СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А. Крылов "Лебедь ,Рак и Щука.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.А. Крылов "Лебедь ,Рак и Щука.»

Урок литературного чтения во 2 классе

по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века»

Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Цель урока: Ознакомление учащихся с произведением И.А.Крылова. Формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы. Способствование развитию навыка выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся. Расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса.

Воспитание интереса к чтению, к творчеству И.А.Крылова и культуры речи.

Планируемые результаты:

предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.

метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;

-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;

-строить понятные для партнёра высказывания

личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.

Оборудование урока: интерактивная доска; компьютер; книги с баснями И.А. Крылова, иллюстрации к басням;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Доброе утро (руки в стороны)

Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И тогда весь день будет веселее.

Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)

А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись снова

Будьте все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы садитесь.


- Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

II. Речевая разминка

А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.

- Прочитайте с удивительной интонацией; с вопросительной интонацией; с огорчением, скороговоркой.

III.Актуализация знаний

Назовите героев “Сказки о рыбаке и рыбке”. (Золотая рыбка, старик, старуха)

Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (Невод)

Слова-ответы на вопросы записаны на доске.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА 
СТАРИК
СТАРУХА
НЕВОД

- Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.

  • Третья буква в слове “рыбка” Б

  • Третья буква в слове “старик” А

  • Первая буква в слове “старуха” С

  • Первая буква в слове “невод” Н

  • Седьмая буква в слове “золотая” Я

IV. Сообщение темы урока.

- Какое получилось слово?

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока? (Познакомиться с новым жанром литературы и познакомиться с новым произведением.)

- Что такое басня?

Басня- это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

- Посмотрите на выставку книг, которую мы оформили к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений.

-Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. Давайте прочитаем эпиграф к уроку.

Слайд 1. “Люблю, где случай есть, пороки пощипать…” И.А.Крылов.

- Посмотрите на портрет писателя, каким он вам представляется по характеру. (Добрый, умный и т.д.)

- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него- лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.

- Да это И.А. Крылов и его герои басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. В литературе можно много назвать писателей, которые писали рассказы, повести, сказки и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была очень бедной, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать, и как он сам позднее вспоминал главным его багажом и учителем был отцовский чемоданчик книг. Стремление к образованию было на столько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениям, сравнениями. «Кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест…», - говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен И. Крылова. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов. Он был автором комедий, журналистом и стихотворцем. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен.

- Вспомните, какие произведения писал И.А.Крылов. (дети называют известные им басни Крылова)

V. Работа с иллюстрациями к басням.

- Рассмотрите рисунки. Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник?

VI. Постановка цели урока.

-На какой жанр литературы похожа басня? (На сказку)

Что у них общего, чем отличаются?

- Прочитайте, что написано на слайде, только справа налево, так как подписывал свои басни И.А.Крылов. (тренировка произвольного внимания)

КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ

Ответы детей.

- Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Будем учиться находить в басне мораль-поучение.

VII. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний.

Слайд.

- Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Они живут в воде)

2Чтение басни учителем.

3. Первичная проверка понимания прочитанного.

- Понравилась ли вам басня?

  • Что заставило вас улыбнуться? (Герои не смогли сдвинуть воз)

  • Каким был ваш смех? (Добрым, не злым)

  • Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?

  • Есть ли незнакомые слова в басне? Объясните их значение.

(Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне).

Слайд 9.

VII. Физкультминутка.

VIII. Закрепление изученного.

1. Выборочное чтение.

- Прочитайте басню. Ответьте на вопросы словами из басни.

Слайд 10.

  • Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? (Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.)

  • Как они старались выполнить работу? (Из кожи лезут вон)

  • Получилась ли их затея? (А возу всё нет ходу)

  • Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. (“Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело).

  • Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка)

Слайд 11.

Посмотрите на следующий слайд и подумайте:

Что главного не сделали герои басни: не спели вместе; не договорились, как они будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?

2. Словарная работа.

- Замените своими словами выражения из басни:

Слайд 12.

  • “Из кожи лезут вон” – очень стараются.

  • “А воз и ныне там” – воз стоит на прежнем месте.

  • “А возу все нет ходу” – герои не сдвинули воз с места.

3. Выразительное чтение басни.

Учитель. Давайте прочитаем басню выразительно.

  • С каким настроением вы будете читать басню?

  • Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? (Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз).

  • Как автор относится к своим героям? (Он сожалеет, что в товарищах нет согласья)

  • Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках)

4. Работа над моралью басни.

Учитель. Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет)

Слайд 13.

Учитель. Посмотрите на слайд, скажите, какое выражение из басни стало крылатым?

Да только воз и ныне там.

- Когда так говорят? (Ответы детей)

IX. Викторина по басням И.А.Крылова “Крылатые слова”.

Слайды 14-16.

- Многие выражения из басен дедушки Крылова стали “крылатыми”. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова. Вспомните, их и назовите басни, из которых взяты эти строчки.

  • “У сильного всегда бессильный виноват” (Волк и Ягнёнок)

  • “Сильнее кошки зверя нет” (Мышь и Крыса)

  • “А Васька слушает да ест” (Кот и Повар)

  • “Видит око, да зуб неймёт” (Лисица и Виноград)

  • “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (Квартет)

  • “Да только воз и ныне там” (Лебедь, Щука и Рак)

X. Итог урока.

-С каким писателем сегодня познакомились?

-С каким жанром литературы познакомились? Что такое басня?

-Как называется нравоучение в басни?

- Что такое мораль басни?

- С какой целью пишут басни?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?

-Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? (глупость, лень и т.д.)

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (рефлексия своих действий, дети показывают изображение “веселого” или “грустного” человечка)

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение басни (желающие могут выучить).