Сценарий и презентация урока литературного чтения в 4 классе на тему: И. А. Бунин «Листопад» разработаны в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения. Данный методический материал включает в себя следующие технологии: КСО (коллективный способ обучения); парная и групповая технологии; здоровье сберегательная технология; игровая технология и др.
Ход урока |
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Организационный момент. Цель: организовать и настроить учащихся на урок. 2. Речевая разминка. | Выполняют действия, предложенные учителем. Читают предложенный текст на доске, по группам и с нужной интонацией. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Создаёт положительный эмоциональный настрой. Предлагает прочитать текст с разной интонацией, разделив детей на группы. | «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» - Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста. Какой урок сейчас? (Слайд 1) -Проверяем посадку и готовность к уроку. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? - Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем! (Лес) (Слайд 2) 1 группа – с удивлением; 2 группа – с восхищением; 3 группа – с грустной интонацией. | | Коммуникативные УУД: - умение слушать и слышать учителя; - умение уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: - умение организовывать себя; - развитие способности к волевому усилию. |
3. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. Цель: проверить и воспроизвести коррекцию знаний учащихся; подвести детей к формулированию темы и учебных задач урока. | Отвечают на предложенные вопросы, высказывают предположения по поводу темы и учебных задач урока. | Предлагает назвать имя поэта, высказать предположения по поводу тему и учебных задач урока. | На доске запись: НИНУБ НАВИ ЧИВЕЕСКЕЛА Назовите имя поэта, чье стихотворение мы будем читать. (Слайд 3) Какие произведения данного автора читали? А как называется произведение, узнаем из толкового словаря Ожегова. Толкование этого явления представлено так: (зачитываю). Выскажите предположения по поводу темы нашего урока. Какие учебные задачи поставим перед собой? (Слайд 4) | | Ориентация в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; (Познавательные УУД) воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД) умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) |
4. Изучение нового материала. Цель: освоить новые знания и учиться применять их на практике. | Слушают биографию поэта. Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя. | Проводит словарную работу, включает аудиозапись отрывка, ставит перед учащимися задачу обратить внимание на краски, которые использует поэт. Просит высказать соё впечатление после прочтения стихотворения. Задаёт вопросы на первичное восприятие. | 1. О жизни и творчестве поэта рассказывают заранее подготовленные учащиеся. (Слайды 5 - 12) 2.Словарная работа Сейчас вы прослушаете аудиозапись стихотворения «Листопад» И. А. Бунина. Но прежде чем вы начнете слушать это стихотворение, выскажите ваши предположения, о чем будет говориться в данном произведении? (ответы детей). Кто оказался прав узнаем после прослушивания. Хочу также обратить ваше внимание на то, что в произведении вам встретятся новые, может быть непонятные слова. Давайте их разберем. Работа с новыми словами: (Слайд 13) Лазурь – яркий светло-синий цвет (демонстрация цвета) Багряный – темно красный цвет (демонстрация цвета) Лиловый – фиолетовый цвет, цвет фиалки и сирени (демонстрация цвета) Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный. 3. Звучит аудиозапись отрывка стихотворения. (Слайд 14) Приложение 1. Ну, и кто оказался прав среди ребят? | Осознанное чтение | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД). Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения (Регулятивные УУД). Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, (Познавательные УУД). Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД) |
Анализ стихотворения. | Отвечают на вопросы учителя, высказывая свои предположения. Доказывают свои предположения строчками из произведения. | Предлагает детям проанализировать стихотворение, доказывая свои предположения строчками из текста. | - Опишите, пожалуйста, картины, возникшие перед глазами. С чем автор сравнивает лес? (с теремом) Почему? Что между лесом и теремом общего? (как стена, оконца, резьба, вышки) Что хотел показать этим сравнением И.А. Бунин? (сказочность и красоту леса) Какие эпитеты подбирает автор, чтобы достичь этой цели? (золотой, багряный, завороженный, лазурный, воздушная паутина, мертвая тишина) Какие запахи и звуки наполняют лес? (свежесть, мертвая тишина, слышно шуршание листика) С чем автор сравнивает осень? Почему? (тихая вдова – одинокая, печальная, грустная) Какое настроение рождает вид осеннего леса? (дети выражают свои чувства и мысли) - Посмотрите на картины, (Слайд 15) представленные вашему вниманию (на доске три картины осени) и скажите, какая из них подходит к описанию осени И.А. Бунина и почему? (Слайд 6) (1 картина – золотая осень, 2 картина – поздняя осень, нет листьев, 3 картина – лежит уже снег) | Знание понятий олицетворение, эпитеты. | |
5.Физкультминутка. Цель: снятие умственного и физического перенапряжения. | Слушаю мелодию, выполняют зарядку для глаз и правильной осанки. | Организует выполнение зарядки для глаз и правильной осанки. | Показ презентации. Запись музыкальной пьесы «Октябрь» П.Чайковского из цикла «Времена года». (Слайд 16) Приложение 2. | | |
6. Самостоятельное применение полученных знаний. Цель: получить представление о сформированности у каждого учащегося применить полученные знания на практике. Игра “Найди пару” | Вспоминают, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Обсуждают, в каком темпе и как тихо или громко надо читать. Чтение друг другу в парах. Потом несколько учеников читают вслух. Оценивают свою работу. Работают в парах, подбирают сравнения, опираясь на текст стихотворения. | Предлагает вспомнить, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Спрашивает, в каком темпе надо читать стихотворение. Почему? Громко или тихо будем читать. Почему? Затем прочитать друг другу в парах. Далее несколько учеников читают вслух. Предлагает оценить свою работу. Объясняет правила игры. | Работа в парах. Вы должны прочитать отрывок из стихотворения друг другу, поделив его на две части, не забудьте оценить соседа. Как нужно читать стихотворение? Как мы будем читать быстро или медленно? Почему не следует торопливо читать стихотворение? Какую половину стихотворения будем читать громче, какую тише? Почему вторую половину следует читать тише? Чтение стихотворения вслух «по цепочке». Работа в парах. Игра “Найди пару” (Слайды 17 – 18) Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения Бунина. Самопроверка по эталону. | Выразительное чтение. Умение работать в парах. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. (Познавательные УУД) Уметь делать выводы в результате совместной работы (Познавательные УУД). Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; (Регулятивные УУД). Учиться выполнять различные роли в группе. (Коммуникативные УУД). |
8. Итоги урока. Самооценка. Рефлексия деятельности. Цель: подвести итог проделанной работы на уроке. Домашнее задание. | Работают в группах, выполняют предложенное учителем задание, презентуют свои работы. Оценивают свою работу на уроке с помощью желтых и зеленых листочков. | Организует работу в группах. Организует игру «Экскурсия в лес». Благодарит за работу. | - Сейчас вы будете работать в группах по четыре человека. (Слайд 19 - 20) Задание: Нарисуйте ваши представления, которые у вас возникли после прочтения стихотворения “Листопад”. А сейчас мы мысленно отправимся на экскурсию в осенний лес. Закройте, пожалуйста, глаза. Попробуйте оценить свою работу на уроке с помощью листочков, лежащих в нашей корзинке. Выбираете зеленый листочек, значит, вам все было понятно, и работа была интересной, а если желтый, то вы испытывали какие – то затруднения. Прикрепите свои листочки к нашему замечательному дереву. Подведем итог урока. Справились ли мы с учебными задачами? Домашнее задание: (Слайд 21) Найти и прочитать другие стихи И. А. Бунина, подготовить выразительное чтение одного из них. На счет 5 – заканчиваем урок. Сегодня на уроке Вы работали замечательно! Вы молодцы и умницы! Спасибо за урок! (Слайд 22) | Умение работать в группе. | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Личностные УУД); оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач (Личностные УУД); анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; оценивать их влияние на настроение человека (Регулятивные УУД). |