СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«И гордо реет флаг державный…»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««И гордо реет флаг державный…»»

















Содержание

  1. Введение

  1. Основная часть

  2. Первые русские знамена (XI–XVII вв.)

  3. История российского флага (XIX-XXI вв.)

  4. Значение цветов флага  России

  5. Символы Дагестана

  6. Заключение

  1. Список используемой литературы

  2. Приложение
























«И гордо реет флаг державный…»

22 августа – День государственного российского флага

 


  1. Введение

«И гордо реет флаг державный».


К государственным символам каждой страны относятся государственные герб, флаг и гимн.  Российская символика складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, государства, общества. Во всём мире национальный флаг является основным атрибутом государственности.

Во многих  странах большинство населения не помнит ни слова своего гимна, ни очертания своего герба. Но любой культурный человек по очертаниям национального флага может сказать, какую страну он представляет.

Россия в этом смысле не является исключением. Опросы общественного мнения показывают, что именно Российский триколор (а не гимн, герб, Кремль или Красная площадь) для 80% россиян на сегодня является основным государственным символом.

Не во всех странах, даже недавно созданных, смогли сохранить первые экземпляры своих национальных флагов. Новой России в этом смысле «повезло» - несмотря на все трудности и интриги, её первый официальный флаг бережно хранится создателями «Музея  Российского флага».

Особенности использования флага государства прописаны в Федеральном конституционном законе «О государственном флаге Российской Федерации».

В современной России флаг РФ размещается на правительственных зданиях нашей страны, государственный флаг поднимается во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий. Когда к победному финишу приближаются наши чемпионы, хочется вместе с ними

взять флаг, размахивать им и кричать: «Это наш флаг, это наш чемпион, это наша Россия!»

Я много знаю об истории флага, но мне захотелось расширить свои знания по данной теме и поделиться полученной информацией со своими одноклассниками.

Целью моего исследования  является выяснение истории происхождения российского флага.

Задачи исследования:

- изучение, имеющейся научной литературы по данной теме;

-знакомство с существующими версиями происхождения российского  флага


2. Основная часть

2.1 Первые русские знамена (XI–XVII вв.)

История отечественных флагов (знамен) уходит корнями в глубокую древность. О них мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет», в которой знамена именуются «стягами». Стяг – это военное знамя, возносимое на древке. Свое название оно могло получить от «стяганья» – соединения, сбора вокруг себя воинов. Согласно летописям, стяги присутствуют в военных событиях конца XI века.

Словари древнерусского языка, кроме перевода понятия «стяг» как военное знамя, дают ему также толкование «полк, строй, войско».

В XII веке под «стягом» все чаще уже понимается именно знамя, а не воинское соединение. Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собирательная и управленческая функции которых дополнялась звуковыми сигналами. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов.

В это же время упоминается и еще одно слово для обозначения воинского знамени – хоругвь, являющееся общеславянским термином. Поэтично описаны стяг и хоругвь в известнейшем памятнике древнерусской литературы конца XII века «Слове о полку Игореве». Автор, рассказывая о подготовке похода, восклицает: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле!».

Функция ранних знамен как средства управления войском постепенно совмещается с использованием знамени (хоругви) в качестве символа власти.         Стяги и хоругви в письменных памятниках Древней Руси упоминаются в основном в связи с военными действиями. Об этом повествуется в таких литературных памятниках, как «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.

Чаще всего для воспроизведения старинных знамен используются лицевые рукописи (рукописи, снабженные миниатюрами). Среди них первенствует Радзивиловская летопись, содержащая более 600 красочных миниатюр, в числе которых знамена появляются более 200 раз.

Радзивиловская летопись позволяет отметить такие составные части ранних русских знамен, как навершие в виде наконечника копья (если это было не само копье), в виде креста (у русских), полумесяца (у половцев), в виде пучка (конских волос) – «челка стяговая». Челка может располагаться, как показано на рисунках (Рис.1), и под навершием. Цвета знамен, в основном, красные (не только у русских, но и у их противников), а также зеленые и синие. Форма полотнищ – треугольная, широким концом полотнище прикрепляется к древку, узкий же конец – очень длинный, из-за чего полотнище как бы струится. Стяг носит стяговник, который держит его в руке. 

Россия в XV – первой половине XVII веков не имела единого государственного знамени, на котором бы изображался государственный символ, хотя этот символ в виде двуглавого орла уже существовал с конца XV века. Религиозные сюжеты, использовавшиеся на государственных военных стягах, уступали место светским, если речь шла о создании государственной атрибутики, необходимой при взаимоотношениях с иностранными державами. При Иване Грозном вырезали особую печать, которую прикладывали к грамотам, отправляемым в соседние страны.

Знамя, конечно, за рубеж не отправляли, но все - таки имеются основания говорить об использовании стабильной государственной символики на стягах, олицетворявших верховную власть государя над землями, присоединенными к России.

Количество знамен  со светскими, не типичными для русского воинства знаками увеличивается во второй половине XVII века при царе Алексее Михайловиче.

Обществу прививался «геральдический вкус», что выразилось в узаконении государственного герба, попытках объяснения его символики, в обязательности личных печатей с гербами и в украшении этими гербами бытовых предметов: посуды, карет и пр.

По именному указанию царя было «состроено» необычное знамя, отличающееся от прежних государевых знамен тем, что оно соединяло церковную символику со светской. В описи Оружейной палаты имеется подробное описание знамени, которое названо «Знамя гербовое царя Алексея Михайловича, 1666–1678 гг.». Середина и откос его сделаны из тафты белого цвета, кайма кругом полотнища из малиновой тафты; в середине в кругу изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на груди орла в щитке – «царь на коне колет копием змия». Под орлом – вид Кремля со стороны Красной площади, около башни надпись – «Москва». На верхней кайме изображены Иисус Христос и два восьмиконечных креста с подножием. Вокруг орла, по боковым и нижней кайме, в картушах расположены клейма, в которых нарисованы эмблемы земель, упомянутых в царском титуле. На знамени написан полный титул государя. Известен и автор рисунка знамени: это живописец Станислав Лопуцкий, которому «велено было на том знамени написать розных государств четырнадцать печатей в гербах». Он «расписывал» знамя вместе со своими учениками Иваном Безминовым и Дорофеем Ермолаевым. Знамя было выполнено по именному указанию царя.

Было изготовлено и второе знамя подобного же типа, но «на коймах оружие бронь». Однако в исторических источниках отмечается, что оба знамени «на государственной службе никак не бывали».

В правление царя Алексея Михайловича возникло еще одно «знаменное новшество». По ходатайству одной из персидских купеческих компаний, которая желала перевозить в Западную Европу товары через нашу страну, Россия за вознаграждение согласилась охранять товары во время пути. Для этого нужно было построить суда.

В 1667 году для охранных целей в дворцовом селе Дединове на реке Оке начали строить корабль, получивший название «Орел».  Из сохранившихся документов известно, что для изготовления флагов для корабля «Орёл» была отпущена красная, белая и синяя ткань, а на изготовленных флагах предписывалось изображать орлов.

Учёные А.Н. Басов и Ф.Ф. Веселаго считают, что тогдашний флаг состоял из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной. Во всяком случае, именно таким флагом пользовался Пётр I в начале 1690 годов.

Бело-сине-красный флаг, утверждённый императором Петром Великим, имеет за собой почти 200-летнюю давность.

2.2 История российского флага (XIX-XXI вв.)

В XIX в. белой, синей и красной полосе придали значение содружества Белой, Малой и Великой Руси.

          Примечательным в истории российского государственного флага оказался 1858 г. Именно тогда по указу императора Александра II был утвержден имперский государственный флаг – черно – желто – белый (земля, золото и серебро). Черно – желто – белый был государственным всего 25 лет, с 1858 по 1883 г.

           В связи с празднованием 300-летия правления Романовых в обществе обострились дискуссии о национальных цветах флага. Инициаторами выступили монархисты, ратовавшие за черно – желто – белый флаг и отвергавшие цвета петровского флага. Накануне Первой мировой войны, в 1914 г., желая пойти на компромисс с монархистами, в государственный флаг внесли изменения: две верхние полосы в крыже (верхнее место в полотнище – одно из самых почетных в геральдике) перекрывались изображением императорского штандарта, т. е. желтым квадратом с черным орлом. Новый флаг следовало поднимать во время демонстраций в знак «единения» царя с народом и в «частном быту».

Трехцветная символика стала шире применяться лишь с июня 1917 г., когда нужно было вдохновить армию на продолжение борьбы с противником на фронтах Первой мировой войны. Белое движение избрало своим символом бело – сине – красное знамя.

         В России красный флаг в качестве классового знамени впервые использовался восставшими крестьянами Чембарского уезда Пензенской губернии в 1861 г. Впоследствии под красным знаменем проходили митинги, демонстрации, маевки антиправительственного характера.

          В первую годовщину Октябрьской революции на Лобном месте Красной площади и других площадях Москвы состоялась символическая публичная казнь – сожжение «эмблем старого строя», в том числе и трехцветных флагов. «Фигуры» царя, попа, кулака сжигались вместе со «старинными царскими флагами», которые для этого насильно отбирались у «домовладельцев».

          С образованием СССР Конституция 1924 года  утвердила Государственный флаг Союза ССР, который представлял собой красное полотнище с изображением в его верхнем левом углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды (Рис. 6).

          Восстановление трехцветного российского флага в качестве государственного является в наше время вполне закономерным. Возрождающейся российской государственности необходимы символы, овеянные славой и доблестью наших соотечественников, символы, объединяющие нацию.

И вот настал 1990 год, когда необходимость демократических перемен стала очевидной. В августе 1991 года, когда был снят со здания Верховного Совета красный флаг, заменить его оказалось нечем. И тогда  22 августа в 1991 года над известным зданием на
Краснопресненской набережной был поднят  бело-сине-красный флаг.

          Российский трехцветный флаг отвечает важнейшим требованиям, которые предъявляются в мире к государственной символике. Во-первых, ему присуща историческая преемственность: он полностью соответствует российскому флагу эпохи Петра Великого, когда трехцветный флаг приобрел статус государственного. Во-вторых, нынешний российский флаг не несет в себе никаких идеологических, политических, конфессиональных (религиозных) и иных признаков. Наш флаг внесословен, внепартиен, а потому постоянен. И, в-третьих, непременное качество, требующееся от любого государственного флага – его узнаваемость. Этим качеством Российский государственный флаг, непременно, обладает.

 


Из трех полос:

Из белой, синей, красной.

Еще Царь Петр его вознес

В красе торжественной и ясной.

 

М. Н. Шереметьев

 

 

Ежегодно 22 августа в России отмечается День государственного флага Российской Федерации, установленный на основании Указа Президента Российской Федерации № 1714 от 20 августа 1994 г. «О Дне Государственного флага Российской Федерации».

22 августа 1991 г. над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. В этот день на Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР было принято постановление считать официальным символом России красно-сине-белый флаг (триколор).

Появление в России трёхцветного (поясного – с горизонтальным расположением полос) бело-сине-красного флага большинство историков связывает с царствованием Алексея Михайловича. 20 января 1705 г. Пётр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг.

 

 


 

В 1858 г. Александр II утвердил рисунок «с расположением гербовых чёрно-жёлто-белого цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях.

А 1 января 1865 г. вышел именной указ Александра II, в котором цвета чёрный, оранжевый (золотой) и белый уже прямо названы «государственными цветами России».

 

 

 

Чёрно-жёлто-белый флаг просуществовал до 1883 г. 28 апреля 1883 г. было объявлено повеление Александра III бело-сине-красном национальном флаге. В 1896 г. при Николае II три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал «державность», синий – цвет Богоматери, под покровом которой находится Россия, белый – цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.

 

 


В 1914 г. появился «симбиоз» двух «конкурирующих» флагов: бело-сине-красный флаг имел в «крыже» (в верхнем углу у древка) желтый квадрат с черным двуглавым орлом. В условиях начавшейся первой мировой войны это сочетание должно было демонстрировать все то же вожделенное единство русского общества и монархической власти.

Однако даже всплеск патриотизма в начале войны не помог утверждению столь эклектичного стяга. Хотя подобные флаги реяли над русскими представительствами за рубежом, по крайней мере, в течение еще трех лет.

 

 

Роковой 1917 г. открыл новую страницу нашей истории. Временное правительство, захватившее власть в феврале 1917 г., изменило герб и гимн России, но традиционный бело-сине-красный флаг был сочтён историческим всенародным символом и сохранён. Однако власть Временного правительства была непрочной и недолгой: в октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто.

 

 


Первый флаг РСФСР был утверждён в июле 1918 г. В окантованном жёлтым кантом крыже на красном фоне располагались крестообразно буквы «РСФСР», а под ними надпись, расшифровывающая данную аббревиатуру: «Российская советская федеративная социалистическая республика».

Этот флаг был принят как единый: и государственный, и военный, и морской (в том числе военно-морской). В том же 1918 г. флаг был изменён: аббревиатура РСФСР была расположена в одну строку и начертана оригинальным шрифтом. В таком виде флаг просуществовал до 1937 г.

 

 


 

С 1922 г. РСФСР вошла в качестве составной части в единое государство – СССР. Вся полнота власти сосредоточилась в структурах союзного центра, и флагу РСФСР почти не было практического применения.

 

 


 

В 1954 г. флаг РСФСР изменился. Основным цветом полотнища остался красный. Вдоль древка была пущена синяя вертикальная полоса. А в крыже на красной части полотнища поместили государственную эмблему СССР – жёлтые серп и молот под контурной пятиконечной звездой.

 

 





15 декабря 1990 г. было принято решение Верховного Совета РСФСР об утверждении нового флага России – бело-сине-красного флага.

В 1991 г. описание флага было внесено в Конституцию РСФСР, флаг получил название Государственного флага России. После событий августа 1991 г. Россия окончательно стала суверенным независимым государством. Флагом государства оставался старинный российский бело-сине-красный флаг.

25 декабря 2000 г. накануне нового века и нового тысячелетия был принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации», подтвердивший существующий бело-сине-красный флаг и уточнивший порядок его использования

2.3 Значение цветов флага России.

…Три цвета. Три значения. Три судьбы. Современный российский флаг называется "триколор", т.е. "трехцветный". Сегодня в России настоящий культ флага: триколор на зданиях, в витринах магазинов, на вездесущей рекламе, на номерных знаках автомобилей, куртках, майках, значках, открытках...

Тем не менее, за всю историю создания и развития нашего флага интерес к нему проявлялся со стороны не всех сословий и не всегда. А в современной России каждый достойный и уважающий себя гражданин считает своей обязанностью знать символы России и идеи, заложенные в них.

В данном разделе предпринят анализ смыслов и значений, которые закладывала русская традиция в цвета государственного флага. Их систематизация предложена в нижеследующей таблице.


Таблица 1

Белый

Синий

Красный

Царь

Богоматерь

Традиционно русский

Свобода

Вера

Русские цари

Величие

Верность

Российская монархия

Мир

Постоянство

Энергия

Чистота


Сила

Правда


Кровь, пролитая за Отечество

Непорочность


Храбрость

Нетленное совершенство


Удаль



Идеал красивого


Проанализировав результаты полученной таблицы, я считаю нужным отметить, что цвета русского флага совпадают с традиционными цветами, которые предпочитал русский народ.

Издревле у всех славян "красный" обозначает "червленый", "червоный", и только у великороссов "красный" стал синонимом "красивого". Также "красный" сопоставлялся с Родиной и отождествлялся со словом "русский". На Руси он соотносился не только с молодечеством, удалью, но и с народным идеалом прекрасного. Красный, как правило, принято считать национальным цветом великороссов.

"Синий" цвет происходит от слов "сиять" и "сияние", но сияние непрозрачное, темное, т.е. свечение, загадочное мерцание водных глубин. Тем более, голубой цвет - цвет Богоматери. На крестные ходы русские патриархи шествовали под голубыми балдахинами. История констатирует тот факт, что спокойные синие цвета были выбраны русской православной церковью для обычных богослужений. Синий цвет обозначал небо, целомудрие, верность, духовность.

Белый цвет олицетворял свет. Часто слово "светлый" выступает как его синоним. Этот цвет символизировал у древних славян чистоту, правду, благородство, невинность, мир, как в значении окружающего мира, так и в значении мирной жизни, совершенство. В XIX же веке белыми народ называл свою веру, царя и Отечество, свободным и открытым считался белый цвет.

Итак, белый, синий, красный цвета исконно национальны, отражают характер русского народа, а также связаны с народным мироощущением еще с дохристианских времен.

Символы Дагестана.

Мы живем в многонациональной республике Дагестан. Каждая страна, республика имеет свои государственные символы. Наша республика тоже имеет свои государственные символы –герб, флаг, гимн. Они выражают многонациональный характер нашей республики, самобытность и традиции наших народов.

Каждый человек, гражданин страны должен знать историю своей родины, традиции, корни. Я считаю очень многое можно узнать о нашей республике исследовав его символы и атрибуты. Мы всегда восхищаемся и гордимся Дагестаном. Главной гордостью республики являются государственные символы. На многих международных выставках экспозицию Дагестана узнают именно по гербу, а именно по изображенному в центральной части золотого орла. Распростертые крылья изображенного орла обозначают открытость, миролюбие, гостеприимство и свободолюбивость нашего дагестанского народа.

Символика является своеобразной формой раскрытия сущности государства, его отличий или, наоборот, сходств с другими странами. В Дагестане на протяжении многих веков не существовало единых государственных национальных символов, так как "страна гор" ("даг" - гора, "стан" - страна) с древних времен известна и как "гора языков". В Дагестане живут около 30 народов и этнографических групп.). Но на основании сохранившихся источников историки сумели составить представление о некоторых имевшихся в прошлом эмблемах. Так, например, наиболее ранние сведения о государственных эмблемах Дагестана, очевидно, относятся к VI веку н.э., когда иранский шах Хосров I Ануширван (531-579 гг.) из династии Сасанидов (Сасаниды - династия, объединившая Иран в начале III века и создавшая на Ближнем и Среднем Востоке огромную раннесредневековую державу. Сасаниды захватили и весь южный Дагестан вплоть до Дербента) определил владения правителей "страны гор" и присвоил им иранские титулы. Правителю Серира, крупнейшего политического образования в раннесредневековом Дагестане, был присвоен титул Вахрарзан-шах, то есть царь-вепрь. Правителю Филана, одного из владений Дагестана того же периода, точное нахождение которого не определено из-за неясности источников, - титул Филан-шаха, что означает царь-слон. Видимо, эти животные были представлены и на эмблемах Серира и Филана. Дагестано-вайнахские племена испытали большое влияние живших на западе от них племен майкопской культуры (племена, обитавшие во второй половине III тысячелетия до н.э. в районе г.Майкопа) и еще более сильное - передвинувшихся из Закавказья на территорию нынешних Дагестана, Чечни и Ингушетии многочисленных "куро-аракских" племен (племена, обитавшие в III тысячелетии до н.э. в бассейнах рек Куры и Аракса). В это время среди дагестанских племен начался процесс этнической дифференциации, приведший к формированию большого числа народностей Дагестана, Чечни, Ингушетии и древней Кавказской Албании (государство в Восточном Закавказье, образовавшееся в IV-III вв. до н.э.- X в.н.э.в нижнем течении Аракса и Куры). Многочисленные албанские племена в этнографическом отношении весьма близки с племенами Дагестана. Их язык схож с языками коренных народов Дагестана. Да и само название "Албания" происходит от слов "алп" или "алб", что значит "горные районы", "горная страна". До конца XVIII века Дагестан оставался раздробленным на мелкие и мельчайшие политические единицы: Тарковское шамхальство (шамхал - титул правителя кумыков, лакцев, даргинцев и других народов в Дагестане), Кайтагское уцмийство (уцмий - наследственный титул правителя Кайтага), Табасаранское майсумство (майсум - титул феодального правителя Южного Табасарана), владения кадия Табасарана (кадий - феодальный титул), Дербентское, Аварское, Казикумхское, Мехтулинское ханства и более 60 аварских, даргинских, лезгинских мелких объединений - союзов сельских обществ. У правителей этих государственных образований тоже существовали свои тамги, эмблемы, знамена, флаги и иные отличительные знаки, которые не дошли до нашего времени. Во время морского и сухопутного походов в прикаспийские провинции Кавказа, предпринятых летом 1722 года, русские войска 23 августа под предводительством Петра I без боя вступили в Дербент. Это событие довольно обстоятельно описано в исторической литературе. Дербентский наиб (в средневековых мусульманских государствах правитель округа или провинции) Имам Кули-бек со свитой, как описывается в ряде книг, за версту до города встретил Петра I и вручил ему два серебряных ключа от городских ворот. Пушки Дербента произвели салют тремя залпами в честь русских войск. А русский генерал, писатель и историк В.А.Потто, посвятивший основные произведения Кавказу, в первом томе "Кавказской войны" сообщает, что у самого города Петра I с почетом встретила дербентская пехота в ружье со множеством значков, а народ вынес "священное знамя Алия и поверг его к стопам императора" (Али - полное имя Али-Ибн Абу Талиб (656-661 гг.) - четвертый халиф - преемник основателя ислама Мухаммеда).Знамя могло быть зеленого цвета, так как на формирование этнокультурной общности дагестанцев большое влияние оказал ислам, который начал утверждаться с середины VII века в ходе завоевания "страны гор" арабами. Крупнейшим центром распространения ислама на Кавказе со второй половины VIII века становится Дербент, который еще в V-VII веках представлял собой один из оплотов христианства на Восточном Кавказе. Не случайно наиболее известные ворота Дербента получили название "Баб-ал-джигат", что означает "ворота борьбы за веру". К концу XV века ислам приняли почти все дагестанские владения и общества. Он стал официальной религией. Однако разрозненные в государственном отношении народы и этнические группы Дагестана не имели единых флага и герба. Не было их и в мусульманском теократическом государстве, включавшем Дагестан и Чечню. У всех трех имамов (правителей мусульманского теократического государства) - Гази-Магомеда, Гамзат-Бека и Шамиля - тоже были разные знамена. Художник Халил-Бек Мусаясулов на основе легенд, описаний флагов и штандартов написал картину "Символика Дагестана". Специалисты полагают, что она была выполнена, скорее всего, в 1912 году. Картина сначала выставлялась в Метрополитен-музее (США), а недавно ее перевезли в Махачкалу. На картине изображены воины-всадники с помещенными на их пиках знаменами периода Кавказской войны. Большая часть знамен - белого и зеленого цветов, цветов ислама. О символике зеленого цвета говорилось в предыдущих статьях Мекку и Медину становился "хаджием" и в знак, этого события повязывал папаху белой чалмой. Мекка и Медина - города в Саудовской Аравии. В первом из них родился Мухаммед, во второй он переселился в 622 году и создал там мусульманскую общину. С VII века Мекка и Медина стали священными городами мусульман и местами их паломничества Среди знамен, представленных на картине X.Мусаясулова, имеются и знамена красного цвета, который символизирует мужество, кровь, пролитую в борьбе за отечество и веру.

Герб Дагестана. Первым официальным гербом Дагестана стал герб Дагестанской области, которая вошла в состав Российской империи (утвержден 5 июля 1878 года).Вхождению Дагестана в Россию предшествовали многие столетия хозяйственных, политических, дипломатических связей, ведущих отсчет с VIII века. Именно с того времени на западном побережье Каспийского моря появились "русы-купцы". Захват половцами южнорусских степей, нашествие сельджуков, а затем покорение Руси и Закавказья монголо-татарами задержали развитие связей Руси и Восточного Кавказа. С образованием и укреплением русского централизованного государства, особенно после присоединения к нему Казанского и Астраханского ханств, связи эти восстановились, стали более прочными и регулярными. В связи с постоянными нашествиями иранских и турецких завоевателей на Дагестан, его правители стали искать защиты у России, многие просили принять их в русское подданство. Правительство России возвело целый ряд крепостей на побережье Каспия: в устье Терека, Судака, Сушки и так далее.










Герб Дагестанской области утвержден 5 июля 1878 года. На нем «в золотом щите, на лазуревой оконечности, червленая, о четырех башнях, крепость с открытыми воротами, сопровождаемая во главе щита червленою оторванною львиною головою с черными глазами и языком, над червленым же опрокинутым полумесяцем. Щит увенчан древнею Царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою». 20 января 1921 года постановлением ВЦИК создана Дагестанская АССР в составе РСФСР. Автономия заняла территорию бывшей Дагестанской области Российской Империи. Первый Вседагестанский учредительный съезда Советов 7 декабря 1921 года принял Конституцию Дагестана, согласно этому документу герб Дагестана представлял собой изображение в лучах солнца перекрещенных золотых серпа и молота рукоятками книзу, окружённых венцом из колосьев, всё это сопровождали надписи: "Дагестанская (Автономная) Социалистическая Советская Республика" и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

В 1926 году был создан проект герба ,в композицию которого входил горный хребет, но утверждён такой вариант не был. 5 апреля 1927 года VI Вседагестанский съезд Советов принял Конституцию, утвердившую герб республики. Он состоял из изображения солнца, восходящего над снежным горным хребтом, на фоне гор размещались крест-накрест серп и молот, под которыми были изображены виноградная лоза, кукуруза и пшеничные колосья; по сторонам нарисованы скалы. Всё это находилось в середине серебряной шестерни, по внутреннему кругу которой давался девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на русском и тюркском языках. По овалу шестерни золотыми буквами писалось наименование республики: "Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика". Надписи исполнялись латинским и арабским шрифтами.

С 1936 года герб Дагестана по описанию стал схожим с гербом РСФСР, различие заключалось в девизе, который в дагестанском гербе приводился на 10 языках: русском, аварском, кумыкском, даргинском, лезгинском, тюркском, ногайском, лакском, татском, табасаранском. 12 июня 1937 года XI Вседагестанским съездом Советов принята Конституция Дагестана (утверждена на III сессии Верховного Совета РСФСР в 1940 году). В 1938 году вместо тюркского и ногайского в герб был введён текст девиза на азербайджанском языке, таким образом надписи стали выполняться на 9 языках. В феврале 1938 года письменность дагестанских языков была переведена на русскую графику. Соответственно изменились и надписи на флаге и гербе. VIII сессия Верховного Совета ДАССР IX созыва приняла 30 мая 1978 года новую Конституцию. В целом и флаг и герб остались без изменений, но были изменены языки написания надписей, их стало 11: русский, аварский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, табасаранский, татский и чеченский. 13 мая 1991 года Дагестанская АССР переименована в Дагестанскую ССР-Республику Дагестан, а 30 июля 1992 года в Республику Дагестан. Форма нынешнего герба РД установлена не Конституцией, а Положением, утвержденным Верховным Советом РД от 20 октября 1994 года. Согласно этому Положению, Государственный герб республики представляет собой круглый белого цвета геральдический (гербовый) щит, в центральной части которого изображен золотой орел. Над ним помещено изображение золотого солнца в виде диска, окаймленного спиральным орнаментом (украшением). У основания щита расположены бело-золотого цвета снежные вершины гор, равнина, море и в картуше (орнаменте) рукопожатие, с обеих сторон которого проходит зеленая геральдическая лента с надписями белыми буквами: "Республика Дагестан". В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней - двумя орнаментальными кантами (полосками): слева - синим, справа - красным. Государственный герб помещен на бланках законов, нормативных и ненормативных актах органов государственной власти и управления РД, на официальных зданиях Народного Собрания, Государственного Совета и правительства РД. Герб республики разработан группой художников и ученых - искусствоведов во главе с доктором исторических наук Муртузом Гаджиевым.32

Флаг Дагестана. Флаг - это знамя с изображением отличительного знака республики Дагестан как государства. Известно, что имамат - государство, объединявшее Дагестан, Чечню, Северо-Западный Кавказ, возглавляемое Кази-Магомедом (1830-1832), Гамзатбеком (1832-1834), Шамилем (1834-1859), имело свои знамена (флаги). В них содержались надписи, вдохновлявшие горцев именем Аллаха к борьбе против царских колонизаторов. Одно из знамен Шамиля было двухконечным полотнищем темно-красного цвета, окантованным с двух сторон широкими полосами темно-синей ткани. Одно из знамен наиба Шамиля Даниялбека, султана Елисуйского, было белого цвета с красной окантовкой и надписью на арабском языке: "Един Аллах. Победителям он дает победу".

Гимн Дагестана.

 История умалчивает о наличии в Дагестане собственного гимна в древности или средневековье. При Шамиле распевали шахаду «Ла иллаха илла ла». Это и был боевой гимн государства Имамат. Во времена Горской республики (Республика Союз Горцев Кавказа) был учрежден и герб и гимн. Автор слов – Ахмед Цаликов (Цалыкатты). Его произведение называлось «Гимн Единству» и было написано на русском языке, а вот музыка, скорее всего, утрачена.

Слетайтесь, горные орлы!

Зовет нас к жизни клич свободы…

Ингуш, чеченец, абазинец,

Ирон, аварец, карачай,

Черкес, лезгин и кабардинец,

Кумык, абхазец и ногай,

Стекайтесь в братский круг единый,

Могучий круг, как круг скалы,

И дружный грянет клич орлиный

Аллаверды! Аллаверды!

26 июля 1994 года была принята Конституция Республики Дагестан. Вместе с образованием Госсовета было принято решение о создании официальных символов региона. Объявили конкурс, но дело затянулось на целых 2 года. В финал вышли два гениальных дагестанских композитора Мурад Кажлаев и Ширвани Чалаев. Мурад Магомедович уже имел опыт написания гимновых произведений («Клятва» - гимн Дагестану на слова Р. Гамзатова), но на заседании Конституционного собрания Республики Дагестан в июне 1996 года тайным голосованием большинством голосов в качестве гимна была выбрана музыка Ширвани Чалаева. Государственный гимн Республики Дагестан является официальным государственным символом Республики Дагестан. Государственный гимн Республики Дагестан представляет собой музыкальное произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Государственный гимн Республики Дагестан исполняется: при вступлении в должность Президента Республики Дагестан - после принесения им присяги; при открытии и закрытии заседания Конституционного Собрания; при открытии первой и закрытии последней сессии Народного Собрания Республики Дагестан очередного созыва; при вступлении в должность глав муниципальных образований; во время официальной церемонии подъема Государственного флага Республики Дагестан и других официальных церемоний; во время церемоний встреч и проводов посещающего Республику Дагестан Президента Российской Федерации; во время церемоний встреч и проводов посещающих Республику Дагестан с визитами глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций - в соответствии с дипломатическим протоколом. В этой музыке отражена вся история нашего народа. Она вызывает дрожь в теле от переполняющих чувств гордости за свой народ и свою республику! Государственный гимн Республики Дагестан может исполняться: при открытии памятников и памятных знаков; при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации и Республики Дагестан; во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.

В Дагестане официально приняли новый гимн. Он заменит старый, который общественность республики признала слишком печальным.

- Гимн «Клятва» утвержден в качестве официального гимна Дагестана на очередной сессии Народного собрания республики 24 февраля парламента Дагестана. - За принятие нового гимна проголосовали 80 депутатов, против - двое. Автором музыки нового гимна является Мурад Кажлаев, текста - Расул Гамзатов.

Для разработки нового варианта была создана специальная комиссия. Ее члены рассматривали несколько вариантов нового гимна. В конечном итоге, было решено представить парламентариям вариант гимна со словами Гамзатова и музыкой Кажлаева.

Напомним, в прошлом году суд Махачкалы признал законным распоряжение главы Дагестана Рамазана Абдулатипова о конкурсе на создание нового гимна республики. До того в дагестанских СМИ и блогосфере активно обсуждалось заявление руководителя региона о том, что прошлый гимн республики напоминает «похоронку».




ТЕКСТ НОВОГО ГИМНА ДАГЕСТАНА

Горные реки к морю спешат.

Птицы к вершинам путь свой вершат

Ты мой очаг, моя колыбель,

Клятва моя Дагестан.

Тебе присягаю на верность свою,

Дышу я тобою, о тебе я пою.

Созвездье народов нашло здесь семью,

Мой малый народ, мой великий народ.

Подвиг горцев, богатство и честь,

Здесь это было, здесь это есть.

Ты для меня как священный Коран

Клятва моя Дагестан.

Припев:

Тебе присягаю на верность свою,

Дышу я тобою, о тебе я пою.

Созвездье народов нашло здесь семью,

Мой малый народ, мой великий народ.


Заключение.

Итак, на рубеже XX-XXI вв. Россия и Дагестан обрели государственную символику в виде государственного герба, флага и гимна, хотя их принятие и утверждение не обошлось без политических дискуссий, противостояний, борьбы различных социально-политических партий и движений. Символы России - это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т.д. Государственная символика России и Дагестана знаменует обретение государством не только определенных внешних форм, что важно само по себе как этап в завершении становления государственности, но и внутреннего содержания, подчеркивающего стратегию в реализации политического курса, в преемственности историко-культурных традиций народа, проживающего в данном государстве. Особо важно использование государственной символики в воспитании подрастающего поколения, воспринимающего в ходе воспитательного процесса атрибуты государства, государственной власти, их специфику в сравнении с другими государствами.

Символика России и Дагестана несет в себе отпечаток эволюции национально-государственной идеологии, изменение содержания которой отражается в изменении формы символа. Любое государство стремится максимально отобразить в символике собственное могущество, военную силу, мощь, другие позитивные свойства и качества. Не случайно в истории России на гербах отдельных государств-княжеств, изображались реальные животные, символизирующие силу, храбрость, отвагу - лев, медведь, олень, орел, сокол, конь, рысь и многие другие. В последние годы общественное сознание повернулось к отечественной истории и памятникам старины. Хотелось бы надеяться, чтобы граждане выработали свой взгляд на такую интереснейшую часть наследия прошлого, как официальные символы России и Дагестана, осмыслить их роль в жизни общества.













  1. Дегтярев А.Я. История Российского флага. М.: «Военный парад», 2000.

  2. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Очерки истории государственной символики России. М.: Панорама, 1993.

  3.  Герб и флаг России / под ред. Г.В. Вилинбахова Х-ХХ века. М.: Юридическая литература, 1997.

  4. http://www.gerb.bel.ru/

  5. http://www.gerb.bel.ru/pages/russia/russia_flag_ist.htm

  6. http://www.101flag.ru/istor_rf.htm

 

http://www.rusflag.ru/ – Сайт «Флаг России»

http://www.vexillographia.ru/russia/index.htm  – Флаги России

http://simvolika.rsl.ru/ – Открытая цифровая коллекция «Государственные символы России: история и реальность». Из содержания: «Луч красный, луч синий, луч белый серебряный…» : Российские флаги

Флаг России в Википедии

http://derzava.com/category/simvolika-rossii – Флаги Российской империи на русском патриотическом портале «Возрождение державы»

http://grus2.narod.ru/kurm.htm  Флаги России. Эволюция Российского флага

 



























Приложение: