СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.М.Сеченов, И.П.Павлов-основоположники учения о ВНД. Классификация рефлексов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет:  Анатомия, физиология, гигиена и профилактика заболеваний (2ч)

 

Тема урока: И.М.Сеченов, И.П.Павлов-основоположники учения о ВНД. Классификация рефлексов

Просмотр содержимого документа
«И.М.Сеченов, И.П.Павлов-основоположники учения о ВНД. Классификация рефлексов»

Учебный предмет: Анатомия, физиология, гигиена и профилактика заболеваний (2ч)


Тема урока: И.М.Сеченов, И.П.Павлов-основоположники учения о ВНД. Классификация рефлексов

Тип урока: УФНЗ

Цель занятия: сформировать представление о вкладе И.М.Сеченова и И.П.Павлова в изучение ВНД, научить применять полученные знания на практике;

развить представление о роли безусловных и условных рефлексов;

воспитывать бережное отношение к растущему детскому организму;

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Опрос

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.Закрепление материала

6.Задание на дом [ 1 ] c. 387-399

3. Опрос

? Охарактеризуйте ЦНС

?Строение спинного мозга

? Отделы и функции головного мозга

? Функции спинного мозга

?Перечислить12 пар черепно-мозговых нервов

?Что иннервирует вегетативный отдел НС

? Что иннервирует соматический отдел НС


4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

4.1.1.ВНД

4.1.2. Вклад И.М.Сеченова и И.П.Павлова в учение о ВНД

4.1.3. Особенности высшей нервной деятельности человека

4.1.4.Эмоции.Память.Сон

4.2.1.Механизм образования условных рефлексов

4.2.2.Взаимосвязь безусловных и условных рефлексов

5. Закрепление материала

? Перечислить условия образования условного рефлекса

?Привести примеры безусловных и условных рефлексов

?Вклад И.М.Сеченова в развитие учения о ВНД

? Вклад И.П.Павлова в развитие учения о ВНД

?Виды сна

5.1.Рефлексия.

Составить синквейн со словами:

Гнев, радость, удивление,печаль,




Материал к занятию

И.М.Сеченов, И.П.Павлов-основоположники учения о ВНД. Классификация рефлексов

ВНД - это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающих наиболее совершенное приспособление высокоорганизованных животных и чело­века в окружающей среде.

Вопрос о рефлекторной деятельности коры впервые был представлен основоположником отечественной физиологии И.М. Сеченовым в книге "Рефлексы головного мозга" (1863 ᴦ.). Он полагал, что вся деятельность человека, в т.ч. и психическая (умственная), осуществляется реф­лекторным путем с участием головного мозга. Справедливость взглядов Сеченова в последующем была подтверждена экспериментальными ис­следованиями И. П. Павлова. Он открыл условные рефлексы - основу ВНД.

Все рефлекторные реакции организма на различные раздражители И.П. Павлов разделил на две группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы- это рефлексы врожденные и передающиеся по наследству. Наиболее сложные из, них называют инстинктами ,к числу таких рефлексов относят­ся сосательный, глотательный, зрачковый и различные оборонитель­ные рефлексы. Οʜᴎ образуются на различные раздражители. Нервные центры безусловных рефлексов лежат в разных отделах головного и спинного мозга. На базе без­условных рефлексов осуществляется регуляция и согласование деятель­ности разных органов и систем, поддерживается само существование организма.

Сохране­ние жизнедеятельности и приспособление к условиям внешней среды осуществляется благодаря образованию в коре головного мозга услов­ных рефлексов.

Условные рефлексы.Это рефлексы, вырабатываемые в течение ин­дивидуальной жизни, благодаря образованию временных нервных свя­зей в высших отделах ЦНС (коре головного мозга).

Механизм образования временной связи.

Рефлекторная дуга условного рефлекса содержит следующие отделы: рецептор, реагирующий на условный раздражитель; чувствительный нерв и соответствующий ему восходящий путь с подкорковыми образо­ваниями; участок коры, воспринимающий условный раздражитель (к примеру, зрительный центр); участок коры, связанный с центром без­условного рефлекса (пищевой центр); двигательный нерв; рабочий ор­ган.

Торможение условных рефлексов. Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают или ослабляются при изменении усло­вий существования в результате торможения. И.П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов: безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Безусловное торможение возникает в результате действия нового раздражителя достаточной силы. Условное торможение бывает четырех видов: 1) угасание; 2) дифференцировка; 3) запаздывание; 4) условный тормоз.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Особенностями ВНД человека являются высокоразвитая пси­хическая деятельность, сознание, речь, способность к абстрактно-логическому мышлению Опираясь на особенности высшей нервной деятельности че­ловека и животных, И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах. Восприятие окружающего мира, связанное с анализом и синтезом непосредственных сигналов, которые приходят от зрительных, слуховых, обонятельных и других рецепторов, составляя первую сигнальную систему. Вторая сигнальная система возникла и развилась у человека в связи с появлением речи. Она отсутствует у жи­вотных. Сигнальное значение слова связанно не с простым звукосоче­танием , а с его смысловым содержанием. Первая и вторая сигнальные системы находятся у человека в тесном взаимодействии и взаимосвязи.

Эмоции. Эмоции представляют из себя реакции животных и человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску и охватывающих все виды чувстви­тельности. Различают положительные эмоции: радость, наслаждение, удовольствие, и отрицательные: грусть, печаль, неудовольствие. К примеру, при печали, смущении, испуге понижается тонус скелетной мускулатуры. Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг - расслаблением гладкой мускулатуры. Гнев, радость сопровождаются повышением тонуса скелетной мускулатуры, при радости, кроме того, расширяются сосуды, при гневе расстраивается координация движений, увеличивается содержание саха­ра в крови. Огромную роль в жизни человека играют положительные эмоции. Οʜᴎ важны для сохранения здоровья и работоспособности че­ловека.

Память. Накопление, хранение и обработка информации - важней­шее свойство нервной системы. Различают два вида памяти: кратковре­менную и долговременную. В корне кратковременной памяти лежит циркуляция нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям. Материальной основой долговременной памяти являются различные струк­турные изменения в цепях нейронов, вызванные электрохимическими процессами возбуждения. В фор­мировании памяти участвуют нейроны коры больших полушарий, рети­кулярная формация ствола мозга, гипоталамическая область. Различают зрительную, слуховую, осязательную, двигательную и смешанную па­мять исходя из того, какой из анализаторов играет в данном про­цессе главную роль.

Сон и бодрствование. Чередование сна и бодрствования - необходи­мое условие жизни человека. Мозг поддерживается в бодрствующем состоянии за счёт импульсов, поступающих от рецепторов. В состоянии бодрствования человек активно взаимодействует с внешней средой. При прекращении или резком ограничении поступления импульсов в мозг развивается сон. Во время сна меняется физиологическая активность организма: расслабляется мускулатура, снижается кожная чувствитель­ность, зрение, слух, обоняние. Условные рефлексы заторможены, дыха­ние редкое, обмен веществ, величина кровяного давления, частота сер­дечных сокращений снижены.

По данным электроэнцефалографии (ЭЭГ), у человека во сне проис­ходит чередование двух базовых фаз сна: фазы медленноволнового сна - периода глубокого сна, во время которого можно зафиксировать на ЭЭГ медленную активность (дельта-волны), и фазы парадоксального, или быстроволнового, сна, во время которого на ЭЭГ фиксируются рит­мы, характерные для состояния бодрствования. В этой фазе наблюдают­ся быстрые движения глаз, увеличивается частота пульса и дыха­ния; человек видит сны. Возникает эта фаза примерно через каждые 80-90 мин, ее длительность составляет в среднем 20 мин.

Сон - это защитное приспособление организма, охраняющее его от чрезмерных раздражений и дающее возможность восстановить работо­способность. Во время сна в высших отделах головного мозга идет об­работка поступившей за период бодрствования информации.

,