СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: «…И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». (основные мотивы лирики А. С.Пушкина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский мультимедийный урок-мастерская, включающий материал для погружения в тему и групповые задания для защиты проектов учащихся

Просмотр содержимого документа
«: «…И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». (основные мотивы лирики А. С.Пушкина)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №12 с.Новосельское, Новокубанский район, Краснодарский край Мультимедийный урок. Литература 9 класс . Тема: «… И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» . (основные мотивы лирики А. С.Пушкина) Ширина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы.  2010г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с.Новосельское, Новокубанский район, Краснодарский край

Мультимедийный урок.

Литература 9 класс

.

Тема: «… И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» . (основные мотивы лирики

А. С.Пушкина)

Ширина Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы.

2010г.

Цель урока:  1)Приобщить к духовному облику и поэзии Пушкина.  2)Показать непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина.  3)Учить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с поэтом искать на них ответы, поднимаясь до авторского понимания жизни.

Цель урока: 1)Приобщить к духовному облику и поэзии Пушкина. 2)Показать непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина. 3)Учить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с поэтом искать на них ответы, поднимаясь до авторского понимания жизни.

 План урока.  1. Общечеловеческая значимость лирики А.С.Пушкина.  2. Пейзаж в лирике Пушкина.  3. Любовь и дружба в лирике Пушкина.  4. Тема назначение поэта и его поэзии в лирике Пушкина.  5. Защита проектов сборников избранной лирики Пушкина (групповое задание).  6. Проект Мастера.

План урока. 1. Общечеловеческая значимость лирики А.С.Пушкина. 2. Пейзаж в лирике Пушкина. 3. Любовь и дружба в лирике Пушкина. 4. Тема назначение поэта и его поэзии в лирике Пушкина. 5. Защита проектов сборников избранной лирики Пушкина (групповое задание). 6. Проект Мастера.

Лирика А. С. Пушкина в оценке критиков, философов, актёров, поэтов.

Лирика А. С. Пушкина в оценке критиков, философов, актёров, поэтов.

 Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше чем любовь к великолепному поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина.  Л.Озеров … Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы…  «К Чаадаеву»         1818 год

Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше чем любовь к великолепному поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина. Л.Озеров

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы…

«К Чаадаеву»

1818 год

… Таким он был и в жизни: простой, веселый, менее всего походивший на сурового проповедника или философа, - этот беспечный арзамасский «Сверчок», «Искра», - маленький, подвижный, с безукоризненным изяществом манер и сдержанностью светского человека, с негритянским профилем, с голубыми глазами, которые сразу меняли цвет, становились темными и глубокими в минуту вдохновения.  Д. С. Мережковский И мысли в голове волнуются в отваге И рифмы лёгкие навстречу им бегут. И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут.  «Осень» 1833

Таким он был и в жизни: простой, веселый, менее всего походивший на сурового проповедника или философа, - этот беспечный арзамасский «Сверчок», «Искра», - маленький, подвижный, с безукоризненным изяществом манер и сдержанностью светского человека, с негритянским профилем, с голубыми глазами, которые сразу меняли цвет, становились темными и глубокими в минуту вдохновения. Д. С. Мережковский

И мысли в голове волнуются в отваге

И рифмы лёгкие навстречу им бегут.

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

«Осень» 1833

… Думаю, что тайна безмерного обаяния Пушкина в том, что он в каждом мгновении жизни, в каждой ее песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный, вселенский смысл.  Д.И.Лихачев … Но не хочу, о други ,умирать: Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; Я ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья; Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть - на мой закат печальный Блеснёт любовь улыбкою прощальной.  «Элегия» 1830

Думаю, что тайна безмерного обаяния Пушкина в том, что он в каждом мгновении жизни, в каждой ее песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный, вселенский смысл. Д.И.Лихачев

Но не хочу, о други ,умирать:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Я ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья;

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

«Элегия» 1830

… Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви.  Д.И.Лихачев И дева в сумерки выходит на крыльцо: Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо! Но бури севера не вредны русской розе, Как жарко поцелуй пылает на морозе, Как дева русская свежа в пыли снегов!...  «Зима»     1829г.

Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви. Д.И.Лихачев

И дева в сумерки выходит на крыльцо:

Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!

Но бури севера не вредны русской розе,

Как жарко поцелуй пылает на морозе,

Как дева русская свежа в пыли снегов!...

«Зима»

1829г.

… Общение с Пушкиным – это серьезный опыт и уроки бескорыстия… Пушкин – поле магическое. Кто в него попадает, тот уже не вырвется. Это на всю жизнь…  Сегодня такое время, что даже самое острое слово быстро устаревает. Что бы ни сказал, завтра это может прозвучать вяло и неинтересно. А Пушкин не устареет …  Л.Филатов Что в имени тебе моём? Оно умрёт, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом. Что в нём? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали. в тишине, Произнеси его, тоскуя; Скажи: есть память обо мне Есть в мире сердце, где живу я.  1830

Общение с Пушкиным – это серьезный опыт и уроки бескорыстия… Пушкин – поле магическое. Кто в него попадает, тот уже не вырвется. Это на всю жизнь… Сегодня такое время, что даже самое острое слово быстро устаревает. Что бы ни сказал, завтра это может прозвучать вяло и неинтересно. А Пушкин не устареет … Л.Филатов

Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Что в нём? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали. в тишине,

Произнеси его, тоскуя;

Скажи: есть память обо мне

Есть в мире сердце, где живу я.

1830

… Наша любовь к Пушкину начинается в подсознании, мы долго не называем ее любовью, живем с ней как дышим, как ходим по земле, как думаем и чувствуем…  Р.Казакова Как грустно мне твоё явленье, Весна, весна! Пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! С каким тяжёлым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны На лоне сельской тишины…  7 гл. романа «Евгений Онегин»  1827

Наша любовь к Пушкину начинается в подсознании, мы долго не называем ее любовью, живем с ней как дышим, как ходим по земле, как думаем и чувствуем… Р.Казакова

Как грустно мне твоё явленье,

Весна, весна! Пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

С каким тяжёлым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины…

7 гл. романа «Евгений Онегин»

1827

… Читая его творенья, можно превосходным образом воспитать в себе человека.  … Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства.  В.Г.Белинский Была пора: наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался, И с песнями бокалов звон мешался, И тесною сидели мы толпой. Тогда, душой беспечные невежды, Мы жили все и легче и смелей, Мы пили все за здравие надежды И юности и всех его затей «Была пора: наш праздник молодой…»  1836

Читая его творенья, можно превосходным образом воспитать в себе человека. … Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства. В.Г.Белинский

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности и всех его затей

«Была пора: наш праздник молодой…»

1836

Задание 1  Попробуйте составить свое высказывание о непреходящей ценности лирики А.С.Пушкина  Желающие могут выполнить задание карточки-кроссворда.

Задание 1

  • Попробуйте составить свое высказывание о непреходящей ценности лирики А.С.Пушкина
  • Желающие могут выполнить задание карточки-кроссворда.
Карточка – кроссворд. Оценка лирики А.С. Пушкина По горизонтали: Кто написал воспоминание «Пушкин в лицее»? Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя»? Кто назвал Пушкина беспечным арзамасским «Сверчком»? Кто сказал о Пушкине, что он «переживал огромный, вечный, вселенский смысл»? Кто сказал, что «читая его творения можно превосходным образом воспитать в себе человека»?

Карточка – кроссворд.

Оценка лирики А.С. Пушкина

По горизонтали:

  • Кто написал воспоминание «Пушкин в лицее»?
  • Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя»?
  • Кто назвал Пушкина беспечным арзамасским «Сверчком»?
  • Кто сказал о Пушкине, что он «переживал огромный, вечный, вселенский смысл»?
  • Кто сказал, что «читая его творения можно превосходным образом воспитать в себе человека»?
Пейзажная лирика  А. С. Пушкина

Пейзажная лирика

А. С. Пушкина

Для русской литературы традиционна передача мыслей, переживаний героя с помощью изображения прекрасных картин природы. Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывной Услышал я в последний раз…  «К морю»    1824

Для русской литературы традиционна передача мыслей, переживаний героя с помощью изображения прекрасных картин природы.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывной

Услышал я в последний раз…

«К морю» 1824

Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл её прелести читателю. Здесь двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы  полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада,  Овины дымные и мельницы крылаты…  «Деревня»    1819г.

Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл её прелести читателю.

Здесь двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты…

«Деревня» 1819г.

Невозможно найти человека, который был бы равнодушен к пушкинским описаниям природы. Поэту удаётся нарисовать такие живые, яркие и сочные картины, что кажется, будто видишь всё это наяву. Под голубыми небесами, Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит…  «Зимнее утро»  1829

Невозможно найти человека, который был бы равнодушен к пушкинским описаниям природы. Поэту удаётся нарисовать такие живые, яркие и сочные картины, что кажется, будто видишь всё это наяву.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

«Зимнее утро»

1829

Окружающий мир таит в себе много удивительного и прекрасного. Нужно только уметь хорошо вглядываться. Чтобы заметить всё это… Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда! Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал     вершины Люблю твой слабый свет в небесной     вышине; Он думы разбудил, уснувшие во мне…  «Редеет облаков летучая гряда…»     1820

Окружающий мир таит в себе много удивительного и прекрасного. Нужно только уметь хорошо вглядываться. Чтобы заметить всё это…

Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил, уснувшие во мне…

«Редеет облаков летучая гряда…» 1820

Во многих произведениях Пушкина звучат строки об осени, его любимом времени года. И каждая строка, каждый звук, создающий образ осени, наполнены удивительной любовью и восхищением. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы…  «Осень» 1833г.

Во многих произведениях Пушкина звучат строки об осени, его любимом времени года. И каждая строка, каждый звук, создающий образ осени, наполнены удивительной любовью и восхищением.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

«Осень» 1833г.

Вопросы и задания:  • Какие изобразительно-выразительные средства использует Пушкин для создания образа природы?  • Выделите 2-3 приема  • Составьте небольшое высказывание на тему: «Пейзаж в лирике А.С.Пушкина»  • Желающие выполните задание карточки-кроссворда

Вопросы и задания: Какие изобразительно-выразительные средства использует Пушкин для создания образа природы? • Выделите 2-3 приема • Составьте небольшое высказывание на тему: «Пейзаж в лирике А.С.Пушкина» • Желающие выполните задание карточки-кроссворда

Карточка – кроссворд. Пейзажная лирика А. С. Пушкина По горизонтали: «При светлом празднике весны…» «…Блестя на солнце снег лежит…» «И зеленеющая влага пред ним и блещет и шумит…» «Роняет лес багряный свой убор…» «Сквозь волнистые туманы пробирается луна…» «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»

Карточка – кроссворд.

Пейзажная лирика А. С. Пушкина

По горизонтали:

  • «При светлом празднике весны…»
  • «…Блестя на солнце снег лежит…»
  • «И зеленеющая влага пред ним и блещет и шумит…»
  • «Роняет лес багряный свой убор…»
  • «Сквозь волнистые туманы пробирается луна…»
  • «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»
Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина.

Любовь и дружба

в лирике А. С. Пушкина.

 Общительный, умеющий ценить людей, Пушкин имел много друзей. Дружба была для него той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастье куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина: Отечество нам Царское Село  «19 октября»,     1825г.

Общительный, умеющий ценить людей, Пушкин имел много друзей. Дружба была для него той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина:

Отечество нам Царское Село

«19 октября», 1825г.

 Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина…  В.Г.Белинский   На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла : Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может  1829г.

Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина… В.Г.Белинский

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла :

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может

1829г.

 Пушкин настолько многогранен, что невозможно представить его творчество без стихов о любви и дружбе. Они отличаются глубокой искренностью, богатством переживаний, гуманностью.   Мой голос для тебя и ласковый, и томный, Тревожит позднее молчанье ночи темной Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви, текут, полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются, и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг… Люблю… твоя. Твоя!..  «Ночь»,     1823г.

Пушкин настолько многогранен, что невозможно представить его творчество без стихов о любви и дружбе. Они отличаются глубокой искренностью, богатством переживаний, гуманностью.

Мой голос для тебя и ласковый, и томный,

Тревожит позднее молчанье ночи темной

Близ ложа моего печальная свеча

Горит; мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются, и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг… Люблю… твоя. Твоя!..

«Ночь»,

1823г.

 Как Пушкин умел радоваться жизни, умел видеть прекрасное во всем, в том числе и в дружбе. Сам поэт отличался благородством и всегда был готов протянуть руку помощи своим друзьям… Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.  Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье! Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!      1826

Как Пушкин умел радоваться жизни, умел видеть прекрасное во всем, в том числе и в дружбе. Сам поэт отличался благородством и всегда был готов протянуть руку помощи своим друзьям…

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье!

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

1826

… Чувство любви для Пушкина как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемая стихия человеческого сердца. Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь! Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей: Без вас мне скучно, - я зеваю; При вас мне грустно, - я терплю; И мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю!

Чувство любви для Пушкина как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемая стихия человеческого сердца.

Я вас люблю, хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам…

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, - я зеваю;

При вас мне грустно, - я терплю;

И мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

… Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. … Душе настало     пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.  И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.  «Я помню чудное    мгновенье»,  1825г.

Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

«Я помню чудное мгновенье»,

1825г.

Вопросы и задания.  Выделите ключевые слова и словосочетания по теме.  Каким вы видите поэта сквозь призму его стихов о дружбе и любви?  Напишите коротко об этом.  Желающие выполните задание карточки-кроссворда.

Вопросы и задания.

  • Выделите ключевые слова и словосочетания по теме.
  • Каким вы видите поэта сквозь призму его стихов о дружбе и любви?
  • Напишите коротко об этом.
  • Желающие выполните задание карточки-кроссворда.
Карточка – кроссворд. Любовь и дружба в лирике А.С. Пушкина. Назовите произведение. По горизонтали : «Отрада бедная в судьбе моей унылой».  «Молю святое провиденье…»  Печален я: со мною друга нет…»  «Я не хочу печалить вас ничем…»  «Чистейшей прелести чистейший образец…» По вертикали прочтите имя автора.

Карточка – кроссворд.

Любовь и дружба в лирике А.С. Пушкина.

Назовите произведение.

По горизонтали :

  • «Отрада бедная в судьбе моей унылой».
  • «Молю святое провиденье…»
  • Печален я: со мною друга нет…»
  • «Я не хочу печалить вас ничем…»
  • «Чистейшей прелести чистейший образец…»

По вертикали прочтите имя автора.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

Тема поэта и поэзии

в лирике А.С. Пушкина

 Пушкин всегда задумывался о своем даре поэтическом призвании. В момент творческого вдохновения, исполнения пророческой миссии все суетное, мелкое, приземленное и прозаичное должно исчезнуть… через мучение, через страдание человек преображается в пророка. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь,     и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей»  «Пророк»    1826г.

Пушкин всегда задумывался о своем даре поэтическом призвании. В момент творческого вдохновения, исполнения пророческой миссии все суетное, мелкое, приземленное и прозаичное должно исчезнуть… через мучение, через страдание человек преображается в пророка.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь,

и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

«Пророк» 1826г.

 Поэт как высший судья своих произведений – важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью. Поэт! Не дорожи любовью народной. Восторженных похвал пройдет минутный      шум. Услышишь суд глупца и смех толпы      холодной, Но ты останешься тверд, спокоен и      угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум. Усовершенствуя плоды любимых дум. Не требуя наград за подвиг благородный…  «Поэту» 1830г.

Поэт как высший судья своих произведений – важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью.

Поэт! Не дорожи любовью народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум.

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останешься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Усовершенствуя плоды любимых дум.

Не требуя наград за подвиг благородный…

«Поэту» 1830г.

 Задумываясь о своем «святом ремесле», о поэзии, Пушкин хочет быть уверен, что жил и писал не напрасно, что его поймут и не предадут забвению, что память о нем сохранится. … И долго буду тем любезен я    народу, Что чувства добрые я лирой    пробуждал, Что в мой жестокий восславил я    свободу И милость к падшим призывал.  «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»  1836г.

Задумываясь о своем «святом ремесле», о поэзии, Пушкин хочет быть уверен, что жил и писал не напрасно, что его поймут и не предадут забвению, что память о нем сохранится.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

1836г.

Вопросы и задания. Выделите ключевые словосочетания, в стихах о назначении поэта и поэзии. Прокомментируйте их. В чем их пафос? Попробуйте составить свое небольшое высказывание на эту тему. Желающие заполните карточку-кроссворд.

Вопросы и задания.

  • Выделите ключевые словосочетания, в стихах о назначении поэта и поэзии.
  • Прокомментируйте их.
  • В чем их пафос?
  • Попробуйте составить свое небольшое высказывание на эту тему.
  • Желающие заполните карточку-кроссворд.
Карточка – кроссворд. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Назовите произведение. По горизонтали: «… Душа поэта встрепенется…» «… Тростник был оживлен божественным дыханьем». «… И внял я неба содроганье…» «… Веленью божьему, о муза, будь послушна». «… Я гимны прежние пою».

Карточка – кроссворд.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

Назовите произведение.

По горизонтали:

  • «… Душа поэта встрепенется…»
  • «… Тростник был оживлен божественным дыханьем».
  • «… И внял я неба содроганье…»
  • «… Веленью божьему, о муза, будь послушна».
  • «… Я гимны прежние пою».
К созданию проекта. Создайте проект избранного сборника стихов Пушкина Выберите цитату из лирики Пушкина для названия вашего сборника. Иллюстрируйте обложку. Подготовьте предисловие (оно может быть в любом жанре: эссе, рецензия, эпистолярный жанр, стихи и.т.д.) 5. Продумайте порядок размещения стихов в вашем сборнике.

К созданию проекта.

  • Создайте проект избранного сборника стихов Пушкина
  • Выберите цитату из лирики Пушкина для названия вашего сборника.
  • Иллюстрируйте обложку.
  • Подготовьте предисловие (оно может быть в любом жанре: эссе, рецензия, эпистолярный жанр, стихи

и.т.д.)

5. Продумайте порядок размещения стихов в вашем сборнике.

Проект мастера

Проект мастера

 В наш век всеобщей бездуховности, пошлости и жестокости человеческая душа ищет себе защиты, опоры, поддержки и находит ее в поэзии Пушкина. Все беззащитнее душа В тисках расчетливого мира, Что сотворил себе кумира Из темной власти барыша. Все обнажённей его суть, Его продажная основа, Где стоит все чего-нибудь, Где ничего не стоит слово. И все дороже, все слышней В его бездушности преступной Огромный мир души твоей, Твой гордый голос неподкупный.

В наш век всеобщей бездуховности, пошлости и жестокости человеческая душа ищет себе защиты, опоры, поддержки и находит ее в поэзии Пушкина.

Все беззащитнее душа

В тисках расчетливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из темной власти барыша.

Все обнажённей его суть,

Его продажная основа,

Где стоит все чего-нибудь,

Где ничего не стоит слово.

И все дороже, все слышней

В его бездушности преступной

Огромный мир души твоей,

Твой гордый голос неподкупный.

Звучи, божественный глагол, В своем величье непреложно. Сквозь океан ревущих волн Всемирной пошлости безбожной… Ты светлым гением своим Возвысил душу человечью, И мир идет к тебе навстречу «Духовной жаждою томим»! Мне кажется, что, именно «духовной жаждою» томимы идем навстречу Пушкину и мы.

Звучи, божественный глагол,

В своем величье непреложно.

Сквозь океан ревущих волн

Всемирной пошлости безбожной…

Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью,

И мир идет к тебе навстречу

«Духовной жаждою томим»!

Мне кажется, что, именно «духовной жаждою» томимы идем навстречу Пушкину и мы.