Учебный предмет: Анатомия, физиология, гигиена и профилактика заболеваний (2ч)
Тема урока: И.М.Сеченов, И.П.Павлов-основоположники учения о ВНД. Классификация рефлексов
Тип урока: УФНЗ
Цель занятия: сформировать представление о вкладе И.М.Сеченова и И.П.Павлова в изучение ВНД, научить применять полученные знания на практике;
развить представление о роли безусловных и условных рефлексов;
воспитывать бережное отношение к растущему детскому организму;
Ход занятия
Организационный момент
Формулирование целей и задач урока
Опрос
4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
5.Закрепление материала
6.Задание на дом [ 1 ] c. 387-399
3. Опрос
? Охарактеризуйте ЦНС
?Строение спинного мозга
? Отделы и функции головного мозга
? Функции спинного мозга
?Перечислить12 пар черепно-мозговых нервов
?Что иннервирует вегетативный отдел НС
? Что иннервирует соматический отдел НС
4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
4.1.1.ВНД
4.1.2. Вклад И.М.Сеченова и И.П.Павлова в учение о ВНД
4.1.3. Особенности высшей нервной деятельности человека
4.1.4.Эмоции.Память.Сон
4.2.1.Механизм образования условных рефлексов
4.2.2.Взаимосвязь безусловных и условных рефлексов
5. Закрепление материала
? Перечислить условия образования условного рефлекса
?Привести примеры безусловных и условных рефлексов
?Вклад И.М.Сеченова в развитие учения о ВНД
? Вклад И.П.Павлова в развитие учения о ВНД
?Виды сна
5.1.Рефлексия.
Составить синквейн со словами:
Гнев, радость, удивление,печаль,
Материал к занятию
И.М.Сеченов, И.П.Павлов-основоположники учения о ВНД. Классификация рефлексов
ВНД - это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающих наиболее совершенное приспособление высокоорганизованных животных и человека в окружающей среде.
Вопрос о рефлекторной деятельности коры впервые был представлен основоположником отечественной физиологии И.М. Сеченовым в книге "Рефлексы головного мозга" (1863 ᴦ.). Он полагал, что вся деятельность человека, в т.ч. и психическая (умственная), осуществляется рефлекторным путем с участием головного мозга. Справедливость взглядов Сеченова в последующем была подтверждена экспериментальными исследованиями И. П. Павлова. Он открыл условные рефлексы - основу ВНД.
Все рефлекторные реакции организма на различные раздражители И.П. Павлов разделил на две группы: безусловные и условные.
Безусловные рефлексы- это рефлексы врожденные и передающиеся по наследству. Наиболее сложные из, них называют инстинктами ,к числу таких рефлексов относятся сосательный, глотательный, зрачковый и различные оборонительные рефлексы. Οʜᴎ образуются на различные раздражители. Нервные центры безусловных рефлексов лежат в разных отделах головного и спинного мозга. На базе безусловных рефлексов осуществляется регуляция и согласование деятельности разных органов и систем, поддерживается само существование организма.
Сохранение жизнедеятельности и приспособление к условиям внешней среды осуществляется благодаря образованию в коре головного мозга условных рефлексов.
Условные рефлексы.Это рефлексы, вырабатываемые в течение индивидуальной жизни, благодаря образованию временных нервных связей в высших отделах ЦНС (коре головного мозга).
Механизм образования временной связи.
Рефлекторная дуга условного рефлекса содержит следующие отделы: рецептор, реагирующий на условный раздражитель; чувствительный нерв и соответствующий ему восходящий путь с подкорковыми образованиями; участок коры, воспринимающий условный раздражитель (к примеру, зрительный центр); участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса (пищевой центр); двигательный нерв; рабочий орган.
Торможение условных рефлексов. Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают или ослабляются при изменении условий существования в результате торможения. И.П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов: безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Безусловное торможение возникает в результате действия нового раздражителя достаточной силы. Условное торможение бывает четырех видов: 1) угасание; 2) дифференцировка; 3) запаздывание; 4) условный тормоз.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Особенностями ВНД человека являются высокоразвитая психическая деятельность, сознание, речь, способность к абстрактно-логическому мышлению Опираясь на особенности высшей нервной деятельности человека и животных, И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах. Восприятие окружающего мира, связанное с анализом и синтезом непосредственных сигналов, которые приходят от зрительных, слуховых, обонятельных и других рецепторов, составляя первую сигнальную систему. Вторая сигнальная система возникла и развилась у человека в связи с появлением речи. Она отсутствует у животных. Сигнальное значение слова связанно не с простым звукосочетанием , а с его смысловым содержанием. Первая и вторая сигнальные системы находятся у человека в тесном взаимодействии и взаимосвязи.
Эмоции. Эмоции представляют из себя реакции животных и человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску и охватывающих все виды чувствительности. Различают положительные эмоции: радость, наслаждение, удовольствие, и отрицательные: грусть, печаль, неудовольствие. К примеру, при печали, смущении, испуге понижается тонус скелетной мускулатуры. Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг - расслаблением гладкой мускулатуры. Гнев, радость сопровождаются повышением тонуса скелетной мускулатуры, при радости, кроме того, расширяются сосуды, при гневе расстраивается координация движений, увеличивается содержание сахара в крови. Огромную роль в жизни человека играют положительные эмоции. Οʜᴎ важны для сохранения здоровья и работоспособности человека.
Память. Накопление, хранение и обработка информации - важнейшее свойство нервной системы. Различают два вида памяти: кратковременную и долговременную. В корне кратковременной памяти лежит циркуляция нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям. Материальной основой долговременной памяти являются различные структурные изменения в цепях нейронов, вызванные электрохимическими процессами возбуждения. В формировании памяти участвуют нейроны коры больших полушарий, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамическая область. Различают зрительную, слуховую, осязательную, двигательную и смешанную память исходя из того, какой из анализаторов играет в данном процессе главную роль.
Сон и бодрствование. Чередование сна и бодрствования - необходимое условие жизни человека. Мозг поддерживается в бодрствующем состоянии за счёт импульсов, поступающих от рецепторов. В состоянии бодрствования человек активно взаимодействует с внешней средой. При прекращении или резком ограничении поступления импульсов в мозг развивается сон. Во время сна меняется физиологическая активность организма: расслабляется мускулатура, снижается кожная чувствительность, зрение, слух, обоняние. Условные рефлексы заторможены, дыхание редкое, обмен веществ, величина кровяного давления, частота сердечных сокращений снижены.
По данным электроэнцефалографии (ЭЭГ), у человека во сне происходит чередование двух базовых фаз сна: фазы медленноволнового сна - периода глубокого сна, во время которого можно зафиксировать на ЭЭГ медленную активность (дельта-волны), и фазы парадоксального, или быстроволнового, сна, во время которого на ЭЭГ фиксируются ритмы, характерные для состояния бодрствования. В этой фазе наблюдаются быстрые движения глаз, увеличивается частота пульса и дыхания; человек видит сны. Возникает эта фаза примерно через каждые 80-90 мин, ее длительность составляет в среднем 20 мин.
Сон - это защитное приспособление организма, охраняющее его от чрезмерных раздражений и дающее возможность восстановить работоспособность. Во время сна в высших отделах головного мозга идет обработка поступившей за период бодрствования информации.
,