Проверка
- Перечислите роды литературы.
- Дайте определение басне.
- Назовите художественно-изобразительные средства, используемые в баснях.
Короткий стихотворный рассказ нравоучительного и сатирического характера, включающий в себя
житейский смысл и поучения - …………
БАСНЯ
Иван Андреевич Крылов (стр. 58-59)
Поговорим об истории
8.1.13
8.1.13
А теперь давайте вернёмся к литературе. И.А.Крылов «Волк на псарне»
- Проследите взаимосвязь событий, описанных в басне, с событиями 1812 года.
8.1.13
8.1.13
Волк
Ловчий
Бонапарт Наполеон – император Франции
Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец
По свидетельству современников, басню «Волк на псарне» И. А. Крылов собственноручно переписал и отдал жене М. И. Кутузова, которая отправила ее мужу в письме. М. И. Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах «а я, приятель, сед» снял фуражку и потряс наклоненной головой.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Овчарня
Псарня
Хлев
Ловчий
Гончие
– загон для овец.
- особое помещение для ловчих
собак, а также для лиц,
обслуживающих их.
– крытое помещение для животных.
– лицо, заведовавшее (у бояр,
помещиков) разными видами
ловли, преимущественно же
псовой охотой.
– порода охотничьих собак.
Чтение басни
Какие черты в поведении Ловчего и Волка подчеркнул Крылов?
Волк – Наполеон
Ловчий - Кутузов
коварство
смелость
мудрость
вероломство
предусмотрительность
хитрость
уверенность
трусость
ТЕМА ИДЕЯ
ЗЛОСТНОЕ УЧИТ, КАК НАДО
НАПАДЕНИЕ ПОСТУПАТЬ С ВРАГАМИ:
НА С «ВОЛКАМИ ИНАЧЕ
ЧУЖУЮ ТЕРРИТОРИЮ НЕ ДЕЛАТЬ
И ЕГО ОТПОР МИРОВОЙ,
КАК СНЯВШИ ШКУРУ
С НИХ ДОЛОЙ»
Выберите строки басни, в которых заключена мораль.
«Волк, ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню...»
«Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!»
«С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой»
Произведение проникнуто патрио-тическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.
Вывод
Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю...», «с волками... не делать мировой!»).
Какие художественные средства помогают баснописцу передать атмосферу переполоха на псарне? (по рядам)
- Глаголы…
- Звуки…
- Метафора…
8.1.13
Выпишите 4 пары противоположных понятий и попытайтесь выявить противоречия к этим противоположностям.
Ловчий-Волк
Друг-Враг
Мир-Война
Добро-Зло
8.1.13
Прочтите 4 пары противоположных понятий и попытайтесь выявить противоречия к этим противоположностям.
Ловчий-Волк
Чем лицемернее был Волк, тем меньше верил ему Ловчий.
Друг-Враг
Мир-Война
Добро-Зло
8.1.13
Выпишите 4 пары противоположных понятий и попытайтесь выявить противоречия к этим противоположностям.
Ловчий-Волк
Чем лицемернее был Волк, тем меньше верил ему Ловчий.
Друг-Враг
Известно, что Волк вероломен и хитер, а хотел прикинуться другом.
Мир-Война
Добро-Зло
8.1.13
Выпишите 4 пары противоположных понятий и попытайтесь выявить противоречия к этим противоположностям.
Ловчий-Волк
Чем лицемернее был Волк, тем меньше верил ему Ловчий.
Друг-Враг
Известно, что Волк вероломен и хитер, а хотел прикинуться другом.
Мир-Война
Волк предложил перемирие Ловчему, хотя на самом деле этого не хотел.
Добро-Зло
8.1.13
Выпишите 4 пары противоположных понятий и попытайтесь выявить противоречия к этим противоположностям.
Ловчий-Волк
Чем лицемернее был Волк, тем меньше верил ему Ловчий.
Друг-Враг
Известно, что Волк вероломен и хитер, а хотел прикинуться другом.
Мир-Война
Волк предложил перемирие Ловчему, хотя на самом деле этого не хотел.
Добро-Зло
Добро победило, несмотря на хитрость и вероломство злого Волка.
8.1.13
Сопоставьте басню И.А. Крылова «Волк на псарне» и фрагмент сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Бедный волк»? Чем различается поведение двух волков в сходных ситуациях?
- А медведи волков не любят, потому что и на них волки шайками нападают, и частенько-таки слухи по лесу ходят, что там-то и там-то Михайле Иваныч оплошал: в клочки серые вороги шубу ему разорвали.
- Держит медведь волка в лапах и думает: «Что мне с ним, с подлецом, делать? ежели съесть – с души сопрёт, ежели так задавить да бросить – только лес запахом его падали заразишь. Дай посмотрю: может быть, у него совесть есть. Коли есть совесть, да поклянётся он вперёд не разбойничать – я его отпущу».
- – Волк, а волк! – молвил Топтыгин, – неужто у тебя совести нет?
- – Ах, что вы, ваше степенство! – ответил волк, – разве можно хоть один день на свете без совести прожить!
- – Стало быть, можно, коли ты живёшь. Подумай: каждый божий день только и вестей про тебя, что ты или шкуру содрал, или зарезал – разве это на совесть похоже?
- – Ваше степенство! позвольте вам доложить! должен ли я пить-есть, волчиху свою накормить, волчат воспитать? какую вы на этот счёт резолюцию изволите положить?
8.1.13
- Подумал-подумал Михаиле Иваныч, – видит: коли положено волку на свете быть, стало быть, и прокормить он себя право имеет.
- – Должен, – говорит.
- – А ведь я, кроме мясного, – ни-ни! Вот хоть бы ваше степенство, к примеру, взять: вы и малинкой полакомитесь, и медком от пчёл позаимствуетесь, и овсеца пососёте, а для меня ничего этого хоть бы не было! Да опять же и другая вольгота у вашего степенства есть: зимой, как заляжете вы в берлогу, ничего вам, кроме собственной лапы, не требуется. А я и зиму, и лето – нет той минуты, чтобы я о пище не думал! И всё об мясце. Так каким же родом я эту пищу добуду, коли прежде не зарежу или не задушу?
- Задумался медведь над этими волчьими словами, однако всё ещё попытать хочет.
- – Да ты бы, – говорит, – хоть полегче, что ли…
- – Я и то, ваше степенство, сколько могу, облегчаю. Лисица – та зудит: рванёт раз – и отскочит, потом опять рванёт – и опять отскочит… А я прямо за горло хватаю – шабаш!
- Ещё пуще задумался медведь. Видит, что волк ему правду-матку режет, а отпустить его всё ещё опасается: сейчас он опять за разбойные дела примется.
- – Раскайся, волк! – говорит.
- – Не в чем мне, ваше степенство, каяться. Никто своей жизни не ворог, и я в том числе; так в чём же тут моя вина?
- (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Бедный волк»)
8.1.13
Д.з.
8.1.13