СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А. Бунин о Родине и природе 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.А. Бунин о Родине и природе 5 класс (новый ФГОС)»

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

ЦЕЛИ познакомиться с поэтическим творчеством И. А. Бунина и Дона-Аминадо, прочитать их стихотворения проанализировать стихотворения И. А. Бунина «Помню - долгий зимний вечер...», «Бледнеет ночь… Туманов пелена» и Дона-Аминадо «Города и годы» получить представление об их поэтическом мировосприятии

ЦЕЛИ

  • познакомиться с поэтическим творчеством И. А. Бунина и Дона-Аминадо, прочитать их стихотворения
  • проанализировать стихотворения И. А. Бунина «Помню - долгий зимний вечер...», «Бледнеет ночь… Туманов пелена» и Дона-Аминадо «Города и годы»
  • получить представление об их поэтическом мировосприятии
  «Помню – долгий зимний вечер…» было написано в 1887 году , когда в жизни поэта ещё ничто не предвещало грустной судьбы изгнанника. Произведение относится к раннему творчеству Бунина. В основу сюжета легли детские воспоминания о зимнем вечере.   В дневнике писателя есть такая запись, датированная декабрём 1886 года: «Зимой пишу стихи… Вечер. На дворе, не смолкая, бушует страшная вьюга. Только сейчас выходил на крыльцо. Холодный резкий ветер бьёт в лицо снегом. В непроглядной крутящейся мгле не видно даже строений. Едва-едва, как в тумане, заметен занесённый сад. Холод нестерпимый. Лампа горит на столе слабым тихим светом. Ледяные белые узоры на окнах отливают разноцветными блестящими огоньками. Тихо... А на дворе всё так же бушует метель. Тихо и однообразно проходит время. По-прежнему лампа горит слабым светом. Если в комнате совершенно стихает, слышно, как горит и тихонько сипит керосин. Долог зимний вечер. Скучно. Всю ночь будет бушевать метель и к рассвету нанесёт высокий снежный сугроб».

«Помню – долгий зимний вечер…» было написано в 1887 году , когда в жизни поэта ещё ничто не предвещало грустной судьбы изгнанника. Произведение относится к раннему творчеству Бунина. В основу сюжета легли детские воспоминания о зимнем вечере.

В дневнике писателя есть такая запись, датированная декабрём 1886 года: «Зимой пишу стихи… Вечер. На дворе, не смолкая, бушует страшная вьюга. Только сейчас выходил на крыльцо. Холодный резкий ветер бьёт в лицо снегом. В непроглядной крутящейся мгле не видно даже строений. Едва-едва, как в тумане, заметен занесённый сад. Холод нестерпимый. Лампа горит на столе слабым тихим светом. Ледяные белые узоры на окнах отливают разноцветными блестящими огоньками. Тихо... А на дворе всё так же бушует метель. Тихо и однообразно проходит время. По-прежнему лампа горит слабым светом. Если в комнате совершенно стихает, слышно, как горит и тихонько сипит керосин. Долог зимний вечер. Скучно. Всю ночь будет бушевать метель и к рассвету нанесёт высокий снежный сугроб».

 Помню — долгий зимний вечер,  Полумрак и тишина;  Тускло льётся свет лампады,  Буря плачет у окна.  «Дорогой мой, — шепчет мама, —  Если хочешь задремать,  Чтобы бодрым и весёлым  Завтра утром быть опять, —  Вспомни, как шумят берёзы,  А за лесом, у межи,  Ходят медленно и плавно  Золотые волны ржи!»  Позабудь, что воет вьюга,  Позабудь, что ты со мной,  Вспомни тихий шёпот леса  И полдневный летний зной;  И знакомому совету  Я доверчиво внимал  И, обвеянный мечтами,  Забываться начинал.  Вместе с тихим сном сливалось  Убаюкиванье грёз —  Шёпот зреющих колосьев  И невнятный шум берёз...

Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льётся свет лампады, Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, — Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и весёлым Завтра утром быть опять, —

Вспомни, как шумят берёзы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!»

Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шёпот леса И полдневный летний зной;

И знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами, Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось Убаюкиванье грёз — Шёпот зреющих колосьев И невнятный шум берёз...

Какая картина представляется в 1 четверостишии? Зима, ночь, мрак, тучи. Какое слово, по-вашему, главное здесь? Вечер. Найдите эпитеты, создающие образ вечера. «долгий», «зимний». Укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? Свет лампады-полумрак-тишина-буря. Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности.
  • Какая картина представляется в 1 четверостишии?

Зима, ночь, мрак, тучи.

  • Какое слово, по-вашему, главное здесь?

Вечер.

  • Найдите эпитеты, создающие образ вечера.

«долгий», «зимний».

  • Укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера?

Свет лампады-полумрак-тишина-буря.

Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности.

2 четверостишие начинается с прямой речи и обращения «дорогой мой». Кто произносит эти слова? Мама. Чего она хочет? Чтобы дитя заснуло. Появляется мотив сна – забвение от страха, помогает избавиться от неприятных ощущений.
  • 2 четверостишие начинается с прямой речи и обращения «дорогой мой». Кто произносит эти слова?

Мама.

  • Чего она хочет?

Чтобы дитя заснуло. Появляется мотив сна – забвение от страха, помогает избавиться от неприятных ощущений.

Что должен позабыть лирический герой в 3-4 четверостишиях? «Вой вьюги» - метафора, маму , т.е. всё, что его окружает, реальность. Что нужно вспомнить? «шёпот ветра» - метафора – он убаюкивает, «полдневный летний зной», «шум берёз», «золотые колосья ржи» - метафоры. Как меняется настроение героя в 6 четверостишии? Исчезает чувство страха и беспокойства.
  • Что должен позабыть лирический герой в 3-4 четверостишиях?

«Вой вьюги» - метафора, маму , т.е. всё, что его окружает, реальность.

  • Что нужно вспомнить?

«шёпот ветра» - метафора – он убаюкивает, «полдневный летний зной», «шум берёз», «золотые колосья ржи» - метафоры.

  • Как меняется настроение героя в 6 четверостишии?

Исчезает чувство страха и беспокойства.

  Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шёпот и то удивительное чувство спокойствия и защищённости, которое бывает только в детстве.   Своим произведением автор хотел донести важную мысль: счастливые мгновения жизни неповторимы и относиться к ним следует с особой бережностью.

Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шёпот и то удивительное чувство спокойствия и защищённости, которое бывает только в детстве.

Своим произведением автор хотел донести важную мысль: счастливые мгновения жизни неповторимы и относиться к ним следует с особой бережностью.

«Бледнеет ночь… Туманов пелена» Бледнеет ночь... Туманов пелена В лощинах и лугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней луна И серебро росы на стеклах холоднее. Еще усадьба спит... В саду еще темно, Недвижим тополь матово-зеленый, И воздух слышен мне в открытое окно...

«Бледнеет ночь… Туманов пелена»

Бледнеет ночь... Туманов пелена

В лощинах и лугах становится белее,

Звучнее лес, безжизненней луна

И серебро росы на стеклах холоднее.

Еще усадьба спит... В саду еще темно,

Недвижим тополь матово-зеленый,

И воздух слышен мне в открытое окно...

Назовите тему стихотворения. О чём оно? Ожидание лирическим героем наступления утра на фоне пробуждающейся от ночного сна природы. Какова композиция стихотворения? О чём каждая из частей? Завершение ночи, медленное наступление утра в природе. Угасающая ночь в усадьбе. Лирическому герою не терпится дожидаться утра в доме, и он выходит на улицу.
  • Назовите тему стихотворения. О чём оно?

Ожидание лирическим героем наступления утра на фоне пробуждающейся от ночного сна природы.

Какова композиция стихотворения? О чём каждая из частей?

  • Завершение ночи, медленное наступление утра в природе.
  • Угасающая ночь в усадьбе.
  • Лирическому герою не терпится дожидаться утра в доме, и он выходит на улицу.
Какие средства выразительности помогают автору изобразить приближение утра? Метафора: «бледнеет ночь», «серебро росы», «весенним ароматом напоенный». Эпитет: «звучнее лес», «безжизненней луна», «тополь матово-зелёный», «светлого восхода». Сравнение: «туманов пелена» (туманы сравниваются с пологом, который устилает землю). Метонимия: «усадьба спит» (спят люди, живущие в доме). Метонимия – средство выразительности, в основе которого лежит изображение целого предмета через его часть. Три тарелки съел.
  • Какие средства выразительности помогают автору изобразить приближение утра?

Метафора: «бледнеет ночь», «серебро росы», «весенним ароматом напоенный».

Эпитет: «звучнее лес», «безжизненней луна», «тополь матово-зелёный», «светлого восхода».

Сравнение: «туманов пелена» (туманы сравниваются с пологом, который устилает землю).

Метонимия: «усадьба спит» (спят люди, живущие в доме).

Метонимия – средство выразительности, в основе которого лежит изображение целого предмета через его часть. Три тарелки съел.

  Идея стихотворения – даже в самом повторяющемся событии – наступлении утра – всегда есть невыразимая прелесть, которой никогда не устанешь наслаждаться.

Идея стихотворения – даже в самом повторяющемся событии – наступлении утра – всегда есть невыразимая прелесть, которой никогда не устанешь наслаждаться.

  Ещё один русский поэт начала ХХ века, с которым мы сегодня познакомимся, Дон-Аминадо. Под таким псевдонимом печатался Аминад Петрович Шполянский (1888-1957).

Ещё один русский поэт начала ХХ века, с которым мы сегодня познакомимся, Дон-Аминадо. Под таким псевдонимом печатался Аминад Петрович Шполянский (1888-1957).

  Он родился 7 мая 1888 года в Херсонской губернии. Обучался юриспруденции в Одессе и Киеве, по завершении высшего образования в 1910 году поселился в Москве и занялся адвокатской и писательской деятельностью. Понятно, что как адвокат, он не мог публиковать сатирические стихи, а именно они были в основном в его творчестве, под своей фамилией.

Он родился 7 мая 1888 года в Херсонской губернии. Обучался юриспруденции в Одессе и Киеве, по завершении высшего образования в 1910 году поселился в Москве и занялся адвокатской и писательской деятельностью. Понятно, что как адвокат, он не мог публиковать сатирические стихи, а именно они были в основном в его творчестве, под своей фамилией.

  Тогда и появился в литературном мире Дон-Аминадо. Он постоянно сотрудничал с газетой «Раннее утро» и журналом «Сатирикон».

Тогда и появился в литературном мире Дон-Аминадо. Он постоянно сотрудничал с газетой «Раннее утро» и журналом «Сатирикон».

  В 1914 году, будучи патриотом, он добровольцем пошёл на фронт, был ранен. Февральскую революцию принял с огромным воодушевлением, а вот события октября 1917 года заставили его покинуть Родину. В 1920 году он последний раз смотрит на русский берег Чёрного моря и отплывает на пароходе в Константинополь, а оттуда перебирается в Париж.

В 1914 году, будучи патриотом, он добровольцем пошёл на фронт, был ранен. Февральскую революцию принял с огромным воодушевлением, а вот события октября 1917 года заставили его покинуть Родину. В 1920 году он последний раз смотрит на русский берег Чёрного моря и отплывает на пароходе в Константинополь, а оттуда перебирается в Париж.

  Во Франции он продолжает литературную деятельность, активно печатается в эмигрантских газетах, его фельетоны весьма популярны, а отдельные высказывания становятся афоризмами и переходят из уст в уста среди русской общины Парижа. Во время Второй мировой войны, в оккупированной Франции, он уходит в подполье. После войны он много переезжает: Германия, Италия, Америка… Умер поэт в 1957 году, его мечте о возвращении на Родину так и не суждено было сбыться. А вот его творчество вернулось в Россию в середине 90-х годов прошлого века.

Во Франции он продолжает литературную деятельность, активно печатается в эмигрантских газетах, его фельетоны весьма популярны, а отдельные высказывания становятся афоризмами и переходят из уст в уста среди русской общины Парижа. Во время Второй мировой войны, в оккупированной Франции, он уходит в подполье. После войны он много переезжает: Германия, Италия, Америка… Умер поэт в 1957 году, его мечте о возвращении на Родину так и не суждено было сбыться. А вот его творчество вернулось в Россию в середине 90-х годов прошлого века.

«Города и годы» было написано в 1927 году.  Старый Лондон пахнет ромом,  Жестью, дымом и туманом.  Но и этот запах может  Стать единственно желанным.

«Города и годы» было написано в 1927 году.

Старый Лондон пахнет ромом, Жестью, дымом и туманом. Но и этот запах может Стать единственно желанным.

 Ослепительный Неаполь,  Весь пронизанный закатом,  Пахнет мулями и слизью,  Тухлой рыбой и канатом.

Ослепительный Неаполь, Весь пронизанный закатом, Пахнет мулями и слизью, Тухлой рыбой и канатом.

 Город Гамбург пахнет снедью,  Лесом, бочками, и жиром,  И гнетущим, вездесущим,  Знаменитым добрым сыром.

Город Гамбург пахнет снедью, Лесом, бочками, и жиром, И гнетущим, вездесущим, Знаменитым добрым сыром.

 А Севилья пахнет кожей,  Кипарисом и вербеной,  И прекрасной чайной розой,  Несравнимой, несравненной.

А Севилья пахнет кожей, Кипарисом и вербеной, И прекрасной чайной розой, Несравнимой, несравненной.

 Вечных запахов Парижа  Только два. Они все те же:  Запах жареных каштанов  И фиалок запах свежий.

Вечных запахов Парижа Только два. Они все те же: Запах жареных каштанов И фиалок запах свежий.

 Есть чем вспомнить в поздний вечер,  Когда мало жить осталось,  То, чем в жизни этой бренной  Сердце жадно надышалось!..   Но один есть в мире запах,  И одна есть в мире нега:    Это русский зимний полдень,  Это русский запах снега.   Лишь его не может вспомнить  Сердце, помнящее много.  И уже толпятся тени  У последнего порога.

Есть чем вспомнить в поздний вечер, Когда мало жить осталось, То, чем в жизни этой бренной Сердце жадно надышалось!.. Но один есть в мире запах, И одна есть в мире нега:

Это русский зимний полдень, Это русский запах снега. Лишь его не может вспомнить Сердце, помнящее много. И уже толпятся тени У последнего порога.

  Основные выразительные средства, которые автор использует – это эпитеты: «старый Лондон», «ослепительный Неаполь», «тухлая рыба», «прекрасная чайная роза», «русский запах снега».   Для выражения своего настроения поэт прибегает к приёму антитезы. Всем перечисленным городам противопоставляется Родина.

Основные выразительные средства, которые автор использует – это эпитеты: «старый Лондон», «ослепительный Неаполь», «тухлая рыба», «прекрасная чайная роза», «русский запах снега».

Для выражения своего настроения поэт прибегает к приёму антитезы. Всем перечисленным городам противопоставляется Родина.

  «Невозможно хлопнуть дверью, если тебя выбросили в окно», – сказал он как-то о движении по бойкоту Советской России в среде эмигрантов в Париже. Он уже давно покинул Родину, он не принимал большевиков, но Родина, Россия всё равно оставалась в его сердце. Об этом и его стихотворение «Города и годы».

«Невозможно хлопнуть дверью, если тебя выбросили в окно», – сказал он как-то о движении по бойкоту Советской России в среде эмигрантов в Париже. Он уже давно покинул Родину, он не принимал большевиков, но Родина, Россия всё равно оставалась в его сердце. Об этом и его стихотворение «Города и годы».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать стихотворения Блока «Погружался я в море клевера…», «Белой ночью месяц красный…», «Летний вечер». Наизусть «Летний вечер»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать стихотворения Блока «Погружался я в море клевера…», «Белой ночью месяц красный…», «Летний вечер».

Наизусть «Летний вечер»