»).

Железы ___________________ секреции

Железы __________________ секреции

имеют в своём строении и _________________________________________________________,

______________ протоков и выделяют БАВ, которые у них называются ____________________, в __________________ и оказывают действие _________________________________.

и _________________________________________________________

К железам ___________________секреции относятся:

1.

2.

К железам ________________ секреции относятся:

К железам ___________________ секреции относятся:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

не имеют

имеют

секреты

в полость органов и на

гормоны

кровь

поверхность кожи

на весь организм

местное

внутренней

внешней

гипофиз

эпифиз

щитовидная железа

вилочковая железа

надпочечники

сальные

потовые

слюнные

пищеварительные

смешанной

клетки, выделяющие секреты в протоки

клетки, выделяющие гормоны прямо в кровь

смешанной

поджелудочная железа

половые железы

Эндокринная система  (аппарат)  человека Гипофиз Эпифиз Щитовидная железа включает железы внутренней и частично смешанной секреции Вилочковая железа Надпочечники Поджелудочная железа Яичник (жен. половая железа) Семенник (муж. половая железа)

Эндокринная система

(аппарат)

человека

Гипофиз

Эпифиз

Щитовидная железа

включает

железы

внутренней и

частично

смешанной

секреции

Вилочковая железа

Надпочечники

Поджелудочная железа

Яичник (жен. половая железа)

Семенник (муж. половая железа)

Свойства гормонов:

«Факты и выводы»

ВЫВОД 1: гормоны обладают большой биологической активностью

ВЫВОД 2 : размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

ФАКТ 2: молекулы гормонов могут свободно проходить через стенки самых маленьких сосудов организма, а именно через стенки капилляров

ВЫВОД : Железы внутренней и частично смешанной секреции принимают участие в гуморальной регуляции организма, т.к. именно они обладают способностью вырабатывать гормоны непосредственно в кровь

ВЫВОД 3: Гормоны достаточно быстро разрушаются

ФАКТ 3: для поддержания определённого уровня концентрации гормонов в крови, они должны вырабатываться постоянно.

ФАКТ 4: распространяясь по крови и отправляясь ко всем органам и тканям, гормоны всё-таки попадаются клеткам-мишеням.

ВЫВОД 4 : гормоны достаточно специфичны

ФАКТ 5: гормоны регулируют процессы роста и развития организма, в том числе, умственного, влияют на работу митохондрий и рибосом, участвуют в создании ферментов

ВЫВОД 5 : гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

ФАКТ 6: нервная система действует быстро, но кратковременно, а иногда нужен продолжительный ответ. И тогда гормоны продлевают её, ведь кровь, куда они попадают течёт медленнее, но постоянно.

ВЫВОД 6: гормоны дополняют действия нервной системы

ВЫВОД 7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз

Оказывают ли влияние

гормоны на организм?

ФАКТ 1:

Специфические Неспецифические Углекислый газ Продукты жизнедеятельности Углекислый газ Гормоны Продукты жизнедеятельности Гормоны Вещества гуморальной регуляции ? 8

Специфические

Неспецифические

Углекислый газ

Продукты жизнедеятельности

Углекислый газ

Гормоны

Продукты жизнедеятельности

Гормоны

Вещества гуморальной регуляции

?

8

Гуморальная регуляция. Эндокринная система  (аппарат) человека, его особенности и значение Гипофиз Эпифиз ВЫВОД : Железы внутренней и частично смешанной секреции принимают участие в гуморальной регуляции организма, т.к. именно они обладают способностью вырабатывать гормоны непосредственно в кровь Щитовидная железа Вилочковая железа Надпочечники Поджелудочная железа Яичник (жен. половая железа) Семенник (муж. половая железа) 9

Гуморальная регуляция. Эндокринная система

(аппарат) человека, его особенности и значение

Гипофиз

Эпифиз

ВЫВОД :

Железы внутренней и частично смешанной секреции принимают участие в гуморальной регуляции организма, т.к. именно они обладают способностью вырабатывать гормоны непосредственно в кровь

Щитовидная железа

Вилочковая железа

Надпочечники

Поджелудочная железа

Яичник (жен. половая железа)

Семенник (муж. половая железа)

9

Домашнее задание : §§ 44, 48, термины и понятия; ответить на вопросы после параграфов. 9

Домашнее задание : §§ 44, 48, термины и понятия; ответить на вопросы после параграфов.

9

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат (система), его  особенности  и значение. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:

Гуморальная регуляция.

Эндокринный аппарат (система), его

особенности

и значение.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: "Человек может жить без желудка, желчного пузыря и селезёнки, с одним лёгким, с одной почкой, с половиной печени. Но он умрёт, если удалить маленький орган под названием ГИПОФИЗ, весом всего 0,5 грамма. Почему?"

Железы _________________ секреции Железы __________________ секреции ______________ протоки и выделяют БАВ, которые у них называются ___________________, в _________________________________________ _________________________ и оказывают _________________ действие («здесь и сейчас»). Железы ___________________ секреции  имеют в своём строении и _________________________________________________________, ______________ протоков и выделяют БАВ, которые у них называются ____________________, в __________________ и оказывают действие _________________________________.   и _________________________________________________________ К железам ___________________секреции относятся:   1.   2.     К железам ________________ секреции относятся: К железам ___________________ секреции относятся: 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 5.

Железы _________________ секреции

Железы __________________ секреции

______________ протоки и выделяют БАВ, которые у них называются ___________________, в _________________________________________ _________________________ и оказывают _________________ действие («здесь и сейчас»).

Железы ___________________ секреции

имеют в своём строении и _________________________________________________________,

______________ протоков и выделяют БАВ, которые у них называются ____________________, в __________________ и оказывают действие _________________________________.

и _________________________________________________________

К железам ___________________секреции относятся:

1.

2.

К железам ________________ секреции относятся:

К железам ___________________ секреции относятся:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

внутренней внешней Железы _________________ секреции ______________ протоки и выделяют БАВ, которые у них называются ___________________, в _________________________________________ _________________________ и оказывают _________________ действие («здесь и сейчас»). Железы ___________________ секреции Железы __________________ секреции  имеют в своём строении и _________________________________________________________, ______________ протоков и выделяют БАВ, которые у них называются ____________________, в __________________ и оказывают действие _________________________________.   и _________________________________________________________  К железам ___________________секреции относятся:   1.    2.   К железам ________________ секреции относятся: К железам ___________________ секреции относятся: 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 5. не имеют имеют секреты в полость органов и на гормоны кровь поверхность кожи на весь организм местное внутренней внешней гипофиз эпифиз щитовидная железа вилочковая железа надпочечники сальные потовые слюнные пищеварительные смешанной клетки, выделяющие секреты в протоки клетки, выделяющие гормоны прямо в кровь смешанной поджелудочная железа половые железы

внутренней

внешней

Железы _________________ секреции

______________ протоки и выделяют БАВ, которые у них называются ___________________, в _________________________________________ _________________________ и оказывают _________________ действие («здесь и сейчас»).

Железы ___________________ секреции

Железы __________________ секреции

имеют в своём строении и _________________________________________________________,

______________ протоков и выделяют БАВ, которые у них называются ____________________, в __________________ и оказывают действие _________________________________.

и _________________________________________________________

К железам ___________________секреции относятся:

1.

2.

К железам ________________ секреции относятся:

К железам ___________________ секреции относятся:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

не имеют

имеют

секреты

в полость органов и на

гормоны

кровь

поверхность кожи

на весь организм

местное

внутренней

внешней

гипофиз

эпифиз

щитовидная железа

вилочковая железа

надпочечники

сальные

потовые

слюнные

пищеварительные

смешанной

клетки, выделяющие секреты в протоки

клетки, выделяющие гормоны прямо в кровь

смешанной

поджелудочная железа

половые железы

Эндокринная система  (аппарат)  человека Гипофиз Эпифиз Щитовидная железа Вилочковая железа Надпочечники Поджелудочная железа Яичник (жен. половая железа) Семенник (муж. половая железа)

Эндокринная система

(аппарат)

человека

Гипофиз

Эпифиз

Щитовидная железа

Вилочковая железа

Надпочечники

Поджелудочная железа

Яичник (жен. половая железа)

Семенник (муж. половая железа)

Свойства гормонов:

«Факты и выводы»

ВЫВОД 1: гормоны обладают большой биологической активностью

ВЫВОД 2 : размер молекул гормонов имеют небольшие размеры

ФАКТ 2: молекулы гормонов могут свободно проходить через стенки самых маленьких сосудов организма, а именно через стенки капилляров

ВЫВОД : Железы внутренней и частично смешанной секреции принимают участие в гуморальной регуляции организма, т.к. именно они обладают способностью вырабатывать гормоны непосредственно в кровь

ВЫВОД 3: Гормоны достаточно быстро разрушаются

ФАКТ 3: для поддержания определённого уровня концентрации гормонов в крови, они должны вырабатываться постоянно.

ФАКТ 4: распространяясь по крови и отправляясь ко всем органам и тканям, гормоны всё-таки попадаются клеткам-мишеням.

ВЫВОД 4 : гормоны достаточно специфичны

ФАКТ 5: гормоны регулируют процессы роста и развития организма, в том числе, умственного, влияют на работу митохондрий и рибосом, участвуют в создании ферментов

ВЫВОД 5 : гормоны участвуют в обмене веществ, начиная с внутриутробного развития

ФАКТ 6: нервная система действует быстро, но кратковременно, а иногда нужен продолжительный ответ. И тогда гормоны продлевают её, ведь кровь, куда они попадают течёт медленнее, но постоянно.

ВЫВОД 6: гормоны дополняют действия нервной системы

ВЫВОД 7: гормоны поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз

Оказывают ли влияние

гормоны на организм?

ФАКТ 1:

Гуморальная регуляция. Эндокринная система  (аппарат) человека, его особенности и значение Гипофиз Эпифиз ВЫВОД : Железы внутренней и частично смешанной секреции принимают участие в гуморальной регуляции организма, т.к. именно они обладают способностью вырабатывать гормоны непосредственно в кровь Щитовидная железа Вилочковая железа Надпочечники Поджелудочная железа Яичник (жен. половая железа) Семенник (муж. половая железа) 7

Гуморальная регуляция. Эндокринная система

(аппарат) человека, его особенности и значение

Гипофиз

Эпифиз

ВЫВОД :

Железы внутренней и частично смешанной секреции принимают участие в гуморальной регуляции организма, т.к. именно они обладают способностью вырабатывать гормоны непосредственно в кровь

Щитовидная железа

Вилочковая железа

Надпочечники

Поджелудочная железа

Яичник (жен. половая железа)

Семенник (муж. половая железа)

7

Домашнее задание : §§ 44, 48, термины и понятия; ответить на вопросы после параграфов. 7

Домашнее задание : §§ 44, 48, термины и понятия; ответить на вопросы после параграфов.

7