Урок литературного чтения во 2 классе
по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века»
Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Цель урока: Ознакомление учащихся с произведением И.А.Крылова. Формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы. Способствование развитию навыка выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся. Расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса.
Воспитание интереса к чтению, к творчеству И.А.Крылова и культуры речи.
Планируемые результаты:
предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.
метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;
-строить понятные для партнёра высказывания
личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.
Оборудование урока: интерактивная доска; компьютер; книги с баснями И.А. Крылова, иллюстрации к басням;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Улыбнулись снова
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Молодцы садитесь.
- Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
II. Речевая разминка
А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Лена искала весь день.
- Прочитайте с удивительной интонацией; с вопросительной интонацией; с огорчением, скороговоркой.
III.Актуализация знаний
Назовите героев “Сказки о рыбаке и рыбке”. (Золотая рыбка, старик, старуха)
Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (Невод)
Слова-ответы на вопросы записаны на доске.
ЗОЛОТАЯ РЫБКА
СТАРИК
СТАРУХА
НЕВОД
- Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.
Третья буква в слове “рыбка” Б
Третья буква в слове “старик” А
Первая буква в слове “старуха” С
Первая буква в слове “невод” Н
Седьмая буква в слове “золотая” Я
IV. Сообщение темы урока.
- Какое получилось слово?
- Ребята, сформулируйте тему нашего урока? (Познакомиться с новым жанром литературы и познакомиться с новым произведением.)
- Что такое басня?
Басня- это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
- Посмотрите на выставку книг, которую мы оформили к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений.
-Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. Давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Слайд 1. “Люблю, где случай есть, пороки пощипать…” И.А.Крылов.
- Посмотрите на портрет писателя, каким он вам представляется по характеру. (Добрый, умный и т.д.)
- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него- лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.
- Да это И.А. Крылов и его герои басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. В литературе можно много назвать писателей, которые писали рассказы, повести, сказки и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была очень бедной, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать, и как он сам позднее вспоминал главным его багажом и учителем был отцовский чемоданчик книг. Стремление к образованию было на столько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениям, сравнениями. «Кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест…», - говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен И. Крылова. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов. Он был автором комедий, журналистом и стихотворцем. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен.
- Вспомните, какие произведения писал И.А.Крылов. (дети называют известные им басни Крылова)
V. Работа с иллюстрациями к басням.
- Рассмотрите рисунки. Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник?
VI. Постановка цели урока.
-На какой жанр литературы похожа басня? (На сказку)
Что у них общего, чем отличаются?
- Прочитайте, что написано на слайде, только справа налево, так как подписывал свои басни И.А.Крылов. (тренировка произвольного внимания)
КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ
Ответы детей.
- Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Будем учиться находить в басне мораль-поучение.
VII. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний.
Слайд.
- Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Они живут в воде)
2. Чтение басни учителем.
3. Первичная проверка понимания прочитанного.
- Понравилась ли вам басня?
Что заставило вас улыбнуться? (Герои не смогли сдвинуть воз)
Каким был ваш смех? (Добрым, не злым)
Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?
Есть ли незнакомые слова в басне? Объясните их значение.
(Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне).
Слайд 9.
VII. Физкультминутка.
VIII. Закрепление изученного.
1. Выборочное чтение.
- Прочитайте басню. Ответьте на вопросы словами из басни.
Слайд 10.
Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? (Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.)
Как они старались выполнить работу? (Из кожи лезут вон)
Получилась ли их затея? (А возу всё нет ходу)
Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. (“Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело).
Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка)
Слайд 11.
- Посмотрите на следующий слайд и подумайте:
Что главного не сделали герои басни: не спели вместе; не договорились, как они будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?
2. Словарная работа.
- Замените своими словами выражения из басни:
Слайд 12.
“Из кожи лезут вон” – очень стараются.
“А воз и ныне там” – воз стоит на прежнем месте.
“А возу все нет ходу” – герои не сдвинули воз с места.
3. Выразительное чтение басни.
Учитель. Давайте прочитаем басню выразительно.
С каким настроением вы будете читать басню?
Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? (Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз).
Как автор относится к своим героям? (Он сожалеет, что в товарищах нет согласья)
Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках)
4. Работа над моралью басни.
Учитель. Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет)
Слайд 13.
Учитель. Посмотрите на слайд, скажите, какое выражение из басни стало крылатым?
Да только воз и ныне там.
- Когда так говорят? (Ответы детей)
IX. Викторина по басням И.А.Крылова “Крылатые слова”.
Слайды 14-16.
- Многие выражения из басен дедушки Крылова стали “крылатыми”. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова. Вспомните, их и назовите басни, из которых взяты эти строчки.
“У сильного всегда бессильный виноват” (Волк и Ягнёнок)
“Сильнее кошки зверя нет” (Мышь и Крыса)
“А Васька слушает да ест” (Кот и Повар)
“Видит око, да зуб неймёт” (Лисица и Виноград)
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (Квартет)
“Да только воз и ныне там” (Лебедь, Щука и Рак)
X. Итог урока.
-С каким писателем сегодня познакомились?
-С каким жанром литературы познакомились? Что такое басня?
-Как называется нравоучение в басни?
- Что такое мораль басни?
- С какой целью пишут басни?
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели?
-Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? (глупость, лень и т.д.)
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (рефлексия своих действий, дети показывают изображение “веселого” или “грустного” человечка)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басни (желающие могут выучить).