Проворонила ворона вороненка.
Лиса, лисонька, лиса.
Всему лесу ты краса.
Проверка домашнего задания
Эзоп
«Ворон и Лисица»
Иносказание придумал Эзоп, живший около 3 тысяч лет назад в Древней Греции. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идёт о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определённого человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком.
Эзоп. Ворон и Лисица
Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:
– Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.
Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:
– Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.
Заполни таблицу.
Название басни
Главные герои
Мораль
Заполни таблицу.
Название басни
Главные герои
«Ворон и Лисица»
Мораль
Ворон , Лисица
Нельзя доверять слишком легко похвале.
Иван Андреевич Крылов
За свою долгую жизнь (75 лет) он написал около 200 басен. Но кроме басен, Крылов создавал пьесы для театра, писал рассказы, стихи, водевили, издавал журнал. Один из знакомых баснописца писал, что «в этом человеке были заложены зародыши всех талантов, всех видов искусств». Он мог стать замечательным актером, выдающимся музыкантом (играл на скрипке), но сильнее всего его талант проявился в баснях.
Тема урока
Иван Крылов
«Ворона и Лисица»
Задачи урока
Познакомиться….
Узнать…
Сравнить…
Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.
Как называется приём, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?
Что такое мораль?
Мораль - назидание, поучение, присутствующее в басне.
Что высмеивают басни?
Чему учат басни?
-Подумайте над вопросом:
Почему это произведение так называется?
слушать басню
– Прочитайте текст самостоятельно, карандашом отмечая слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.
Словарная работа
Лесть -
угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный -
отвратительный, омерзительный.
Не впрок -
не на пользу.
взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Взгромоздиться -
очаровать, покорить чем-либо.
Пленить -
Плутовка -
хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский -
нежный, добрый.
Царь - птица -
главная среди птиц.
Вещуньина (голова) -
предсказательница.
Словарная работа
Глаз не сводит-
смотрит пристально, не отрываясь.
На цыпочках подходит -
подходит тихо, осторожно.
утратила способность здраво рассуждать.
Вскружилась голова -
Во всё горло -
каркнула очень громко.
Была такова -
исчезла, скрылась.
Дыханье сперло -
трудно стало дышать.
Бог послал -
нашёл случайно, без особого труда.
Композиция басни
I. Завязка.
II. Развитие действия.
III. Кульминация.
IV. Развязка.
Анализ развития события
-Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой.
- Прочитайте первую строку. - Можно ли из басни узнать о каком времени суток идёт речь? -Что произошло дальше?
-Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Зачитайте.
-Как вы понимаете выражение «на ту беду»?
-Что заставило лису остановиться? Зачитайте.
-Как вы понимаете выражение «сыр пленил»?
-Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром?
-Как она решила забрать сыр у Вороны?
-Чем все закончилось?
- Как ворона очутилась на ели?
- Что хотел показать нам автор словом «взгромоздилась»?
- Была ли голодна ворона?
- С какой интонацией надо читать эти строки?
- Какими словами автор характеризует Ворону?
- Какой была Ворона?
Анализ образа героев
-Прочитайте, как автор характеризует Лису?
-Как автор назвал Лису?
-Что он этим хотел сказать?
-Как вы считаете, почему Лиса подходила к дереву на цыпочках?
-Объясните выражение «говорит так сладко, чуть дыша».
-Какой была Лиса?
- Поработайте в паре. Прочитайте друг другу ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.
Заполни таблицу.
Название басни
Главные герои
Мораль
- В каких строчках заключается мораль басни?
Заполни таблицу.
Название басни
Главные герои
«Ворон и Лисица»
Мораль
Ворон , Лисица
Нельзя доверять слишком легко похвале.
Название басни
Главные герои
«Ворона и Лисица»
Мораль
Ворона , Лисица
Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.
- В чём сходство и различие басен Эзопа «Ворон и Лиса» и И.А. Крылова «Ворона и лисица»?
Сюжет практически один и тот же, но одна басня написана прозой, а другая – стихами. У Эзопа действует Ворон, а у Крылова – Ворона. Ворон держит кусок мяса, а Ворона – сыр. У Крылова прямая речь Лисицы очень выразительна. У Эзопа – Лисица ещё и философствует, она становится в позицию автора, читает Ворону мораль.
Чтобы правильно прочитать басню, надо:
- соблюдать логические ударения, повышая и понижая голос во время чтения,
- делать паузы, останавливаясь на знаках препинания.
Но самое главное правило при чтении – не спешить, чётко проговаривать слова.
Покажите голосом притворную лесть Лисицы, глупость вороны.
Прочитайте про себя. Читаем вслух.
Цепочкой по предложению.
Обратим внимание на слова Лисицы- с какой интонацией она их произносит? В монологе Лисицы поставим логические ударения, найдите монолог Лисицы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.
Подберите строки из
басни к иллюстрациям.
Синквейн
Лисица
Ворона
Глупая, доверчивая.
Верит, слушает, каркает.
Вороне нравятся льстивые слова.
Простофиля.
Хитрая, коварная.
Обманывает, льстит, лукавит.
Лисица всегда добивается своего.
Плутовка.
Составь диафильм к басне «Ворона и лисица».
Проверка
Басня – это…
Мораль – это…
Аллегория (иносказание) – это…
Олицетворение – это …
… перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
… изображение предмета или явления, за которым скрывается другой предмет или явление.
… нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение.
… краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, которые наделены человеческими качествами, созданное для исправления нравов.
Басня – это…
Мораль – это…
Аллегория (иносказание) – это…
Олицетворение – это …
… краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, которые наделены человеческими качествами, созданное для исправления нравов.
… нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение.
… изображение предмета или явления, за которым скрывается другой предмет или явление.
… перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
Домашнее задание
В ыучить наизусть одну из трёх изученных басен И.А.Крылова
- Как вы думаете, для чего и зачем написана басня?
- Перечислите признаки басни.