СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"И.А. Бунин "Листопад". Картина осени в стихах И.А. Бунина" (технологическая карта к уроку)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к открытому уроку на тему "И.А. Бунин "Листопад". Картины осени в стихах И.А. Бунина"

Просмотр содержимого документа
«"И.А. Бунин "Листопад". Картина осени в стихах И.А. Бунина" (технологическая карта к уроку)»

Технологическая карта урока литературного чтения с фрагментом экологической направленности

«И. А. Бунин «Листопад». Картины осени в стихах И.А. Бунина»


Класс: 4-а

Учитель: Бурман О.В.

Дата проведения: 28.11.2022г.

Предмет: литературное чтение

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний с фрагментом экологической направленности.

Цели: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления учениками поэтического текста.

Задачи урока:

Дидактические:

  • познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад»;

  • совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.

Развивающие:

  • развивать образное мышление, речь, воображение;

  • развивать навык сознательного, правильного, выразительного чтения.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.



Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста: воспринимать на слух поэтическое произведение.

Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе), проявление интереса к чтению лирических стихотворений.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение понимать и принимать учебную задачу, формулировать учебную задачу урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке.

  • Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

  • Познавательные УУД: анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Оборудование урока: медиапроектор, познавательный мультипликационный фильм, презентация,




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

- Здравствуйте. Посмотрите внимательно на своё рабочее место. Для урока нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручка, цветные карандаши красного и зелёного цвета. Если всё это у вас есть, прошу садиться.

Выполняют требование учителя.


  1. Подготовительный


  1. Речевая разминка.









  1. Проверка домашнего задания.

(Приложение 1)





- Перед началом работы проведём речевую разминку.

Упражнение для дикции:

У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.

- Прочитайте скороговорку сначала медленно по слогам, потом быстрее, ещё быстрее.

- Прочитайте скороговорку, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, устало, удивлённо, строго.

- Предлагаю вам поиграть Игра называется «Доскажи словечко». Внимание на экран. Читаем хором отрывок из стихотворения и вставляем пропущенные слова.

- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Из какого произведения я взяла эти строки?

- Кто автор стихотворения?

- Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?

Выполняют требование учителя.










Читают на слайде отрывок из стихотворения Н. Некрасова «В зимние сумерки…», добавляя пропущенные слова.


-«В зимние сумерки…».


- Н. Некрасов.

Читают стихотворение по желанию.

Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.




II. Сообщение темы и постановка целей урока. Актуализация знаний с целью подготовки к получению новых знаний.

- Внимание на экран.

- Вы помните эту фотографию?

- Какое настроение было у вас?

- Какое природное явление мы с вами пытались воспроизвести?

- Ребята, как вы думаете: почему я показала вам это фото? Какое отношение к нашему уроку оно может иметь?

- Над чем мы свами будем работать?

-Пусть ваш ответ и будет целью нашего урока. Но чтобы достичь цели, нужно выполнить ряд задач:

  1. объяснить листопад как природное явление;

  2. определить, как изображена осенняя природа в стихотворении И. Бунина;

  3. определить, какие приёмы использовал автор для того, чтобы показать картину осени в своём стихотворении?




- Да, помним.

-Весёлое, радостное.

- Листопад.


- Мы будем читать про осень.

- Мы будем говорить о листопаде.

- Над новым произведением.


Вместе с учителем определяют задачи урока.

Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.


Фрагмент урока экологической направленности.

- Что такое листопад в природе? Почему он происходит?

- Я предлагаю посмотреть обучающий мультипликационный фильм. По окончании просмотра мы вместе ответим на первый вопрос. Внимание на экран.

- Ребята, назовите причины листопада.









- Листопад приспосабливает деревья к зиме. Листья осыпались, люди подметают их и сжигают. Нужно ли сжигать листья? 

- Ни в коем случае нельзя делать! Знаете почему? Когда-то эти листики были молодыми и зелёными. Но пришла осень, и листья опали, легли на землю густым ковром. Эти листья должны превратиться в перегной - очень ценное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели! Кроме того, ковёр из опавших листьев зимой защищает корни растений от мороза. А весной в этом толстом лиственном одеяле, как в губке, скапливается вода, которая постепенно поступает к корням деревьев и кустов, питая их. И вот ещё что важно! Под опавшими листьями живут разные насекомые: жуки и жужелицы, черви и бактерии, которые делают почву плодородной. 
Если мы разведём костёр на лужайке, погибнут все насекомые, живущие в траве, а так же и сама земля на месте кострища! И на этом месте в течение долгих лет обожжённая земля не зарастёт травой - посреди зелени так и будут чернеть ожоги. Есть еще одна причина. Мы говорили, что в листьях накапливаются разные вредные вещества и если мы их будем сжигать, то эти вещества с дымом разнесутся по воздуху, а мы будем этим воздухом дышать.

- Вернёмся к литературному чтению.

- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи.

Так зачем же нам читать стихи?







- Сегодня достаточно холодно и на деревьях не осталось ни одного листочка. Я предлагаю вам вернуться в пору золотой осени.

- Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня мы на уроке познакомимся с одним из таких произведений.


- Когда листья опадают.

- Бывает осенью.


Учащиеся смотрят обучающий мультфильм.



- Деревья должны сбросить листву, чтобы предотвратить высыхание.

- Деревья избавляются от вредных веществ.

- Так они избегают механических повреждений.

- Нужно.

- Не нужно.



Слушают аргументы учителя.































- Чтобы научиться видеть красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы.



Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные – учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частной задачи.

  1. Работа над новым материалом













Словарная работа

- Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств?

- А композитор?

- А чем пользуется поэт?

- Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом Иван Алексеевич Бунин. Мы прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы "Листопад”, которую он посвятил писателю Алексею Максимовичу' Горькому.

- Поэты для создания художественных образов используют слова и выражения, которые вам могут быть непонятны. Давайте поговорим о некоторых из них.

Терем 






Вдова 


Лазурь 


Лиловый 
Багряный 
Заворожённый 


Резьба 



Просветы



Ставни -




- Краски.


- Ноты.

- Словом.











- высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей.

- женщина, муж которой умер.

- яркий светло-синий цвет.

- фиолетовый цвет.

- темно-красный цвет.

- околдованный или очарованный.

- рисунок, вырезанный на дереве, кости.

- светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.

в холодное время года оконные ставни служат для утепления дома.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные УУД: находить необходимую  

информацию.


III. Первичное чтение стихотворения учителем.

- Ребята, сейчас я прочту вам стихотворение, а вы во время моего чтения постарайтесь представить себе всё то, что увидел Иван Бунин.

- Понравилось ли вам стихотворение?



- Какие картины, образы вы представили себе ярче всего.



- Какие звуки услышали?



- Какие краски вы увидели в стихотворении?





- Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое.

- Я представил себе лес – терем в своей красоте.

- Шорох листвы, шум ветра.

Коммуникативные:

слушать и понимать ответы одноклассников;

умение высказывать свою точку зрения;

умение оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные:

формируем умение высказывать своё отношение к тексту, выражать свои эмоции.

Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!


Дети выполняют движения по тексту.





IV. Осмысленное восприятие и работа с текстом.



























































































Работа в группах: (Приложение 2)




- Давайте вернёмся к нашему тексту.

- Мы с вами видим, что стихотворение построено как развернутое сравнение. С чем сравнивается лес? Найдите и прочитайте.

- Какие краски, цвета называет поэт, чтобы передать свое восхищение красотой осеннего леса?

- Листья, какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу украшавшую терема?

- Какие деревья напомнили ему вышки?
- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?
- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет и почему? Найдите и прочитайте ответ.

-Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы?




- Какова Осень в представлении поэта - веселая или грустная? Как догадались?

Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об Осени? 

Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чем она грустит? Найдите в тексте подтверждение.

- Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово "СЕГОДНЯ". Прочитайте предложения, в которых оно есть.

- Осень непредсказуема, завтра солнечный денек может смениться ненастьем). Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.

- Чтобы читатели лучше могли представить осенний лес, Бунин использует сравнения.

- А какие эпитеты использует для этого автор?







- Какие слова помогают представить лесную тишину?





- Что нарушает тишину?

- Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Какие звуки будем выделять? А как будем читать - тихо или громко?







Разбейтесь на группы и выполните задание на листочках:

1 группа. Задание. Собери стихотворение

2 группа.

Задание. Проталинки.

3 группа.

Задание. Средства художественной выразительности




- Лес, точно терем расписной…

- Лиловый, золотой, багряный.

- Листья березы.



- Елочки.



- Просветы в небо.

- Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца.

- Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема.

- Грустная. Поэт называет ее вдовой.

- Олицетворение.



- Играет последний мотылек, молчание леса — мертвое.

Учащиеся находят предложения.













- «Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «мёртвое молчанье».

- Тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчание.

- Листика шуршание.

- «молчание» – [ч]
«вышина» – [ш]
«можно» – [ж]
«тишина» – [ш]
«расслышать» – [ш]
«шуршанье» – [ш]



Учащиеся выполняют требование учителя, по окончании демонстрируют работу.










Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре, в группах.



V. Cамостоятельное чтение. Расстановка логических ударений.


- А теперь прочитайте стихотворение вполголоса. Ваша задача – научить читать без ошибок.

- Ребята, давайте договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно?

- Какую половину будем читать тише? Почему?




- Спокойно с восхищением.

- Вторую. Там поэт говорит о мертвом молчании. Мы заворожены тишиной и боимся спугнуть мотылька.


Регулятивные: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.


VI. Выразительное чтение.


- Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?

Чтение стихотворения по желанию.

Коммуникативные:

принимать активное участие в работе.

VII. Рефлексия

(Приложение 3)

- Перед вами небольшая тестовая работа. Вы должны выбрать только один правильный ответ.

- Справились с заданием? Поменяйтесь с соседом по парте своими работами. Внимание на экран. Сравните работу соседа с правильными ответами. Если ответ совпал – поставьте «+», если ответ неверный – «-». Верните работы.

- Поменяйтесь листочками со своим соседом по парте. Сравните написанное с текстом на экране. Поставьте оценку своему соседу (один правильный ответ – 1 балл). Верните работы.

- Наш урок подошёл к концу. Я прошу вас закончить предложения. Внимание на экран:

Сегодня я узнал… 
Самым интересным было… 
Мне было трудно… 
Благодаря этим знаниям, я смогу…


Учащиеся выполняют требование учителя.

Регулятивные: умение видеть ошибку и исправлять её; способность оценивать свою деятельность по результату.

Коммуникативные: развивать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


VIII. Итог урока.

Домашнее задание


- Я прошу вас оценить свою работу на уроке. Начертите на полях в тетради «Лесенку достижений». Поставьте галочку на той ступеньке, которой соответствовала ваша работа.

- Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?

- Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения и нарисовать иллюстрацию.

- Спасибо за урок!



Выполняют требование учителя.