СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа "Гуурһанай нюусанууд"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для учащихся среднего звена и рассчитана на 17 часов. На уроках по развитию речи по бурятскому языку и литературе, а также на их различных этапах ребята изучают основы стихосложения, знакомятся с лучшими образцами бурятской поэзии, развивают творческое воображение, учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём,  учатся сочинять и чувствовать слово. Всё это делает процесс обучения увлекательным и даёт каждому возможность самоутвердиться, развить свои творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Гуурһанай нюусанууд"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БУРЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ № 1»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

Шойнжонов Б.Б.

_______________

СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР Цыбикова Д.Д.

________________

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

Осорова Э.Н.

_______________

«17» мая 2022 г.

«17» мая 2022 г.

«11» мая 2022 г.



АВТОРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Гуурһанай нюусанууд» (Секреты стихосложения)

для учащихся средних классов


Составитель: Шойнжонова Д.Б.,

учитель бурятского языка и литературы

Улан-Удэ

2022

Информационная карта

ФИО учителя

Шойнжонова Дулма Базаровна

Тип программы

Общеразвивающая

Образовательная область

Гуманитарная

Направленность деятельности

Социально-педагогическая

Способ освоения содержания образования

Практический

Уровень освоения содержания образования

Базовый

Уровень реализации программы

Основное общее образование

Форма реализации программы

Групповая























  1. Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся среднего звена и рассчитана на 17 часов. На уроках по развитию речи по бурятскому языку и литературе, а также на их различных этапах ребята изучают основы стихосложения, знакомятся с лучшими образцами бурятской поэзии, развивают творческое воображение, учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём, учатся сочинять и чувствовать слово. Всё это делает процесс обучения увлекательным и даёт каждому возможность самоутвердиться, развить свои творческие способности.

1.1. Нормативно-правовая база формирования общеобразовательной программы:

Общеобразовательная программа «Гуурһанай нюусанууд» составлена в соответствии с требованиями следующих основных нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия» (принят Народным Хуралом РБ 05.12.2013);

  • Государственная программа развития образования, науки и молодежной политики Республики Бурятия от 6.02.2013 г. № 49;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013 г. № 1008.

1.2. Актуальность программы. В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, желательно как можно раньше приобщить детей к различным видам творческой деятельности. Увлечение литературой, стихосложением, возможность попробовать самому создать художественное произведение способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.

В творческой деятельности дети любого возраста раскрываются так интересно, что порой за один час узнаешь то, что может скрываться годами, а может вообще не раскрыться никогда. Разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию личности и стимулом творческого подхода к любой деятельности.

Цельпознакомить учащихся с основами поэтического творчества и занимательными формами стихосложения.   

Задачи курса:

  • создать условия для творческого развития ребенка, познания азов художественного творчества через специальные игры, тренинги, упражнения, самоорганизации в творческом процессе;

  • создать условия для самовыражения, раскрытия радости творческого процесса;

  • обучать основным принципам и законам написания и редактирования стихотворного текста;

  • формировать у учащихся практические навыки создания художественного текста: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной литературой, работать со словарями, осуществлять выборку ключевых слов из словарей;

  • увлечь занимательным стихосложением, научить составлять небольшие четверостишия по пройденным темам школьных программ по бурятскому языку и литературе;

  • развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск сборников.

Целевая аудитория: Методическая разработка ориентирована на учащихся среднего школьного возраста, а также на одаренных детей, обнаруживающихх склонности к литературному творчеству.

Можно смело утверждать, что врожденной поэтической одаренностью обладает очень большое число детей. Дети в своей массе живее и тоньше, чем взрослые, воспринимают поэтическое слово. Поэтому в нашей методике предусмотрена работа с детьми среднего школьного возраста, направленная на развитие у них чувства ритма, а также на «чувствование» особенностей родного языка. В игровой форме им прививаются знания о ритмомелодике бурятского стиха, рифмах (созвучиях), приёмах звуковой организации стиха и т.п. Дети знакомятся с правильным словообразованием, с основами синтаксического строя бурятского языка. Полученные ими знания, основы стихосложения, основы эстетического воспитания, несомненно, помогут сформировать гармоническую и высокодуховную личность.

Предполагаемые результаты:

  • повышение творческой активности школьников;

  • участие в творческих конкурсах различного уровня;

  • создание рукописного сборника, включающего произведения детей.




2. Примерное содержание программы (17 ч.)


Раздел, тема

Кол-во

часов

Формы организации занятий

1

Толгой холболго гэжэ юуб? Гуурһанай туршалганууд.

1

практическое занятие

2

Буряад шүлэгтэ рифмэ байдаг гү? Гуурһанай туршалганууд.

1

практическое занятие

3

Наадангаа зохёое. Гуурһанай туршалганууд – Буриме.

1

практическое занятие

4

Ямар толинуудые хэрэглэхэб? Гуурһанай туршалганууд.

1

практическое занятие

5

Буряад шүлэгэй хэм: ритм тухай. Гуурһанай туршалганууд

1

практическое занятие

6

Эрдэни Дугаровай шэлэгдэмэл шүлэгүүд. Уран уншалга, анализ.

1

практическое занятие

7

Наадангаа найруулая. Гуурһанай туршалганууд – акростих ба телестих.

1

практическое занятие

8

Шүлэг зохёолгын уран арганууд. Гуурһанай туршалганууд.

1

Практическое занятие

9

Метафора ба эпитет тухай ойлгосо. Гуурһанай туршалганууд.

1

практическое занятие

10

Шүлэг үргэлжэлүүлэ. Гуурһанай туршалганууд.

1

практическое занятие

11

Шүлэг-таабари. Гуурһанай туршалганууд.

1

практическое занятие

12

Зэргэсүүлгэ ба олицетворени тухай ойлгосо. Гуурһанай туршалганууд.

1

практическое занятие

13

Синквейн гэжэ юун бэ? Гуурһанай туршалганууд.

1

практическое занятие

14

Наадангаа зохёое. Сирано – литературна наадан.

1

практическое занятие

15

Анаграмма, логогриф. Гуурһанай туршалганууд.

1

практическое занятие

16

Жороо үгэнүүдые зохёолго. Гуурһанай туршалганууд.

1

практическое занятие

17

Суглуулбари бүтээе. Уран уншалга. Зурагуудые зуралга.

1

практическое занятие


Итого

17



Примечание: Темы занятий примерные, могут быть дополнения к программе в процессе её апробации.


3. Материально-техническое обеспечение программы

1. Компьютер и мультимедийный проектор


4. Рекомендуемый список литературы:

  1. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1967.

  2. Дугаров Э. Ч. Шэлэгдэмэл зохёолнууд. Улаан-Үдэ, 2011.

  3. Туденов Г.О. Бурятское стихосложение. Улан-Удэ, 1958.

  4. Шульговский Н.Н. Занимательное стихосложение. Москва: Дом Мещерякова, 2017.




Приложение № 1

Перечень примерных упражнений и заданий:


  1. Толгой холболго гээшые ойлгуула. Юундэ толгой холбоноб – бодомжоло. Жэшээ дээрэ харуулжа турша. Ямар янзын толгой холболго байдаг бэ?

  2. Рифмэ гэжэ буряад шүлэгтэмнай хэр зэргэ ушардаг бэ? Буряад найруулагшадай жэшээ дээрэ харуула.

  3. Үгэнүүдтэ рифмэнүүдые тааруула: хада, тэхэ, тэргэ, шаазгай, дэлхэй, баабгай.

  4. Буриме гэжэ юун бэ? Рифмэнүүдые шэлээд, зохёожо турша. Түрэл – гэрэл, түби – хуби, шаазгай – хазагай, хэлэгшэ – дүүргэгшэ, мэргэн – түргэн.

  5. Австралиин хомор амитад тухай материал олоод, али нэгэн амитан тухай шүлэг найруулжа турша. Толи хэрэглэ. Толгой холболго баримтала.

  6. Шүлэг үргэлжэлүүлэ:

Үйлэ үгын түхэлнүүды

Үзэжэ булта дүүргээбди...

  1. Акростих ба телестих гээшые хэзээ хэрэглэжэ болохоб? Эжыдээ гү, али нүхэртөө зорюулжа, шүлэг зохёо. Нюугдаһан үгэ – хүнэй нэрэ.

  2. Үгтэһэн темэнүүдтэ шүлэг-таабаринуудые найруула: Далайн амитад, нютагаймнай шубууд, ойн амитад.

  3. Синквейн гэжэ юун бэ? Жэшээ дээрэ харуула.

  4. Өөр тухайгаа шүлэгөөр хөөрэ. Ямар аргануудые хэрэглээбши?

  5. «Дуун хүгжэм һайхан даа!» - мэдээжэ дуунай үгэнүүдые һэлгэжэ, шог ёгто гү, али амаршалгын дуу зохёожо турша. В лесу родилась ёлочка, Хаанаб утаан, Түрүүшын дуран г.м.

  6. Корней Чуковскиин шүлэгүүдые оршуула: Мойдодыр, Бармалей, Айболит, Федорино горе г.м.

  7. Уран зохёол уншажа дүүргээт. Али нэгэн герой тухай шүлэг найруула.

  8. Уран аргануудые хэрэглэжэ, байгаали тухай 2-3 бадагһаа бүридэһэн шүлэг найруула г.м.


7