СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«И.Н. Крамской-русский гражданин-художник» (к 180-летию со дня рождения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к классному часу "Заочные экскурсии по художественным музеям России"

Просмотр содержимого документа
««И.Н. Крамской-русский гражданин-художник» (к 180-летию со дня рождения)»

 Центр АРТ – образования, Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: юбилейные даты России в 2017 году (история и культура). Презентация к классному часу. Тема презентации: «И.Н.Крамской-русский гражданин-художник» (к 180-летию со дня рождения).  Учитель: Уральская Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы. Ученица: Бутнева Анастасия Алексеевна, ученица 8«Б» класса. Муниципальное образовательное учреждение «Школа №54». Город Рязань.

Центр АРТ – образования, Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: юбилейные даты России в 2017 году (история и культура).

Презентация к классному часу.

Тема презентации:

«И.Н.Крамской-русский гражданин-художник»

(к 180-летию со дня рождения).

Учитель: Уральская Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Ученица: Бутнева Анастасия Алексеевна, ученица 8«Б» класса.

Муниципальное образовательное учреждение «Школа №54».

Город Рязань.

«…За личной жизнью человека ,как бы она ни была счастлива, начинается необозримое ,безбрежное пространство жизни общечеловеческой в ее идее, и…там есть интересы ,способные волновать сердца ,кроме семейных радостей и печалей, печалями и радостями гораздо более глубокими, нежели обыкновенно думают». Эта мысль Крамского читается в его автопортрете.

«…За личной жизнью человека ,как бы она ни была счастлива, начинается необозримое ,безбрежное пространство жизни общечеловеческой в ее идее, и…там есть интересы ,способные волновать сердца ,кроме семейных радостей и печалей, печалями и радостями гораздо более глубокими, нежели обыкновенно думают». Эта мысль Крамского читается в его автопортрете.

Автопортрет Крамского (1867 г.) Внешний облик художника характерен для русского интеллигента-разночинца. Худощавое бледное лицо с выступающими скулами ,жидкая рыжеватая бородка и усы, чуть растрепанные, темные волосы и, главное,- умные, серьезные глаза, внимательно и требовательно обращенные к зрителю. Думается, Крамской сознательно подчеркнул в своем облике отсутствие особой артистичности, свойственной лишь избранным натурам. «Автопортрет» представляет Крамского человеком волевым , внутренне собранным и независимым, уверенным в собственных силах и возможностях.

Автопортрет Крамского (1867 г.)

Внешний облик художника характерен для русского интеллигента-разночинца. Худощавое бледное лицо с выступающими скулами ,жидкая рыжеватая бородка и усы, чуть растрепанные, темные волосы и, главное,- умные, серьезные глаза, внимательно и требовательно обращенные к зрителю. Думается, Крамской сознательно подчеркнул в своем облике отсутствие особой артистичности, свойственной лишь избранным натурам. «Автопортрет» представляет Крамского человеком волевым , внутренне собранным и независимым, уверенным в собственных силах и возможностях.

Детство и юность будущего художника.  Иван Николаевич Крамской провел свое детство в убогой обстановке. Родился он 27 мая 1837 года в Новой Сотне, слободе уездного городка Острогожска (Воронежской губернии). Происхождения он был далеко не знатного.  Соседями с правой стороны были братья Крупченко, большие любители музыки. Оттуда часто доносились звуки хорового пения, скрипки и флейты. Особенно восхищала Ваню флейта, и он старался подражать на гребенке очаровавшим его звукам. Дом, где провел детские годы И. Н. Крамской, вид со двора. 1908 г. Фотография..

Детство и юность будущего художника.

Иван Николаевич Крамской провел свое детство в убогой обстановке. Родился он 27 мая 1837 года в Новой Сотне, слободе уездного городка Острогожска (Воронежской губернии). Происхождения он был далеко не знатного.

Соседями с правой стороны были братья Крупченко, большие любители музыки. Оттуда часто доносились звуки хорового пения, скрипки и флейты. Особенно восхищала Ваню флейта, и он старался подражать на гребенке очаровавшим его звукам.

Дом, где провел детские годы И. Н. Крамской, вид со двора. 1908 г. Фотография..

Тут впервые зародилась в душе его любовь к музыке, которую он сохранил и в зрелом возрасте. Когда возникла у него любовь к живописи, Крамской в точности не помнил, но уже семи лет он рисовал все, что ему попадалось, и из глины, которую брал у себя в погребе, лепил казаков наподобие тех, которых видел скачущими во весь опор по улице, – что очень ему нравилось и даже возбуждало невинное чувство зависти. Фотография дома Крамских.Вид со двора .

Тут впервые зародилась в душе его любовь к музыке, которую он сохранил и в зрелом возрасте. Когда возникла у него любовь к живописи, Крамской в точности не помнил, но уже семи лет он рисовал все, что ему попадалось, и из глины, которую брал у себя в погребе, лепил казаков наподобие тех, которых видел скачущими во весь опор по улице, – что очень ему нравилось и даже возбуждало невинное чувство зависти.

Фотография дома Крамских.Вид со двора .

Будущий художник.  В Острогожском училище начались для маленького Вани первые уроки рисования, что сначала очень радовало мальчика. Когда Крамской кончил курс уездного училища, отца его уже не было в живых. Поступить в гимназию оказалось невозможным за недостатком средств. Всю жизнь свою не мог Крамской простить судьбе эту горькую обиду; всю жизнь страдал он от сознания, что лишен систематической подготовки, что, будь она в его распоряжении, не то бы он мог сделать для любимой родины и дорогого искусства. «Никогда и никому я так не завидовал, как человеку действительно образованному», – писал он не раз.  После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе.  С 1853 года стал ретушировать фотографии.  В 1856 году И. Н. Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Александровского.  В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.

Будущий художник.

В Острогожском училище начались для маленького Вани первые уроки рисования, что сначала очень радовало мальчика. Когда Крамской кончил курс уездного училища, отца его уже не было в живых. Поступить в гимназию оказалось невозможным за недостатком средств. Всю жизнь свою не мог Крамской простить судьбе эту горькую обиду; всю жизнь страдал он от сознания, что лишен систематической подготовки, что, будь она в его распоряжении, не то бы он мог сделать для любимой родины и дорогого искусства. «Никогда и никому я так не завидовал, как человеку действительно образованному», – писал он не раз.

После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе.

С 1853 года стал ретушировать фотографии.

В 1856 году И. Н. Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Александровского.

В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.

Бунт четырнадцати .  В 1863 году Академия художеств присудила Крамскому малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».  До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство.

Бунт четырнадцати .

В 1863 году Академия художеств присудила Крамскому малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».

До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство.

 Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати».  Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!»  9  ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они,  «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе».

Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати».

Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!»

9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе».

Кроме Крамского, в этом бунте участвовали также Б.Б. Вениг ,Ф.С.Журавлев,  А.И. Морозов, К.В. Лемох, А.Д. Литовченко, К.Е. Маковский,  Н.Д. Дмитриев, Н.П. Петров ,В.П. Кретайн,  М.И. Песков, Н.С. Шустов, А.И. Корзухин,  А.К. Григорьев, позже образовавшие  Петербургскую артель художников .  Старшиной артели сразу же был избран Крамской.

Кроме Крамского, в этом бунте участвовали также Б.Б. Вениг ,Ф.С.Журавлев,

А.И. Морозов, К.В. Лемох, А.Д. Литовченко, К.Е. Маковский,

Н.Д. Дмитриев, Н.П. Петров ,В.П. Кретайн,

М.И. Песков, Н.С. Шустов, А.И. Корзухин,

А.К. Григорьев, позже образовавшие

Петербургскую артель художников .

Старшиной артели сразу же был избран Крамской.

Шестеро художников Артели сняли общую квартиру на Васильевском острове, где жили и работали: выполняли различные художественные заказы, давали уроки рисования, читали лекции по проблемам современного искусства.  В это время Крамской регулярно пишет заказные портреты (часто это портреты друзей художников), которые сначала пользуются успехом в узком кругу, и до конца 1860-х Крамской как художник известен очень мало.  В этих портретах ещё не раскрывается его своеобразие и самобытное мастерство, чувствуется влияние академических канонов, однако очень пригождается его опыт ретушёра. «Портрет художника Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского» (1866г.)

Шестеро художников Артели сняли общую квартиру на Васильевском острове, где жили и работали: выполняли различные художественные заказы, давали уроки рисования, читали лекции по проблемам современного искусства.

В это время Крамской регулярно пишет заказные портреты (часто это портреты друзей художников), которые сначала пользуются успехом в узком кругу, и до конца 1860-х Крамской как художник известен очень мало.

В этих портретах ещё не раскрывается его своеобразие и самобытное мастерство, чувствуется влияние академических канонов, однако очень пригождается его опыт ретушёра.

«Портрет художника Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского» (1866г.)

Портреты членов семьи.  Те семейные образы, что создал Крамской, всегда проникнуты теплотой и любовью. В работе 1866 года перед нами предстаёт обычный вечер в семье художника – его жена Софья держит на руках ребёнка, а на неё с грустной нежностью смотрит её мать.  Возможно, именно в таких простых, проникнутых душевным теплом работах наиболее ярко проявились особенности стиля художника, впоследствии прославившие его и сделавшие необыкновенно востребованным. «Семья художника» (1866г.)

Портреты членов семьи.

Те семейные образы, что создал Крамской, всегда проникнуты теплотой и любовью. В работе 1866 года перед нами предстаёт обычный вечер в семье художника – его жена Софья держит на руках ребёнка, а на неё с грустной нежностью смотрит её мать.

Возможно, именно в таких простых, проникнутых душевным теплом работах наиболее ярко проявились особенности стиля художника, впоследствии прославившие его и сделавшие необыкновенно востребованным.

«Семья художника» (1866г.)

 Жёны художников – это отдельная тема в истории искусства: эти женщины были не только хранительницами домашнего очага, но и музами живописцев.  Жена художника Софья была его близким другом и помощником во всех делах. Ей первой он показывал свои работы, у неё спрашивал совета, на неё одну он мог всегда и во всём положиться. «Я не очарован и не влюблён,- писал Крамской, - а люблю просто и обыкновенно, по-человечески, всеми силами души, и чувствую себя только способным если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьёзный труд». «За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской»(1863г.)

Жёны художников – это отдельная тема в истории искусства: эти женщины были не только хранительницами домашнего очага, но и музами живописцев.

Жена художника Софья была его близким другом и помощником во всех делах. Ей первой он показывал свои работы, у неё спрашивал совета, на неё одну он мог всегда и во всём положиться.

«Я не очарован и не влюблён,- писал Крамской, - а люблю просто и обыкновенно, по-человечески, всеми силами души, и чувствую себя только способным если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьёзный труд».

«За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской»(1863г.)

 Отношения художника к его избраннице очень точно прослеживаются в этой картине - нежная и спокойная работа, передающая красивые черты лица супруги художника и умиротворённость момента. Спокойные краски, непринуждённая поза…  Большое влияние на эту работу оказало творчество К.П.Брюллова. Поэтичность образа, необычная, далёкая от повседневности обстановка – мраморная тумба в саду, стебли плюща, цепляющиеся за камень, - всё это отличительные черты позднего романтизма с его желанием видеть красоту человека через красоту и своеобразие окружающего мира.

Отношения художника к его избраннице очень точно прослеживаются в этой картине - нежная и спокойная работа, передающая красивые черты лица супруги художника и умиротворённость момента. Спокойные краски, непринуждённая поза…

Большое влияние на эту работу оказало творчество К.П.Брюллова. Поэтичность образа, необычная, далёкая от повседневности обстановка – мраморная тумба в саду, стебли плюща, цепляющиеся за камень, - всё это отличительные черты позднего романтизма с его желанием видеть красоту человека через красоту и своеобразие окружающего мира.

Товарищество передвижников.  По ряду принципиальных соображений Крамской и другие художники покидают Артель, организуют Товарищество передвижных художественных выставок (Крамской вместе с Мясоедовым и Ге являлся одним из основателей этого общества).  Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма. Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность.

Товарищество передвижников.

По ряду принципиальных соображений Крамской и другие художники покидают Артель, организуют Товарищество передвижных художественных выставок (Крамской вместе с Мясоедовым и Ге являлся одним из основателей этого общества).

Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма. Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность.

Уже В 1871 году состоялась первая выставка Товарищества, где Крамской представил картину «Русалки». «Все стараюсь в последнее время поймать луну…Трудная штука луна…-писал Крамской.-Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи. И если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…»

Уже В 1871 году состоялась первая выставка Товарищества, где Крамской представил картину «Русалки».

«Все стараюсь в последнее время поймать луну…Трудная штука луна…-писал Крамской.-Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи. И если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…»

Евангельская тема . Христос в пустыне(1872г.) Хохот(1880г.) Иродиада(1886г.)

Евангельская тема .

Христос в пустыне(1872г.)

Хохот(1880г.)

Иродиада(1886г.)

 На второй выставке передвижников Крамской экспонирует картину «Христос в пустыне» , которая сразу же вызвала бурные споры и впоследствии заняла совершенно особое место в его творчестве.  Первый набросок к этой работе был сделан им еще в 1860-ых годах, однако художник не был удовлетворен результатом: делает еще множество набросков, которые отличаются большой психологической выразительностью, и наконец находит нужный ему образ.  В письме приятелю Крамской рассказывал об этом периоде своей жизни: «Бывало, вечером уйдешь гулять, и долго по полям бродишь, до ужаса дойдешь, и вот видишь эту фигуру…На утре, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит он между камнями…Странное дело, я видел эту думающую, тоскующую, плачущую фигуру, видел как живую…Однажды, следя за нею, я вдруг почти наткнулся на неё…Кто это был? Я не знаю…Но сколько раз плакал я перед этой фигурой?!»

На второй выставке передвижников Крамской экспонирует картину «Христос в пустыне» , которая сразу же вызвала бурные споры и впоследствии заняла совершенно особое место в его творчестве.

Первый набросок к этой работе был сделан им еще в 1860-ых годах, однако художник не был удовлетворен результатом: делает еще множество набросков, которые отличаются большой психологической выразительностью, и наконец находит нужный ему образ.

В письме приятелю Крамской рассказывал об этом периоде своей жизни: «Бывало, вечером уйдешь гулять, и долго по полям бродишь, до ужаса дойдешь, и вот видишь эту фигуру…На утре, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит он между камнями…Странное дело, я видел эту думающую, тоскующую, плачущую фигуру, видел как живую…Однажды, следя за нею, я вдруг почти наткнулся на неё…Кто это был? Я не знаю…Но сколько раз плакал я перед этой фигурой?!»

«Христос в пустыне»(1872г.)

«Христос в пустыне»(1872г.)

 Вся поза сидящего Христа, его сцепленные руки выдают глубокое и напряженное раздумье. Одеяние Христа написано Крамским сдержанно, вполсилы, чтобы еще больше выделить лицо и руки, необходимые для создания психологически убедительного образа.  При кажущемся отсутствии действия на картине видны напряженная работа мысли, движение души, а лицо Христа выражает не только страдание, но и невероятную силу воли и готовность пойти на смерть. Картина была приобретена Третьяковым, который впоследствии писал о ней : « Спаситель Крамского мне очень нравился, почему я и спешил приобрести его, но многим он не очень -то нравился, а некоторым и вовсе. По-моему, это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время - может быть, я ошибаюсь.»

Вся поза сидящего Христа, его сцепленные руки выдают глубокое и напряженное раздумье. Одеяние Христа написано Крамским сдержанно, вполсилы, чтобы еще больше выделить лицо и руки, необходимые для создания психологически убедительного образа.

При кажущемся отсутствии действия на картине видны напряженная работа мысли, движение души, а лицо Христа выражает не только страдание, но и невероятную силу воли и готовность пойти на смерть.

Картина была приобретена Третьяковым, который впоследствии писал о ней : « Спаситель Крамского мне очень нравился, почему я и спешил приобрести его, но многим он не очень -то нравился, а некоторым и вовсе. По-моему, это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время - может быть, я ошибаюсь.»

Полотно «Хохот» также известно под названием «Радуйся, царь Иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Сюжетом на этот раз стало поругание Христа после суда Понтия Пилата и последовавшего за ним бичевания. Художник работал над полотном 5 лет, но так и не закончил его. «Хохот»(1880г.)

Полотно «Хохот» также известно под названием «Радуйся, царь Иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Сюжетом на этот раз стало поругание Христа после суда Понтия Пилата и последовавшего за ним бичевания. Художник работал над полотном 5 лет, но так и не закончил его.

«Хохот»(1880г.)

 «Иродиада» завершает библейскую трилогию Крамского, и здесь он вновь сосредотачивается не на событиях, а прежде всего на философском аспекте этой истории. Для изображения художник выбирает не кульминацию, а развязку этой драмы.  Красота для Крамского-это прежде всего нравственная категория.  Картина осталась незаконченной, однако была очень высоко оценена современниками. «Иродиада»(1886г.)

«Иродиада» завершает библейскую трилогию Крамского, и здесь он вновь сосредотачивается не на событиях, а прежде всего на философском аспекте этой истории. Для изображения художник выбирает не кульминацию, а развязку этой драмы.

Красота для Крамского-это прежде всего нравственная категория.

Картина осталась незаконченной, однако была очень высоко оценена современниками.

«Иродиада»(1886г.)

Портретная живопись. В .И. Немирович-Данченко рассказывал со слов художника о таком эпизоде. Крамской написал очень похожий этюд старика крестьянина, но крестьянин, взглянув на свой портрет, заметил: -Ты, может, то и нарисовал, а душу забыл. -Как же душу-то рисовать?-обиделся Крамской. -А это уже твое дело, не мое. Разговор этот, по словам Немировича-Данченко, произвел на молодого художника очень сильное впечатление. Именно он повлиял на дальнейший ход работы над этим портретом, да и на всё творчество художника. С тех пор он ставил своей целью показать именно душу человека. «Мельник»(1873г.)

Портретная живопись.

В .И. Немирович-Данченко рассказывал со слов художника о таком эпизоде.

Крамской написал очень похожий этюд старика крестьянина, но крестьянин, взглянув на свой портрет, заметил:

-Ты, может, то и нарисовал, а душу забыл.

-Как же душу-то рисовать?-обиделся Крамской.

-А это уже твое дело, не мое.

Разговор этот, по словам Немировича-Данченко, произвел на молодого художника очень сильное впечатление. Именно он повлиял на дальнейший ход работы над этим портретом, да и на всё творчество художника. С тех пор он ставил своей целью показать именно душу человека.

«Мельник»(1873г.)

Эта работа представляет собой так называемый «портрет-тип». Полесовщик,то есть лесник , лесничий, изображен на традиционном для Крамского черном фоне, дающем намек на лесную чащу. За спиной он держит дубину, глаза его настороженные , выжидающие - видно, что этот человек сильный и ловкий. При этом в глазах его читаются затаённая боль и обида на тех, кто заставляет его охотиться на браконьеров, зачастую таких же простых мужиков, как и он сам, отправившихся в лес за добычей из-за своей нелегкой жизни. «Полесовщик»(1874г.)

Эта работа представляет собой так называемый «портрет-тип». Полесовщик,то есть лесник , лесничий, изображен на традиционном для Крамского черном фоне, дающем намек на лесную чащу. За спиной он держит дубину, глаза его настороженные , выжидающие - видно, что этот человек сильный и ловкий. При этом в глазах его читаются затаённая боль и обида на тех, кто заставляет его охотиться на браконьеров, зачастую таких же простых мужиков, как и он сам, отправившихся в лес за добычей из-за своей нелегкой жизни.

«Полесовщик»(1874г.)

 В числе работ Крамского есть целый ряд поэтических женских образов. Возможно, что они не являются портретами в прямом смысле этого слова, такова, например,

В числе работ Крамского есть целый ряд поэтических женских образов. Возможно, что они не являются портретами в прямом смысле этого слова, такова, например, "Девушка с распущенной косой". Художник изобразил её как дань юности и молодости в тот период, когда он говорил обо всем с горечью и пониманием несбыточности недавних чаяний.

«Девушка с распущенной косой» - это небольшая работа, с непривычной диагональной композицией . Полупрофильный поворот головы девушки и свободная манера письма вносят в спокойный, созерцательный женский образ элемент внутреннего движения.

Эта картины до конца жизни художника находилась в его мастерской.

«Девушка с распущенной косой»(1873г.)

«Неизвестная»(1883г.)

«Неизвестная»(1883г.)

Замечательная картина "Неизвестная" поступила в Третьяковскую галерею уже в годы революции. На первый взгляд, этот светский портрет мало вяжется с представлением о творчестве художника-демократа. Говорили, что этот портрет - прообраз Анны Аркадьевны Карениной. Молодая женщина изображена в коляске на фоне Аничкова моста, выкрашенного в красно-ржавый цвет. Этот цвет смягчен зимним туманом, так же как и контуры архитектуры. С тем большей отчётливостью выступает на первом плане женская фигура. Она одета со всей роскошью моды. Она откинулась на спинку экипажа, обитую тёмно-жёлтой кожей. В лице "Неизвестной" передана гордость женщины, сознающей свое обаяние.

Ни в одном портрете Крамской не уделял столько внимания аксессуарам: бархату, шёлку, меху. Тёмная перчатка, плотно охватывающая руку, тонкая и мягкая, сквозь которую чувствуется живое тело, написана с особой теплотой. Кто она, эта пленительная женщина, так и осталось неизвестным. Даже Репину не было известно ее имя. Замечательно, что Репин называет это произведение Крамского не портретом, а картиной, тем самым подчёркивает ту значительную роль, которую играет обстановка, усиливающая типичность изображённого персонажа.

Часто картину Крамского называют иллюстрацией к стихотворению Блока «Незнакомка». И веют древними поверьями Её упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.  И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль…

Часто картину Крамского называют иллюстрацией к стихотворению Блока «Незнакомка».

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль…

Портреты писателей. В середине 60-х годов 19 века у Третьякова появилась мысль собрать в своей галерее портреты известных писателей этого времени. Вначале эта работа была поручена Перову, но затем заказ получил Крамской.  Эта серия портретов стала вершиной его творчества. «Портрет писателя И.А.Гончарова»(1874г.) «Портрет Н.А.Некрасова»(1877г.) «Портрет писателя Д.Григоровича»(1875г.)

Портреты писателей.

В середине 60-х годов 19 века у Третьякова появилась мысль собрать в своей галерее портреты известных писателей этого времени.

Вначале эта работа была поручена Перову, но затем заказ получил Крамской.

Эта серия портретов стала вершиной его творчества.

«Портрет писателя И.А.Гончарова»(1874г.)

«Портрет Н.А.Некрасова»(1877г.)

«Портрет писателя Д.Григоровича»(1875г.)

 Здесь Крамской прибегает к одному из своих любимых приёмов построения композиции. Фигура Толстого повёрнута к зрителю на три четверти, но лицо смотрит прямо на невидимого собеседника, речь которого он внимательно слушает.  Портрет написан в характерной для Крамского манере – тёмный фон практически без деталей позволяет сосредоточиться на лице писателя.  Толстой на портрете смотрит прямо на зрителя. Его проницательный взгляд – современники говорили, что он видит собеседника насквозь, - показывает способность Толстого разглядеть все движения души человека, обнаружить самые скрытые черты характера.  Художник в своей работе сумел передать силу духа и твёрдость убеждений великого писателя. «Портрет писателя Льва Николаевича Толстого»(1887г.)

Здесь Крамской прибегает к одному из своих любимых приёмов построения композиции. Фигура Толстого повёрнута к зрителю на три четверти, но лицо смотрит прямо на невидимого собеседника, речь которого он внимательно слушает.

Портрет написан в характерной для Крамского манере – тёмный фон практически без деталей позволяет сосредоточиться на лице писателя.

Толстой на портрете смотрит прямо на зрителя. Его проницательный взгляд – современники говорили, что он видит собеседника насквозь, - показывает способность Толстого разглядеть все движения души человека, обнаружить самые скрытые черты характера.

Художник в своей работе сумел передать силу духа и твёрдость убеждений великого писателя.

«Портрет писателя Льва Николаевича Толстого»(1887г.)

Жанровая живопись. Художник в течение жизни неоднократно обращается к жанровой живописи. «Лунная ночь»(1880г.) «Неутешное горе»(1884г.) «Крамской, пишущий портрет своей дочери, С.И.Крамской»(1884г.)

Жанровая живопись.

Художник в течение жизни неоднократно обращается к жанровой живописи.

«Лунная ночь»(1880г.)

«Неутешное горе»(1884г.)

«Крамской, пишущий портрет своей дочери, С.И.Крамской»(1884г.)

Эта работа - последний автопортрет художника. Он вкладывает в эту картину не только своё мастерство, но и все тепло своего сердца, а кисть, которой он касается холста, кажется связующей нитью между ним и его семьёй. Здесь мы не видим его лица, только тёмный профиль на фоне светлой стены, зато хорошо видно лицо его дочери. Два этих лица будто противопоставляются друг другу. Необычный ракурс создает ощущение непринуждённости и в то же время ясно говорит зрителю о том главном, что останется после художника,- его детях, которым он отдавал всю свою любовь, и его картинах, в которые он вкладывал всю душу. «Крамской, пишущий портрет дочери, Софьи Николаевны Крамской»(1884г.)

Эта работа - последний автопортрет художника. Он вкладывает в эту картину не только своё мастерство, но и все тепло своего сердца, а кисть, которой он касается холста, кажется связующей нитью между ним и его семьёй.

Здесь мы не видим его лица, только тёмный профиль на фоне светлой стены, зато хорошо видно лицо его дочери. Два этих лица будто противопоставляются друг другу. Необычный ракурс создает ощущение непринуждённости и в то же время ясно говорит зрителю о том главном, что останется после художника,- его детях, которым он отдавал всю свою любовь, и его картинах, в которые он вкладывал всю душу.

«Крамской, пишущий портрет дочери, Софьи Николаевны Крамской»(1884г.)

Последняя работа Крамского. Даже ушёл из жизни Крамской за работой, у мольберта. 24 марта 1887 года он несколько часов подряд писал портрет доктора Раухфуса. Внезапно художник побледнел и упал на мольберт. Позирующий доктор попытался оказать ему помощь, но было поздно - сердце Крамского остановилось. Художник не дожил и до пятидесяти лет. «Портрет доктора К.А.Раухфуса»(1887г.)

Последняя работа Крамского.

Даже ушёл из жизни Крамской за работой, у мольберта.

24 марта 1887 года он несколько часов подряд писал портрет доктора Раухфуса. Внезапно художник побледнел и упал на мольберт. Позирующий доктор попытался оказать ему помощь, но было поздно - сердце Крамского остановилось. Художник не дожил и до пятидесяти лет.

«Портрет доктора К.А.Раухфуса»(1887г.)

Иван Николаевич Крамской(1837-1887гг.)-педагог, русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик, создатель артели художников. В статье, посвящённой памяти Крамского, И.Е.Репин писал : «Достоин ты национального монумента, русский гражданин-художник!»

Иван Николаевич Крамской(1837-1887гг.)-педагог, русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик, создатель артели художников.

В статье, посвящённой памяти Крамского, И.Е.Репин писал : «Достоин ты национального монумента, русский гражданин-художник!»

Источники: Бенуа А. История русской живописи в 19 веке.М.: Республика,1999. Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала.М.: Изобразительное искусство,1983. Курочкина Т.И. Иван Николаевич Крамской.М.: Изобразительное искусство,1980. Машковцев Н.Г. И.Н.Крамской.М.: Изобразительное искусство,1973.  Орлова Е.Великие художники России. Иван Николаевич Крамской.М.: РИПОЛ классик,2014. Художественный календарь.Сто памятных дат.1987год.М.: Советский художник,1986. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Крамской,_ Иван_Николаевич https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бунт_четырнадцати http:// ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/494-peredvizhniki

Источники:

  • Бенуа А. История русской живописи в 19 веке.М.: Республика,1999.
  • Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала.М.: Изобразительное искусство,1983.
  • Курочкина Т.И. Иван Николаевич Крамской.М.: Изобразительное искусство,1980.
  • Машковцев Н.Г. И.Н.Крамской.М.: Изобразительное искусство,1973.
  • Орлова Е.Великие художники России. Иван Николаевич Крамской.М.: РИПОЛ классик,2014.
  • Художественный календарь.Сто памятных дат.1987год.М.: Советский художник,1986.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/ Крамской,_ Иван_Николаевич
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бунт_четырнадцати
  • http:// ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/494-peredvizhniki