СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И М Добротина Метапредметные связи Русский язык Карточки 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен для уроков русского языка в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«metapredmetnye_svyazi.7_klass.ekzemplyar_uchitelya»

Методические рекомендации для работы с материалами диска

Рубрика

Название материала

Подспорье

О метапредметных связях, или Как русский язык помогает изучать другие предметы


Автор

И.Н. Добротина, лицей № 1310, г.Москва


Классы

7 класс


Жанр

Раздаточные материалы, Карточки


Методические рекомендации

В отдельных фалах материалы даны в двух видах - раздаточные материалы (см. отдельный файл), в которых представлены тексты и весь набор заданий к ним по всем блокам дисциплин, а также карточки (см. отдельный файл), в которых каждое задание представлено отдельно. Обратите внимание, что для задания «Подготовить небольшую (3–5 слайдов) презентацию», мы не только предоставляем изображения, указанные И.Н. Добротиной, в хорошем качестве, но и даем ссылки на Интернет-ресурсы, в которых ребята смогут получить подробную информацию художниках и истории создания полотен и скульптур.


Методическое сопровождение

Е.А. Иванова, Журнал «Русский язык», ИД «Первое сентября»




Экземпляр учителя



Класс: 7



ТЕКСТ 1


Тема по программе: лексика и фразеология, причастия, разряды союзов.

Предметы, учебный материал которых стал содержательной основой для заданий: литература, география, история, физика.

Универсальные учебные действия, развитие которых предполагается на уроке:

1) осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников;

2) представлять информацию с учетом заданных условий общения;

3) использовать приемы просмотрового и изучающего чтения;

4) писать сочинение-рассуждение на заданную тему.



ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ:

«Мечта о полетах: Икар и Дедал»


1) Жил в древнегреческом городе-государстве Афинах великий мастер, зодчий Дедал. 2) Был он не только архитектором, но и скульптором, очень гордился своим искусством. 3) Со временем стал мастер замечать, что его юный племянник Талос, его ученик, начинает превосходить своего учителя. 4) Черная зависть поднялась в сердце Дедала, и однажды, когда никого не было рядом, столкнул он талантливого юношу с городской стены. 5) Талос разбился насмерть.

6) Но все тайное становится явным. 7) Афиняне, узнав о преступлении Дедала, выгнали его с сыном Икаром из города.

8) Изгнанники переплыли море и поселились на острове Крит у царя Миноса, который был злейшим врагом Афин. 9) Построил мастер по указу царя лабиринт для кровожадного царевича Минотавра и тем навеки приковал себя к острову. 10) Царь Минос решил не отпускать зодчего Дедала, знавшего страшную тайну лабиринта. 11) Тогда Дедал набрал птичьих перьев, скрепил их воском и сделал себе и сыну крылья, чтобы улететь из ненавистного им плена.

12) Ранним утром перед отлетом Дедал сказал Икару: «Ты только не поднимайся, сынок, слишком высоко. 13) Горячие лучи солнца растопят воск, и ты упадешь в море». 14) Разбежались отец с сыном и взлетели. 15) Радость полета охватила мальчика, забывшего обо всех наставлениях отца. 16) Все выше и выше забирался Икар в небо, не обращая внимания на то, что начинает плавиться воск, нагретый солнечным теплом. 17) Наступил момент, когда рассыпались крылья, скрепленные отцом Икара. 18) Камнем упал юноша в воду и утонул. 19) А Дедал добрался до Сицилии и прожил там в печали и скорби до самой старости.



ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ


Блок «Литература. Русский язык»


1. Напишите, в каком значении употребляется в тексте выражение «черная зависть» (предложение 4).

2. Укажите номер предложения, в котором говорится о причинах той зависти, что охватила Дедала.

3. Как называются выражения, подобные тому, что есть в предложении 6: «все тайное становится явным»? Приведите примеры аналогичных известных вам выражений.

4. В тексте есть упоминание еще об одном мифе, связанном с лабиринтом царя Миноса. Какое выражение вспоминается сразу, когда речь идет о том, как были спасены люди от Минотавра? Напишите, что означает это выражение.

5. Перечитайте еще раз текст и найдите предложения, в которых говорится о гении Дедала и злодействе, им совершенном. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, может ли талантливый человек быть злым, жестоким или он всегда добр и порядочен. Выразите свое отношение к поступку Дедала.


Блок «География. Физика»


1. В тексте идет речь о том, что Дедал использовал воск, чтобы скрепить крылья. Мы не знаем, о каком воске идет речь, известно лишь то, что он может быть животного происхождения (пчелиный, например) или растительного (из листьев бразильской восковой пальмы). Температура плавления воска от 40 до 90 градусов. Из курса географии вам знакомо строение атмосферы. Внимательно проанализируйте схему, график и таблицу и определите, в каком слое воздушной оболочки Земли мог бы находиться Икар, если верить этому мифу.

2. Напишите о том, возможно ли пребывание человека в таких условиях.

Схема. Строение атмосферы


График. Распределение температуры в атмосфере в зависимости от высоты

Таблица. Строение атмосферы Земли

Строение атмосферы Земли

Название слоев

Границы высот

Характеристика слоя

1. Тропосфера

8–18 км

80 % воздуха атмосферы, почти весь водяной пар. Здесь дует ветер, плывут облака, идут дожди. Воздух нагревается только от поверхности Земли, поэтому с высотой температура падает

2. Стратосфера

18–50 км

Воздуха мало, и без кислородного аппарата или скафандра находиться здесь невозможно. Нет водяного пара, облаков. Температура с высотой повышается, так как газ озон поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца. На высоте 50 км температура достигает 320

3. Мезосфера

50–85 км

Температура снова резко падает до – 900, плотность воздуха очень мала

4. Термосфера (ионосфера)

90–1000 км

Температура постоянно повышается и достигает 1220 градусов, полярные сияния

5.Экзосфера

1000–3000 км

Состоит из водорода, частицы газов рассеиваются в космическое пространство, небо кажется не голубым, а черным 2. Укажите номера предложений, в которых есть причастные обороты.



Блок «История. География»


1. Вспомните и напишите, какое море, считающееся «колыбелью древних цивилизаций», должны были переплыть Дедал с Икаром, чтобы из Афин попасть на остров Крит.

2. Какое еще современное государство, кроме Греции, выходит к берегам этого моря?


Блок «Русский язык»


1. Вспомните о разрядах союзов. Используя материал текста, заполните примерами приведенные таблицы.

2. Укажите номера предложений, в которых есть причастные обороты.


1-й вариант


Сочинительные союзы

Соединительные

Противительные

Разделительные





2-й вариант


Подчинительные союзы

изъяснительные

временные

причинные

целевые

условные

уступки

сравнительные









ТЕКСТ 2


Тема по программе: причастие, причастный оборот, деепричастие, деепричастный оборот; сокращение текста.

Предметы, учебный материал которых стал содержательной основой для заданий: литература, история, МХК.

Универсальные учебные действия, развитие которых предполагается на уроке:

1) взаимодействовать в группе; учитывать мнение собеседника;

2) находить и устанавливать возможную последовательность фрагментов текстов;

3) осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников;

4) представлять информацию с учетом заданных условий общения;

5) использовать приемы просмотрового и изучающего чтения;

6) писать сочинение-рассуждение на заданную тему.


ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ:

«Полтавская битва»


1) В XVII веке Швеция, оттеснив Россию от Балтийского моря и захватив земли европейских государств, превратилась в державу, имеющую сильные армию и флот. 2) Балтийское море стали называть «шведским озером». 3) Шведский король Карл XII готовился к войне с Россией, которая началась в 1700 году и получила название Северной.

4) Наша армия значительно уступала шведской, а военные реформы, начатые Петром I, были далеки от завершения. 5) Это позволило шведам одержать сокрушительную победу над русской армией под Нарвой.

6) Карл ожидал, что после такого поражения царь Петр не решится на дальнейшие военные действия. 7) Однако надо было плохо знать характер русского императора, чтобы так думать о нем.

8) Петр I собирает новое войско, строит флот на Ладожском озере, закладывает город-крепость Кронштадт, Петропавловскую крепость и начинает возводить город, названный им Санкт-Петербургом.

9) На очень выгодных для Швеции условиях Петр I предлагает Карлу ХII мир, но шведский король его не принимает. 10) Огромное шведское войско вновь движется на войну с Россией.

11) Главным сражением этой войны стала битва под Полтавой. 12) Именно здесь Петр собрал основные силы русских войск.

13) Накануне сражения солдатам был прочитан царский приказ, в котором были такие слова: «Пришел час решить судьбу Отечества! 14) Не помышляйте, что сражаетесь за Петра; сражаетесь за государство, Петру врученное Богом, за Отечество, за Православную Веру и Церковь. 15) А о Петре ведайте, что ему жизнь недорога: была бы славна и благоденственна Россия!».

16) Все было в Полтавской битве: артиллерийская канонада и рукопашный бой, русская конница и огонь ружей... 17) Царь Петр сам находился среди вои нов, воодушевляя их на подвиги во славу Отечества.

18) Все усилия шведов оказались тщетны – сражение закончилось их бегством, поспешным и беспорядочным. 19) Военное могущество Швеции было подорвано, и в Северной войне произошел перелом в пользу России.

20) День 8 июля 1709 года вошел в историю великих побед русской армии и стал днем воинской славы.


ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ


Блок «Литература. Русский язык»


1. Выпишите из текста синонимы, в том числе и текстуальные, к слову государство.

2. Поэма А.С. Пушкина «Полтава» посвящена событиям Полтавской битвы. Прочитайте приведенные ниже фрагменты. Определите место каждого фрагмента в том или ином абзаце тек ста (укажите номер предложения, после которого можно было бы вставить стихотворные строчки), не нарушая логической последовательности в изложении событий. Ответ запишите в виде последовательности цифр, например: 3, 7, 18...


Фрагмент 1


...Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Еще напор – и враг бежит...


Фрагмент 2


...Венчанный славой бесполезной,

Отважный Карл скользил над бездной.

Он шел на древнюю Москву,

Взметая русские дружины,

Как вихорь...


Фрагмент 3


...Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

...Гремит, пылает здесь и там;

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.


Фрагмент 4


...Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

...Перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь...


Фрагмент 5


...Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!»

Из шатра... выходит Петр.

...Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой...


3. Назовите другое произведение А.С. Пушкина, в котором он говорит о великой роли Петра I в укреплении могущества России и строительстве на Неве города Санкт-Петербурга.

4. Какая известная поговорка, связанная с историческими событиями Полтавской битвы, довольно часто используется в нашей речи, когда мы хотим сказать о полном поражении в каком-либо деле?

5. Выпишите номера предложений, в которых есть деепричастный оборот.

6. В первых двух абзацах выделены ключевые слова, которые необходимо сохранить при сжатом пересказе текста. Выделите ключевые слова в оставшейся части текста, напишите сжатое изложение.


Блок «История. МХК»


1. С помощью текста установите, в каком веке произошла Полтавская битва.

2. Великий русский ученый создал уникальную картину с изображением Полтавской баталии. Кто этот человек, в какой технике выполнена картина? Для поиска ответа на вопрос используйте различные источники информации.

3. Напишите о другом сражении, вошедшем в историю великих побед русского оружия.

4. Подготовьте небольшую (3–5 слайдов) презентацию, в которой вы покажете произведения скульптуры, архитектуры, живописи, посвященные Полтавской битве. Чтобы вам было легче ориентироваться, можно воспользоваться прилагаемым списком:


1) В.И. Нестеренко. Москва встречает героев Полтавы. 1997. (http://www.vnesterenko.ru/)



2) А.Е. Коцебу. Полтавская победа. 1815-1889. (http://www.battle.poltava.ua/russian/art.htm)




3) И.-Г. Таннауэр. Петр I в Полтавской битве. 1724 (1725?) (http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=17942&cat_ob_no=17940)



4) Б.-К. Растрелли. Самсон (Самсон, раздирающий пасть льва). 1735.

(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BE%D0%BD_%28%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BD,_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84%29)



5) Храм Иоанна-воина на Якиманке в Москве. (http://www.hram-ioanna-voina.ru/)


КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ


Текст 1


Блок «Литература. Русский язык»


1. Зависть – желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или большей степени (количестве). Черная (злая) зависть настолько поглощает человека, что он не может мириться с успехами другого. Она становится ядом, отравляющим душу.

2. 3.

3. Все тайное становится явным – крылатое выражение. Данное выражение имеет Библейское происхождение.

4. В тексте упоминается миф о Тесее, попавшем к Минотавру. Тесей сумел уничтожить это чудовище, пожиравшее людей. Помогла Тесею дочь царя Миноса Ариадна. Она дала отважному юноше нить, с помощью которой он сумел выбраться из лабиринта. Фразеологизм «нить Ариадны», вошедший в нашу речь, стал означать возможность выхода из затруднительного положения, нахождение решения запутанной задачи.

5. Это предложения 1–5. Дедал поступил жестоко и подло. Наверное, за это Дедал был наказан сначала изгнанием, а затем потерей единственного сына Икара и, как следствие, одиночеством.


Блок «География. Физика»


1–2. Если учесть, что температура плавления воска варьируется в пределах 40–90°, то Икар должен был подняться на высоту термосферы – слоя, в котором температура возрастает до высоких отметок постоянно. Однако о нахождении человека на такой высоте не может быть и речи: воздух в этом слое очень разрежен, и его практически нет.

Есть еще один вариант – стратосфера, в которой температура растет до высоты 48-50 км, правда, цифры ее не достигают 40 градусов, и есть сомнения, что воск будет плавиться так активно, как это описано в мифе. Кроме того, в стратосфере очень мало воздуха, что делает невозможным пребывание там человека, да и трудно представить себе, что Икар с крыльями, склеенными из птичьих перьев, мог подняться на такую высоту.


Блок «История. География»


«Колыбелью древних цивилизаций» историки называют Эгейское море.

К его берегам выходят Греция и Турция.


Блок «Русский язык»


1-й вариант


Сочинительные союзы

Соединительные

Противительные

Разделительные

Не только, но и; и

Но, а



2-й вариант


Подчинительные союзы

изъяснительные

временные

причинные

целевые

условные

уступки

сравнительные

что

когда


чтобы





2. 8, 10, 11, 15, 16, 17.



Текст 2


Блок «Литература. Русский язык»


1. Синонимы, в том числе и текстуальные, к слову «государство»: Швеция, Россия, держава, Отечество.

2. 18, 10, 16, 8, 17.

3. Поэма «Медный всадник»

4. Разбит, как швед под Полтавой.

5. 1, 12, 17.


Блок «История. МХК»


1. В XVIII веке.

2. Михаил Васильевич Ломоносов. Мозаика. Материал – смальта, цветной стеклянный сплав. Картина находится на парадной лестнице здания Академии наук в Санкт-Петербурге.


17



Просмотр содержимого документа
«metapredmetnye_svyazi.7_klass.razdatochnye_materialy»

ТЕКСТ 1

«Мечта о полетах: Икар и Дедал»


1) Жил в древнегреческом городе-государстве Афинах великий мастер, зодчий Дедал. 2) Был он не только архитектором, но и скульптором, очень гордился своим искусством. 3) Со временем стал мастер замечать, что его юный племянник Талос, его ученик, начинает превосходить своего учителя. 4) Черная зависть поднялась в сердце Дедала, и однажды, когда никого не было рядом, столкнул он талантливого юношу с городской стены. 5) Талос разбился насмерть.

6) Но все тайное становится явным. 7) Афиняне, узнав о преступлении Дедала, выгнали его с сыном Икаром из города.

8) Изгнанники переплыли море и поселились на острове Крит у царя Миноса, который был злейшим врагом Афин. 9) Построил мастер по указу царя лабиринт для кровожадного царевича Минотавра и тем навеки приковал себя к острову. 10) Царь Минос решил не отпускать зодчего Дедала, знавшего страшную тайну лабиринта. 11) Тогда Дедал набрал птичьих перьев, скрепил их воском и сделал себе и сыну крылья, чтобы улететь из ненавистного им плена.

12) Ранним утром перед отлетом Дедал сказал Икару: «Ты только не поднимайся, сынок, слишком высоко. 13) Горячие лучи солнца растопят воск, и ты упадешь в море». 14) Разбежались отец с сыном и взлетели. 15) Радость полета охватила мальчика, забывшего обо всех наставлениях отца. 16) Все выше и выше забирался Икар в небо, не обращая внимания на то, что начинает плавиться воск, нагретый солнечным теплом. 17) Наступил момент, когда рассыпались крылья, скрепленные отцом Икара. 18) Камнем упал юноша в воду и утонул. 19) А Дедал добрался до Сицилии и прожил там в печали и скорби до самой старости.


ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ


Блок «Литература. Русский язык»


1. Напишите, в каком значении употребляется в тексте выражение «черная зависть» (предложение 4).

2. Укажите номер предложения, в котором говорится о причинах той зависти, что охватила Дедала.

3. Как называются выражения, подобные тому, что есть в предложении 6: «все тайное становится явным»? Приведите примеры аналогичных известных вам выражений.

4. В тексте есть упоминание еще об одном мифе, связанном с лабиринтом царя Миноса. Какое выражение вспоминается сразу, когда речь идет о том, как были спасены люди от Минотавра? Напишите, что означает это выражение.

5. Перечитайте еще раз текст и найдите предложения, в которых говорится о гении Дедала и злодействе, им совершенном. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, может ли талантливый человек быть злым, жестоким или он всегда добр и порядочен. Выразите свое отношение к поступку Дедала.


Блок «География. Физика»


1. В тексте идет речь о том, что Дедал использовал воск, чтобы скрепить крылья. Мы не знаем, о каком воске идет речь, известно лишь то, что он может быть животного происхождения (пчелиный, например) или растительного (из листьев бразильской восковой пальмы). Температура плавления воска от 40 до 90 градусов. Из курса географии вам знакомо строение атмосферы. Внимательно проанализируйте схему, график и таблицу и определите, в каком слое воздушной оболочки Земли мог бы находиться Икар, если верить этому мифу.

2. Напишите о том, возможно ли пребывание человека в таких условиях.

Схема. Строение атмосферы


График. Распределение температуры в атмосфере в зависимости от высоты

Таблица. Строение атмосферы Земли

Строение атмосферы Земли

Название слоев

Границы высот

Характеристика слоя

1. Тропосфера

8–18 км

80 % воздуха атмосферы, почти весь водяной пар. Здесь дует ветер, плывут облака, идут дожди. Воздух нагревается только от поверхности Земли, поэтому с высотой температура падает

2. Стратосфера

18–50 км

Воздуха мало, и без кислородного аппарата или скафандра находиться здесь невозможно. Нет водяного пара, облаков. Температура с высотой повышается, так как газ озон поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца. На высоте 50 км температура достигает 320

3. Мезосфера

50–85 км

Температура снова резко падает до – 900, плотность воздуха очень мала

4. Термосфера (ионосфера)

90–1000 км

Температура постоянно повышается и достигает 1220 градусов, полярные сияния

5.Экзосфера

1000–3000 км

Состоит из водорода, частицы газов рассеиваются в космическое пространство, небо кажется не голубым, а черным 2. Укажите номера предложений, в которых есть причастные обороты.



Блок «История. География»


1. Вспомните и напишите, какое море, считающееся «колыбелью древних цивилизаций», должны были переплыть Дедал с Икаром, чтобы из Афин попасть на остров Крит.

2. Какое еще современное государство, кроме Греции, выходит к берегам этого моря?


Блок «Русский язык»


1. Вспомните о разрядах союзов. Используя материал текста, заполните примерами приведенные таблицы.

2. Укажите номера предложений, в которых есть причастные обороты.


1-й вариант


Сочинительные союзы

Соединительные

Противительные

Разделительные





2-й вариант


Подчинительные союзы

изъяснительные

временные

причинные

целевые

условные

уступки

сравнительные









ТЕКСТ 2


Тема по программе: причастие, причастный оборот, деепричастие, деепричастный оборот; сокращение текста.

Предметы, учебный материал которых стал содержательной основой для заданий: литература, история, МХК.

Универсальные учебные действия, развитие которых предполагается на уроке:

1) взаимодействовать в группе; учитывать мнение собеседника;

2) находить и устанавливать возможную последовательность фрагментов текстов;

3) осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников;

4) представлять информацию с учетом заданных условий общения;

5) использовать приемы просмотрового и изучающего чтения;

6) писать сочинение-рассуждение на заданную тему.


ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ:

«Полтавская битва»


1) В XVII веке Швеция, оттеснив Россию от Балтийского моря и захватив земли европейских государств, превратилась в державу, имеющую сильные армию и флот. 2) Балтийское море стали называть «шведским озером». 3) Шведский король Карл XII готовился к войне с Россией, которая началась в 1700 году и получила название Северной.

4) Наша армия значительно уступала шведской, а военные реформы, начатые Петром I, были далеки от завершения. 5) Это позволило шведам одержать сокрушительную победу над русской армией под Нарвой.

6) Карл ожидал, что после такого поражения царь Петр не решится на дальнейшие военные действия. 7) Однако надо было плохо знать характер русского императора, чтобы так думать о нем.

8) Петр I собирает новое войско, строит флот на Ладожском озере, закладывает город-крепость Кронштадт, Петропавловскую крепость и начинает возводить город, названный им Санкт-Петербургом.

9) На очень выгодных для Швеции условиях Петр I предлагает Карлу ХII мир, но шведский король его не принимает. 10) Огромное шведское войско вновь движется на войну с Россией.

11) Главным сражением этой войны стала битва под Полтавой. 12) Именно здесь Петр собрал основные силы русских войск.

13) Накануне сражения солдатам был прочитан царский приказ, в котором были такие слова: «Пришел час решить судьбу Отечества! 14) Не помышляйте, что сражаетесь за Петра; сражаетесь за государство, Петру врученное Богом, за Отечество, за Православную Веру и Церковь. 15) А о Петре ведайте, что ему жизнь недорога: была бы славна и благоденственна Россия!».

16) Все было в Полтавской битве: артиллерийская канонада и рукопашный бой, русская конница и огонь ружей... 17) Царь Петр сам находился среди вои нов, воодушевляя их на подвиги во славу Отечества.

18) Все усилия шведов оказались тщетны – сражение закончилось их бегством, поспешным и беспорядочным. 19) Военное могущество Швеции было подорвано, и в Северной войне произошел перелом в пользу России.

20) День 8 июля 1709 года вошел в историю великих побед русской армии и стал днем воинской славы.


ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ


Блок «Литература. Русский язык»


1. Выпишите из текста синонимы, в том числе и текстуальные, к слову государство.

2. Поэма А.С. Пушкина «Полтава» посвящена событиям Полтавской битвы. Прочитайте приведенные ниже фрагменты. Определите место каждого фрагмента в том или ином абзаце тек ста (укажите номер предложения, после которого можно было бы вставить стихотворные строчки), не нарушая логической последовательности в изложении событий. Ответ запишите в виде последовательности цифр, например: 3, 7, 18...


Фрагмент 1


...Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Еще напор – и враг бежит...


Фрагмент 2


...Венчанный славой бесполезной,

Отважный Карл скользил над бездной.

Он шел на древнюю Москву,

Взметая русские дружины,

Как вихорь...


Фрагмент 3


...Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

...Гремит, пылает здесь и там;

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.


Фрагмент 4


...Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

...Перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь...


Фрагмент 5


...Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!»

Из шатра... выходит Петр.

...Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой...


3. Назовите другое произведение А.С. Пушкина, в котором он говорит о великой роли Петра I в укреплении могущества России и строительстве на Неве города Санкт-Петербурга.

4. Какая известная поговорка, связанная с историческими событиями Полтавской битвы, довольно часто используется в нашей речи, когда мы хотим сказать о полном поражении в каком-либо деле?

5. Выпишите номера предложений, в которых есть деепричастный оборот.

6. В первых двух абзацах выделены ключевые слова, которые необходимо сохранить при сжатом пересказе текста. Выделите ключевые слова в оставшейся части текста, напишите сжатое изложение.

Блок «История. МХК»


1. С помощью текста установите, в каком веке произошла Полтавская битва.

2. Великий русский ученый создал уникальную картину с изображением Полтавской баталии. Кто этот человек, в какой технике выполнена картина? Для поиска ответа на вопрос используйте различные источники информации.

3. Напишите о другом сражении, вошедшем в историю великих побед русского оружия.

4. Подготовьте небольшую (3–5 слайдов) презентацию, в которой вы покажете произведения скульптуры, архитектуры, живописи, посвященные Полтавской битве. Чтобы вам было легче ориентироваться, можно воспользоваться прилагаемым списком:


1) В.И. Нестеренко. Москва встречает героев Полтавы. 1997. (http://www.vnesterenko.ru/)



2) А.Е. Коцебу. Полтавская победа. 1815-1889. (http://www.battle.poltava.ua/russian/art.htm)


3) И.-Г. Таннауэр. Петр I в Полтавской битве. 1724 (1725?) (http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=17942&cat_ob_no=17940)


4) Б.-К. Растрелли. Самсон (Самсон, раздирающий пасть льва). 1735.

(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BE%D0%BD_%28%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BD,_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84%29)


5) Храм Иоанна-воина на Якиманке в Москве. (http://www.hram-ioanna-voina.ru/)