2 | Родился 10 октября 1870 г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии, среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине» под присмотром учителя и воспитателя. В 1881 г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. Следующие 4 года провел в деревне Озерки, где окреп и возмужал. Образование его завершилось не совсем обычно. Его старший брат Юлий, окончивший университет и отсидевший год в тюрьме по политическим делам, был выслан в Озерки и проходил весь гимназический курс с младшим братом, занимался с ним языками, читал начатки философии, психологии, общественных и естественных наук. Оба были особенно увлечены литературой. Первое стихотворение Бунин написал в 8 лет. В мае 1887 года произведение юного писателя впервые появилось в печати: петербургский еженедельный журнал «Родина» опубликовал одно из его стихотворений. «Ночь печальна, как мечты мои. / Далеко в глухой степи широкой / Огонек мерцает одинокий... / В сердце много грусти и любви. / Но кому и как расскажешь ты, / Что зовет тебя, чем сердце полно! — / Путь далек, глухая степь безмолвна. / Ночь печальна, как мои мечты». В 1889 г. Бунин покинул имение и был вынужден искать работу, чтобы обеспечить себе скромное существование. Работал корректором, статистиком, библиотекарем, сотрудничал в газете. Часто переезжал – жил то в Орле, то в Харькове, то в Полтаве, то в Москве. В 1891 г. вышел его сборник «Стихотворения», насыщенный впечатлениями от родной Орловщины. В 1891 г. Бунин знакомится с Варварой Владимировной Пащенко, работавшей корректором газеты «Орловский вестник». В 1891 г. они стали жить одной семьей, но так как родители Варвары Владимировны были против этого брака, супруги жили невенчанные. В начале 1895 г. супруги расстаются. И.А. Бунин оставляет службу и переезжает сначала в Петербург, а затем – в Москву. В этом же году опубликован рассказ «На край света», хорошо принятый критикой. Вдохновленный успехом, Бунин целиком переходит к литературному творчеству. В 1898 г. женился на Анне Цакни — гречанке, дочери революционера и эмигранта Николая Петровича Цакни. Семейная жизнь опять оказалась неудачной, и в 1900 г. супруги развелись, а в 1905 г.скончался их сын Николай. В 1898 г. выходит сборник стихов «Под открытым небом». В 1901 – сборник «Листопад», за который он удостоился высшей премии Академии наук – Пушкинской премии. В 1899 г. познакомился с М. Горьким, который привлекает его к сотрудничеству в издательстве «Знание», где появились лучшие рассказы того времени: «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» и «Новая дорога» (1901), «Чернозем» (1904). Горький напишет: «...если скажут о нем: это лучший стилист современности — здесь не будет преувеличения». В 1906 году в Москве судьба сводит Бунина с Верой Николаевной Муромцевой, ставшей его женой и верной спутницей до конца жизни. С 1907 по 1915 год Бунин не один раз бывал в Турции, в странах Малой Азии, в Греции, в Иране, Алжире, Египте, Цейлоне, Тунисе и на окраинах Сахары, в Индии, изъездил почти всю Европу, особенно Сицилию и Италию, был в Румынии и Сербии. К Февральской и Октябрьской революциям 1917 г. И.А. Бунин отнесся крайне враждебно и воспринимал как катастрофу. 21 мая 1918 г. он уехал из Москвы в Одессу, а в феврале 1920 г. эмигрировал сначала на Балканы, а затем во Францию. В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Бунина складывались тяжело, тем более что и сам писатель не обладал коммуникабельным характером. В 1933 г. Ивану Алексеевичу Бунину первому из русских писателей была присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1939 г., после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле «Жаннет», где и провели всю войну. Бунин отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России. В 1945 г. Бунины вернулись обратно в Париж. Бунин неоднократно выражал желание возвратиться в Россию, «великодушной мерой» назвал в 1946 г. указ советского правительства «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи...». Но Постановление Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, привело к тому, что Бунин навсегда отказался от намерения вернуться на Родину. Последние годы писателя прошли в нищете. Умер И.А. Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи Бунина не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. На его постели лежал роман Л. Н. Толстого «Воскресение». Похоронен И.А. Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем. | Рассказ «На край света» был опубликован в 1895 г. и хорошо воспринят критикой. За сборник «Листопад» в 1901 г. И.А. Бунин удостоился высшей премии Академии наук – Пушкинской премии. С 1907 по 1915 год И.А. Бунин часто путешествовал. В 1920 г. И.А. Бунин эмигрировал И.А. Бунин во Францию. В 1933 г. И.А. Бунин получил Нобелевскую премию за «строгий, артистический талант». |
3 | Какой рассказ был опубликован в 1895 г. и хорошо воспринят критикой? («На край света») За какой сборник в 1901 г. И.А. Бунин удостоился высшей премии Академии наук – Пушкинской премии? («Листопад») В какие годы Бунин часто путешествовал? (С 1907 по 1915 г.) Куда эмигрировал И.А. Бунин в 1920 г.? (Во Францию) В каком году И.А. Бунин получил Нобелевскую премию за «строгий, артистический талант»? (В 1933 г.) Бунин считал себя больше поэтом, нежели прозаиком, и это неслучайно – ведь именно с любви к стихотворным формам началась его страсть к литературе. Бунин не входил ни в одну из поэтических группировок (символизм, акмеизм, футуризм). Это был гений, Творец-одиночка, который стоял особняком от всех. Из-под его пера вышло 7 сборников пейзажной, философской и любовной лирики. Давайте подробнее рассмотрим несколько лирических произведений Бунина. Стихотворение «Одиночество» (1903 г.): «И ветер, дождик, и мгла / Над холодной пустыней воды. / Здесь жизнь до весны умерла, / Здесь до весны опустели сады. / Я на даче один. Мне темно / За мольбертом, и дует в окно. / Вчера ты была у меня, / Но тебе уж тоскливо со мной. / Под вечер ненастного дня / ты мне стала казаться женой... / Что, ж прощай! Как-нибудь до весны / Проживу и один – без жены... / Сегодня идут без конца / Те же тучи – гряда за грядой. / Твой след под дождем у крыльца / Расплылся, налился водой. / И мне больно глядеть одному / В предвечернюю серую тьму. / Мне крикнуть хотелось вослед: / «Воротись, я сроднился с тобой!» / Но для женщины прошлого нет: / Разлюбила – и стал ей чужой. / Что ж! Камин затоплю, буду пить... / Хорошо бы собаку купить.» – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство грусти и жалости к герою.) – Благодаря чему мы ощущаем холод и темноту? Назовите ключевые слова. («И ветер, и дождик, и мгла». Они создают ощущение бесприютности. Во второй строке ощущение бесприютности усиливается метафорой: «над холодной пустыней воды». Третья строчка звучит еще трагичнее: «Здесь жизнь до весны умерла». Сочетаются несочетаемые друг с другом слова «жизнь» - «умерла» - это оксюморон. И только слово «весна» дает маленькую надежду.) – К кому обращено стихотворение? (Это стихотворение обращено к женщине, это своего рода ненаписанное прощальное письмо. Прощальное письмо, не запечатленное на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе.) – Какое событие дополняет печальную картину стихотворения? (Уход любимой женщины.) – Что осталось от любимой? (След, да и тот налился водой.) – Итак, герой одинок и тоскует вместе с природой: «сегодня идут без конца те же тучи». И вдруг от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали: «твой след под дождем у крыльца размылся, налился водой». Зачем такой переход? (След навсегда исчезает вместе с ушедшей женщиной, с которой лирический герой «сроднился». Лирический герой потерял родного человека, возлюбленную.) – Насколько дорога герою эта женщина? («Под вечер ненастного дня стала казаться женой».) – Говоря о чувствах героини, Бунин прибегает к градации. Найдите её. (Тоскливо со мной – разлюбила – и стал ей чужой). – Резкий контраст чувств героев создается с помощью контекстуальных анонимов. Каких? (Сроднился – разлюбила, стала казаться женой – стал чужой.) – Когда придет весна, в душе героя вновь забурлит новая жизнь. Но на улице – осень, о весне остались лишь теплые воспоминания. – Герой понимает, что возврата нет, и что он предпринимает? («Камин затоплю, буду пить... // Хорошо бы собаку купить».) – Казалось, еще минуту назад герой умирал от разлуки и горя, постигшего его, и вдруг такое прозаичное решение. В этом кроется еще одна особенность поэзии Бунина: в романтическое повествование он вводит предельно бытовые детали. – Какова тема этого стихотворения? (Тема одиночества.) – Какова основная мысль? (Плохо и невыносимо быть одному.) – Какие изобразительно-выразительные средства есть в данном стихотворении? (Метафоры: 1. «Над холодной пустыней воды...»; 2. «Под вечер стала казаться женой». Олицетворение: «Жизнь до весны умерла...») – Это стихотворение не насыщено образными средствами. Как вы думаете, почему? (Поэт нарисовал очень реалистичную картину, которая не требует приукрашивания. Одиночество не может быть прекрасным.) – Мир жесток, счастье невозможно, люди теряют друг друга и ничего не могут изменить, поэтому обречены на одиночество. Любовь в произведениях Бунина мимолетна и неуловима. Герои его произведений никогда не обретают вечного счастья, потому что, по мнению Бунина, любовь – это счастье, а счастье непостоянно, мимолетно. Но, несмотря на кратковременность, любовь вечна. И Бунин всегда дает надежду на будущее, на новую весну. Стихотворение «Настанет день, исчезну я…» (1916 г.): «Настанет день - исчезну я, / А в этой комнате пустой / Все то же будет: стол, скамья / Да образ, древний и простой. / И так же будет залетать / Цветная бабочка в шелку - / Порхать, шуршать и трепетать / По голубому потолку. / И так же будет неба дно / Смотреть в открытое окно, / И море ровной синевой / Манить в простор пустынный свой». – К разряду какой лирики вы отнесете это стихотворение? (Философской, т.к. в нем поднимаются проблемы бытия, раскрывается тема смерти.) – Определите жанр стихотворения. (Это элегия, т.к. стихотворение проникнуто грустными размышлениями о скоротечности жизни.) – Определите тему стихотворения. (Тема смерти) – Как заявлена Буниным тема смерти? (Категорично первой строкой «настанет день - исчезну я») – Какие два ключевых слова можно выделить в стихотворении? («пустой» и «пустынный».) – Какое место эти слова занимают в композиции стихотворения и что это дает? (Одно находится в начале стихотворения («пустой»), другое - в конце («пустынный»), т.е. обрамляют его, образуя кольцо, что усиливает мысль о неотвратимости, неминуемости конца.) – Какие еще слова «привязывают» к себе паронимы «пустой» и «пустынный» на уровне фонетики? («Настанет», «стол», «простор», «простой»; повторение неблагозвучных согласных «ст» подчеркивает сложность, драматизм переживаний лирического героя, связанных с сознанием неизбежности конца.) – Можно ли утверждать, что пессимистическое настроение в стихотворении является доминирующим? (Нет, автор философски переосмысливает тему смерти, подводя к мысли о продолжении жизни и после ухода лирического героя.) – Как эта мысль выражается? (Вторым рядом ключевых слов, лексическим повтором слова «будет». Вынесенное в центр трех строк, оно настойчиво заявляет о незыблемости мира, его полноте и красоте. Превалирование глаголов будущего времени: «будет залетать, порхать, шуршать и трепетать» [бабочка], «будет смотреть» [небо], «будет манить» [море], окончательно проясняет идею гармонии мира, вечного круговорота жизни.) – Какие выразительные средства языка «работают» на создание оптимистического настроения? (Цветовые эпитеты: «цветная» (бабочка) – символ красоты жизни, «голубой» (потолок), «ровная синева» - символы вечности, бесконечности мироздания; метафоры: «бабочка в шелку», «неба дно» - создают образ мира, который так любим лирическим героем и который ему так трудно покинуть; анафора «и так же будет…», повторы союза «и» (полисиндетон) - раздвигают рамки пространства от комнаты, опустевшей без лирического героя, до бесконечности, говорят о вечном круговороте жизни, бесконечности мироздания.) – Обратите внимание на синтаксис стихотворения. Почему именно такие синтаксические конструкции использовал автор? (Стихотворение состоит из двух сложных и одного простого осложненного предложения. Выбор объясняется тем, что оно содержит серьезные, философские размышления о вопросах бытия, о скоротечности человеческой жизни. Эмоциональное напряжение автора подчеркивается намеренным изменением знака во втором предложении: вместо уместной запятой, призванной разделять однородные сказуемые, поставлено тире («залетать - порхать, шуршать и трепетать»), говорящее о переизбытке чувств. Это же подтверждают инверсии: «настанет день», «исчезну я», «образ древний и простой», «простор пустынный».) – Определите размер стихотворения. Почему именно его выбрал Бунин? (Четырехстопный ямб дал возможность Бунину поразмышлять по поводу волнующих всех проблем жизни и смерти откровенно и ясно.) – Лирический герой Бунина, созерцая природу, растворяется в ней, убеждается в ее незыблемости и обретает душевный покой. Стихотворение «Последний шмель» (1916 г.): «Черный бархатный шмель, золотое оплечье, / Заунывно гудящий певучей струной, / Ты зачем залетаешь в жилье человечье / И как будто тоскуешь со мной? / За окном свет и зной, подоконники ярки, / Безмятежны и жарки последние дни, / Полетай, погуди в засохшей татарке, / На подушечке красной усни. / Не дано тебе знать человеческой думы, / Что давно опустели поля, / Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый / Золотого сухого шмеля!» – Определите размер стихотворения. (Анапест) – Каким настроением наполнены строки? (Грустные, тоскливо-протяжные интонации неспешного трехсложного размера навевают чувство сожаления о чем-то ушедшем. Тоскует одинокий человек: в «жилье человечьем» он один, один и шмель. Человеку одиноко, и шмель невольно становится его собеседником. Во всем стихотворении местоимения только единственного числа.) – Как автор постепенно раскрывает тему грусти, тоски лирического героя? О чем тоскует лирический герой? Что явилось символом его переживаний? (Заунывно тоскуешь, последние дни, засохшая татарка, опустели поля. Лирический герой тоскует о «безмятежных» днях молодости, о спокойной жизни в деревне, которая была нарушена революционными потрясениями. Символом переживания героя стали опустевшие мертвые поля и «последний шмель», которого тоже ждет смерть: ...Скоро в бурьян сдует ветер угрюмый / Золотого сухого шмеля! Последние дни шмеля - это всего лишь последние дни лета, но близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни.) – Что вы можете сказать о теме произведения? (На первый взгляд в нем звучит тема природы. Дано описание последних жарких дней лета или ранней осени, в один из них «в жилье человечье» залетел «последний шмель». Но это стихотворение относится и к философской лирике, в которой звучат мотивы тоски и одиночества. В центре уже – человек со своей «человеческой думой».) – Как Бунин описывает шмеля? (Использует эпитеты: «последний шмель», «чёрный бархатный шмель», «заунывно гудящий», «золотое оплечье». Метафора: «на подушечке красной усни». Татарка - это колючее растение с красным пушистым цветком. Благодаря аллитерации мы слышим гудение шмеля: сочетание звуков ч, ш, з, с, щ. Ассонанс - сочетание гласных звуков о, у, е – создаёт ощущение полёта шмеля.) – Итак, посмотрите, особенность лирики Бунина заключается в том, что она осязательна, импрессионистична (т.е. основана на личном, непосредственном впечатлении, проникнута впечатлением), она многомерна, т.е. мы видит цвета, описываемые поэтом, мы осязаем, мы слышим звуки, мы чувствуем запахи, т.е. задействованы все наши органы чувств. Давайте посмотрим еще раз вместе. В первом стихотворении какие слова передают цвета? («мгла», «темно», «серую тьму» – цветовая гамма), во втором стихотворении («цветная бабочка», «голубой потолок» – цвет, «в шелку» – тактильные ощущения, «шуршать и трепетать» – звук), в третьем («черный шмель», «золотое оплечье», «подоконники ярки», «на подушечке красной», «золотого шмеля» – цветовая гамма, «бархатный шмель» – осязание, «гудящий струной» – звук). Поэтому предметный мир Бунина реален, осязаем, конкретен. – Какова композиция стихотворения? (Композиция представляет собой три части (по строфам). В первой строфе шмель нагоняет тоску на человека гудением, навевает мысли о том, что скоро придут осень и зима. Во второй строфе лирический герой радуется последним летним дням, принимает неизбежность «сна». В 3 строфе два варианта «человеческой думы»: нет ничего вечного и всё возродится снова - это два закона бытия.) – Каждая строфа имеет свой знак препинания. Какой и почему именно этот? (В конце первой строфы – вопросительный знак. Мы задаёмся вопросом: о чём грустит герой? Во второй строфе - точка. Лирический герой раскрывает причину тоски. Стихотворение грустное, но в конце – восклицательный знак, потому что надежда на возрождение не умирает. За каждой зимой приходит весна, а значит, возрождение.) – Основная тема стихотворения – тема жизни и смерти. – Идея – философское понимание бытия: поэт готов принять бытие таким, какое оно есть. | Философская лирика: Стихотворение «Одиночество» (1903 г.) Тема одиночества Стихотворение «Настанет день, исчезну я…» (1916 г.) Тема смерти Стихотворение «Последний шмель» (1916 г.) Тема жизни и смерти |