Тема: И.Я.Яковлев. Закрепление изученных частей речи.
Цели:
- актуализация знаний учащихся об И.Я.Яковлеве, закрепление изученных частей речи;
-совершенствование умений работать в группах;
-воспитание патриотических чувств.
План:
Организационный момент.
Стихотворение «Звенит звонок».
Звенит звонок, звенит звонок,
Зовёт он всех нас на урок.
Звенит звонок, звенит звонок
Мы тихо сядем, чтоб начать урок.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы проводим одновременно урок русского языка и чтения, как один урок.
Минутка чистописания.
На чистописании мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах, и может разделить их на две группы. Какая это буква? (Буква я). На какие группы она может разделить эти слова? ( На две группы: буква я обозначает один звук; буква я обозначает два звука).
яма полянка
мясо Россия
ягода сегодня
Какое слово здесь лишнее? Почему?

3.Сообщение темы и цели урока.
Чтобы узнать тему нашего урока, мы должны разгадать кроссворд.
| | Кроссворд |
| | |
| | 1.Как звали третьего космонавта. 2.Имя крупнейшего российского учёного-востоковеда. 3.Государство, в котором мы живём. 4.Столица нашего государства. 5.Государственный символ. 6.Всенародно избранный глава государства. 7.Село, где родился Н.Я.Бичурин. |
Итак, тема нашего урока Иван Яковлевич Яковлев. Мы будем также вспоминать изученные части речи.
Вводная беседа об И.Я.Яковлеве (портрет И.Я.Яковлева)
Ребята, внимательно посмотрите на портрет этого человека. Что вы можете сказать о нём? Какой он человек? Кто это? Что вы знаете о нём? Чем он известен?
Работа с текстом «И.Я.Яковлев».
Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшского района Республики Татарстан). Деревня расположена в живописной местности на правом берегу реки Кильна, которая впадает в Свиягу.
Когда мальчику было 3 дня, умерла его мать, Макарова Настасья Васильевна. И мальчик долго не знал, что семья Кирилловых, где он вырос, ему не родная. Его любили и воспитывали как своего. С детства приучали к труду и крестьянским заботам. Для слепого деда Пахома, главы семьи, мальчик был поводырём. Дедушка долго сокрушался, когда 8-летнего Ваню отправили в школу в соседнюю деревню Бурундуки. В этой деревне мальчик жил в русской семье Мушкеевых. О них Иван Яковлевич сохранил самые тёплые воспоминания.
С ранних лет мальчик чувствовал своё предназначение. И время этого подвига пришло. Иван в 19 лет поступает в 5 класс Симбирской мужской гимназии. Во время учёбы начинает составлять новый чувашский алфавит, букварь и другие учебники для чувашских детей. В те времена детей нерусских народов учили на русском языке. Учиться было трудно. И школ для сельских детей было немного.
В 1870 году И.Я.Яковлев окончил гимназию с золотой медалью. Потом поступил в Казанский университет, который окончил успешно в 1875 году. Его назначили инспектором чувашских школ Казанского учебного округа.
И.Я.Яковлев на свои средства создал Симбирскую учительскую школу. Руководил этой школой более 50-ти лет. За время её работы к 1917 году из неё вышло более 1200 учителей. Многие из них своим трудом прославили чувашский народ. И.Я.Яковлева по праву называют просветителем чувашского народа. Умер Иван Яковлевич Яковлев в 1930 году в Москве.
-самостоятельное чтение учащихся;
-ответы на вопросы;
-словарная работа: поводырь – тот, кто помогает кому-нибудь идти, водит; просветитель – распространитель передовых идей; предназначение – судьба;
-групповое чтение;
-групповой пересказ.
Какие мысли у вас возникли, поработав над этим текстом?
Имя И.Я.Яковлева живёт в наших сердцах, потому что много доброго он сделал не только для чувашского народа, но и для всей нашей Родины. Его можно назвать патриотом Родины. Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.
Диктант «Наше Отечество».
Страну, где мы живём, называем Отечеством. В ней испокон веку жили деды и отцы наши. В ней говорят родным нам языком. И всё в ней для нас родное.
Мы свою родину называем матерью. Она выкормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила своему языку.
На свете кроме нашей родины есть и другие страны. Но одна у человека родная мать, одна у него и родина.
7. Работа с грамматическим материалом.
-какие части речи вы знаете?
-определите части речи в 1-6 предложениях.
-указать главные члены в 1-6 предложениях.
8. Упражнение в распознавании однокоренных слов
идут Родина
бредут родная
шагают родительский
-В каком столбике записаны однокоренные слова? Какие это части речи? Разбор слов по составу.
9. Презентация «И.Я.Яковлев – великий просветитель чувашского народа и покровитель Бичуринской школы».
Наша малая Родина – село Бичурино - богата историей. И.Я.Яковлев внёс большой вклад в её историю. Наши ученики приготовили презентацию об этом замечательном человеке. И сейчас они сами об этом расскажут.
10. Итог урока.
11.Домашнее задание: сделать мини-книжку по рассказам И.Я.Яковлева.
Использованная литература:
1.Парус-4. А.В.Рыбакова, Т.В.Артемьева. Книга для дополнительного и внеклассного чтения в 4-м классе чувашской школы. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2005.
2.Горизонт. Л.Т.Терентьев. Книга для чтения в 4-м классе чувашской школы. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001.
3. Начальная школа. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку. Москва. Издательский дом «Дрофа».2004г.