Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с.Новосельское, Новокубанский район, Краснодарский край
Мультимедийный урок.
Литература 9 класс
.
Тема: «… И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» . (основные мотивы лирики
А. С.Пушкина)
Ширина Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы.
2010г.
Цель урока: 1)Приобщить к духовному облику и поэзии Пушкина. 2)Показать непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина. 3)Учить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с поэтом искать на них ответы, поднимаясь до авторского понимания жизни.
План урока. 1. Общечеловеческая значимость лирики А.С.Пушкина. 2. Пейзаж в лирике Пушкина. 3. Любовь и дружба в лирике Пушкина. 4. Тема назначение поэта и его поэзии в лирике Пушкина. 5. Защита проектов сборников избранной лирики Пушкина (групповое задание). 6. Проект Мастера.
Лирика А. С. Пушкина в оценке критиков, философов, актёров, поэтов.
Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше чем любовь к великолепному поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина. Л.Озеров
… Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы…
«К Чаадаеву»
1818 год
… Таким он был и в жизни: простой, веселый, менее всего походивший на сурового проповедника или философа, - этот беспечный арзамасский «Сверчок», «Искра», - маленький, подвижный, с безукоризненным изяществом манер и сдержанностью светского человека, с негритянским профилем, с голубыми глазами, которые сразу меняли цвет, становились темными и глубокими в минуту вдохновения. Д. С. Мережковский
И мысли в голове волнуются в отваге
И рифмы лёгкие навстречу им бегут.
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
«Осень» 1833
… Думаю, что тайна безмерного обаяния Пушкина в том, что он в каждом мгновении жизни, в каждой ее песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный, вселенский смысл. Д.И.Лихачев
… Но не хочу, о други ,умирать:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
Я ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья;
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
«Элегия» 1830
… Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви. Д.И.Лихачев
И дева в сумерки выходит на крыльцо:
Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!
Но бури севера не вредны русской розе,
Как жарко поцелуй пылает на морозе,
Как дева русская свежа в пыли снегов!...
«Зима»
1829г.
… Общение с Пушкиным – это серьезный опыт и уроки бескорыстия… Пушкин – поле магическое. Кто в него попадает, тот уже не вырвется. Это на всю жизнь… Сегодня такое время, что даже самое острое слово быстро устаревает. Что бы ни сказал, завтра это может прозвучать вяло и неинтересно. А Пушкин не устареет … Л.Филатов
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали. в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне
Есть в мире сердце, где живу я.
1830
… Наша любовь к Пушкину начинается в подсознании, мы долго не называем ее любовью, живем с ней как дышим, как ходим по земле, как думаем и чувствуем… Р.Казакова
Как грустно мне твоё явленье,
Весна, весна! Пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжёлым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины…
7 гл. романа «Евгений Онегин»
1827
… Читая его творенья, можно превосходным образом воспитать в себе человека. … Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства. В.Г.Белинский
Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался,
И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой.
Тогда, душой беспечные невежды,
Мы жили все и легче и смелей,
Мы пили все за здравие надежды
И юности и всех его затей
«Была пора: наш праздник молодой…»
1836
Задание 1
- Попробуйте составить свое высказывание о непреходящей ценности лирики А.С.Пушкина
- Желающие могут выполнить задание карточки-кроссворда.
Карточка – кроссворд.
Оценка лирики А.С. Пушкина
По горизонтали:
- Кто написал воспоминание «Пушкин в лицее»?
- Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя»?
- Кто назвал Пушкина беспечным арзамасским «Сверчком»?
- Кто сказал о Пушкине, что он «переживал огромный, вечный, вселенский смысл»?
- Кто сказал, что «читая его творения можно превосходным образом воспитать в себе человека»?
Пейзажная лирика
А. С. Пушкина
Для русской литературы традиционна передача мыслей, переживаний героя с помощью изображения прекрасных картин природы.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывной
Услышал я в последний раз…
«К морю» 1824
Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл её прелести читателю.
Здесь двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты…
«Деревня» 1819г.
Невозможно найти человека, который был бы равнодушен к пушкинским описаниям природы. Поэту удаётся нарисовать такие живые, яркие и сочные картины, что кажется, будто видишь всё это наяву.
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
«Зимнее утро»
1829
Окружающий мир таит в себе много удивительного и прекрасного. Нужно только уметь хорошо вглядываться. Чтобы заметить всё это…
Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил, уснувшие во мне…
«Редеет облаков летучая гряда…» 1820
Во многих произведениях Пушкина звучат строки об осени, его любимом времени года. И каждая строка, каждый звук, создающий образ осени, наполнены удивительной любовью и восхищением.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
«Осень» 1833г.
Вопросы и задания: • Какие изобразительно-выразительные средства использует Пушкин для создания образа природы? • Выделите 2-3 приема • Составьте небольшое высказывание на тему: «Пейзаж в лирике А.С.Пушкина» • Желающие выполните задание карточки-кроссворда
Карточка – кроссворд.
Пейзажная лирика А. С. Пушкина
По горизонтали:
- «При светлом празднике весны…»
- «…Блестя на солнце снег лежит…»
- «И зеленеющая влага пред ним и блещет и шумит…»
- «Роняет лес багряный свой убор…»
- «Сквозь волнистые туманы пробирается луна…»
- «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»
Любовь и дружба
в лирике А. С. Пушкина.
Общительный, умеющий ценить людей, Пушкин имел много друзей. Дружба была для него той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина:
Отечество нам Царское Село
«19 октября», 1825г.
Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина… В.Г.Белинский
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла :
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может
1829г.
Пушкин настолько многогранен, что невозможно представить его творчество без стихов о любви и дружбе. Они отличаются глубокой искренностью, богатством переживаний, гуманностью.
Мой голос для тебя и ласковый, и томный,
Тревожит позднее молчанье ночи темной
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг… Люблю… твоя. Твоя!..
«Ночь»,
1823г.
Как Пушкин умел радоваться жизни, умел видеть прекрасное во всем, в том числе и в дружбе. Сам поэт отличался благородством и всегда был готов протянуть руку помощи своим друзьям…
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье!
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
1826
… Чувство любви для Пушкина как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемая стихия человеческого сердца.
Я вас люблю, хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
… Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.
… Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
«Я помню чудное мгновенье»,
1825г.
Вопросы и задания.
- Выделите ключевые слова и словосочетания по теме.
- Каким вы видите поэта сквозь призму его стихов о дружбе и любви?
- Напишите коротко об этом.
- Желающие выполните задание карточки-кроссворда.
Карточка – кроссворд.
Любовь и дружба в лирике А.С. Пушкина.
Назовите произведение.
По горизонтали :
- «Отрада бедная в судьбе моей унылой».
- «Молю святое провиденье…»
- Печален я: со мною друга нет…»
- «Я не хочу печалить вас ничем…»
- «Чистейшей прелести чистейший образец…»
По вертикали прочтите имя автора.
Тема поэта и поэзии
в лирике А.С. Пушкина
Пушкин всегда задумывался о своем даре поэтическом призвании. В момент творческого вдохновения, исполнения пророческой миссии все суетное, мелкое, приземленное и прозаичное должно исчезнуть… через мучение, через страдание человек преображается в пророка.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь,
и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей»
«Пророк» 1826г.
Поэт как высший судья своих произведений – важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью.
Поэт! Не дорожи любовью народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останешься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усовершенствуя плоды любимых дум.
Не требуя наград за подвиг благородный…
«Поэту» 1830г.
Задумываясь о своем «святом ремесле», о поэзии, Пушкин хочет быть уверен, что жил и писал не напрасно, что его поймут и не предадут забвению, что память о нем сохранится.
… И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»
1836г.
Вопросы и задания.
- Выделите ключевые словосочетания, в стихах о назначении поэта и поэзии.
- Прокомментируйте их.
- В чем их пафос?
- Попробуйте составить свое небольшое высказывание на эту тему.
- Желающие заполните карточку-кроссворд.
Карточка – кроссворд.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.
Назовите произведение.
По горизонтали:
- «… Душа поэта встрепенется…»
- «… Тростник был оживлен божественным дыханьем».
- «… И внял я неба содроганье…»
- «… Веленью божьему, о муза, будь послушна».
- «… Я гимны прежние пою».
К созданию проекта.
- Создайте проект избранного сборника стихов Пушкина
- Выберите цитату из лирики Пушкина для названия вашего сборника.
- Иллюстрируйте обложку.
- Подготовьте предисловие (оно может быть в любом жанре: эссе, рецензия, эпистолярный жанр, стихи
и.т.д.)
5. Продумайте порядок размещения стихов в вашем сборнике.
Проект мастера
В наш век всеобщей бездуховности, пошлости и жестокости человеческая душа ищет себе защиты, опоры, поддержки и находит ее в поэзии Пушкина.
Все беззащитнее душа
В тисках расчетливого мира,
Что сотворил себе кумира
Из темной власти барыша.
Все обнажённей его суть,
Его продажная основа,
Где стоит все чего-нибудь,
Где ничего не стоит слово.
И все дороже, все слышней
В его бездушности преступной
Огромный мир души твоей,
Твой гордый голос неподкупный.
Звучи, божественный глагол,
В своем величье непреложно.
Сквозь океан ревущих волн
Всемирной пошлости безбожной…
Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идет к тебе навстречу
«Духовной жаждою томим»!
Мне кажется, что, именно «духовной жаждою» томимы идем навстречу Пушкину и мы.