№52/20
14.03.2024
План учебного занятия
Тема: И.С.Тургенев «Два богача»
Дисциплина: русский язык и литература
3.4 владеть стратегиями чтения, включая просмотровое чтение, сканирование и детальное
4.2 излагать сжато информацию прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального
текста, сохраняя основную мысль и выражая личную оценку;
5.1 использовать отглагольные существительные, прилагательные в краткой форме
3 Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют
обучающиеся в процессе учебного занятия
- Разрабатывать проекты по творчеству писателей
4 Необходимые ресурсы: Ж.Х.СалхановаЖ, .К.Киынова, А.Е.Бектурова Русский язык и
литература Учебник для 10 классов общеобразовательных школ с казахским языком обучения.
Алматы: «Мектеп» 2019 – 219с. , презентация, видеопроекты , аудио .
Ход занятия:
Начало урока: I.Организационный момент. Приветствие.
Для создания психологической атмосферы проводится игра
во всём ( безымянными) и везде ( мизинцами).
удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).
Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения
выражать свое эмоциональное состояние.
Выполните тест по произведению «Шинель»
1.В каком году было впервые было опубликовано произведение Н. Гоголя «Шинель»
В).1842
С).1846
2.Какая тема является основной в повести "Шинель"
А).тема маленького человека
В).тема добра и зла
С).тема Петербурга
3.В каком городе развиваются события ?
А). в Москве
В).в Петербурге
С).в Воронеже
4.Фамилия главного героя:
А).Башмаков
В).Башмачкин
С). Башмачников
5.Назовите жанр произведения.
А).рассказ
В).дорожные записи
С).повесть
6.Какой чин был у главного героя повести "Шинель"?
А).статский советник
В).титулярный советник
С).коллежский советник
ФО Самооценивание по ключу
Актуализация знаний.
Прием «Корзина идей»
И.С.Тургенев «Два богача»
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Попробуйте сформулируйте цели урока.
Сегодня на уроке вы:
- познакомитесь с творчеством И.С.Тургенева;
- узнаете о стихотворении в прозе «Два богача».
Стадия осмысления
Прочитайте название произведения. Согласны и вы, что само заглавие несет в себе
важное идейное содержание? Дайте краткий ответ: ДА / НЕТ.
III Изучение новой темы.
Вступительное слово преподавателя
Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и
драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть
романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений. Среди его самых
знаменитых произведений — «Муму» и «Отцы и дети».
В биографии Ивана Тургенева стоит кратко отметить, что в конце 1870-х – начале 1880-х
годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали
причислять его к лучшим писателям века.
Выступления групп с проектами
1
Биография писателя(
2
Романы Тургенева
IY.Освоение изученного
1 История создания.
Как и всякий писатель, Тургенев на протяжении жизни собирал разнообразные заметки.
Многие из них стали частью его произведений, но остались и такие, которые он не использовал.
Они и стали “Стихотворениями в прозе”.
Всего их было в разное время написано более восьмидесяти. История создания одного из
них, названного “Два богача”, также связана с этим циклом. Писатель и поэт написал его в
июле 1878 года, а опубликовано произведение было в составе сборника уже в 1882 году, но еще
при жизни писателя.
2 Словарная работа
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — название, применяемое к некоторым произведениям
художественного слова. Стихотворение в прозе обладает своими отличительными признаками,
сближающими его и со стихотворной, и с прозаической речью, и служит промежуточной
стадией между той и другой. Одним из характеризующих признаков стихотворения в прозе
служит его небольшой размер.
Презентация «Стихотворения в прозе» (видеопроект группы)
Y. Закрепление.
1.Задание. Составьте кластер с ключевым словом «богатство». Какие ассоциации вызывает это
слово? (дополнить кластер к концу урока)
Прослушивание стихотворения в прозе. (аудио «Два богача»)
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
Прочитайте стихотворение в прозе и выполните задания.
2 Задание..Составьте вопросный план текста.
Консультация
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру
текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана использовать
вопросительные слова (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д.).
3.адание. Работа по тексту
1 Определите тему и основную мысль стихотворения в прозе.
2 Определите жанр произведения.
3.Выразительное чтение стихотворения.
Мое прочтение стихотворения в прозе.(видеоролик, выр чтение обучающимися)
ФО. Самооценивание .
4.Сравните героев стихотворения.
БОГАЧ
БЕДНЯК
ФО Дифференциация по диалогу и оказанию поддержки.
5 Запишите из текста факты и мнения, позволяющие определить авторскую позицию.
ФО. Взаимооценивание «Словесный комментарий».
Физминутка.
Отдых наш- физминутка,
Занимай свои места.
Раз- присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли,
Сели, встали, сели, встали
И уселись на места.
Повторение.«Отглагольные существительные».
6 Найдите в тексте отглагольные существительные:
7 Напишите одноминутное эссе-ответ на вопрос, используя в тексте отглагольные
существительные: -Почему богачу Ротшильду, который множество средств выделяет на
благотворительность, далеко до бедного крестьянского семейства, взявшего на воспитание
сироту-племянницу?
Структура эссе:
1 Вступление (определяется проблема и ваше отношение к ней);
2 Тезис (ваши мысли по проблеме);
3 Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений
общественной жизни, жизненного опыта...
4 Заключение (выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших
раздумий).
«Горячий стул» (чтение эссе, комментарий)
критери
дескрипторы
- выполняет
- соблюдает структуру эссе,
письменную работу
соблюдает нормы языка;
- пишет грамотно, не допуская орфографические
ошибки, соблюдая постановку знаков
препинания в простых, простых осложненных и
сложных предложениях.
8.Задание. Напишите акростих со словом «Тургенев»
ФО Взаимооценивание
Заключительная часть урока.
Подведение итогов .
Рефлексия «Самоанализ работы».
На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Обучающиеся ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят. Можно
использовать мимику и жесты..
Д/З подготовить выразительное чтение произведения, написать письмо крестьянину