« И это все о вас…»
В.1 Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину, -
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
В.2. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
На сцену выходит хор,
Голос за кадром:
Память, память за собою позови, в те далекие промчавшиеся дни
Ты друзей моих погибших оживи, а друзьям живущим, молодость верни.
Память, память, ты же можешь, ты должна, на мгновенье эти стрелки повернуть.
Мы хотим не просто вспомнить имена, а своим друзьям в глаза взглянуть.
Хор исполняет песню «Живая память»
связка
Картина 1 «Ваша юность».
Д.:Я помню тот чудный апрельский день, когда впервые увидела тебя. Ты шел по освещенному солнцем тротуару красивый, сильный и уже загорелый. Весь мир, теплый, мягкий, прозрачный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревал добротой, радостью, ожиданием любви, и не было жестких черных красок. Ты остановился у киоска, чтоб купить газету, луч солнца осветил, светлую прядь твоих волос.
Ю.: Я не видел тебя в тот апрельский день. Но я запомнил отчетливо зимний вечер. Шел крупный снег. Он медленно падал вокруг фонарей, около заборов, в тихих переулках. Мохнатый снег лежал у тебя на воротнике, он белел на бровях, на ресницах. В руках у нас были коньки. Мы только что вернулись с катка. Мы стояли на углу, и я знал: через несколько минут надо расстаться.
Д.: А потом было лето. В теплой траве горячо трещали кузнечики. На сочно зеленевшей поляне висела волейбольная сетка, слышался стук мяча, смех. А вечером, после короткого летнего ливня, над дачами тянулся синий дымок самоваров, звучала мелодия популярного тогда танго, и мы танцевали.
Танец Танго.
Картина 2 «Ваше время»
Д: Мы грезили о счастье, читали Есенина и Грина, мечтали о мировой революции, алых парусах и прекрасных принцах.
Ю: Были максималистами и пытались понять эту жизнь, которая была далеко не простой.
Инсценировка по повести Б. Васильева «Завтра была война»
И: Спасибо, Вика, мне очень понравилось, особенно вот это: Дай, Джим, на счастье лапу мне, такую лапу не видал я сроду…
В: Пожалуйста, надеюсь, теперь ты не станешь утверждать, что это вредные стихи?
И: Это замечательные стихи (вздыхает). Я думаю, нет, я даже уверена, что скоро их оценят и Сергею Есенину поставят памятник.
В: А какую надпись ты бы сделала на этом памятнике? Давай проведем конкурс: я буду сочинять свою надпись, а ту свою. (Девочки склоняются над листочками, потом обмениваются). Молодец, Искра! Мне очень понравилось (читает): «Спасибо тебе, сердце, которое билось для нас». Давай только не много поправим: «Спасибо тебе, сердце, которое болело за нас».
И: Да, так действительно лучше. Ты знаешь, я никогда не задумывалась над тем, что такое любовь. Наверное, это стихи заставили меня задуматься.
В: Папа говорит, что в жизни есть две святые обязанности, о которых нужно думать: для женщины – научиться любить, а для мужчины – служить своему делу.
И: А мне кажется, что для женщины служить своему делу также важно, как и для мужчины, поскольку Великая Октябрьская революция раскрепостила рабу очага и мужа.
В: А как ты представляешь счастье? Что оно, по-твоему?
И: Счастье? Счастье – быть полезной своему народу, это помощь угнетенным народам, это уничтожение капитализма во всем мире.
В: (улыбается). Нет. Это – долг, а я спрашиваю о счастье.
И: (задумывается). А как ты представляешь счастье?
В: (мечтательно). Любить и быть любимой. Нет, я не хочу какой-то особой любви: пусть она будет обыкновенной, но настоящей. И пусть будут дети. Трое: вот я – одна, и это невесело. Нет, два мальчика и девочка. А для мужа я бы сделала всё… Чтобы ему всегда было со мной хорошо, чтобы мы жили дружно и умерли в один день, как говорит Грин.
И: Кто?
В: Ты не читала Грина? Я тебе дам, и ты обязательно прочтёшь. (девушки уходят).
1-й В: Жизнь, действительно, была далеко не простой. Рядом с любовью и свиданиями – разлука и ожидание, с трепетными посланиями – ссылка без права переписки, рядом с весной, утром – безвременье и ночь одиночества.
Входят Искра Полякова и Зина Коваленко.
З: Отца Вики Люберецкой арестовали, обвинив его в измене своему народу. Вика оставалась одна, её хотели исключить из комсомола, она не смогла всего этого вынести, выпила большую дозу снотворного и умерла. Она оставила записку: «В смерти моей прошу никого не винить. Я поступаю сознательно и добровольно».
И: А я получила по почте от неё бандероль, в ней был томик стихов Есенина и «Алые паруса» Грина. А ещё прощальное письмо.
З: А когда мы хоронили Вику, мы устроили панихиду, хотя некоторые взрослые не хотели понять нас. Потом уволили нашего директора. Прощаясь, он сказал нам: «Я верю в вас, слышите? Верю, что будете настоящими мужчинами и настоящими женщинами! Верю, потому что вы смена наша. Помните об этом, ребята. Всегда помните!»
Д: Мы помнили об этом! Переживали за своих родителей, друзей, близких.
Ю: Мы мечтали о подвигах, о славе, верили в своё высокое назначение на этой земле.
Д: Мы были молоды, счастливы, верили в мощь своей страны.
Голос за кадром: Где-то там, далеко, уже начиналась война, но она была не здесь и не сейчас.
Ю: А сегодня, здесь?
Д: Мы пойдём в городской сад. Там уже с самого утра играет музыка, разучивается модный фокстрот, все девчонки от него без ума.
Ю: Ты научишь меня?
Д: Конечно, мы будем танцевать долго-долго, а потом весь вечер бродить по городу, читать стихи.
Ю:.И этот вечер будет самым счастливым.
Танец фокстрот.
Голос за кадром: Война не кончилась через месяц, она затянулась на долгие четыре года. И были в вашей жизни расставанья, слёзы, обещанья, горечь разлук.
Д: На другой же день ты отправился в военкомат. Ты был здоровым, молодым, сильным, и тебе, конечно же, сразу вручили повестку.
Ю: Мы пошли всем нашим десятым классом. А когда я шёл домой, держа повестку в кармане, то думал о том, как страшно расставаться с тобой.
Д: Мне тоже было страшно и горько. Я сдерживала слёзы и убеждала себя, что война скоро кончится.
Ю: Я тоже в это верил. Я уходил от тебя совсем не надолго. В кармане, возле сердца, была твоя фотография.
Д: Когда ты уходил, я долго – долго смотрела тебе в след, ты оглянулся, махнул рукой, а потом побежал. А я всё стояла.
Картина 3 «Навеки девятнадцатилетние».
1В: Получают мальчики повестки, и уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая, от врага отчизну защитить.
2В: Если я не вернусь дорогая, нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это - другая, это значит сырая земля.
Хор исполняет песню «Часовые стоят».
Юноша:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы,
Погорельцы
Кочуют с запада к
Востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не
Уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и
Задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук
Наборный.
И я с девчонкой
Балагурю,
И больше нужного
Хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как
Совпало –
Война, беда, мечта и
Юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Инсценировка по мотивам повести Э. Казакевича «Звезда».
Действ. лица: лейтенант Травкин, разведчики: Мамочкин, Анеканов, Майор Лихачёв, связистка Катя.
Т: Завтра ночью идём в разведку в тыл противника. Хоть бы ночь тёмная была.
М: Товарищ лейтенант, а как рация? Будет с нами рация?
Т: Будет, Бражников пошёл за ней.
М: А радист?
Т: Я сам буду передавать радиограммы. Радиста брать не стоит. Ещё трус попадется или вообще не умелый солдат.
Входит Лихачёв с рацией.
Л: ( склоняется над картой ). Гляди, Травкин. Танки противника обозначаются числом 49, пехота – числом 21, а карта расчерчена на квадраты. Вот, например, нужно сообщить, что танки вот в этом районе. Ты передаёшь: 49 квадрат бык 4. Если пехота, значит: 21 бык 4.
Т: Всё понятно, товарищ майор.
Л: Ну, а теперь давай на рации тренироваться. Ваши позывные: «Звезда», позывные дивизии – «Земля».
Т: «Земля», «Земля», слушай «Звезду».Говорит» «Звезда».21буйвол 3».»21буйвол 3» Прием.
Л: «Звезда», «Звезда», «Земля» у аппарата. Правильно ли я понял? Повторяю: «21 буйвол 3» Приём.
Т: «Земля», у аппарата «Звезда». Понял правильно. Дальше: «49 тигр 2».
Входит Аниканов.
М: Смотрите, кто приехал! Аниканов из госпиталя. (Обнимает его.) Ну, вы тут разговаривайте, а я пойду своим скажу, чтобы готовились.
А: Вот, значит, товарищ лейтенант приехал.
Т: Как же ты? Совсем или проездом в другую часть?
А: Направление у меня в другую часть, да я от поезда отстал: дай, думаю, погляжу на свой взвод и на своего лейтенанта. Мне солдат один сказал, что вы здесь по-прежнему. А там видно будет. А вы, значит, к немцу в тыл? А кто с вами?
Т: Младший лейтенант Мещерский, Мамочкин, Бражников, Быков, Семёнов и Голубь.
А: А Марченко, Марченко – то где?
Т: Погиб Марченко.
А: Что ж… вечная ему память.
Т: А ты как? Пойдёшь со мной или по своему направлению в часть?
А: Думаю с вами пойти, придётся тогда в мою часть написать, что не дезертир, дескать, сержант Аниканов.
Т: Хорошо, всё сделаем. Назначаю тебя своим заместителем. Уточняю боевой приказ. Противник обороняет этот участок силами 131 пехотной дивизии. Командир дивизии приказал произвести разведку в тыл противника, выяснить наличие резервов и танков противника и сообщить все данные по радио.
А: Приказ понял. Когда выступаем?
Т: Сегодня ночью. А сейчас всем отдыхать…
Песня «Смуглянка».
Они уходят, у рации сидит Катя.
К: «Звезда», «Звезда» - я «Земля», как слышите меня, приём! «Звезда», «Звезда», слышу вас, приём. Диктуйте, я записываю.21 филин 2, много, очень много 21. Я поняла вас. Мы горячо обнимаем вас. Как вы меня поняли? ( К Лихачёву) Товарищ майор! Получено сообщение от «Звезды».
Л: Вот это сообщение, так сообщение! Вокруг нас в глубочайшей тайне сосредоточилась 5 танковая дивизия «Викинг». Так, что ещё? Ага, состав полка, местопребывание штаба дивизии. Да, этим сведениям нет цены. Нужно срочно сообщить в штаб армии.
Голос за кадром: Больше сообщений от лейтенанта Травкина и его разведгруппы не было.
К: «Звезда», «Звезда», я «Земля». (повторяет )
Л: Где же ты, лейтенант Травкин,? Ведь именно твоими стараниями дивизия «Викинг» обречена на гибель. И теперь все эти немцы, каратели, вешатели и убийцы, идут прямо к своей гибели, мы начинаем наступление.
Л: Скорей бы войне конец… Нет я не устал, но просто пора, чтобы людей перестали убивать.
Картина 4 «Жди меня».
1в: Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето и сигналы тревог.
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,
Рвется ветер весенний и команда вперед.
Даже смерть отступала хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
Д.Шостакович «Лирический вальс» исполняет на фортепиано.
Юноша и девушка читают письма.
Д: Мой дорогой, любимый мой! Каждую минуту, каждый день я жду тебя. Каждую ночь я вижу тебя во сне. Однажды мне снился такой упоительный сон! Мы с тобой танцуем вальс. В ушах моих так ясно звучала мелодия, и мы так легко, чуть касаясь земли ногами, неслись куда - то. Любимый мой, я проснулась с таким ярким ощущением твоих рук, так крепко и нежно обнимавших меня в танце! Мальчик мой милый! Если бы ты знал, как я люблю тебя и мечтаю о встрече с тобой.
Ю: мимо скольких смертей надо пройти, чтобы возвратиться к тебе. Но я уверен, что мне не суждено погибнуть в этой войне. Я не выпущу из рук оружия, пока в состоянии его держать, я не боюсь смерти, я привык к ней, вижу ее ежеминутно, но я мечтаю о жизни, о тебе, о мирном очаге, только теперь я понял и оценил, что значит родной дом, твоя любовь. Я вернусь и мы потанцуем тот вальс. Скорей бы кончилась война.
Вокальная группа исполняет песню « Ночь светла»
Картина 5 « Весна 45 года»
1в: И придет май 45, вздохнет усталая земля и солдаты, что уцелеют вернуться, с той проклятой войны.
2в: Сегодня праздник входит в каждый дом и радость к людям с ним приходит следом,
Мы поздравляем всех с великим днем с днем нашей славы! С днем Победы!
Ю: Мы одолели ту проклятую войну и вернулись домой, чтобы любить, растить детей и радоваться жизни.
Д: Мы дождались вас, чтобы вместе с вами растить детей, любить и радоваться жизни.
Ю: Я должен был выжить, чтобы встретиться с тобой, любить тебя. Мой мир из черно белого превратился в цветной и стал радостным и солнечным.
Д: Мы будем жить с тобой долго и счастливо, радоваться жизни за всех, кто не вернулся с войны.
Голос за кадром:
Сирень, гимнастерка и медленный вальс. Смотрят на нас сквозь морщинки у глаз,
Волосы треплет ночной ветерок, кудри седеют, а им невдомек.
Память о прошлом встречает рассвет, многих и многих из них уже нет.
Наши кумиры минувших времен, спасшие мир, сохранившие сон.
Танцуют вальс
Голос за кадром:
Мы помнить мгновенья войны обещаем и головы скорбно склоняем.
Пред всеми, кто мертв и кто жив, кто подвиг свой ратный свершив
Жить в мире потомкам навек завещал и жизнь без раздумья за это отдал!
Хор исполняет песню « Нам нужен мир».
Программа
смотра художественной самодеятельности «И это все о вас…»
МОУ СОШ № 30 мэрии города Тамбова.
| «Живая память» | муз. Б. Маслова сл. С. Островского | средний хор худ. рук. и дирижер Л.В. Глинщикова концертмейстер С.И. Фролова |
| «А завтра была война» | инсценировка по повести Б.Васильева | учащиеся 8-х классов руководитель педагог дополнительного образования А.Г. Скопинцева |
| «Часовые стоят» | муз. Д. Кабалевского сл. В. Шляхова | сводный хор худ. руководитель и дирижер Л.В. Глинщикова концертмейстер С.И. Фролова |
| «Сороковые» | Д. Самойлов | чтец Хапров Роман - 9 класс худ. руководитель педагог дополнительного образования А.Г. Скопинцева |
| «Перед боем…» | инсценировка по повести Э.Казакевича «Звезда» | учащиеся 8 – 10 классов худ. руководитель педагог дополнительного образования А.Г. Скопинцева |
| «Смуглянка» | муз. А. Новикова сл. Я. Шведова | солист Шишлянников Павел – 8 класс худ. руководитель учитель музыки Л.В. Политова |
| | | |
| «Лирический вальс» | Д. Шостакович | фортепиано Зверев Иван – 6 класс |
| «Ночь светла» | старинный русский романс | вокальный ансамбль учащиеся старших классов |
| «Майский вальс» | | учащиеся 8 – 11 классов |
| «Нам нужен мир» | муз. В. Иванникова сл. Т.Башмаковой | младший хор худ. руководитель и дирижер Л.В. Глинщикова концертмейстер С.И. Фролова |
7