Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
ЦЕЛИ
- познакомиться с поэтическим творчеством И. А. Бунина и Дона-Аминадо, прочитать их стихотворения
- проанализировать стихотворения И. А. Бунина «Помню - долгий зимний вечер...», «Бледнеет ночь… Туманов пелена» и Дона-Аминадо «Города и годы»
- получить представление об их поэтическом мировосприятии
«Помню – долгий зимний вечер…» было написано в 1887 году , когда в жизни поэта ещё ничто не предвещало грустной судьбы изгнанника. Произведение относится к раннему творчеству Бунина. В основу сюжета легли детские воспоминания о зимнем вечере.
В дневнике писателя есть такая запись, датированная декабрём 1886 года: «Зимой пишу стихи… Вечер. На дворе, не смолкая, бушует страшная вьюга. Только сейчас выходил на крыльцо. Холодный резкий ветер бьёт в лицо снегом. В непроглядной крутящейся мгле не видно даже строений. Едва-едва, как в тумане, заметен занесённый сад. Холод нестерпимый. Лампа горит на столе слабым тихим светом. Ледяные белые узоры на окнах отливают разноцветными блестящими огоньками. Тихо... А на дворе всё так же бушует метель. Тихо и однообразно проходит время. По-прежнему лампа горит слабым светом. Если в комнате совершенно стихает, слышно, как горит и тихонько сипит керосин. Долог зимний вечер. Скучно. Всю ночь будет бушевать метель и к рассвету нанесёт высокий снежный сугроб».
Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льётся свет лампады, Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, — шепчет мама, — Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и весёлым Завтра утром быть опять, —
Вспомни, как шумят берёзы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!»
Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шёпот леса И полдневный летний зной;
И знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами, Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось Убаюкиванье грёз — Шёпот зреющих колосьев И невнятный шум берёз...
- Какая картина представляется в 1 четверостишии?
Зима, ночь, мрак, тучи.
- Какое слово, по-вашему, главное здесь?
Вечер.
- Найдите эпитеты, создающие образ вечера.
«долгий», «зимний».
- Укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера?
Свет лампады-полумрак-тишина-буря.
Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности.
- 2 четверостишие начинается с прямой речи и обращения «дорогой мой». Кто произносит эти слова?
Мама.
Чтобы дитя заснуло. Появляется мотив сна – забвение от страха, помогает избавиться от неприятных ощущений.
- Что должен позабыть лирический герой в 3-4 четверостишиях?
«Вой вьюги» - метафора, маму , т.е. всё, что его окружает, реальность.
«шёпот ветра» - метафора – он убаюкивает, «полдневный летний зной», «шум берёз», «золотые колосья ржи» - метафоры.
- Как меняется настроение героя в 6 четверостишии?
Исчезает чувство страха и беспокойства.
Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шёпот и то удивительное чувство спокойствия и защищённости, которое бывает только в детстве.
Своим произведением автор хотел донести важную мысль: счастливые мгновения жизни неповторимы и относиться к ним следует с особой бережностью.
«Бледнеет ночь… Туманов пелена»
Бледнеет ночь... Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стеклах холоднее.
Еще усадьба спит... В саду еще темно,
Недвижим тополь матово-зеленый,
И воздух слышен мне в открытое окно...
- Назовите тему стихотворения. О чём оно?
Ожидание лирическим героем наступления утра на фоне пробуждающейся от ночного сна природы.
Какова композиция стихотворения? О чём каждая из частей?
- Завершение ночи, медленное наступление утра в природе.
- Угасающая ночь в усадьбе.
- Лирическому герою не терпится дожидаться утра в доме, и он выходит на улицу.
- Какие средства выразительности помогают автору изобразить приближение утра?
Метафора: «бледнеет ночь», «серебро росы», «весенним ароматом напоенный».
Эпитет: «звучнее лес», «безжизненней луна», «тополь матово-зелёный», «светлого восхода».
Сравнение: «туманов пелена» (туманы сравниваются с пологом, который устилает землю).
Метонимия: «усадьба спит» (спят люди, живущие в доме).
Метонимия – средство выразительности, в основе которого лежит изображение целого предмета через его часть. Три тарелки съел.
Идея стихотворения – даже в самом повторяющемся событии – наступлении утра – всегда есть невыразимая прелесть, которой никогда не устанешь наслаждаться.
Ещё один русский поэт начала ХХ века, с которым мы сегодня познакомимся, Дон-Аминадо. Под таким псевдонимом печатался Аминад Петрович Шполянский (1888-1957).
Он родился 7 мая 1888 года в Херсонской губернии. Обучался юриспруденции в Одессе и Киеве, по завершении высшего образования в 1910 году поселился в Москве и занялся адвокатской и писательской деятельностью. Понятно, что как адвокат, он не мог публиковать сатирические стихи, а именно они были в основном в его творчестве, под своей фамилией.
Тогда и появился в литературном мире Дон-Аминадо. Он постоянно сотрудничал с газетой «Раннее утро» и журналом «Сатирикон».
В 1914 году, будучи патриотом, он добровольцем пошёл на фронт, был ранен. Февральскую революцию принял с огромным воодушевлением, а вот события октября 1917 года заставили его покинуть Родину. В 1920 году он последний раз смотрит на русский берег Чёрного моря и отплывает на пароходе в Константинополь, а оттуда перебирается в Париж.
Во Франции он продолжает литературную деятельность, активно печатается в эмигрантских газетах, его фельетоны весьма популярны, а отдельные высказывания становятся афоризмами и переходят из уст в уста среди русской общины Парижа. Во время Второй мировой войны, в оккупированной Франции, он уходит в подполье. После войны он много переезжает: Германия, Италия, Америка… Умер поэт в 1957 году, его мечте о возвращении на Родину так и не суждено было сбыться. А вот его творчество вернулось в Россию в середине 90-х годов прошлого века.
«Города и годы» было написано в 1927 году.
Старый Лондон пахнет ромом, Жестью, дымом и туманом. Но и этот запах может Стать единственно желанным.
Ослепительный Неаполь, Весь пронизанный закатом, Пахнет мулями и слизью, Тухлой рыбой и канатом.
Город Гамбург пахнет снедью, Лесом, бочками, и жиром, И гнетущим, вездесущим, Знаменитым добрым сыром.
А Севилья пахнет кожей, Кипарисом и вербеной, И прекрасной чайной розой, Несравнимой, несравненной.
Вечных запахов Парижа Только два. Они все те же: Запах жареных каштанов И фиалок запах свежий.
Есть чем вспомнить в поздний вечер, Когда мало жить осталось, То, чем в жизни этой бренной Сердце жадно надышалось!.. Но один есть в мире запах, И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень, Это русский запах снега. Лишь его не может вспомнить Сердце, помнящее много. И уже толпятся тени У последнего порога.
Основные выразительные средства, которые автор использует – это эпитеты: «старый Лондон», «ослепительный Неаполь», «тухлая рыба», «прекрасная чайная роза», «русский запах снега».
Для выражения своего настроения поэт прибегает к приёму антитезы. Всем перечисленным городам противопоставляется Родина.
«Невозможно хлопнуть дверью, если тебя выбросили в окно», – сказал он как-то о движении по бойкоту Советской России в среде эмигрантов в Париже. Он уже давно покинул Родину, он не принимал большевиков, но Родина, Россия всё равно оставалась в его сердце. Об этом и его стихотворение «Города и годы».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать стихотворения Блока «Погружался я в море клевера…», «Белой ночью месяц красный…», «Летний вечер».
Наизусть «Летний вечер»