СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И О Симоненко Наречие в языке и речи Русский язык 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен при изучении наречий на уроках в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Материалы ученика»

Имя и фамилия ученика___________________________________
                              Класс___________________________________
                           Оценка____________________________________

Упражнение 1. Найдите слово, от которого зависит наречие. Укажите разряд наречия по значению. Определите синтаксическую роль выделенных слов.

В октябре птицы летят низко – быть ранней и холодной зиме.

Листья, осыпаясь, лягут наизнанку – к теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодам.

Сильно блестят звезды летом – к жаре, зимой – к морозу.

У зайца шерсть побелела – зима близко.

Дым из трубы поднимается столбом – к холодам.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Упражнение 2. Найдите наречия и слова категории состояния в предложенных примерах. Подчеркните выделенные слова как члены предложения.

В апреле мокро к грибному лету.

Если вечером 1 февраля на небе звездно, зима еще долго продлится.

Будет морозно, если утром сильно пищит синица.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Осенью 1794 года французская армия вступила на территорию Голландии. Не располагая ответной силой, голландцы пошли на хитрость: открыв шлюзы, затопили местность. Наступление французов приостановилось. Главнокомандующий генерал Пишегрю́ собрался повернуть _________________(на)зад, но получил «донесение», что... домoвые пауки рьяно начали плести паутину – обычно они делают это перед сухой и холодной погодой. Пишегрю́, подумав, задержал свою армию. Ударили морозы, и французы, по льду перейдя Ваал, вошли в город!

С давних времен человек подметил удивительную связь между природными явлениями и поведением живых существ и растений.

Если береза начинает желтеть с верхушки – весна будет ранней, если __________________(с)низу – поздней.

Размер купола муравейника, число и расположение входов в нем ________________________(на)прямую связаны с температурой, толщиной снегового покрова и направлением господствующих ветров наступающей зимы.

Скотоводы Монголии по норам пищухи узнают, какой будет зима. Жилье этого зверька имеет обычно 15 входов. К снежной зиме пищуха закрывает 5–10 входов каменными пробками.

Совсем недавно промелькнуло сообщение о поединке между хьюстонским бюро погоды, оснащенным метеоспутниками и компьютерами, и... коровой. Местная газета, выступившая в роли арбитра, оценивая правильный прогноз одним очком, признала фермерскую буренку победительницей. Счет – 19:8!

Спрашивается: _____________________(от)куда живой мир узнает о будущих и весьма важных для человека явлениях? Какие «устройства» позволяют ему делать это?

Возникает вполне серьезный вопрос: не обладают ли растения, насекомые и животные неким «механизмом» предвидения? Ответить на эти вопросы сегодня трудно.

• Определите тему текста.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

• Определите тип речи. Докажите свое мнение.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

• Определите стиль речи.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

• Прокомментируйте написание выделенных слов. К какой части речи они относятся?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


• Какова роль наречий в данном тексте?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание суффиксов наречий.

Люди издавн___ верят в приметы.

Если весной заяц еще в белой шубке, снов___ наступят холода.

Дневной снег не лежит – первый надежный снег выпадает затемн___.

Осенью засветл___ поднимаются седые туманы к холодам.

Если поднялся ветер, а ты хочешь узнать, будет ли ненастье, встань к ветру спиной и посмотри налев___. Если слев___ горизонт заволокло тучами, то обязательно погода изменится к худшему, если же горизонт чист, а справ___ и над головой небо темнеет, то погода скоро наладится.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Упражнение 4. Соедините стрелками устаревшие и современные наречия, имеющие синонимичное значение.

1) вкýпе

вверх лицом

2) дáвеча, намéдни

весьма, очень, сильно

3) досéле

вместе

4) зáгодя

доныне, до сих пор

5) зáсветло

заранее, заблаговременно

6) зелó

исстари, издавна

7) исконú, испокóн веков (веку)

лицом вниз

8) нáвзничь

недавно, на днях

9) напропалýю

отчаянно, не думая о последствиях

10) ничкóм

пока светло


Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов.


Весне уж___ невтерпеж___


Весна начинается… Я вскач___ подбежал к окну, чтобы увидеть, как весна прогоняет зиму проч___. Из-за туч___ уж___ выглянул настойчивый ______________________солнеч(?)ный луч___. Ему невтерпеж___ растопить лед на скатах крыш___ и увид___ть, как бьет из-под земли ключ___.

Хочется распахнуть окна настеж___. Это не блаж___. Ведь весна уже не мираж___, а реальность.

Какой она будет, наша весна?.. Каким будет долгожданное лето?..

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру о любимом времени года или подберите и запишите 3–4 приметы, которым доверяют люди, живущие в вашем крае.

Работы отправьте учителю по электронной почте (для участия в проекте «Календарь, который мы создали сами»).

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«Материалы учителя»

Ход урока

Организационный момент

Внимание на экран. (слайд 3). Что обозначают слова, записанные на доске?

(Это древнеславянские названия месяцев. Они вышли из употребления во многих славянских языках и были заменены латинскими словами.)


Проблемная ситуация

Учитель организует работу с буклетом (предложен расширенный перечень вопросов. Их количество может быть сокращено с учетом временны́х рамок урока).

• Разверните буклет. Как называется календарь, по которому мы живем сегодня? (Юлианский календарь; его возникновение связано с именем римского императора Юлия Цезаря.)

• В календаре древних римлян было всего десять месяцев. Как вы думаете: какой месяц открывал год? (Март, потому что весна – это пора пробуждения природы.)

• В I веке до н.э. Юлий Цезарь внес изменения в римский календарь: добавил два месяца – январь и февраль. Год стал начинаться с января, названного так в честь двуликого бога Януса. По какому принципу называли римляне месяцы? (Название в юлианском календаре соответствует номеру месяца по порядку. Некоторые месяцы получили названия по именам императоров или римских богов.)

• По какому принципу наши предки дали названия месяцам? (Славяне старались в названии отразить особенности каждого времени года.)

Прóсинец (январь) – после декабря изредка небо бывает ясным, синим. Бокогрей, снéжень, сéчень, лютень (февраль) – самый студеный, холодный месяц. Цветень, снегогон, березозол (апрель) – время таяния снега, появления первых зеленых березовых листочков. Чéрвень, изок (июнь) – пора, когда краснеют, становятся червонными ягоды; пора кузнечиков (изок – кузнечик). Грудень (ноябрь) – от груды – замерзшие кочки на дороге.

• Как наши предки относились к окружающему миру? (Славяне верили в то, что природа помогает предсказывать будущее.)

Наблюдательность и желание человека предсказывать природные явления породили народные приметы.

Учитель организует работу с календарем.

Что такое примета? Давайте обратимся к этимологической справке (слайд 4) и к статье толкового словаря (слайд 5). А теперь своими словами объясним, что же такое приметы.

(Приметы – передаваемые из поколения в поколение короткие изречения, в которых отразились подмеченные человеком закономерности в природе.)

Обратитесь к материалам календаря и приведите примеры примет (слайд 6).

К какой части речи относятся выделенные в каждом предложении слова? (Выделенные слова являются наречиями.)

(Слайд 7.) Сегодня на уроке мы поговорим о народных приметах и ... наречиях, без которых не обойтись в наших описаниях примет.

Блок 1. Наречие. Работа с буклетом.

(Слайд 8.) Что такое наречие? Запишите определение в рабочий буклет.

(Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака.)

• Какие разряды наречий по значению вам известны?

(Наречия образа действия, места, времени, причины, цели, меры и степени.)

• Выполните упражнение в буклете.


К первому упражнению: Необходимо обратить внимание семиклассников на то, что в предложенных контекстах слова летом, зимой, столбом являются наречиями и, следовательно, не имеют окончания.

В лингвистике нет единого подхода к определению способа образования подобных слов. В школьной практике чаще всего наречия такого типа называют производными от существительных, образованными путем перехода одной части речи в другую (морфолого-синтаксическим способом). Однако в «Русской грамматике-1980», в которой образование наречий рассматривается в отдельном разделе, данные наречия называются суффиксальными, поскольку образование наречия связано с изменением строения слова. В вузовской практике о переходе существительных в разряд наречий принято говорить с позиций истории языка.


Упражнение 1. Найдите слово, от которого зависит наречие. Укажите разряд наречия по значению. Определите синтаксическую роль выделенных слов.

В октябре птицы летят низко – быть ранней и холодной зиме.

Листья, осыпаясь, лягут наизнанку – к теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодам.

Сильно блестят звезды летом – к жаре, зимой – к морозу.

У зайца шерсть побелела – зима близко.

Дым из трубы поднимается столбом – к холодам.


Блок 2. Слова категории состояния

(cлайд 9).

Что такое слова категории состояния?

(Слова категории состояния (предикативные наречия) – слова, обозначающие состояние человека или природы и выступающие в роли сказуемого односоставного (безличного) предложения.)

Разберем примеры:

В сентябре сухо и тепло зима придет поздно.

Сухо и тепло – слова категории состояния, т.к. они характеризуют состояние природы, в предложении ни от чего не зависят и выступают в роли сказуемого. Ср. с наречием поздно, которое зависит от глагола придет, дает временнyю характеристику действию и является обстоятельством.

Кошка зимой по комнате бегает будет морозно.

Зимой – наречие, которое зависит от глагола бегает и является обстоятельством. Морозно – слово категории состояния, которое характеризует состояние природы и является сказуемым.


Упражнение 2. Найдите наречия и слова категории состояния в предложенных примерах. Подчеркните выделенные слова как члены предложения.

В апреле мокро к грибному лету.

Если вечером 1 февраля на небе звездно, зима еще долго продлится.

Будет морозно, если утром сильно пищит синица.


Блок 3. Наречия и слова категории состояния в тексте (слайд 10).

Прочитайте текст (текст следует распечатать для учеников).

Осенью 1794 года французская армия вступила на территорию Голландии. Не располагая ответной силой, голландцы пошли на хитрость: открыв шлюзы, затопили местность. Наступление французов приостановилось. Главнокомандующий генерал Пишегрю́ собрался повернуть (на)зад, но получил «донесение», что... домoвые пауки рьяно начали плести паутину – обычно они делают это перед сухой и холодной погодой. Пишегрю́, подумав, задержал свою армию. Ударили морозы, и французы, по льду перейдя Ваал, вошли в город!

С давних времен человек подметил удивительную связь между природными явлениями и поведением живых существ и растений.

Если береза начинает желтеть с верхушки – весна будет ранней, если (с)низу – поздней.

Размер купола муравейника, число и расположение входов в нем (на)прямую связаны с температурой, толщиной снегового покрова и направлением господствующих ветров наступающей зимы.

Скотоводы Монголии по норам пищухи узнают, какой будет зима. Жилье этого зверька имеет обычно 15 входов. К снежной зиме пищуха закрывает 5–10 входов каменными пробками.

Совсем недавно промелькнуло сообщение о поединке между хьюстонским бюро погоды, оснащенным метеоспутниками и компьютерами, и... коровой. Местная газета, выступившая в роли арбитра, оценивая правильный прогноз одним очком, признала фермерскую буренку победительницей. Счет – 19:8!

Спрашивается: (от)куда живой мир узнает о будущих и весьма важных для человека явлениях? Какие «устройства» позволяют ему делать это?

Возникает вполне серьезный вопрос: не обладают ли растения, насекомые и животные неким «механизмом» предвидения? Ответить на эти вопросы сегодня трудно.

Определите тему текста.

Определите тип речи. Докажите свое мнение.

Определите стиль речи.

Прокомментируйте написание выделенных слов. К какой части речи они относятся? (Наречия, слова категории состояния.)

Какова роль наречий в данном тексте?

«Правило окна»

Посмотрите на небо. В народе говорят, что зимой небо становится красным к морозу.

Посмотрите на веточку дерева под окном. Вы видели этой зимой свиристелей? Как вы думаете: что предвещает их прилет? (Свиристели прилетают из леса к дому человека перед снегопадами.)

Посмотрите на оконную раму. Какое правило написания наречий помогает запомнить окно (слайд 11). Сформулируйте это правило.

(«Правило окна»: Если наречие имеет приставку в-, на- или за-, пишите на конце слова суффикс (в окно, на окно, за окно). Если наречие имеет приставку с-, из- или до-, пишите на конце слова суффикс (с окна, из окна, до окна).)


Блок 4. Правописание наречий на -о, -а.

Работа с буклетом и презентацией.


Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание суффиксов наречий.

Люди издавн___ верят в приметы.

Если весной заяц еще в белой шубке, снов___ наступят холода.

Дневной снег не лежит – первый надежный снег выпадает затемн___.

Осенью засветл___ поднимаются седые туманы к холодам.

Если поднялся ветер, а ты хочешь узнать, будет ли ненастье, встань к ветру спиной и посмотри налев___. Если слев___ горизонт заволокло тучами, то обязательно погода изменится к худшему, если же горизонт чист, а справ___ и над головой небо темнеет, то погода скоро наладится.


Блок 5. Наречия в языке5 (слайд 13).

(Этот блок может быть пропущен в классе. Упражнение можно задать на дом)

В текстах, рассказывающих о народных приметах, нередко встречаются наречия, которые вышли из употребления. Понимаете ли вы их значение? Правильно ли произносите?


Упражнение 4. Соедините стрелками устаревшие и современные наречия, имеющие синонимичное значение.

1) вкýпе

вверх лицом

2) дáвеча, намéдни

весьма, очень, сильно

3) досéле

вместе

4) зáгодя

доныне, до сих пор

5) зáсветло

заранее, заблаговременно

6) зелó

исстари, издавна

7) исконú, испокóн веков (веку)

лицом вниз

8) нáвзничь

недавно, на днях

9) напропалýю

отчаянно, не думая о последствиях

10) ничкóм

пока светло


Блок 6. Наречия в речи (слайд 14). (Этот блок может быть пропущен в сильном классе. Упражнение можно задать на дом.)

Учимся употреблять наречия в письменной речи. (Необходимо обратить внимание учащихся на написание не только наречий-исключений, но и существительных блажь и мираж.)


Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов.


Весне уж___ невтерпеж___


Весна начинается… Я вскач___ подбежал к окну, чтобы увидеть, как весна прогоняет зиму проч___. Из-за туч___ уж___ выглянул настойчивый ______________________солнеч(?)ный луч___. Ему невтерпеж___ растопить лед на скатах крыш___ и увид___ть, как бьет из-под земли ключ___.

Хочется распахнуть окна настеж___. Это не блаж___. Ведь весна уже не мираж___, а реальность.

Какой она будет, наша весна?.. Каким будет долгожданное лето?..


Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру о любимом времени года или подберите и запишите 3–4 приметы, которым доверяют люди, живущие в вашем крае.


Работы отправьте учителю по электронной почте (для участия в проекте «Календарь, который мы создали сами»).

(Заготовка календаря, созданная в программе Publisher, прилагается к материалам урока и демонстрируется учащимся на занятии. Задача учащихся – дополнить заготовку календаря мини-сочинениями, примерами примет, а возможно, и собственными фотоработами.)


Подведение итогов. Выставление оценок


Ответы

(К блоку 3)

повернуть назад (нареч.); осенью (нареч.); рьяно начали (нареч.); обычно делают (нареч.); желтеть снизу (нареч.); связаны напрямую (нареч.); откуда узнает (нареч. в роли союзн. слова); весьма (нареч.) серьезный; совсем (нареч.) недавно (нареч.); промелькнуло сегодня (нареч.); трудно (кат. состояния).


(К упр. 4)

1) вкýпе – вместе;

2) дáвеча, намeдни – недавно, на днях;

3) досéле – доныне, до сих пор;

4) зáгодя – заранее, заблаговременно;

5) зáсветло – пока светло;

6) зелó – весьма, очень, сильно;

7) искони́, испокóн веков (веку) – исстари, издавна;

8) нáвзничь – вверх лицом;

9) напропалýю – отчаянно, не думая о последствиях;

10) ничкóм – лицом вниз.

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Народные приметы и приметы наречий в них (наречие в языке и речи) Симоненко Ирина Олеговна, учитель русского языка МБОУ СОШ №44 г. Мурманска

Народные приметы и приметы наречий в них

(наречие

в языке и речи)

Симоненко Ирина Олеговна,

учитель русского языка

МБОУ СОШ №44 г. Мурманска

ПРóСИНЕЦ Январь ДВУЛИКИЙ БОГ ЯНУС БОГ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА ФЕБРУУС БОКОГРЕЙ, СНЕЖЕНЬ, Февраль СЕЧЕНЬ, ЛЮТЕНЬ СУХЫЙ, ЗИМОБОР, БОГ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА МАРС март Aprilis; от лат. aperire –

ПРóСИНЕЦ

Январь

ДВУЛИКИЙ БОГ ЯНУС

БОГ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА ФЕБРУУС

БОКОГРЕЙ, СНЕЖЕНЬ,

Февраль

СЕЧЕНЬ, ЛЮТЕНЬ

СУХЫЙ, ЗИМОБОР,

БОГ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА МАРС

март

Aprilis; от лат. aperire – "раскрывать"

апрель

ПРОТАЛЬНИК

ЦВЕТЕНЬ, СНЕГОГОН,

БЕРЕЗОЗОЛ

ТРАВЕНЬ, ТРАВНИК

БОГИНЯ ЗЕМЛИ МАЙА

май

РАЗНОЦВЕТ,

БОГИНЯ НЕБА ЮНОНА

июнь

ЧЕРВЕНЬ, ИЗОК

СТРАДНИК, ЛИПЕНЬ,

июль

ИМПЕРАТОР ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ

ГРОЗНИК

август

ИМПЕРАТОР АВГУСТ

ЗАРЕВ, СЕРПЕНЬ,

сентябрь

ЖНИВЕНЬ

september - СЕДЬМОЙ

ХМУРЕНЬ, РЕВУН

October – восьмой

октябрь

ЛИСТОПАД

ноябрь

ГРУДЕНЬ

november – девятый 

декабрь

СТУДЕНЬ

december – десятый

Примета от «приметить», «метить» – считать, полагать др.-инд. mātiṣ - «правильное познание» греч. μητίς – «совет»    μητίάоμαί - «выдумываю»  μητίάω – «принимаю решение»

Примета

  • от «приметить», «метить» – считать, полагать
  • др.-инд. mātiṣ - «правильное познание»
  • греч. μητίς – «совет»

μητίάоμαί - «выдумываю»

μητίάω – «принимаю решение»

Примета - 1. Отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь. Приметы весны. 2. Явление, обстоятельство, указывающее - по народным верованиям - на связь с каким-либо другим событием. Верить в приметы. Дурная п. Приметы - сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение различные речевые произведения, повествующие о предстоящих явлениях природы.

Примета -

1. Отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь. Приметы весны.

2. Явление, обстоятельство, указывающее - по народным верованиям - на связь с каким-либо другим событием. Верить в приметы. Дурная п.

Приметы - сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение различные речевые произведения, повествующие о предстоящих явлениях природы.

Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу, слякоть. Длинные сосульки в конце февраля – весне царствовать долго . Одуванчик весной зацвел рано – лето будет коротким. Если октябрь запорошён снегом, весной снег долго не сойдёт полей.

Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу, слякоть.

Длинные сосульки в конце февраля – весне царствовать долго .

Одуванчик весной зацвел рано – лето будет коротким.

Если октябрь запорошён снегом, весной снег долго не сойдёт полей.

Народные приметы и приметы наречий в них (наречие в языке и речи)

Народные приметы и приметы наречий в них

(наречие

в языке и речи)

Наречие –  самостоятельная  неизменяемая часть речи,  которая обозначает  признак действия или признак признака   В октябре птицы летят низко – быть ранней и холодной зиме. Листья, осыпаясь, лягут наизнанку – к тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодам. Сильно блестят звёзды летом – к жаре, зимой – к морозу. Дым из трубы поднимается столбом – к холодам.  Образа действия Места Времени Меры и степени Причины Цели

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака

В октябре птицы летят низко – быть ранней и холодной зиме.

Листья, осыпаясь, лягут наизнанку – к тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодам.

Сильно блестят звёзды летом – к жаре, зимой – к морозу.

Дым из трубы поднимается столбом – к холодам.

Образа действия

Места

Времени

Меры и степени

Причины

Цели

Слова категории состояния (предикативные наречия) - слова, обозначающие состояние человека или природы и выступающие в роли сказуемого односоставного (безличного) предложения. В сентябре сухо и тепло – зима  придёт поздно. Кошка  зимой по комнате бегает – будет морозно.    В апреле мокро к грибному лету.   Если вечером 1 февраля на небе звёздно, зима ещё долго продлится.  Будет морозно, если утром сильно пищит синица.

Слова категории состояния (предикативные наречия) -

слова, обозначающие состояние человека или природы и выступающие в роли сказуемого односоставного (безличного) предложения.

В сентябре сухо и теплозима придёт поздно.

Кошка зимой по комнате бегаетбудет морозно.

 

В апреле мокро к грибному лету.

  Если вечером 1 февраля на небе звёздно, зима ещё долго продлится.

Будет морозно, если утром сильно пищит синица.

Домóвый паук Генерал Жан-Шарль Пишегрю Пищуха

Домóвый паук

Генерал

Жан-Шарль Пишегрю

Пищуха

Суффиксы -А, -О в наречиях

Суффиксы -А, -О в наречиях

  • В
  • НА О
  • ЗА
  • С
  • ИЗ А
  • ДО
Люди издавн а верят в приметы. Если весной заяц ещё в белой шубке, снов а наступят холода. Дневной снег не лежит – первый надёжный снег выпадает затемн о . Осенью засветл о поднимаются седые туманы к холодам. Если поднялся ветер, а ты хочешь узнать, будет ли ненастье, встань к ветру спиной и посмотри налев о . Если слев а  горизонт заволокло тучами, то обязательно погода изменится к худшему, если же горизонт чист, а справ а и над головой небо темнеет, то погода скоро наладится.
  • Люди издавн а верят в приметы.
  • Если весной заяц ещё в белой шубке, снов а наступят холода.
  • Дневной снег не лежит – первый надёжный снег выпадает затемн о .
  • Осенью засветл о поднимаются седые туманы к холодам.
  • Если поднялся ветер, а ты хочешь узнать, будет ли ненастье, встань к ветру спиной и посмотри налев о . Если слев а горизонт заволокло тучами, то обязательно погода изменится к худшему, если же горизонт чист, а справ а и над головой небо темнеет, то погода скоро наладится.
Соедините устаревшие и современные наречия, имеющие синонимичное значение

Соедините устаревшие и современные наречия, имеющие синонимичное значение

  • ВВЕРХ ЛИЦОМ
  • ВЕСЬМА, ОЧЕНЬ, СИЛЬНО
  • ВМЕСТЕ
  • ДОНЫНЕ, ДО СИХ ПОР
  • ЗАРАНЕЕ, ЗАБЛАГОВРЕМЕННО
  • ИССТАРИ, ИЗДАВНА
  • ЛИЦОМ ВНИЗ
  • НЕДАВНО, НА ДНЯХ
  • ОТЧАЯННО, НЕ ДУМАЯ О ПОСЛЕДСТВИЯХ
  • ПОКА СВЕТЛО
  • ВКУПЕ
  • ДАВЕЧА, НАМЕДНИ
  • ДОСЕЛЕ
  • ЗАГОДЯ
  • ЗАСВЕТЛО
  • ЗЕЛО
  • ИСКОНИ́, ИСПОКОН
  • НАВЗНИЧЬ
  • НАПРОПАЛУЮ
  • НИЧКОМ
Весне уж_ невтерпеж_   Весна начинается… Я вскач_ подбежал к окну, чтобы увидеть, как весна прогоняет зиму проч_. Закончилась полярная ноч_. Из-за туч_ уж_ выглянул настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увидеть, как бьет из-под земли ключ_.  Хочется распахнуть окна настеж_. Это не блаж_. Ведь весна уже не мираж_, а реальность.   Какой она будет, наша северная весна?..   Каким будет долгожданное лето?..

Весне уж_ невтерпеж_

  Весна начинается… Я вскач_ подбежал к окну, чтобы увидеть, как весна прогоняет зиму проч_. Закончилась полярная ноч_. Из-за туч_ уж_ выглянул настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увидеть, как бьет из-под земли ключ_. Хочется распахнуть окна настеж_. Это не блаж_. Ведь весна уже не мираж_, а реальность.

Какой она будет, наша северная весна?..

Каким будет долгожданное лето?..

Домашнее задание: 1. Напишите сочинение-миниатюру о своём любимом времени года. В тексте употребите наречия. 2. Найдите и запишите 3-4 приметы, которым доверяют северяне. 3. Выполненное задание отправьте по электронной почте учителю.

Домашнее задание:

1. Напишите сочинение-миниатюру о своём любимом времени года. В тексте употребите наречия.

2. Найдите и запишите 3-4 приметы, которым доверяют северяне.

3. Выполненное задание отправьте

по электронной почте учителю.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!