Ход урока
Организационный момент
Внимание на экран. (слайд 3). Что обозначают слова, записанные на доске?
(Это древнеславянские названия месяцев. Они вышли из употребления во многих славянских языках и были заменены латинскими словами.)
Проблемная ситуация
Учитель организует работу с буклетом (предложен расширенный перечень вопросов. Их количество может быть сокращено с учетом временны́х рамок урока).
• Разверните буклет. Как называется календарь, по которому мы живем сегодня? (Юлианский календарь; его возникновение связано с именем римского императора Юлия Цезаря.)
• В календаре древних римлян было всего десять месяцев. Как вы думаете: какой месяц открывал год? (Март, потому что весна – это пора пробуждения природы.)
• В I веке до н.э. Юлий Цезарь внес изменения в римский календарь: добавил два месяца – январь и февраль. Год стал начинаться с января, названного так в честь двуликого бога Януса. По какому принципу называли римляне месяцы? (Название в юлианском календаре соответствует номеру месяца по порядку. Некоторые месяцы получили названия по именам императоров или римских богов.)
• По какому принципу наши предки дали названия месяцам? (Славяне старались в названии отразить особенности каждого времени года.)
Прóсинец (январь) – после декабря изредка небо бывает ясным, синим. Бокогрей, снéжень, сéчень, лютень (февраль) – самый студеный, холодный месяц. Цветень, снегогон, березозол (апрель) – время таяния снега, появления первых зеленых березовых листочков. Чéрвень, изок (июнь) – пора, когда краснеют, становятся червонными ягоды; пора кузнечиков (изок – кузнечик). Грудень (ноябрь) – от груды – замерзшие кочки на дороге.
• Как наши предки относились к окружающему миру? (Славяне верили в то, что природа помогает предсказывать будущее.)
Наблюдательность и желание человека предсказывать природные явления породили народные приметы.
Учитель организует работу с календарем.
Что такое примета? Давайте обратимся к этимологической справке (слайд 4) и к статье толкового словаря (слайд 5). А теперь своими словами объясним, что же такое приметы.
(Приметы – передаваемые из поколения в поколение короткие изречения, в которых отразились подмеченные человеком закономерности в природе.)
Обратитесь к материалам календаря и приведите примеры примет (слайд 6).
К какой части речи относятся выделенные в каждом предложении слова? (Выделенные слова являются наречиями.)
(Слайд 7.) Сегодня на уроке мы поговорим о народных приметах и ... наречиях, без которых не обойтись в наших описаниях примет.
Блок 1. Наречие. Работа с буклетом.
(Слайд 8.) Что такое наречие? Запишите определение в рабочий буклет.
(Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака.)
• Какие разряды наречий по значению вам известны?
(Наречия образа действия, места, времени, причины, цели, меры и степени.)
• Выполните упражнение в буклете.
К первому упражнению: Необходимо обратить внимание семиклассников на то, что в предложенных контекстах слова летом, зимой, столбом являются наречиями и, следовательно, не имеют окончания.
В лингвистике нет единого подхода к определению способа образования подобных слов. В школьной практике чаще всего наречия такого типа называют производными от существительных, образованными путем перехода одной части речи в другую (морфолого-синтаксическим способом). Однако в «Русской грамматике-1980», в которой образование наречий рассматривается в отдельном разделе, данные наречия называются суффиксальными, поскольку образование наречия связано с изменением строения слова. В вузовской практике о переходе существительных в разряд наречий принято говорить с позиций истории языка.
Упражнение 1. Найдите слово, от которого зависит наречие. Укажите разряд наречия по значению. Определите синтаксическую роль выделенных слов.
В октябре птицы летят низко – быть ранней и холодной зиме.
Листья, осыпаясь, лягут наизнанку – к теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодам.
Сильно блестят звезды летом – к жаре, зимой – к морозу.
У зайца шерсть побелела – зима близко.
Дым из трубы поднимается столбом – к холодам.
Блок 2. Слова категории состояния
(cлайд 9).
Что такое слова категории состояния?
(Слова категории состояния (предикативные наречия) – слова, обозначающие состояние человека или природы и выступающие в роли сказуемого односоставного (безличного) предложения.)
Разберем примеры:
В сентябре сухо и тепло – зима придет поздно.
Сухо и тепло – слова категории состояния, т.к. они характеризуют состояние природы, в предложении ни от чего не зависят и выступают в роли сказуемого. Ср. с наречием поздно, которое зависит от глагола придет, дает временнyю характеристику действию и является обстоятельством.
Кошка зимой по комнате бегает – будет морозно.
Зимой – наречие, которое зависит от глагола бегает и является обстоятельством. Морозно – слово категории состояния, которое характеризует состояние природы и является сказуемым.
Упражнение 2. Найдите наречия и слова категории состояния в предложенных примерах. Подчеркните выделенные слова как члены предложения.
В апреле мокро к грибному лету.
Если вечером 1 февраля на небе звездно, зима еще долго продлится.
Будет морозно, если утром сильно пищит синица.
Блок 3. Наречия и слова категории состояния в тексте (слайд 10).
Прочитайте текст (текст следует распечатать для учеников).
Осенью 1794 года французская армия вступила на территорию Голландии. Не располагая ответной силой, голландцы пошли на хитрость: открыв шлюзы, затопили местность. Наступление французов приостановилось. Главнокомандующий генерал Пишегрю́ собрался повернуть (на)зад, но получил «донесение», что... домoвые пауки рьяно начали плести паутину – обычно они делают это перед сухой и холодной погодой. Пишегрю́, подумав, задержал свою армию. Ударили морозы, и французы, по льду перейдя Ваал, вошли в город!
С давних времен человек подметил удивительную связь между природными явлениями и поведением живых существ и растений.
Если береза начинает желтеть с верхушки – весна будет ранней, если (с)низу – поздней.
Размер купола муравейника, число и расположение входов в нем (на)прямую связаны с температурой, толщиной снегового покрова и направлением господствующих ветров наступающей зимы.
Скотоводы Монголии по норам пищухи узнают, какой будет зима. Жилье этого зверька имеет обычно 15 входов. К снежной зиме пищуха закрывает 5–10 входов каменными пробками.
Совсем недавно промелькнуло сообщение о поединке между хьюстонским бюро погоды, оснащенным метеоспутниками и компьютерами, и... коровой. Местная газета, выступившая в роли арбитра, оценивая правильный прогноз одним очком, признала фермерскую буренку победительницей. Счет – 19:8!
Спрашивается: (от)куда живой мир узнает о будущих и весьма важных для человека явлениях? Какие «устройства» позволяют ему делать это?
Возникает вполне серьезный вопрос: не обладают ли растения, насекомые и животные неким «механизмом» предвидения? Ответить на эти вопросы сегодня трудно.
• Определите тему текста.
• Определите тип речи. Докажите свое мнение.
• Определите стиль речи.
• Прокомментируйте написание выделенных слов. К какой части речи они относятся? (Наречия, слова категории состояния.)
• Какова роль наречий в данном тексте?
«Правило окна»
Посмотрите на небо. В народе говорят, что зимой небо становится красным к морозу.
Посмотрите на веточку дерева под окном. Вы видели этой зимой свиристелей? Как вы думаете: что предвещает их прилет? (Свиристели прилетают из леса к дому человека перед снегопадами.)
Посмотрите на оконную раму. Какое правило написания наречий помогает запомнить окно (слайд 11). Сформулируйте это правило.
(«Правило окна»: Если наречие имеет приставку в-, на- или за-, пишите на конце слова суффикс -о (в окно, на окно, за окно). Если наречие имеет приставку с-, из- или до-, пишите на конце слова суффикс -а (с окна, из окна, до окна).)
Блок 4. Правописание наречий на -о, -а.
Работа с буклетом и презентацией.
Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание суффиксов наречий.
Люди издавн___ верят в приметы.
Если весной заяц еще в белой шубке, снов___ наступят холода.
Дневной снег не лежит – первый надежный снег выпадает затемн___.
Осенью засветл___ поднимаются седые туманы к холодам.
Если поднялся ветер, а ты хочешь узнать, будет ли ненастье, встань к ветру спиной и посмотри налев___. Если слев___ горизонт заволокло тучами, то обязательно погода изменится к худшему, если же горизонт чист, а справ___ и над головой небо темнеет, то погода скоро наладится.
Блок 5. Наречия в языке5 (слайд 13).
(Этот блок может быть пропущен в классе. Упражнение можно задать на дом)
В текстах, рассказывающих о народных приметах, нередко встречаются наречия, которые вышли из употребления. Понимаете ли вы их значение? Правильно ли произносите?
Упражнение 4. Соедините стрелками устаревшие и современные наречия, имеющие синонимичное значение.
1) вкýпе | вверх лицом |
2) дáвеча, намéдни | весьма, очень, сильно |
3) досéле | вместе |
4) зáгодя | доныне, до сих пор |
5) зáсветло | заранее, заблаговременно |
6) зелó | исстари, издавна |
7) исконú, испокóн веков (веку) | лицом вниз |
8) нáвзничь | недавно, на днях |
9) напропалýю | отчаянно, не думая о последствиях |
10) ничкóм | пока светло |
Блок 6. Наречия в речи (слайд 14). (Этот блок может быть пропущен в сильном классе. Упражнение можно задать на дом.)
Учимся употреблять наречия в письменной речи. (Необходимо обратить внимание учащихся на написание не только наречий-исключений, но и существительных блажь и мираж.)
Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов.
Весне уж___ невтерпеж___
Весна начинается… Я вскач___ подбежал к окну, чтобы увидеть, как весна прогоняет зиму проч___. Из-за туч___ уж___ выглянул настойчивый ______________________солнеч(?)ный луч___. Ему невтерпеж___ растопить лед на скатах крыш___ и увид___ть, как бьет из-под земли ключ___.
Хочется распахнуть окна настеж___. Это не блаж___. Ведь весна уже не мираж___, а реальность.
Какой она будет, наша весна?.. Каким будет долгожданное лето?..
Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру о любимом времени года или подберите и запишите 3–4 приметы, которым доверяют люди, живущие в вашем крае.
Работы отправьте учителю по электронной почте (для участия в проекте «Календарь, который мы создали сами»).
(Заготовка календаря, созданная в программе Publisher, прилагается к материалам урока и демонстрируется учащимся на занятии. Задача учащихся – дополнить заготовку календаря мини-сочинениями, примерами примет, а возможно, и собственными фотоработами.)
Подведение итогов. Выставление оценок
Ответы
(К блоку 3)
повернуть назад (нареч.); осенью (нареч.); рьяно начали (нареч.); обычно делают (нареч.); желтеть снизу (нареч.); связаны напрямую (нареч.); откуда узнает (нареч. в роли союзн. слова); весьма (нареч.) серьезный; совсем (нареч.) недавно (нареч.); промелькнуло сегодня (нареч.); трудно (кат. состояния).
(К упр. 4)
1) вкýпе – вместе;
2) дáвеча, намeдни – недавно, на днях;
3) досéле – доныне, до сих пор;
4) зáгодя – заранее, заблаговременно;
5) зáсветло – пока светло;
6) зелó – весьма, очень, сильно;
7) искони́, испокóн веков (веку) – исстари, издавна;
8) нáвзничь – вверх лицом;
9) напропалýю – отчаянно, не думая о последствиях;
10) ничкóм – лицом вниз.
Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).
Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)