Технологическая карта урока литературного чтения с фрагментом экологической направленности
«И. А. Бунин «Листопад». Картины осени в стихах И.А. Бунина»
Учитель: Бурман О.В.
Дата проведения: 28.11.2022г.
Тема урока: И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.
Тип урока: урок усвоения новых знаний с фрагментом экологической направленности.
Цели: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления учениками поэтического текста.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | - Здравствуйте. Посмотрите внимательно на своё рабочее место. Для урока нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручка, цветные карандаши красного и зелёного цвета. Если всё это у вас есть, прошу садиться. | Выполняют требование учителя. | |
Подготовительный Речевая разминка. Проверка домашнего задания. (Приложение 1) | - Перед началом работы проведём речевую разминку. Упражнение для дикции: У нас на дворе подворье погода размокропогодилась. - Прочитайте скороговорку сначала медленно по слогам, потом быстрее, ещё быстрее. - Прочитайте скороговорку, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, устало, удивлённо, строго. - Предлагаю вам поиграть Игра называется «Доскажи словечко». Внимание на экран. Читаем хором отрывок из стихотворения и вставляем пропущенные слова. - Молодцы! Хорошо справились с заданием. Из какого произведения я взяла эти строки? - Кто автор стихотворения? - Кто хочет прочитать стихотворение выразительно? | Выполняют требование учителя. Читают на слайде отрывок из стихотворения Н. Некрасова «В зимние сумерки…», добавляя пропущенные слова. -«В зимние сумерки…». - Н. Некрасов. Читают стихотворение по желанию. | Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
II. Сообщение темы и постановка целей урока. Актуализация знаний с целью подготовки к получению новых знаний. | - Внимание на экран. - Вы помните эту фотографию? - Какое настроение было у вас? - Какое природное явление мы с вами пытались воспроизвести? - Ребята, как вы думаете: почему я показала вам это фото? Какое отношение к нашему уроку оно может иметь? - Над чем мы свами будем работать? -Пусть ваш ответ и будет целью нашего урока. Но чтобы достичь цели, нужно выполнить ряд задач: объяснить листопад как природное явление; определить, как изображена осенняя природа в стихотворении И. Бунина; определить, какие приёмы использовал автор для того, чтобы показать картину осени в своём стихотворении? | - Да, помним. -Весёлое, радостное. - Листопад. - Мы будем читать про осень. - Мы будем говорить о листопаде. - Над новым произведением. Вместе с учителем определяют задачи урока. | Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
Фрагмент урока экологической направленности. | - Что такое листопад в природе? Почему он происходит? - Я предлагаю посмотреть обучающий мультипликационный фильм. По окончании просмотра мы вместе ответим на первый вопрос. Внимание на экран. - Ребята, назовите причины листопада. - Листопад приспосабливает деревья к зиме. Листья осыпались, люди подметают их и сжигают. Нужно ли сжигать листья? - Ни в коем случае нельзя делать! Знаете почему? Когда-то эти листики были молодыми и зелёными. Но пришла осень, и листья опали, легли на землю густым ковром. Эти листья должны превратиться в перегной - очень ценное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели! Кроме того, ковёр из опавших листьев зимой защищает корни растений от мороза. А весной в этом толстом лиственном одеяле, как в губке, скапливается вода, которая постепенно поступает к корням деревьев и кустов, питая их. И вот ещё что важно! Под опавшими листьями живут разные насекомые: жуки и жужелицы, черви и бактерии, которые делают почву плодородной. Если мы разведём костёр на лужайке, погибнут все насекомые, живущие в траве, а так же и сама земля на месте кострища! И на этом месте в течение долгих лет обожжённая земля не зарастёт травой - посреди зелени так и будут чернеть ожоги. Есть еще одна причина. Мы говорили, что в листьях накапливаются разные вредные вещества и если мы их будем сжигать, то эти вещества с дымом разнесутся по воздуху, а мы будем этим воздухом дышать. - Вернёмся к литературному чтению. - Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Так зачем же нам читать стихи? - Сегодня достаточно холодно и на деревьях не осталось ни одного листочка. Я предлагаю вам вернуться в пору золотой осени. - Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня мы на уроке познакомимся с одним из таких произведений. | - Когда листья опадают. - Бывает осенью. Учащиеся смотрят обучающий мультфильм. - Деревья должны сбросить листву, чтобы предотвратить высыхание. - Деревья избавляются от вредных веществ. - Так они избегают механических повреждений. - Нужно. - Не нужно. Слушают аргументы учителя. - Чтобы научиться видеть красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы. | Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные – учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частной задачи. |
Работа над новым материалом Словарная работа | - Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств? - А композитор? - А чем пользуется поэт? - Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом Иван Алексеевич Бунин. Мы прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы "Листопад”, которую он посвятил писателю Алексею Максимовичу' Горькому. - Поэты для создания художественных образов используют слова и выражения, которые вам могут быть непонятны. Давайте поговорим о некоторых из них. Терем Вдова Лазурь Лиловый Багряный Заворожённый Резьба Просветы Ставни - | - Краски. - Ноты. - Словом. - высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей. - женщина, муж которой умер. - яркий светло-синий цвет. - фиолетовый цвет. - темно-красный цвет. - околдованный или очарованный. - рисунок, вырезанный на дереве, кости. - светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву. в холодное время года оконные ставни служат для утепления дома. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные УУД: находить необходимую информацию. |
III. Первичное чтение стихотворения учителем. | - Ребята, сейчас я прочту вам стихотворение, а вы во время моего чтения постарайтесь представить себе всё то, что увидел Иван Бунин. - Понравилось ли вам стихотворение? - Какие картины, образы вы представили себе ярче всего. - Какие звуки услышали? - Какие краски вы увидели в стихотворении? | - Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. - Я представил себе лес – терем в своей красоте. - Шорох листвы, шум ветра. | Коммуникативные: слушать и понимать ответы одноклассников; умение высказывать свою точку зрения; умение оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Личностные: формируем умение высказывать своё отношение к тексту, выражать свои эмоции. |
Физминутка | На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки ягоды, грибы – Дружно наклоняемся по команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть! | Дети выполняют движения по тексту. | |
IV. Осмысленное восприятие и работа с текстом. Работа в группах: (Приложение 2) | - Давайте вернёмся к нашему тексту. - Мы с вами видим, что стихотворение построено как развернутое сравнение. С чем сравнивается лес? Найдите и прочитайте. - Какие краски, цвета называет поэт, чтобы передать свое восхищение красотой осеннего леса? - Листья, какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу украшавшую терема? - Какие деревья напомнили ему вышки? - Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? - Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет и почему? Найдите и прочитайте ответ. -Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы? - Какова Осень в представлении поэта - веселая или грустная? Как догадались? Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об Осени? - Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чем она грустит? Найдите в тексте подтверждение. - Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово "СЕГОДНЯ". Прочитайте предложения, в которых оно есть. - Осень непредсказуема, завтра солнечный денек может смениться ненастьем). Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем. - Чтобы читатели лучше могли представить осенний лес, Бунин использует сравнения. - А какие эпитеты использует для этого автор? - Какие слова помогают представить лесную тишину? - Что нарушает тишину? - Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Какие звуки будем выделять? А как будем читать - тихо или громко? Разбейтесь на группы и выполните задание на листочках: 1 группа. Задание. Собери стихотворение 2 группа. Задание. Проталинки. 3 группа. Задание. Средства художественной выразительности | - Лес, точно терем расписной… - Лиловый, золотой, багряный. - Листья березы. - Елочки. - Просветы в небо. - Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца. - Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема. - Грустная. Поэт называет ее вдовой. - Олицетворение. - Играет последний мотылек, молчание леса — мертвое. Учащиеся находят предложения. - «Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «мёртвое молчанье». - Тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчание. - Листика шуршание. - «молчание» – [ч] «вышина» – [ш] «можно» – [ж] «тишина» – [ш] «расслышать» – [ш] «шуршанье» – [ш] Учащиеся выполняют требование учителя, по окончании демонстрируют работу. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре, в группах. |
V. Cамостоятельное чтение. Расстановка логических ударений. | - А теперь прочитайте стихотворение вполголоса. Ваша задача – научить читать без ошибок. - Ребята, давайте договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? - Какую половину будем читать тише? Почему? | - Спокойно с восхищением. - Вторую. Там поэт говорит о мертвом молчании. Мы заворожены тишиной и боимся спугнуть мотылька. | Регулятивные: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. |
VI. Выразительное чтение. | - Кто хочет прочитать стихотворение выразительно? | Чтение стихотворения по желанию. | Коммуникативные: принимать активное участие в работе. |
VII. Рефлексия (Приложение 3) | - Перед вами небольшая тестовая работа. Вы должны выбрать только один правильный ответ. - Справились с заданием? Поменяйтесь с соседом по парте своими работами. Внимание на экран. Сравните работу соседа с правильными ответами. Если ответ совпал – поставьте «+», если ответ неверный – «-». Верните работы. - Поменяйтесь листочками со своим соседом по парте. Сравните написанное с текстом на экране. Поставьте оценку своему соседу (один правильный ответ – 1 балл). Верните работы. - Наш урок подошёл к концу. Я прошу вас закончить предложения. Внимание на экран: Сегодня я узнал… Самым интересным было… Мне было трудно… Благодаря этим знаниям, я смогу… | Учащиеся выполняют требование учителя. | Регулятивные: умение видеть ошибку и исправлять её; способность оценивать свою деятельность по результату. Коммуникативные: развивать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
VIII. Итог урока. Домашнее задание | - Я прошу вас оценить свою работу на уроке. Начертите на полях в тетради «Лесенку достижений». Поставьте галочку на той ступеньке, которой соответствовала ваша работа. - Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу? - Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения и нарисовать иллюстрацию. - Спасибо за урок! | Выполняют требование учителя. | |