Тема «Гуморальная регуляция»
Задача урока:
сформировать знания о гуморальной регуляции жизнедеятельности организмов как наиболее простом механизме регуляции, характерном для бактерий, грибов, растений, животных; о гормонах и других химических веществах и их роли в гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: овладевают первоначальными систематизированными представлениями о биологических объектах, процессах, явлениях, об основных биологических теориях; понятийным аппаратом биологии у учащихся формируется представление о биологически активных веществах — гормонах, их роли; гуморальной регуляции как наиболее простом механизме регуляции процессов жизнедеятельности организмов, её особенностях.
Метапредметные: учащиеся учатся обобщать информацию, делать выводы.
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
Регулятивные:формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; учащиеся учатся обобщать информацию, делать выводы.
Коммуникативные: осознанно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивают различные точки зрения
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе, овладевают коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;у учащихся формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности.
Основные понятия урока: гормоны, гормональная и гуморальная регуляция.
Деятельность учащихся: объясняют особенности регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов; объясняют роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов
Ход урока.
1.Организационный момент (приветствие детей, психологический настрой, мотивация к учебной деятельности) – 1-2 мин. В ходе урока учащиеся работают в группах.
- Добрый день. Садитесь.
Все мы с вами все разные, но чем- то похожи. Давайте проверим?
1. Кому нравится предмет биология? (поднимите правую руку)
2. А кто усиленно занимается ее изучением? (поднимите левую руку)
3. Кто уважает своих одноклассников? (хлопайте в ладоши)
4. У кого есть друзья? (улыбнитесь)
Повернитесь друг к другу, поприветствуйте друг друга и наших гостей, улыбнитесь. Ведь Улыбка - залог хорошего настроения, так мы дарим друг другу здоровье и радость.
Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Удачной, вам работы!
Мотивация учебной деятельности. Давайте ребята поиграем в игру «Кошки-мышки и в ходе сразу вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.
1 задание соотнести определение с понятием ( у каждой группы на столах лежат карточки с определениями и понятиями. По очереди команды поднимают карточки с понятиями, другие отвечают также подняв карточки с определениями. Одна команда поднимает понятие, а другие 3 команды определение, и так по очереди и этим самым зарабатываете баллы)
Размножение Воспроизведение себе подобных организмов направленное на
увеличение численности вида.
Рост Увеличение размеров и массы тела организма
Развитие Совокупность последовательных морфологических и физиологических
изменений, претерпеваемых каждым организмом от момента его зарождения
до конца жизни.
Дыхание Процесс газообмена в организме.
Питание Процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для
поддержания жизни, здоровья и работоспособности.
Обмен веществ Поступление в организм из внешней среды различных веществ, усвоение и изменение этих веществ и в выделении образовавшихся продуктов распада.
Гуморальная регуляция
Раздражимость Способность воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них.
Какое понятие оказалось лишним? Вы можете дать определение данному словосочетание?
Значит, какая тема урока?
-Правильно, гуморальная регуляция, значит на уроке мы будем говорить именно об этом.
(Запишите тему урока)
-Какие задачи поставим перед собой?
-Гипотеза, мы считаем, что на слаженную работу органов и их систем влияет гуморальная регуляция.
-Как сложно устроен живой организм. Сколько функций выполняют его десятки органов и миллиарды клеток! Как им удаётся работать четко и слажено? Мы с вами попробуем в этом разобраться.
-Большую роль в жизнедеятельности организмов играют гормоны.
-И так, для того чтобы узнать, что такое гормоны и как они действуют, мы активно поработаем над кейсами. Прочитайте внимательно тексты и выполните задания к ним, ответы подчеркните карандашом.
Группа 1. «Гормоны»
У высокоорганизованных животных гормоны выделяются железами эндокринной системы, подобно тому, как слёзные железы выделяют слёзы, а слюну вырабатывают слюнные железы.
Эндокринные железы выделяют гормоны - биологически активные вещества.
Гормоны выделяются специализированными клетками и оказывают целенаправленное действие на другие ткани и органы. В этом проявляется такое свойство гормонов, как специфичность. Избирательно контролируя жизненные процессы, гормоны обусловливают нормальную жизнедеятельность всего организма.
Гормоны распространяются довольно медленно, например у человека скорость движения равна скорости крови, так в артериях это 200 мм/с (20 см в секунду), а в мельчайших сосудах капиллярах – 0, 5 мм/с. Сколько сантиметров? А метров?(0,05 см/с)
Задание 1.Что такое гормоны? Какие железы их выделяют?
Задание 2.Какова скорость движения гормонов?
-Вторая группа, пожалуйста вам слово»
Группа 2. «Гормон гипофиза»
В гуморальной регуляции принимает участие гипофиз. Это важнейшая железа внутренней секреции, массой 0,5-0.7г. расположена в продолговатом мозге. Гипофиз вырабатывает несколько гормонов. Один из гормонов гипофиза - гормон роста — соматотропин. Именно он определяет параметры нашего тела, массу тела, величину всех органов. Благодаря соматотропину наиболее активно детвора прибавляет заветные сантиметры весной и летом: в эти месяцы ребята растут в три четыре раза быстрее, чем зимой. Особенно «бурные» периоды роста это 5-6 лет и 12-14 лет. Высокую активность гормон роста проявляет лишь до определённого возраста: девушкам - до 16-18 лет, юношам – до 18-20 лет. При недостатке гормона роста наступает карликовость, а избыток ведет к гигантизму.
Задание 1. Что такое гипофиз и где она расположена?
Задание 2. Как называется гормон роста?
Задание 3. Какой интересные и познавательные факты приведены в
тексте?
Задание 4. К чему приводит недостаток или избыток этого гормона?
Вы наверное замечали, что когда после каникул приходите в школу в сентябре, как учителя с удивлением и восхищением говорят «Как ты вырос?» А мы даже и не думаем, что это деятельность гормонов.
Внимание на экран. (Сообщение для ученика)
Научно установлено, что пища, лишённая витаминов и микроэлементов может вызвать задержку роста. На рост влияет, возраст, пол, физическая нагрузка, наследственность. Если мама и папа невысокие, их ребенок вряд ли будет великаном. Не стоит унывать, Пушкин, Гоголь, Наполеон, Эйнштейн, Пикассо, Чаплин это люди с невысоким ростом, но рост не помешал им оставить яркий след в истории человечества.
Сотни фотографов снимали эту необычную встречу:
самый большой человек в мире турок Султан Косен пожал руку самому маленькому человеку планеты - китайцу Хэ Пинпину.
Рост Султана - 2 метра 46,5 сантиметров, который был занесен в книгу рекордов Гиннеса Малыш Пинпин со своими 73-мя сантиметрами едва-едва доходит гиганту до колена.
Вот эти слова может самому хорошему ученику отдать, пусть выразительно прочитает. Возможно это будет часть сториллетинга. Только начало немного изменить, более эмоционально, чтобы привлечь внимание одноклассников.
А в жизни вы встречали карликов и великанов? Их так много? А где? (Цирк, в передаче «Форд-Баярд). Вспомните сказки, которые читали
Группа 3. Щитовидная железа
На шее впереди гортани расположена щитовидная железа. Она вырабатывает ряд гормонов, которые участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Для образования гормонов щитовидной железы необходим йод. Ученые выяснили, что у нас в Башкирии наблюдается нехватка йода организму. Основной гормон щитовидной железы тироксин, регулирует обмен веществ. От их количества в крови зависит уровень потребления кислорода органами и тканями. Усиление производства гормонов щитовидной железы приводит к повышению интенсивности обмена веществ. Недостаток гормонов щитовидной железы приводит к «Базедовой болезни», а избыток к — микседеме.
Задание 1. Где расположена щитовидная железа?
Задание 2. Какой гормон вырабатывает щитовидная железа ? Как восполняем организм йодом?
Задание 3.К каким заболеваниям приводит недостаточное и избыточное действие гормонов щитовидной железы?
Йод мы восполняем с помощью употребления в рацион йодосодержащих продуктов: морская капуста, рыба, йодированная соль, а очень много его в плодах фейхоа.
- При нехватке гормона образуется гипофункция, а при его избытке — гипперфункция, примером тому служат заболевания (Рис. «Базедова болезнь», микседема).
Группа 4. Фитогормоны
Без участия гормонов жизнь на Земле была бы невозможна.
Сложная система гуморальной регуляции существует и в жизни растений. У цветковых растений образуются гормоны роста - фитогормоны. Особенно много ростовых веществ в кончике корня, на верхушке побега. Гормоны влияют на рост и развитие клеток растений, на образованию новых корней, на скорость деления клеток. Гормоны по проводящим тканям передвигаются по растению. Нисходящий ток подавляет развитие боковых почек и не дает побегу ветвиться. Если отщипнуть верхушку стебля, гормон перестанет выделяться, и боковые почки тронутся в рост. Получится пушистый кустик. Умело обрезая растения, можно создавать настоящие скульптуры причудливой формы.
Задание 1. Как называются гормоны роста у растений?
Задание 2. На что влияют гормоны роста растений?
Задание 3. Какую роль играет прищипывание верхушки стебля?
Внимание на экран (Рост растения в теплице, придание формы растениям)
Карликовые формы растений в тундре, карликовые яблони, сады бонсай в Японии, это просто уникально.
Карликовость тундровых видов- результат длительной эволюции в экстремальных условиях, возможно в начале работала г, а затем естественный гуморальная регуляция, а затем естественный отбор.
Бонсай- искусственное земледелие при выращивании в бедной почве. Концлагерь для деревьев.
Выводы
1)-А теперь давайте внимательно посмотрим на схему, и обобщим действие гормонов: рост, развитие, размножение, обмен веществ, питание, изменение окраски тела, линька гусеницы, окукливание гусеницы, превращение головастика в лягушку, или превращение гусеницы в бабочку.
Воздействие гормонов это гормональная регуляция, а она составной частью гуморальной регуляции, значит действие гормонов и есть гуморальная регуляция.
Значит наша гипотеза подтвердилась?
Схема: Гормоны-Гормональная регуляция — Гуморальная регуляция.
Закрепление
1)Удивление: внимание на экран, дети слушают песню «Листопад»
- И так, какой вопрос вы услышали в ходе прослушивания песни?
Кто же в этом виноват?
-Скажите пожалуйста, о каком времени года поется в песне (осень).
-Какие же изменения происходят с растениями осенью? (изменяется окраска листьев, сбрасывают листву, закладка новых почек).
-А какова причины таких изменений? (растительный организм регулирует работу своих органов в изменяющихся условиях среды)
- С помощью чего происходит регуляция работы растительного организма? (с помощью химических веществ).
- То есть мы можем сказать, что регуляция процессов жизнедеятельности растений происходит с помощью химической регуляции.
2)Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки, рычание собаки, готовность отразить возможную атаку.
Домашнее задание.
1)Изучите следующий параграф 38, и заполните таблицу. Сравните два типа регуляции.
2)Попробуйте объяснить.
а) Выдержка из рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи». Какое заболевание описал Тургенев? Каковы его причины?
«Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка вылезают на лоб жидкие пряди желтых волос”.
б) Эту болезнь в Древнем Египте называли «Медовая болезнь», а чтобы ее определить врач пробовал мочу больного на вкус. Что это за болезнь?
3) Практическая работа (по желанию). Вырастить рассаду.
Рефлексия
На сегодняшний день гуморальная регуляция изучена достаточно хорошо. Это позволяет учёным предупреждать многие заболевания.
Но самые главные находки ещё впереди – как продлить молодость и человеческую жизнь при помощи гормонов? Быть может, эти открытия совершите именно вы?
Удачи вам и помните – знания это универсальный ключ ко всем таинственным дверям непознанного. Дорогие ребята - учитесь учиться!
Итоги урока.