И.А.Бунин “Косцы”. Изображение природы и крестьянского труда. Образ Родины.
Эпиграфы к уроку:
Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души. (И.А.Бунин)
Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)
Словарь урока:
Нобелевская премия
лексический повтор
эмиграция
Стихотворение И.А.Бунина “Цветы, и шмели, и трава, и колосья...”
Цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - Господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
14 июля 1918
Москва: Современник, 1985.
- Цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - Господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?» И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав – И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. 14 июля 1918 Москва: Современник, 1985.
- Цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - Господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?» И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав – И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. 14 июля 1918 Москва: Современник, 1985.
- Цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - Господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?» И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав – И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. 14 июля 1918 Москва: Современник, 1985.
- Цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - Господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?» И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав – И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. 14 июля 1918 Москва: Современник, 1985.
Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А. Бунину
- О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль?
- (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).
Наша задача: выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе «Косцы».
Прежде, чем обратиться к произведению поговорим об его авторе.
И.А. Бунин…Вы видите его портрет в учебниках.
-Знакомо ли вам это имя? Что вы знаете об этом писателе?
Детские годы И.А. Бунина прошли в Орловской губернии, среди неброской красоты природы.Многие произведения писатель посвятил описанию природы, например , поэма «Листопад».
Группа учащихся нашего класса подготовила презентацию, посвященную И.А. Бунину. Послушаем сообщение о жизни и творчестве И.А. Бунина.
- Детские годы И.А. Бунина прошли в Орловской губернии, среди неброской красоты природы.Многие произведения писатель посвятил описанию природы, например , поэма «Листопад». Группа учащихся нашего класса подготовила презентацию, посвященную И.А. Бунину. Послушаем сообщение о жизни и творчестве И.А. Бунина.
- Детские годы И.А. Бунина прошли в Орловской губернии, среди неброской красоты природы.Многие произведения писатель посвятил описанию природы, например , поэма «Листопад». Группа учащихся нашего класса подготовила презентацию, посвященную И.А. Бунину. Послушаем сообщение о жизни и творчестве И.А. Бунина.
- Детские годы И.А. Бунина прошли в Орловской губернии, среди неброской красоты природы.Многие произведения писатель посвятил описанию природы, например , поэма «Листопад». Группа учащихся нашего класса подготовила презентацию, посвященную И.А. Бунину. Послушаем сообщение о жизни и творчестве И.А. Бунина.
- Детские годы И.А. Бунина прошли в Орловской губернии, среди неброской красоты природы.Многие произведения писатель посвятил описанию природы, например , поэма «Листопад». Группа учащихся нашего класса подготовила презентацию, посвященную И.А. Бунину. Послушаем сообщение о жизни и творчестве И.А. Бунина.
- «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы…»
Людмила Александровна Бунина
Мать Ивана Бунина была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского, и занималась, в первую очередь, воспитанием детей...
Вера Николаевна Муромцева, жена Бунина, вспоминает: «Мать его, Людмила Александровна, всегда говорила мне, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он будет «особенный», «ни у кого нет такой тонкой души, как у него».
Алексей Николаевич Бунин
Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губернии, был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. В конце концов он, из-за пристрастия к вину и картам, растратил не только собственное наследство, но и состояние жены. Но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали.
Воронеж. Дом, в котором родился И.А. Бунин
Воронеж. Дом, в котором родился И.А. Бунин
Брат Юлий
Старший брат Бунина - Юлий Алексеевич - оказал большое влияние на формирование писателя. Он был для брата как бы домашним учителем. Иван Алексеевич писал о брате: "Он прошел со мной весь гимназический курс, занимался со мной языками, читал мне начатки психологии, философии, общественных и естественных наук; кроме того, мы без конца вели с ним разговоры о литературе".
В мае 1887 года журнал "Родина" напечатал стихотворение "Нищий" шестнадцатилетнего Вани Бунина. С этого времени началась его более или менее постоянная литературная деятельность, в которой нашлось место и для стихов, и для прозы.
В 1901 году вышел поэтический сборник "Листопад", который был восторженно принят и читателями, и критиками.
И. А. Бунин. 1889
В 1917 году произошла революция, которая коренным образом изменила жизнь в стране.
В 1920 году Бунин, не приняв революцию, эмигрировал из России , "испив несказанную чашу душевных страданий", как позже он писал в своей биографии.
28 марта Бунин вместе с женой прибыл в Париж .
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора.
Сказать «прости» родному дому.
10 ноября 1933 года газеты в Париже вышли с огромными заголовками "Бунин - Нобелевский лауреат". Впервые за время существования этой премии награда по литературе была вручена русскому писателю. Всероссийская известность Бунина переросла во всемирную славу.
Каждый русский в Париже, даже тот, который не прочитал ни одной строчки Бунина, воспринял это как личный праздник. Русские люди испытали сладчайшее из чувств - благородное чувство национальной гордости.
И.А. Бунин. 1901
И.А. Бунин. 1900
В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин скончался. Отпевание было торжественным - в русской церкви на улице Дарю в Париже при большом стечении народа. Все газеты - и русские, и французские - поместили обширные некрологи.
А сами похороны состоялись намного позже, 30 января 1954 года (до этого прах находился во временном склепе). Похоронили Ивана Алексеевича на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.
И.А. Бунин. 1948
Музей Бунина И., Орел
Что вам больше всего запомнилось? Чем мы вправе гордиться?
(Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.)
А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается?
(Справка. Сообщение уч-ся.)
Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира.
За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину?
Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.
Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”.
Чтение наизусть учеником начала рассказа на фоне музыки “Звуки природы”.
- Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Помогла ли музыка лучше представить эти картины? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.
- - Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?
- - Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки? Пользуйтесь памяткой (Эпитеты, олицетворения, метафоры).
- - К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ и выделить основные микротемы. Назовите их. (Тема труда, природы, народная песня, тема родины)
- - Сейчас мы о какой теме говорили? (Тема природы).
- Поместим это слово на доску. (Учитель прикрепляет слово “природа” на доску).
- Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.
- Одним из эпиграфов к уроку являются слова И.А. Бунина: “Я пишу о красоте.. .всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души”. Как вы понимаете эти слова?
- (Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).
- Удалось ли автору в данном описании “дать с природой часть своей души”?
- А теперь обратимся к следующей теме - теме крестьянского труда. Поместим и это слово на доску, с какой целью - узнаете чуть позже. (Прикрепляет слово “труд”).
- Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание. (Стр.5)
- Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).
- Словарная работа. Бахилы - вид крестьянской обуви. Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень). Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой
- Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).
- Как понимаете эти слова? (Любят работать).
- А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).
- А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).
- Отрывок из стихотворения А.В.Кольцова “Косарь”. Дома вы должны были сравнить описание крестьянского труда в этом стихотворении и в рассказе “Косцы”.
- Какие общие и различные черты в изображении героев и их труда вы отметили? Прослушаем выразительное чтение этого стихотворения и ответ на вопрос.
А.В. Кольцов «Косцы»
Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! Освежи, взволнуй Степь просторную! Зажужжи, коса, Как пчелиный рой! Молоньей, коса, Засверкай кругом! Зашуми, трава, Подкошонная; Поклонись, цветы, Головой земле!
Ах ты, степь моя, Степь привольная, Широко ты, степь, Пораскинулась, К морю чёрному Понадвинулась! В гости я к тебе Не один пришёл: Я пришёл сам-друг С косой вострою; Мне давно гулять По траве степной Вдоль и поперек С ней хотелося...
- (В обоих произведениях герои ощущают родство с природой, они сильные, тяжёлый труд для них - не в тягость. Последние строчки стихотворения перекликаются со строками рассказа “Косцы”: “Они подвигались без малейшего усилия…”(Стр.6). Но в стихотворении труд описывается более эмоционально, т.к. поэт использует восклицательные побудительные предложения).
- Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведениях искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.
Григорий МЯСОЕДОВ Страдная пора (Косцы)
- На картине Григория Мясоедова «Страдная пора» изображено пшеничное поле. Несколько человек косят урожай, скорее всего это семья. В небе много желтого цвета, вероятно, солнце уже почти в зените, косцы же встали пораньше, чтобы до наступления дневной жары закончить работу. На переднем плане вперед идет с косой отец семейства, дети играют где-то в поле, отцу помогает его сын. В осеннем, желтоватом небе то тут, то там собираются в стаи птицы, чтобы с наступлением холодов дружно улететь в теплые края. Ветерок гоняет по небу облака и нагибает к земле ростки пшеницы, будто помогая людям ее косить. Все на этой картине чем-то заняты, поглощены магией желтого пшеничного поля. Это отражено в названии картины – «Страдная пора», пора собирать урожай. У каждого по осени свой урожай… пройдет еще немного времени и начнется совсем другая пора, зимняя. А пока есть шанс к ней подготовиться и в последний раз насладиться теплыми лучами солнца.
А. А. Пластов. "Сенокос". 1945. Третьяковская галерея. Москва.
- - Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведениях искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин
- художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.
- Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.
- Обратимся вновь к тексту рассказа “Косцы”. Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.6 “.. .и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...”. Рассказчик любуется и восхищается ими).
- Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё?
(Они поют песню)
- Фонограмма русской народной песни
“ Ах ты, степь широкая”.
- Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверняка у вас русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац).
- Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).
- А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).
- Такой композиционный приём называется лексический повтор- повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в тетрадь термин: лексический повтор .
- В словаре С.И. Ожегова значение этого слова.
- 1. Обаяние, очарование, привлекательность. 2. Приятные, пленяющие явления, впечатления.. 3 0 ком-то, чём-то прелестном, чарующем. 4. Внешние черты женской красоты.
- - В каком значении употреблено слово “прелесть” в данном фрагменте текста “Косцы”? Ответ аргументируйте.
- (Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни (2), раскрыть, в чём же её очарование, привлекательность (1), песня действует чарующе на рассказчика (3).
- В данном случае, действительно, подходят все значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу).
- В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.
- (“.. .прелесть была в том, что мы дети своей родины.. .”и далее о родине стр.6.)
- - Как вы понимаете эти строки? Что значат слова “.. .были все вместе”, “наш общий дом была - Россия...”?
- (Русские люди едины в любви к Родине).
- Так мы переходим к центральной теме-теме Родины. Поместим и это слово на доску.
- В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).
- Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство).
- Поместим и это слово на доску.
- Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).
- Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...”).
- Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”? Посмотрим на слова, которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).
- Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).
- Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).
- Перепишите в тетрадь эту схему. А теперь найдите в тексте предложение, которое можно подписать под нашим домом. Запишите его часть. (“Наш общий дом была - Россия”).
- В этой опорной схеме и заключён ответ на вопрос, поставленный в начале урока.
- “ Беспредельная родная Русь”, - говорит Бунин. Единство с нею всегда давало поддержку русскому человеку. Любовь к ней воспета в русских народных сказках, песнях, о которых упоминает автор в конце рассказа “Косцы”. (Зачит.стр.8).
- Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?
- (Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).
- Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.
- На доске записаны слова И.А.Бунина, которые должны стать самыми важными для каждого русского человека, для вас в первую очередь: “Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает”.
- - Я хочу, чтобы вы выучили эти слова наизусть к следующему уроку, а также я попрошу вас выполнить одно из двух заданий, записанных на доске. (Переносная доска).
- Д. зад. 1. Составить связное, развёрнутое сообщение на тему: “Из чего складывается образ Родины в рассказе И.А.Бунина “Косцы”.
- 2. Сочинение-миниатюра: “Что является для меня малой родиной”.
- - А теперь, когда у нас осталось немного времени, я хочу, чтобы вы выразительно прочитали строки, которые произвели на вас сильное впечатление. Постарайтесь в чтении выразить чувства
Спасибо за урок!