Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством И.А. Крылова; работать над выразительностью чтения; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Просмотр содержимого документа
«И.А.Крылов `Зеркало и Обезьяна`»
И.А. Крылов
Басня «Зеркало и Обезьяна»
Урок 26
Настрой на урок
- Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Организационный момент урока.
- "Забавой он людей исправил,
Сметал с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут, этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят".
(П. А. Вяземский)
- -Как вы думаете, о ком идёт речь в этом стихотворении?
Речевая разминка:
- Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Прочитайте медленно. Откуда эти строчки?
(Из басни «Ворона и Лисица»)
- -Прочитайте с ускорением
- -А сейчас быстро, замедляя темп.
- -Прочитайте скороговоркой.
- -Выразительно.
- -Какие ещё басни помните?
Проверка домашнего задания
1. с. 134 – 135 - выучить басню наизусть.
2. Творческое задание – сочинить свою басню, где высмеивается невежество, глупость человека
(в стихах, в прозе)
И.А. Крылов
Памятник И.А. Крылову
Физкультминутка
- Нёс однажды Муравей
- Две травинки для дверей.
- На полянке под кустом
- Муравьишка строит дом,
- Лишь снежок запорошит,
- Стрекоза к нему спешит.
- - Ты, Кума, не торопись,
- А за дело-то возьмись.
- Раз, два, три, четыре, пять –
- Начинаем приседать!
И.А. Крылов
Работа по учебнику
Словарная работа.
вид, облик;
крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной;
гримасы; неестественные телодвижения;
обличающее, бичующее осмеяние;
нечестен, вороват.
- Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?
Что же такое басня?
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей .
Этот прием называется аллегория (иносказания)
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Работа по учебнику
- с. 136 – самостоятельное чтение
- 1. (Губами – про себя)
- 2.Чтение басни по ролям
- 3.Инсценированное чтение басни в костюмах сказочных героев . (Маски обезьяны и медведя)
Работа над содержанием басни
- 1 . Какая история описывается в басне?
- 2. Кто герой басни?
- 3.Какие поступки совершают герои басни?
- 4.Прочитайте слова Обезьяны, попытайтесь при чтении передать ее характер.
- 5.Какой совет дал Обезьяне Мишка? Какой характер у Мишки?
- 6.Над чем смеется автор?
- 7.Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»?
- - Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?
- - Какова же мораль басни. Выразите ее своими словами.
- - Прочитайте мораль в тексте басни.
- - Какое выражение басни заключает в себе главную мысль?
«Чем кумушек считать
трудиться
Не лучше ль на себя,
кума, оборотиться?» -
Ей Мишка отвечал.
Работа в группах :
- Кто быстрее и правильнее подберёт карточки, относящиеся к басне.
Проверка
- Басня
- Герои - животные, иногда люди.
- Цель: помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними
Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А.Крылов?
- Но вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Учитель ваш уже итог подводит, Не сводит с вас своих весёлых глаз. Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставлю вам оценки я сейчас!
Итог урока:
- - Чему учат нас басни И.А.Крылова?
- - Что бы вы посоветовали Обезьяне?
Домашнее задание
Подготовить по выбору:
1. выразительное чтение басни;
изобразить характер героев с помощью мимики, жестов;
2. выучить наизусть.
Спасибо
за внимание!