2.Актуализация знаний 3.Подготовка к изучению новой темы Задача: прочитать два стихотворения (военного и послевоенного периода), дать возможность самостоятельно определить особенности стихотворений данных периодов | 10мин. | Раздаю распечатанные стихотворения «В землянке» А. Суркова и «Я знаю…» А. Твардовского. Предлагаю прочитать два стихотворения. Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко, далеко, Между нами снега и снега... До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови! Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. 1942 Задаю вопросы: Как вы думаете, какое из этих стихотворений написано в то время, когда шла война. Почему вы так думаете. Какие слова и строчки доказывают правоту ваших слов? (Читаю наизусть. Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,- Речь не о том, но все же, все же, все же... 1966 А когда, по вашему мнению, написано второе стихотворение: во время войны или уже после? Подтвердите свои ответы словами или строчками из стихотворения. - Корректирую при необходимости итоги сказанного учащимися: эти стихотворения действительно написаны в разное время: в одном мы видим реалии войны (холодная землянка, смерть рядом, далёкая любимая), в другом – время послевоенное (лирический герой- вернувшийся с войны солдат, испытывает чувство вины перед теми, кто остался там). | Учащиеся читают стихотворение (по желанию) Учащиеся отвечают на вопросы, работая с текстом стихотворения, подтверждают свои ответы. Учащиеся отвечают на вопросы, работая с текстом стихотворения, подтверждают свои ответы и слушают учителя. |