СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.Бунин "Густой зелёный ельник у дороги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка урока по стихотворению И.Бунина. Мне очень нравится этот русский поэт. Постаралась заинтересовать детей

Просмотр содержимого документа
«И.Бунин "Густой зелёный ельник у дороги"»

Бунин И. «густой зеленый ельник у дороги…»
(учебник, с. 176–177)

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для обучения выразительному чтению лирических произведений, анализу, выделению главной мысли стихотворения; способствовать развитию умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, привитию любви к поэзии; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, окружающему нас миру

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; осмыслять специфику лирического стихотворения, понимать

особенности стихотворения: расположение строк, рифму

Метапредметные:

познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции

Личностные:

самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения

Образовательные ресурсы: портрет И. А. Бунина, иллюстрация с изображением оленя, карточки с определениями

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

I. Организация начала урока

2 мин

– Возьмитесь в группе за руки. Вы команда!

Улыбнитесь друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам!

Определите, какое у вас настроение и на листах самооценки нарисуйте смайл.



Начало урока

Самооценка настроения

Домашнее задание



Работа со стихотворением

Конец урока

Самооценка настроения

Оценка за урок


Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку.


Психологически настраиваются на предстоящую работу на уроке



II. Речевая разминка

2 мин

- Прочитайте чистоговорку с разной интонацией: с вопросительной, восклицательной, выразительно ( весь класс)

Вез на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане сани.

Повторяют за учителем слова речевой разминки

Работа с ОВЗ ( Андрей, Илья), речевыми проблемами

III. Проверка

домашнего задания


– Стихотворения какого поэта мы читали на предыдущем уроке?

1 задание для группы – «Библиографы»

- Вам нужно будет восстановить биографию поэта.

- Пока дети работают с биографией, мы послушаем синквейны.


2 задание для группы – слушание синквейна ( по 1 от группы)

Тема: детство

Проверка биографии по образцу (эталон)


- Объясните, что значит прочитать стихотворение выразительно?

- Каким помнится детство Ивану Бунину, мы узнаем из стихотворения, выразительное чтение которого вы готовили дома.

– Откройте учебник на с.174 и вспомните стихотворение.

- Решите, кто от группы прочитает стихотворение перед классом.

- Оцените свое участие в работе группы:

Начало урока

Самооценка настроения

Домашнее задание



Работа со стихотворением

Конец урока

Самооценка настроения

Оценка за урок







– Иван Алексеевич Бунин «Детство».


Работают с биографией поэта.

Зачитывают синквейны






Читать не торопясь, с интонацией, правильно произносить слова.





Читают стихотворение.


Оценка чтения учащимися. Взаимопроверка. Самооценка

( работа в оценочном листе).




Физкультминутка


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

IV. Мотивация познавательной деятельности




- О ком будем наше следующее стихотворение, попробуйте догадаться:

В Древние времена он был символом воина, перед которым бежит неприятель. Древние кельты считали их посредниками между богами и людьми. Кельты считали, что эти животные – домашние животные божеств, лесных фей и других потусторонних существ. Поэтому Санта-Клаус изображается в санях с их упряжкой. Они олицетворяют благородство, величие, красоту, грацию, быстроту.

- Поднимите руку, кто видел оленя? В нашей республике тоже живут олени. Это алтайский олень – марал. Так что мы тоже имеем возможность наблюдать это могучее, величественное животное.

- Откройте учебник на с. 176. Сформулируйте тему урока.


- Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

(цель урока: учиться выразительно читать стихотворение, правильно анализировать


Внимательно слушают



Определяют героя стихотворения











- Мы продолжаем знакомство с творчеством поэта Ивана Бунина. Будем учиться работать над выразительностью чтения. Будем работать текстом произведения


V. Организация познавательной деятельности



– Природа для Бунина – живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой родной природы. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги…». Станем исследователями, постараемся открыть для себя что-то новое, неизведанное.

Слушание стихотворения

Внимательно слушают



1. Словарная работа




- Словарную работу проведем фронтально. Я называю слово или словосочетание, а вы – зачитываете их значение.

Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

Зубом скрёб – зубом грыз

Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.

Макушка ёлки – верхушка ёлки

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон – гнать, охотиться с помощью собак

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

Стремительность – быстрота


Чтение слов, трудных в произношении

Внимательно слушают.
















Повторяют за учителем.




2. Первичное чтение стихотворения


3. Работа со стихотворением

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.



Читают стихотворение



– Прочитайте первые две строки. Какое время года автор рисует в этих строках?



– Прочитайте описание оленя. Что можете сказать?




– Время года – зима, глубокий снег, густой ельник – это дом оленя. Ему здесь хорошо.


– Олень – взрослое сильное животное с тонкими ногами, тяжелыми ветвистыми рогами; очень красивое.

– Есть мнение, что в этом лирическом герое уживаются два человека: поэт и охотник. Как лирический герой ведет себя в первой строфе? Кто в нем преобладает: поэт или охотник? Какие чувства испытывает лирический герой по отношению к оленю?

– А где в нем просыпается инстинкт охотника? Прочитайте эти строки.

– Что лирический герой читает по следам оленя?

- Как поэт он восхищается могучим животным, его красотой.






– Во 2-й и 3-й строфе.

– Здесь натоптал тропинок, здесь елку гнул, следы. Как олень уходил от погони




– Где и почему происходит перелом настроения? Укажите точно строчку.

– И автор показал нам, как красиво олень уходил от собак. Прочитайте эти строки:

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил

– И вдруг – прыжок! – Смысл поединка жизни и смерти.





– О чем автор говорит? Какое настроение у лирического героя?

– Радостное, восторженное от того, что олень сумел спасти свою жизнь.

– А сейчас еще раз перечитайте последнюю строфу. Подумайте, с каким словом в последней строфе можно соединить все определения, использованные Буниным в стихотворении для описания животного?



– Красота.



– Что такое красота по -вашему?

Высказывают мнение

– Какую главную мысль хотел донести до нас Иван Бунин?

- В эту естественную среду ворвался чужой, который был способен уничтожить эту красоту одним движением. Сейчас он отнимет жизнь у оленя, разрушит красоту.


– Красоту нужно беречь, не уничтожать, а преумножать. И тогда жизнь
на Земле будет красивой и счастливой.

- Послушайте строку: «В стремительности яростно – звериной…»

- Как вы ее понимаете?

- Эта строка выражает настроение поэта, который видит этот поединок красоты и смерти, и его радует, что животное, которое только что служило объектом охотничьего интереса, символизирует красоту и свободу жизни, которая спасается от преследующей ее смерти.


– Перед нашими глазами возникла яркая картина жизни, хотя поэт не описывает ее подробно.


– Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать всё то, что хотел донести до нас автор.

- Кто желает прочитать стихотворение перед классом?


- Оцените свою работу на данном на данном этапе.


– Изумление, радость, восторг, восхищение, спокойствие, сожаление, ликование













Выразительно читают стихотворение.

Работа в парах

Читают стихотворение классу




VI. Работа в картинной галерее




- Красоту оленя можно описать не только словами, но и цветом. Мир леса глядит на нас с картины Дмитрия Ревякина "Олени в лесу". Залитая солнечным светом поляна, прекрасные и грациозные животные..




VII. Домашнее задание


- Надеюсь, при подготовке домашнего задания, эта картина вам поможет.

1. Выразительное чтение стихотворения ( № 2)

Дополнительно ( на выбор)

2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению ( № 17)

Или 3. Подготовить творческий пересказ стихотворения ( № 12)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

VIII. Итог урока. Рефлексия



– Что произвело на вас наибольшее впечатление при знакомстве со стихотворением?

– Давайте вернемся к нашей цели урока. Смогли вы ее достичь?

– Чью работу на уроке вы отметили бы особо. Оцените свою работу на уроке в целом.

Начало урока

Самооценка настроения

Домашнее задание



Работа со стихотворением

Конец урока

Самооценка настроения

Оценка за урок

















Бунин прожил за границей 34 года. И все эти годы он жил думами о родине. Бунин говорил: «Я – очень русский человек. Это с годами не пропадет».

– А закончить наш урок мне хочется хокку японского поэта Кёрай. Попробуйте представить то, о чем я читаю.

Как же это, друзья?

Человек глядит на вишни в цвету,

А на поясе длинный меч!

- Как это произведение можно связать со стихотворением Ивана Бунина?

Вывод: Поэт хочет нам сказать, что в мире очень тонка грань между ощущением красоты и разрушительной силой. Он понимает, насколько близко в ней сосуществуют красота и разрушение, нежность и жестокость. Красота такая нежная, тонкая, что ее нужно беречь, охранять. И в то же время велика сила красоты: она заставляет остановиться, задуматься. Недаром говорят: «Красота спасет мир».

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.








Внимательно слушают. Делают выводы и обобщения



3