СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект мероприятия "И дышится вольно в просторе твоём"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект мероприятия "И дышится вольно в просторе твоём"»

Страна рек холодных и льдов Заполярья,
Ты радуешь взоры в убранстве своём,
Ты даришь минуты огромного счастья
И дышится вольно в просторе твоём.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в музыкальное путешествие в северную страну Норвегию. Страну диких скал, густых лесов, узких и извилистых морских заливов – фьордов. В страну сказок и легенд, на родину гномов и троллей. Встретимся с музыкой известного норвежского композитора Э. Грига, который так говорил о своём творчестве: «Я почерпнул богатые сокровища народных напевов моей Родины, и из этого клада… я пытался создать норвежское искусство».

Э. Григ родился 15 июня 1843г. в норвежском городе Бергене. Он был младшим сыном консула Александра Грига, любопытным и любознательным. С 6 лет начал учиться игре на фортепиано у своей матери. Она познакомила сына с произведениями В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Мендельсона.

В 15 лет Григ стал слушателем Лейпцигской консерватории (Первой консерватории в Германии), которую успешно закончил в 1862 году, получив красный диплом. Получив диплом композитора и пианиста, Григ вернулся на Родину.

Главная особенность творчества великого мастера – это то, что он принёс в свою музыку элементы национального колорита северной страны. Всё его творчество тесно переплетено с жизнью норвежского народа, его культурой, обычаями, бытом, милыми сердцу картинками родной природы. Народные норвежские мотивы, наигрыши, напевы родной глубинки – вот источник, ставший для композитора основным при создании самобытной норвежской музыки.

Григ много путешествовал по Скандинавии, бродил по горам, вслушиваясь в наигрыши пастухов, любил бывать на деревенских праздниках. Там он слышал и записывал множество танцевальных и песенных мелодий. Григ много работал, выступая в разных странах Европы с концертами как композитор, пианист и дирижер, но каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря в местечке Тролльхаугене (Долине троллей). Его композиторский талант быстро завоевал признание соотечественников, а после появления музыки к драме «Пер Гюнт» (1876) имя Грига стало известно по всему миру. В 1893 г ему была присуждена почётная степень доктора оксфордского университета. Григ был подлинно народным композитором, гордостью Норвегии.

Умер композитор 4 сентября 1907 года. Вся страна погрузилась в траур. По завещанию Грига урна с его прахом была помещена в гроте скалы неподалёку от его дома. Нина Григ Хагеруп пережила своего супруга на 28 лет. Её прах захоронен рядом с Эдвардом в горной могиле неподалёку от их уютной и любимой виллы «Тролльхауген». Внизу с неумолчным шумом бьются о берег волны прибоя. А здесь среди елей тихо. И когда солнце клонится к закату, оно неизменно высвечивает начертанные на каменной плите имена: Эдвард Григ, Нина Григ.





Весна ворвалась в его дом,
Обрушилась пенной волною,
И в сердце жила молодом,
Став верной, любимой женою.


Походка воздушно-легка,
Волос золотая лавина.
А голос – высот облака.
Весны имя нежное – Нина.


Любовь их сердец потекла
По жизни потоком единым.
Все знали – Григ полон тепла,
Когда нёс цветы в руки Нины.


Судьба пианиста сбылась,
Весна растопила все льдины.
Песнь Сольвейг к «Пер Гюнт» родилась,
Писались романсы для Нины.


Тролльхауген – чудо-скала,
Светлее не сыщешь вершины!
Лежат неразлучны тела
В ней Эдварда Грига и Нины.

Эдвард Григ — классик норвежского музыкального искусства. Благодаря его творчеству небольшая Норвегия стоит в одном ряду с лучшими музыкальными державами в Европе. Произведения знаменитого норвежского композитора известны всем. Но, наверное, самым известным его сочинением является музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». В 1875 году крупнейший норвежский драматург Генрик Ибсен предложил Григу написать музыку к театральной постановке пьесы «Пер Гюнт».

Пер Гюнт – главный герой драмы. Юноша красив и смел, но неисправимый фантазёр, искатель приключений. После смерти матери он отправляется искать счастья на чужбину, бросив горячо любящую невесту Сольвейг. Долгие годы скитался Пер. Он стал богачом, а потом в один день утратил всё своё богатство. Через сорок лет изможденный Пер Гюнт возвращается в Норвегию. Никто не узнаёт его, он никому не нужен. И только в лесной избушке верная Сольвейг ждёт его и любит по-прежнему. Горько раскаивается Пер Гюнт: как бессмысленно прожил он жизнь.

Музыка к драме «Пег Гюнт» содержит 23 номера. Из них Григ отобрал несколько наиболее ярких и составил две оркестровых сюиты.

Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей разных по характеру, объединенных общим художественным замыслом и программой.

Сегодня мы послушаем одну пьесу из сюиты «Пер Гюнт», название которой вы скажете сами.

Встала заря, пробудилась земля,
Проснулись долины, леса и поля.
Солнце целует траву и кусты.
С первым лучом распустились цветы.

Ожили синих озёр берега.
Бирюзой засверкали речные луга.
Радует сердце рассвет золотой
Над лесом, над полем и над рекой.

Встала заря, пробудилась земля,
Проснулись леса, проснулись поля.
Солнце целует траву и кусты.
В садах распустились цветы.

Ребята, о каком времени суток идёт речь? (Утро)

И сегодня я познакомлю вас с пьесой «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига.

УТРО – Какие ассоциации возникают у вас, связанные с этим словом? (ответы)

Пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига, передаёт настроения, связанные с образами природы, настроения, которые испытывает человек, любующийся природой.

К какому жанру изобразительного искусства можно отнести картину, где нарисовано утро? (Пейзаж)

Пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига – это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками.

А какие музыкальные краски вы знаете? (Музыкальные выразительные средства)

СЛУШАНИЕ Пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига (представьте себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительными жестами рук)

Какой характер у мелодии? (Ласковый, лирический, напевный)

Одинаково ли громко звучало произведение? Если «нет», то почему? (Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются всё новые инструменты. Звучание становится всё более мощным и ярким и доходит до кульминации, момент наивысшего напряжения)

Почему именно такое развитие изобразил композитор? (Музыка словно расцветает, показывая, как встаёт солнце)

Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака» (предлагаю вам вспомнить 2 класс, тему «Музыкальные выразительные средства», слово «форте»: «громко»).

А что дальше происходит с музыкой? (Звучность постепенно ослабевает, становится все более прозрачной и тихой).



Ребята, я говорила, что музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека передаются в этой музыке? (Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем, и, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе).

Ребята, представьте себе, что вы маленькие солнышки (дети – маленькие солнышки, сидят на корточках, укрывшись руками, будто спят. Под пьесу «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига они просыпаются и поднимаются).

Я предлагаю вам на фоне пьесы «Утро» нарисовать характер произведения с помощью цвета, т.е. выбрать из цветных карандашей тот, который, по-вашему мнению, соответствует музыке и этим цветом нарисовать солнце.

Сегодня я предлагаю прослушать, а затем и разучить одно из произведений Э. Грига.

Знакомо ли вам это произведение? (ответ)

Какому композитору оно принадлежит? (Григ)

Какое время суток изобразил композитор? (ответ, название произведения «Заход солнца» Э. Григ)

Какие чувства выражены в этом произведении? (природа готовится ко сну, поэтому и музыка выражает соответствующие чувства и настроения человека – чувство спокойствия, нежности, умиротворения)

Вы дали характеристику произведению, а к какому жанру вокальной музыки вы бы его отнесли? (романс – определение).

Теперь приступим к разучиванию, но прежде распоёмся.

РАСПЕВКА

Сейчас приступим к разучиванию 1 куплета.

Находит тень и дню конец.
Свет гаснет в чаще леса.
На море пал златой багрец,
На землю тьмы завеса.
Среди вечерней тишины
Чуть шепчутся берёзы...
К сынам земли приходят сны,
Над миром веют грёзы.


Прощанье дня полно тоски,
Встревоженной печали;
Закрыли венчики цветки,
И птицы замолчали,
И замер дол и робко ждёт,
Весь плачущий росою,
Что скоро солнце пропадёт
За алой полосою.





Что нового вы узнали на уроке?

С творчеством какого композитора мы познакомились на уроке?

Из какой страны этот композитор?

Как называется произведение, которое мы сегодня слушали?

Как называется песня, которую мы сегодня начали разучивать?

Мы сегодня познакомились с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига.

Мы послушали пьесу «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» и начали разучивать песню «Заход солнца».

Мы выяснили, что с помощью музыки композитор может изобразить явления природы, своё отношение к этим явлениям (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: характеристика произведения. Отобразите в рисунке своё видение музыкальных произведений: песни «Заход солнца» или пьесы «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, на выбор.





3