СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«И мы сохраним тебя, русская речь!..»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы и комметарий к уроку культуры речи "И мы сохраним тебя, русская речь!.." 

Просмотр содержимого документа
««И мы сохраним тебя, русская речь!..»»

«И мы сохраним тебя, русская речь!..»

Это строчка из стихотворения А. Ахматовой «Мужество», написанного в 1942 году.

Выделите ключевые слова из строки стихотворения. Актуальна ли тема сейчас?

Культура речи. Что это такое? Занимаетесь ли вы этой проблемой? (Уроки русского языка и литературы, самостоятельное чтение).

А зачем изучать КР?

Говоря на одном языке, всегда ли мы понимаем друг друга?



«Ералаш», фильм «Почему мы так говорим?»

Почему старший не понял младшего? Что хотел сказать мальчик?

Екатерина Вторая: «Кто говорит что хочет, услышит чего и не хочет». (Прокомментируйте цитату).

Мне хочется вспомнить сейчас древнюю легенду «Вавилонская башня». Кто может пересказать легенду?

Какое отношение имеет к нам эта история?

Абсолютная необходимость – общий язык!

Понятие литературного языка.

Литературный язык – это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.

Нормы литературного языка – это общие правила произношения и написания слов, их применения и соединения друг с другом.

- произносительные (орфоэпия)

- морфологические

- синтаксические

- стилистические (употребление языковых средств, уместных в определённых ситуациях)

- нормы правописания (орфографические и пунктуационные правила).

Какие из этих норм свойственны устной, а какие письменной речи?



Запись пословиц и цитат, комментарий орфографии и пунктуации:

Язык мой – враг мой.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

То же слово, да не так бы молвить.

«Чем выше культура, тем богаче язык» (А. П. Чехов).

«Богатство языка есть богатство мыслей» (Н. М. Карамзин).



Богатство устной речи.

Понятие «жаргон».

Жаргон (франц.) вырабатывается и употребляется в группах людей, объединённых профессией, родом занятий, общими интересами, увлечениями и т.д.

Эти группы являются, как принято говорить, относительно открытыми, т.е. не стремящимися отгородиться от остальных людей. Значит жаргон школьников, студентов, спортсменов, рыбаков и т.д. не является средством изоляции от «непосвящённых», а только отражает специфику занятий, увлечения.

«Ералаш» - мальчик использовал жаргон. А вы?..

Слова «грузить», «наезжать». А бывают и обидные, хотя звучат обыкновенно.

А кто из присутствующих считает себя геймером? Вот вам и пример жаргона – слова?..

Но всегда ли разговорная речь – это плохо?

Шутливые стихотворения. Что они нам подсказывают?

Когда-то ездил дедушка Пахом

В телеге, на повозке и верхом.

А нынче его внуку подавай

«Форд»…или, в крайнем случае, трамвай.

Заехать можно в гости и в овраг.

И по лбу заезжают в ходе драк.

«Приехали!..» - сказал наш друг в тоске,

Когда услышал, кто пойдёт к доске.

Михаил Першин



Мы вчера на даче с мамой

Просто выбились из сил –

Мама розу посадила,

Я – занозу посадил!

Александр Пинегин



Стихотворение Н Матвеевой:

В лощинах снег, слоистый, как слюда,

От падающих капель конопатый.

Смотри! – ручей надбил скорлупку льда

И снова спрятался, как виноватый.

Он что-то с берега хотел стянуть,

Уже струю он протянул, как руку, -

Кусок коры, хвоинку – что-нибудь,

Что первых поисков умерит муку.

Н. Матвеева



Похитить (книжн.)

Украсть (нейтральн.)

Утащить (разг.)

Стянуть (простореч.)



Объясните выбор слова «стянуть». (Словесное рисование). Вывод?



Итак, мы выбрали нужные слова, подумав, какова цель нашего сообщения, вспомнив, с кем мы собираемся говорить. А что ещё необходимо, когда речь идёт об устном общении, когда мы ждём отклика, ответа?

Интонация. «Наши лучшие слова - интонации» (М. Цветаева).

Интонация (лат.) – ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса; тон и манера произношения слова, выражающие в русском языке чувство, отношение говорящего к предмету речи.



Подведение итогов:

Вернёмся к строчке А. Ахматовой. Почему даже в критической ситуации поэтесса пишет о родной речи? Личное местоимение МЫ. Тема ответственности.

«Язык – великое наследие для всех поколений, он, как и земля, неделимый фонд у народа в прошлом, в настоящем и в самом отдалённом будущем. Засорять его, обеднять – значит обкрадывать не только самих себя, но и тех, кто придёт нам на смену» (М. Алексеев).

Задание:

Если бы вас за старательное освоение богатств родного языка, за любовь к чтению пригласили бы поработать в общественной комиссии по проблемам языка, какие предложения вы высказали бы? Посовещайтесь, запишем (на доске и в тетрадях).

Предложение:

Я предлагаю написать об этом в вашу школьную газету или на сайт школы, а я в нашу газету. С этого начнётся наша общая забота о чистоте родного языка. (Защита).







Не забывай на праведном пути

То, что старик Марк Твен сказал когда-то:

Ты должен слово нужное найти,

А не его троюродного брата. (А Гитович).