СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Гуурһанай нюусанууд"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие литературно-творческих способностей у школьников через занимательное стихосложение (на материале авторской общеобразовательной программы «Гуурһанай нюусанууд» (Секреты стихосложения))

Просмотр содержимого документа
«"Гуурһанай нюусанууд"»

Собственная методическая разработка учителя по преподаваемому предмету
    1. Краткое описание собственной методической разработки по преподаваемому предмету

Название методической разработки: Развитие литературно-творческих способностей у школьников через занимательное стихосложение (на материале авторской общеобразовательной программы «Гуурһанай нюусанууд» (Секреты стихосложения))

Актуальность методической разработки. В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, желательно как можно раньше приобщить детей к различным видам творческой деятельности. Увлечение литературой, стихосложением, возможность попробовать самому создать художественное произведение способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.

В творческой деятельности дети любого возраста раскрываются так интересно, что порой за один час узнаешь то, что может скрываться годами, а может вообще не раскрыться никогда. Разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию личности и стимулом творческого подхода к любой деятельности.

Цельпознакомить учащихся с основами поэтического творчества и занимательными формами стихосложения.   

Целевая аудитория: Методическая разработка ориентирована на учащихся среднего школьного возраста, а также на одаренных детей, обнаруживающихх склонности к литературному творчеству.

Период времени, в течение которого применялась методическая разработка: Работа с детьми ведется по данной программе с 2021 года на уроках по развитию речи по бурятскому языку и литературе.

Можно смело утверждать, что врожденной поэтической одаренностью обладает очень большое число детей. Дети в своей массе живее и тоньше, чем взрослые, воспринимают поэтическое слово. Поэтому в нашей методике предусмотрена работа с детьми среднего школьного возраста, направленная на развитие у них чувства ритма, а также на «чувствование» особенностей родного языка. В игровой форме им прививаются знания о ритмомелодике бурятского стиха, рифмах (созвучиях), приёмах звуковой организации стиха и т.п. Дети знакомятся с правильным словообразованием, с основами синтаксического строя бурятского языка. Полученные ими знания, основы стихосложения, основы эстетического воспитания, несомненно, помогут сформировать гармоническую и высокодуховную личность.

Предполагаемые результаты:

  • повышение творческой активности школьников;

  • участие в творческих конкурсах различного уровня;

  • создание рукописного сборника, включающего произведения детей.

Содержание методической разработки включает в себя освоение теоретических знаний, основ литературного творчества и практические занятия, отдельные упражнения, включающие непосредственную творческую деятельность.

Стихотворение тогда становится стихотворением, когда в нем закончена мысль, совершилось какое-то действие. А поиск нужного слова для стихотворной строчки развивает вкус, гибкость ума, сообразительность. Очень важно, чтобы дети с самого начала своего знакомства с такой наукой, как стихосложение, поняли, из чего стихи складываются, научились чувствовать нехватку той или иной детали.

В первую очередь дети должны знать, что в бурятском стихотворении строки связываются аллитерацией (сплошной, параллельной или перекрестной) и по возможности рифмой, от которой возникает созвучие двух строк, а также в обеих строках стиха должно быть одинаковое количество слогов. Для школьников среднего звена эти законы стихотворчества должны стать обязательными.

Из опыта свой работы могу утверждать, что учащихся больше интересует практика, а не теория стихосложения. Им интересно, не как это сделано, а как можно это сделать. Поэтому при объяснении теоретического материала всегда дается определенный корпус практических заданий, обязательных для выполнения, часто в игровой, занимательной форме.

В нашей методике есть упражнения, направленные на развитие воображения. Это задания как формального характера, так и творческого. В заданиях формального характера ученикам предлагается составить стихотворение, используя различные системы рифмовки (смежная, перекрестная, кольцевая) и различные жанры стихотворений. Это развивает умение версификации и расширяет жанровые горизонты.

Задания творческого характера направлены на активную работу воображения. Например, ученикам предлагается составить буриме или акростих, подобрать ассоциации, составить стихотворение, используя ключевые слова, или описать в стихах какой-либо предмет, не называя его. С одной стороны, выбор темы, заданность рифмы или ключевых слов ограничивает человека, но с другой стороны, действуя в рамках какой-то системы, он пытается эту систему разрушить и ищет нестандартные пути выхода из нее.

Например, в качестве задания на этапе закрепления темы можно предложить составить буриме. Учитель заранее готовит заготовки для стиха, учащиеся выбирают соответствующие теме рифмы.

Мэдүүлэлэй гэшүүн – хэлэгшэ,

Манай бодол дүүргэгшэ (Денис)

Или же можно дать задание – составить синквейн. Это довольно простая форма стихосложения. С этой задачей справится каждый ученик.

Тэмдэгэй нэрэ

Шанарта ба харилсаата

Элирхэйлдэг, тодорхойлдог, зурагладаг

Ямар? гэжэ асуудалда харюусадаг

Хэлэлгын хуби (Айлана Б.)

В буриме также можно поиграть. Здесь лучше всего организовать групповую или парную работу, т.е. ученики пишут по одной строчке по заданной теме, имея одну рифму из двух или четырех слов. Далее соединяют, по необходимости редактируют и складывают шуточное стихотворение.

Например:

Манай тэхэ ямаан

Сэлэнгэ руу унаа.

Майдар үзэлэй удаан

Тэрээн тээшэ хараа (Вова, Янжина).

Также детям очень нравится игра Сирано, в которой требуется придумывать стихи с помощью рифм и тем, вытащенных из игровой колоды. Игру можно провести в форме поэтического состязания. В интерактивной презентации дети выбирают тему и рифмы.

Например: тема «амитад» (животные), рифмы «-тай, -гай».

Тайгын эзэн – баабгай,

Ташарганада дуратай.

Танилсабал гайтай,

Тамын амитан сухалтай (Номин).

Пример на аллитерацию: тема «амитад», сплошная аллитерация.

Баабгай – тайгын эзэн,

Бартахи гэжэ хэлүүлдэг.

Бүхөөр үбэлдөө унтажа,

Барбаадайгаа долёодог (Номин).

Главнейшим из метрических средств бурятских стихотворений является соблюдение особой рифмы, т.н. аллитерации. Учащиеся, имея представление о различных системах аллитерации – сплошной, параллельной, перекрестной – могут сочинять стихи на любую тему. Применение этого закона особых затруднений не вызывает. По заданной схеме учащиеся сочиняют стихи.

А

А

А

А

А

Б

А

Б

А

А

Б

Б


Примеры детских стихотворений:

Хүдөө дүүрэн амитад,

Хөөрхэн хонин һүрэг.

Хүбэн сагаан нооһоороо

Хүйтэн халууниие халхалдаг (Содэн).


Стихотворение-загадка:

Үү, татай, баабгай, баахалдай

Үндэр эвкалипт дээрэ байратай.

Һаглагар боро нооһотой,

Һайхан хөөрхэн хоншоортой (Алдар Ц.).

На уроке по развитию речи по бурятской литературе ученик написал акростих-эпиграф к сочинению:

Жаргал гээшэ юун бэ?

Аба эжын үршөөл гэжэ

Радна үбгэн

Гараа дээшэнь үргэжэ,

Арад зондоо, нүхэдтөө

Лабхан тодоор хэлээ һэн.

Также интересны орфографические стихотворения – это рифмовки со словарными словами, словами с какой-то орфограммой или с грамматическими рифмами. Это задание с успехом можно применять на уроках бурятского языка как одно из упражнений по закреплению орфографических умений учащихся.

Шиираг, һиихэ, сиидэм

ы дуулдааш һаань ии бэшээрэй.

Харин харгы, зүгы, хүхыдэ

ы бэшээрэй үгын һүүлдэ.

Одним из сложных вопросов бурятского стихосложения является ритм или ритмическая организация стиха. На данном этапе учащимся важнее понять, что ритм – это последовательное чередование сильных и слабых долей звука и что он бывает разным. Это является мостиком к усвоению более сложного понятия «размер». На данном этапе учащиеся получают простое понятие о метрической системе бурятского языка. В качестве примеров служат известные стихи бурятских поэтов, а также стихи собственного сочинения учителя.

Примеров детских стихов достаточно много. Они все предоставлены на личном сайте учителя. Ссылки: https://multiurok.ru/files/guurhanaim-turshalganuud-tsytsykova-altana.html

https://docs.google.com/document/d/1ZP5_Xf7T9v1KNkF3lEIyVY1kBMcCt-Ft/edit?usp=sharing&ouid=108227368539304537751&rtpof=true&sd=true

https://multiurok.ru/files/abyn-hurgaal-altan-badaraev-ochir.html

Также на сайте опубликованы стихи учителя. Ссылки: https://multiurok.ru/files/sugtaa-khuugedei-almanakhta-kheblegdehen-shuleguud.html

https://multiurok.ru/blog/bagashuuldaa-zoriuulan.html

https://multiurok.ru/files/bagashuulaa-baiarluulaia-dalain-amitad-tukhai.html

https://multiurok.ru/files/bagashuulaa-baiarluulaia-avstraliin-amitad.html

В заключении нужно отметить, что занимательные стихи не всегда имеют высокую художественную ценность, но зато представляют собой интереснейшие образчики поэтических развлечений. Стихосложение позволяет выявить и развить творческий потенциал ребенка, помогает ему раскрепоститься, почувствовать себя творцом и сформировать активную жизненную позицию.

Литература.

  1. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. М, 1967.

  2. Дугаров Э. Ч. Шэлэгдэмэл зохёолнууд. Улаан-Үдэ, 2011.

  3. Туденов Г.О. Бурятское стихосложение. Улан-Удэ, 1958.

  4. Шульговский Н.Н. Занимательное стихосложение. М.: Дом Мещерякова, 2017


Ссылка на полную версию авторской программы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!