СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"И помнит мир спасенный..."

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, посвященное 70 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Беседа проведена в рамках проекта школьной целевойкомплексной программы "К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне"

Просмотр содержимого документа
«"И помнит мир спасенный..."»

«И помнит мир спасенный…»

Тип проекта: Школьная целевая комплексная программа

«К 70-летию Великой Отечественной войны».

Время работы над проектом: в течение 2014-15 учебного года.

Предмет исследования: Война. Народ. Победа. 1941-1945гг.

Продукты проекта: Цикл бесед о ВОВ, экскурсии в краеведческий музей, к памятнику воинам-освободителям, чтение художественной публицистической, документальной литературы, изготовление стендов, посвященных ВОВ.

Методы работы над проектом:

-беседа

- конкурсы

- экскурсии

Цель проекта: создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и при самых острых ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, любовь к своей Отчизне, стремление к взаимодействию.

Данная цель обеспечивается решением следующих задач:

- Использование всех возможных средств для воспитания верности духовным традициям России, ответственности за судьбу Родины, уважения к ценностям общества.

-Старший школьник должен осознать, что наша страна - самая мощная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу, как это сделали советские воины во время ВОВ вместе со всем народом.

- развивать у детей эмоционально положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим нашу страну.

- напоминать родителям о том, что их жизнь является примером для ребенка, обладающего высокой подражательностью. Суждения взрослых, свидетелем которых становится ребенок, их отношение к событиям современности – все это становится его убеждением.

- воспитание готовности к защите своей Родины.

- подготовка к служению Отечеству.

План проекта: Для подготовки и выполнения этого проекта мы использовали пошаговую методику:

1 шаг – определение цели и даты событий, которым посвящен проект.

2 шаг – выбор удобного времени.

3 шаг – подготовка обучающихся

4 шаг – проведение экскурсий, встреч

5 шаг – подведение итогов.

Этим этапам соответствовали методы: мотивационный, планирующий, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный.





Дорогие ребята, мы с вами живем в мирное время. Мы можем спокойно учиться, трудиться, мечтать.

Но и сегодня на нашей земле еще не зажили раны прошедшей войны. Она унесла миллионы человеческих жизней, разрушила города и села. Не допустить войны, сохранить мир на планете, защитить свою Родину в случае опасности – вот главная задача в жизни каждого человека.

Скоро в нашей стране праздник – День Победы. Это праздник всего народа, каждой семьи. Ведь вкладом в общую Победу стало участие миллионов людей, отдавших Родине свой труд, мужество, отвагу и даже жизнь. Война – страшная беда, которая тяжким бременем легла на плечи солдат, их матерей, любимых и детей.

Наш народ силен тем, что в годину опасности и тяжелых испытаний он мобилизует все силы, действует сообща, вместе. Особую силу придает великая любовь к родной земле, нет ничего важнее Родины! А еще мы черпаем силы в безграничной народной мудрости, юморе и, конечно же, песнях! Как бы ни были лихи испытания, наши люди поют! И в этих песнях и грусть, и печаль, и задор, и непременная уверенность в Победе!

Сегодня мы собрались, чтоб вспомнить страницы войны, поговорить о песне, т.к. человек и песня неотделимы друг от друга. Они всегда шагают рядом.

Песни сражались вместе с солдатами, были с ними в короткие часы отдыха, звали на подвиг и прославляли его.

Даша Зарудная: Песни, которые были созданы в то суровое военное время, пели все: и солдаты, и те, кто трудился в тылу. Люди черпали в них душевные силы и оптимизм.

Валера Щербаков: Песня – набат, песня - гнев, песня – призыв – так можно сказать о песне «Священная война». Давайте ее послушаем.

Вика Чекмарева: Стихи В.И. Лебедева - Кумача « Священная война» прозвучали впервые по радио 24 июня 1941 года. Они были написаны меньше, чем за сутки. Первый вариант мелодии был написан композитором М.И. Блантером. А спустя 3 дня свою музыку предложил руководитель Краснознаменного ансамбля профессор А.В. Александров. Именно его музыка стала символом той священной борьбы.

(звучит песня)

Крылова Аня: Я читала, что во время войны школьники выступали с концертами в госпиталях перед ранеными воинами. Один из участников такого концерта поэт Евгений Евтушенко вспоминая эти годы писал: « Солдаты пели, словно школьники,

и как солдаты, пели мы.

Все пели праведно и доблестно –

и няня в стареньком платке,

и в сапогах кирзовых докторша,

забывши градусник в руке…

…разрывы слышались нам дальние,

И было свято и светло…

Вот это все и было Армия, все это Родину спасло.

Леша Щукин: А вот это, ребята, знаменитая «Землянка» поэта А.А. Суркова

(звучит песня)

Что вы знаете об этой песне?

Лариса Ляхова: Песня «Землянка» родилась случайно. В ноябре 1941 года, выходя из окружения вместе со штабом, бойцы попали на минное поле. Это и были те знаменитые «до смерти четыре шага». Батальонный комиссар всю ночь просидел у железной печки в землянке, так и не уснув. Он писал письмо своей жене, вот тут то и были 16 строк «Землянки». Во время войны ее пели: Лидия Русланова, Леонид Утесов, фронтовые ансамбли.

Кристина Трубицына: Многие из вас слышали «Случайный вальс». С бригадой артистов кочевал по фронтовым дорогам композитор Марк Фрадкин. При встрече Долматовский прочитал ему свои стихи «Танцы до утра». На остановках М. Фрадкин пел песню для бойцов разных эшелонов. И вскоре песня обогнала их. Так родилась песня «Случайный вальс»

(звучит песня)

Ночь коротка,

Спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

После тревог

Спит городок

Я услышал мелодию вальса

И сюда заглянул на часок

Припев: Хоть я с вами почти не знаком

И далеко отсюда мой дом,

Я как будто бы снова

Возле дома родного…

В этом зале пустом

Мы танцуем вдвоем

Так скажите хоть слово,

Сам не знаю о чем.

Будем кружить,

Петь и дружить.

Я совсем танцевать разучился

И прошу вас, меня извинить

Утро зовет

Снова в поход…

Покидая ваш маленький город

Я пройду мимо ваших ворот.

Алена Габсатарова: Необычайна судьба и другой песни, это «Синий платочек». Мы часто удивляемся, читая имя одного из создателей песни Ежи Петербургского. Случилось так, что в довоенном 1939 году популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз» спасаясь от фашистского преследования, приехал в Советский Союз. На одном из концертов поэт Галицкий отметил особенно понравившуюся ему мелодию и прямо во время концерта он стал ее рифмовать. Песне предстояла долгая жизнь. Песня имела много вариантов. Например, в начале войны пели:

22 июня

Ровно в 4 часа

Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началася война.

Самым популярным стал вариант фронтового синего платочка в исполнении Клавдии Ивановны Шульженко.

(звучит песня)

Кузнецов Миша: В то время многие считали, что нужны песни только призывные, мобилизующие силы солдат на бой.

Но как сказал поэт Василий Лебедев - Кумач:

Кто сказал, что не бывает

Песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне!

(звучит песня « Смуглянка» из кинофильма « В бой идут одни старики»)

Щербаков Валера: Уже в мирное время рождались и другие незабываемые песни о войне. Это были песни-рассказы, песни-истории человеческих судеб. Вот одна из них. Я приглашаю посмотреть фрагмент фильма режиссера Владимира Басова «Тишина» (слова песни распечатаны, лежат на столах), мы попробуем ее спеть, как пели те молодые ребята военных лет, отдыхая после боя…

Дымилась роща под горою

И вместе с ней горел закат

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят

Как много их друзей хороших,

Лежать осталось в темноте –

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте\2раза

Светилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда…

Кто хоть однажды видел это,

Тот не забудет никогда

Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те

У незнакомого поселка

На безымянной высоте\2 раза

Над нами мессеры кружили,

И было видно, словно днем

Но только крепче мы дружили

Под перекрестным артогнем

И как бы трудно не бывало,

Ты верен был своей мечте –

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте\2 раза

Мне часто снятся те ребята –

Друзья моих военных дней, землянка наша в три наката,

Сосна, сгоревшая над ней.

Как будто вновь я вместе с ними

Стою на огненной черте-

У незнакомого поселка, на безымянной высоте\2 раза



Чекмарева Вика: Иногда мелодия зарождается с интонацией слова и ритма. Так случилось с песней « Помнит мир спасенный». Знаменитый эстрадный певец Марк Бернес прочитал стихи Евгения Винокурова, а композитор Андрей Эшпай, у которого в первые дни войны погиб старший брат, а мать отказывалась верить в его гибель, так и ждала возвращения сына до последних своих дней, спать ложилась очень поздно и сиял «свет лампы воспаленной».

И зазвучала песня-грусть, песня-память, песня-надежда в исполнении Марка Бернеса…

(звучит песня)

В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой

А где-то в людном мире

Который год подряд

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной

Пылает в час ночной

В окне на Малой Бронной,

В окне на Моховой.

Друзьям не встать. В округе

Без них идет кино

Девчонки их подруги

Все замужем давно.

Но помнит мир спасенный

Мир вечный, мир живой

Сережку с Малой Бронной

И Витьку с Моховой

Кузнецов Миша: Нам песня строить и жить помогает. Сегодня мы еще раз убедились, что песня помогла нашим людям воевать и побеждать. И мы, спасенные от войны, будем помнить всегда тех, кто отдал жизни свои за мир на земле!

Я думаю, что те, кто слушает и поет эти песни, никогда не станет черствым, жестоким, равнодушным и обязательно передаст свою любовь к Родине, благодарность за Победу и великое счастье - мир в Отчизне грядущим поколениям!





















Конкурс «Знаете ли вы военные песни?»

Зарудная Даша: А сейчас мы немного отвлечемся и проверим, знаете ли вы военные песни. Мы будем начинать первую строчку песни, а вы должны продолжить.

-У солдата выходной – пуговицы в ряд…

(Ярче солнечного дня золотом горят «Идет солдат по городу»)

-Путь далек у нас с тобою, веселей, солдат, гляди…

(вьется, вьется знамя полковое, командиры впереди..

«Солдаты в путь»)

- Солдатушки – браво, ребятушки, где же ваши жены..

(наши жены – пушки заряжены, вот где наши жены « Солдатушки браво ребятушки»)

- Потому, потому, что мы – пилоты

Небо – наш, небо – наш родимый дом…

(Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, а девушки потом « Первым делом самолеты»)

-Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой…

( Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой «Катюша»)

- Эх, путь-дорожка фронтовая,

Не страшна нам бомбежка любая…

( А помирать нам рановато,

Есть у нас еще дома дела «Песня фронтового шофера»)

- На границе тучи ходят хмуро

Край суровый тишиной объят…

( У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят «Три танкиста»)

- Наверх вы, товарищи, все по местам,

Последний парад наступает…

( Врагу не сдается наш гордый Варяг

Пощады никто не желает «Варяг»)

- Ты лети с дороги, птица,

Зверь, с дороги уходи…

(Видишь, облако клубится,

Кони мчатся впереди « Тачанка»)

-Нам нужны такие корабли на море,

Чтобы мы могли с любой волной поспорить…

(Маяки нужны и нужен нам локатор,

А еще нам верные нужны ребята « Экипаж-одна семья»)











Конкурс «Перестрелка»

-Мы вас обстреливаем вопросами, а вы должны отстреливаться ответами. Отвечать нужно быстро, точно, по-армейски.

Ведущий: Внимание, назовите одним словом:

1 Сухопутные войска, действующие в пешем строю? (пехота)

2 Летательный аппарат с винтом?

3 Бронированная машина для перевозки пехоты? (БТР)

4 Зенитная установка, названная именем девушки? (Катюша)

5 Все корабли вооруженных сил? (флот)

6 Бывает медицинская, бывает военная? (операция)

7 Бывает легкая, бывает тяжелая? (артиллерия)

8 Воинский чин между капитаном и подполковником? (майор)

9 Наступательная операция? (атака)

10 Маскировка путем окраски полосами, пятнами (камуфляж)

11 Коричневато-зеленый, защитный цвет по военному? (хаки)

12 Тот, кто прокладывает курс корабля или самолета? (штурман)

13 Повар на корабле? (кок)

14 Жилое помещение для судовой команды на корабле? (кубрик)

15 Колеса на самолете? (шасси)

16 Команда стрелять? (огонь)

17 Цветная полоска на боковом шве форменных брюк? ( лампас)

18 Золотые или серебряные наплечные шнуры на мундире (аксельбанты)

19 Пленный, захваченный для получения нужных сведений? (язык)

20 Член народного вооруженного отряда, действующий в тылу врага? (партизан)