МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БУРЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ № 1»
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы Шойнжонов Б.Б. _______________ | СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР Цыбикова Д.Д. ________________ | РАССМОТРЕНО: на заседании МО Осорова Э.Н. _______________ |
«17» мая 2022 г. | «17» мая 2022 г. | «11» мая 2022 г. |
АВТОРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Гуурһанай нюусанууд» (Секреты стихосложения)
для учащихся средних классов
Составитель: Шойнжонова Д.Б.,
учитель бурятского языка и литературы
Улан-Удэ
2022
Информационная карта
ФИО учителя | Шойнжонова Дулма Базаровна |
Тип программы | Общеразвивающая |
Образовательная область | Гуманитарная |
Направленность деятельности | Социально-педагогическая |
Способ освоения содержания образования | Практический |
Уровень освоения содержания образования | Базовый |
Уровень реализации программы | Основное общее образование |
Форма реализации программы | Групповая |
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся среднего звена и рассчитана на 17 часов. На уроках по развитию речи по бурятскому языку и литературе, а также на их различных этапах ребята изучают основы стихосложения, знакомятся с лучшими образцами бурятской поэзии, развивают творческое воображение, учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём, учатся сочинять и чувствовать слово. Всё это делает процесс обучения увлекательным и даёт каждому возможность самоутвердиться, развить свои творческие способности.
1.1. Нормативно-правовая база формирования общеобразовательной программы:
Общеобразовательная программа «Гуурһанай нюусанууд» составлена в соответствии с требованиями следующих основных нормативных документов:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия» (принят Народным Хуралом РБ 05.12.2013);
Государственная программа развития образования, науки и молодежной политики Республики Бурятия от 6.02.2013 г. № 49;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013 г. № 1008.
1.2. Актуальность программы. В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, желательно как можно раньше приобщить детей к различным видам творческой деятельности. Увлечение литературой, стихосложением, возможность попробовать самому создать художественное произведение способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.
В творческой деятельности дети любого возраста раскрываются так интересно, что порой за один час узнаешь то, что может скрываться годами, а может вообще не раскрыться никогда. Разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию личности и стимулом творческого подхода к любой деятельности.
Цель – познакомить учащихся с основами поэтического творчества и занимательными формами стихосложения.
Задачи курса:
создать условия для творческого развития ребенка, познания азов художественного творчества через специальные игры, тренинги, упражнения, самоорганизации в творческом процессе;
создать условия для самовыражения, раскрытия радости творческого процесса;
обучать основным принципам и законам написания и редактирования стихотворного текста;
формировать у учащихся практические навыки создания художественного текста: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной литературой, работать со словарями, осуществлять выборку ключевых слов из словарей;
увлечь занимательным стихосложением, научить составлять небольшие четверостишия по пройденным темам школьных программ по бурятскому языку и литературе;
развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск сборников.
Целевая аудитория: Методическая разработка ориентирована на учащихся среднего школьного возраста, а также на одаренных детей, обнаруживающихх склонности к литературному творчеству.
Можно смело утверждать, что врожденной поэтической одаренностью обладает очень большое число детей. Дети в своей массе живее и тоньше, чем взрослые, воспринимают поэтическое слово. Поэтому в нашей методике предусмотрена работа с детьми среднего школьного возраста, направленная на развитие у них чувства ритма, а также на «чувствование» особенностей родного языка. В игровой форме им прививаются знания о ритмомелодике бурятского стиха, рифмах (созвучиях), приёмах звуковой организации стиха и т.п. Дети знакомятся с правильным словообразованием, с основами синтаксического строя бурятского языка. Полученные ими знания, основы стихосложения, основы эстетического воспитания, несомненно, помогут сформировать гармоническую и высокодуховную личность.
Предполагаемые результаты:
повышение творческой активности школьников;
участие в творческих конкурсах различного уровня;
создание рукописного сборника, включающего произведения детей.
2. Примерное содержание программы (17 ч.)
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Формы организации занятий |
1 | Толгой холболго гэжэ юуб? Гуурһанай туршалганууд. | 1 | практическое занятие |
2 | Буряад шүлэгтэ рифмэ байдаг гү? Гуурһанай туршалганууд. | 1 | практическое занятие |
3 | Наадангаа зохёое. Гуурһанай туршалганууд – Буриме. | 1 | практическое занятие |
4 | Ямар толинуудые хэрэглэхэб? Гуурһанай туршалганууд. | 1 | практическое занятие |
5 | Буряад шүлэгэй хэм: ритм тухай. Гуурһанай туршалганууд | 1 | практическое занятие |
6 | Эрдэни Дугаровай шэлэгдэмэл шүлэгүүд. Уран уншалга, анализ. | 1 | практическое занятие |
7 | Наадангаа найруулая. Гуурһанай туршалганууд – акростих ба телестих. | 1 | практическое занятие |
8 | Шүлэг зохёолгын уран арганууд. Гуурһанай туршалганууд. | 1 | Практическое занятие |
9 | Метафора ба эпитет тухай ойлгосо. Гуурһанай туршалганууд. | 1 | практическое занятие |
10 | Шүлэг үргэлжэлүүлэ. Гуурһанай туршалганууд. | 1 | практическое занятие |
11 | Шүлэг-таабари. Гуурһанай туршалганууд. | 1 | практическое занятие |
12 | Зэргэсүүлгэ ба олицетворени тухай ойлгосо. Гуурһанай туршалганууд. | 1 | практическое занятие |
13 | Синквейн гэжэ юун бэ? Гуурһанай туршалганууд. | 1 | практическое занятие |
14 | Наадангаа зохёое. Сирано – литературна наадан. | 1 | практическое занятие |
15 | Анаграмма, логогриф. Гуурһанай туршалганууд. | 1 | практическое занятие |
16 | Жороо үгэнүүдые зохёолго. Гуурһанай туршалганууд. | 1 | практическое занятие |
17 | Суглуулбари бүтээе. Уран уншалга. Зурагуудые зуралга. | 1 | практическое занятие |
| Итого | 17 | |
Примечание: Темы занятий примерные, могут быть дополнения к программе в процессе её апробации.
3. Материально-техническое обеспечение программы
1. Компьютер и мультимедийный проектор
4. Рекомендуемый список литературы:
Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1967.
Дугаров Э. Ч. Шэлэгдэмэл зохёолнууд. Улаан-Үдэ, 2011.
Туденов Г.О. Бурятское стихосложение. Улан-Удэ, 1958.
Шульговский Н.Н. Занимательное стихосложение. Москва: Дом Мещерякова, 2017.
Приложение № 1
Перечень примерных упражнений и заданий:
Толгой холболго гээшые ойлгуула. Юундэ толгой холбоноб – бодомжоло. Жэшээ дээрэ харуулжа турша. Ямар янзын толгой холболго байдаг бэ?
Рифмэ гэжэ буряад шүлэгтэмнай хэр зэргэ ушардаг бэ? Буряад найруулагшадай жэшээ дээрэ харуула.
Үгэнүүдтэ рифмэнүүдые тааруула: хада, тэхэ, тэргэ, шаазгай, дэлхэй, баабгай.
Буриме гэжэ юун бэ? Рифмэнүүдые шэлээд, зохёожо турша. Түрэл – гэрэл, түби – хуби, шаазгай – хазагай, хэлэгшэ – дүүргэгшэ, мэргэн – түргэн.
Австралиин хомор амитад тухай материал олоод, али нэгэн амитан тухай шүлэг найруулжа турша. Толи хэрэглэ. Толгой холболго баримтала.
Шүлэг үргэлжэлүүлэ:
Үйлэ үгын түхэлнүүды
Үзэжэ булта дүүргээбди...
Акростих ба телестих гээшые хэзээ хэрэглэжэ болохоб? Эжыдээ гү, али нүхэртөө зорюулжа, шүлэг зохёо. Нюугдаһан үгэ – хүнэй нэрэ.
Үгтэһэн темэнүүдтэ шүлэг-таабаринуудые найруула: Далайн амитад, нютагаймнай шубууд, ойн амитад.
Синквейн гэжэ юун бэ? Жэшээ дээрэ харуула.
Өөр тухайгаа шүлэгөөр хөөрэ. Ямар аргануудые хэрэглээбши?
«Дуун хүгжэм һайхан даа!» - мэдээжэ дуунай үгэнүүдые һэлгэжэ, шог ёгто гү, али амаршалгын дуу зохёожо турша. В лесу родилась ёлочка, Хаанаб утаан, Түрүүшын дуран г.м.
Корней Чуковскиин шүлэгүүдые оршуула: Мойдодыр, Бармалей, Айболит, Федорино горе г.м.
Уран зохёол уншажа дүүргээт. Али нэгэн герой тухай шүлэг найруула.
Уран аргануудые хэрэглэжэ, байгаали тухай 2-3 бадагһаа бүридэһэн шүлэг найруула г.м.
7