СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" И сказали ему сосны: уйдет поколение, но останется Земля" (.Е.Айпин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

По произведениям Е. Айпина и Л.Н.Толстого обучающимся удалось проследить, какое воздействие оказывает природа на человека. Мы убеждены, что природа своей силой жизни, способностью к обновлению возрождает человека.

Просмотр содержимого документа
«" И сказали ему сосны: уйдет поколение, но останется Земля" (.Е.Айпин)»

Урок по литературе в 10 классе

«И сказали ему сосны: уйдет поколение, но останется ЗЕМЛЯ»

Цель: Проследить, какое воздействие оказывает на человека природа в произведениях Е.Д.Айпина и Л.Н.Толстого

I. Приветствие. Объявление темы урока.

Запишите тему урока. Обратите внимание, что тема в кавычках: это цитата из рассказа хантыйского писателя Еремея Айпина «На святом бору», с которым вы познакомились дома.

II. Актуализация темы

  • Какие слова в теме урока являются ключевыми? (поколение, земля)

  • А в названии рассказа? (святом)

  • Определите логическую связь между этими словами (наша земля является святой для всех поколений)

  • Подберите контекстные синонимы к слову ЗЕМЛЯ из русских и хантыйских пословиц и поговорок (Матушка-земля кормилица твоя. Мать сыра земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает. Земля-сидящая матерь) Обратите внимание на однокоренные ключевые слова в пословицах: МАТУШКА, МАТЬ, МАТЕРЬ.

  • И вновь определите логическую связь. (Земля для человека святая, как родная мать)

  • Сколько раз встречается слово ЗЕМЛЯ в рассказе Еремея Айпина? (6 раз)

  • Прочитайте цитаты, в которых встречается слово ЗЕМЛЯ («А потом, когда не станет мочи стоять, она осторожно уляжется на мягком ягеле светлого бора. Затем на неё вскарабкаются маленькие гибкие сосенки. И она медленно уйдет в ЗЕМЛЮ живительным соком, чтобы потом родиться на свет новым бором», «Ведь после ухода старших им быть в ответе за эти ЗЕМЛИ и за эти воды…», «Дожди ласково омывают теплыми струями. ЗЕМЛЯ поит своими соками», «Бор всё зовёт человека. И сказали ему сосны: уйдёт поколение, но останется ЗЕМЛЯ. Уйдёт человек, но родится человек. И всегда будет человек. И у человека всегда будет ЗЕМЛЯ и небо», «В этом заповедном бору ничто не тревожит и не беспокоит крылатых птиц и зверей. Они спокойно выводят свое потомство и затем разлетаются и разбегаются по всей таёжной и не таёжной ЗЕМЛЕ».

  • Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Выберите ЛЗ, в которых это слово используется в рассказе. (По словарю С.И.Ожегова:1. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).2. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н. (также перен.: с большим трудом). Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.).3. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. З. с песком и глиной.4. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

По Толковому словарю русского языка Ушакова: 1. Планета, на которой мы живем.2 Территория с находящимися на ней угодьями, состоящая в чьем-нибудь владении, в собственности кого-нибудь. У Тургенева была земля в Орловской губ. Родовая земля)

  • Итак, у нас появилось еще одно ключевое слово ЗЕМЛЯ - Планета, на которой мы живем. Прочитайте еще раз ключевую цитату из рассказа - тему урока. Кому же сказали эту фразу сосны? (человеку, т.е.нам с вами)

  • В данном случае сосны беседуют с главным героем повести Айпина – хантыйским охотником с необычным именем - «Стреляющий в глухарей». Давайте познакомимся с ним ближе, проанализируем отрывок из повести Е. Д. Айпина «В тени старого кедра», именно в эту повесть входит анализируемый нами рассказ.


Читает ученик:


«Голос костра был ровным и спокойным. Стреляющий Глухарей сидел у огня и слушал. Костер рассказывал ему, о чем шептала эта урманная* река в глинистых берегах и о чем думают черные кедрово-еловые урманы за спиной Старика, убегая в голубую дымчатую марь. Костер поведал ему о думах старого смолистого кедра, который подошел к огню и остановился справа от Старика, чтобы в последний раз перед долгой, студеной зимой обсушить свои одежды и погреть руки-ноги, погреть свое большое, теперь уже быстро зябнущее тело. Возле него, за костром, испуганно трепетал куст багульника – ему, видно стало слишком тепло, и он боялся, как бы огонь его не обидел. И Стреляющий Глухарей молча успокоил куст – огонь не тронет его, человек смотрит за огнем.» (*Урманы - хвойные леса)

  • Какие выразительные средства языка использует автор, чтобы показать особенное отношение северного человека к природе? Приведите примеры. (Метафоры, олицетворения выделены в тексте)

  • Как раскрывается Национальное мировоззрение и мироощущение народа ханты в описании взаимоотношений человека и природы? (С точки зрения народной философии человек находится не центре мира, он является всего лишь элементом, частью природы. Поэтому человек должен жить в согласии с природой, следуя её законам и ритмам, принимая личное участие в её жизни)

Учитель:

«Стреляющий Глухарей», кедр, багульник в повести равноценны. Итак, раскрывая проблему взаимоотношения Человека и природы, Еремей Айпин утверждает, что они не противопоставляются, не возвышается один над другим, а равны в своей значимости для окружающего мира.

III. Сформулируйте цель урока.

IV. Проверка домашнего задания.

  • Какие проблемы раскрывает Еремей Айпин в рассказе «На святом бору»? (Проблему заботы человека о своей земле; проблему преемственности поколений; проблему воздействия природы на человека; проблему единства природы и человека; проблему вечности жизни природы и человека)

V. Анализ рассказа «На святом бору»

  • Прочитайте вслух первый абзац рассказа. Какой образ символизирует ВЕЧНОСТЬ? (на слайде- фотография неба).

  • Сколько раз обращается Айпин к этому образу для утверждения вечности жизни природы и человека? (два раза: «Кора с осны выцвела и стала такой же светлой и чуть голубоватой, как ягель. На её вершину и ветви-руки опирается огромное НЕБО вселенной», «И сказали ему сосны: уйдёт поколение, но останется земля. Уйдёт человек, но родится человек. И всегда будет человек. И у человека всегда будет земля и НЕБО. И щемящая боль в груди стала медленно уходить…»

  • Чья щемящая боль в груди стала медленно уходить? (человека)

  • А именно в этом контексте? (главного героя - Стреляющего глухарей)

  • . Что же осознал главный герой для того, чтобы эта боль ушла? (жизнь человека и природы вечна)

  • Посмотрите на это небо вместе с хантыйским охотником. Вместе с вами радоваться огромному небу будет один из героев классической литературы. Прослушайте аудиозапись, узнайте героя. (Небо Аустерлица, Андрей Болконский)

VI.Описание неба у Еремея Айпина и Льва Толстого

Итак, голос Андрея Болконского из романа Льва Николаевича Толстого, голос 19 века.

  • Прочитайте отрывок из романа –эпопеи Л.Н.Толстого «Небо Аустерлица». Сколько раз употреблено слово НЕБО в этом эпизоде и сколько раз оно названо ВЕЛИКИМ и почему? (Приложение №1)


  • С какой целью использует Толстой образ неба? (чтобы показать духовное обновление героя)

  • А почему именно небо? (потому что это тайна, потому что это вечность)

  • Какие мысли пришли в голову Андрею Болконскому при созерцании этого неба? Прочитайте.

  • Болконский по-прежнему мечтает о славе? (нет, он мечтал, чтобы эти люди помогли ему возвратиться к жизни, которая казалась ему столь прекрасною теперь)

Учитель:

Итак, под небом Аустерлица у Болконского меняются взгляды. НЕБО становится СИМВОЛОМ НОВОГО ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ. Взамен былого кумира он обретает высокие цели и вечные ценности, которых он не знал прежде: счастье просто жить, возможность дышать, видеть небо. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, но прежде непонятные истины.

В начале произведения мы видим героя, уставшего от света с его вечными интригами. Он мечтает изменить жизнь – мечтает о славе. Именно подвиг на войне, по его мнению, поможет ему осуществить мечту.

В Аустерлицком сражении Андрей показал себя храбрым, мужественным офицером, со знаменем в руках ведущим за собой солдат. Однако он был ранен. Лёжа на снегу, глядя на вечное небо, герой изменил свои взгляды на жизнь. В главе XIX будет показано, каким Андрей увидел Наполеон, тот показался ему совершенно другим: «Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь.»

Небо с его медленно плывущими облаками словно помогло ему понять, что все его мечты такие суетные, что всё, чем он жил, о чём мечтал, – пустой обман: «Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его».

Князь Андрей понял, что только небо вечно, всё остальное преходяще. Он благодарил Бога за тишину и успокоение, которые он испытал.

Данный эпизод очень важен в романе, ведь именно с момента ранения, открытия вечности неба Андрей изменился. Для него ценностью стала семья, а не карьера, слава. Он захочет этой иной жизни, которая казалась ему такой прекрасной, «потому что он так иначе понимал ее теперь».



  • «Князь Андрей понял, что только небо вечно, всё остальное преходяще,» - пишет Л.Н.Толстой. А как ЭТО звучит у Е. Айпина? («и ВСЕГДА будет человек. И у человека ВСЕГДА БУДЕТ земля и небо»)


VII. Сравнение эпизодов из романа «Война и мир» и рассказа «На святом бору»( образ луны)

  • Найдите эпитеты, какими рисует Айпин ЛУНУ? (усталая луна)

  • Прочитайте отрывок «Лунная ночь в Отрадном» (эпизод из романа «Война и мир», том II, часть 3



Читает ученик

 «Князь Андрей встал и подошёл к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, чёрных с одной и серебристо-освещённых с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за чёрными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвёздном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе».

  • Толстой с мастерством передает внутреннее состояние героя. Какой изобразительный прием использует автор, чтобы показать, что Андрею все-таки не спрятаться от жизни? (метафор «лунный свет ворвался в комнату»)

  • И в этот момент князь слышит разговор девушек. И ведь слушает, не закрывает с досадой окно! Значит, ему интересно! Прочитайте диалог по ролям (Приложение №2)

  • Изображение лунной ночи как средство раскрытия внутреннего мира героев. Наташа любуется красотой, которую создают свет и тени. Таинственная красота! Найдите эпитеты. (Деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны. Большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом. Листья и стебли серебристые. Полная луна на светлом небе. Под деревьями сочная, мокрая, кудрявая растительность.)

  • Оттенки черного, белого и серебристого цветов создают романтическую красоту. Наташа не может наглядеться. От полноты чувств в голосе ее звенят слезы. Ночь кажется ей волшебной, необыкновенной. Такой никогда ранее не было. Описание ночи, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, наполнено сиянием. Почему? (свет - начало нового этапа в жизни князя Андрея, сияние – это юность, радость, вдохновение, жажда жизни)

  • Какое влияние оказывает лунная ночь на Наташу Ростову и Андрея Болконского в этом эпизоде? (Видя, как все в природе наполняется жизнью, Наташа достигает внутренней гармонии, единения с природой, и под влиянием жизненной энергии Наташи Ростовой Болконский иначе думает о жизни: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул»)

  • Достигают ли взаимопонимания природа и Стреляющий глухарей? Докажите текстом. (Светлый бор ведет человека, что-то ему нашептывает.
    Сосны бора то ли сказку сказывают, то ли песню напевают.
    Ягель бора то ли песню напевает, то ли сказку сказывает…

Ведь бор-то вздыхает, бор-то живой. Послушайте…)

VIII. Анализ эпизода»Встреча с дубом»

  • Посмотрите видео отрывка из рассказа «На святом бору» в исполнении выпускницы нашей школы, победителя регионального конкурса «Живая классика», Петряковой Анастасии.

«Человек на шаг отступил от сосны.

Старшее поколение сосен еще не одряхлело и держалось потому, что среднее ещё не набрало силу. Темнокудрые сосны только выпрямились, только раскинули ветви-руки в стороны, но еще не дотянулись до старших. Солнце не так щедро к ним, оно отдало мало тепла, и спины их ещё не закремневели, и не выстоять им сильный ураган без старших. Еще нужно расти, чтобы возмужать и набрать полную силу. Ведь после ухода старших им быть в ответе за эти земли и за эти воды…
Человека позвал рыже-зелёный молодой сосняк. И нашёптывает ему сосняк, что уйдет всё живое и…вернется всё живое. Но уйти – легче! Вернуться – труднее! Вернётся ли?!»

  • Какие знаки препинания стоят в конце предложения? (два знака препинания -?!) Может быть, Еремей Айпин уверен, что вернется «все живое»?

  • И вы знаете такие примеры из русской литературы 19 века? Да! Конечно! Андрей Болконский! (чтение отрывка «На краю дороги стоял дуб» наизусть; 2 том, 3 часть, 1 глава, приложение №3)

Учитель:

Большую роль в романе Л.Н. Толстого играет природа. Это не просто фон, на котором разворачиваются события. Природа помогает автору глубже раскрыть внутренний мир героев, состояние их души. Она словно помогает им осознать себя, своё место в жизни.

Князь Андрей Болконский дважды проезжает мимо старого дуба в разные периоды жизни.  Каждая встреча – это поворотный этап в его жизни, его осознание того, как ему дальше жить.

При первой встрече Андрея с дубом он увидел его угрюмым, старым, больным: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами».

Дуб не радовался приходу весны, она для него, так же, как и любовь и счастье, – это всё обман. Он не хотел подчиняться «обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца», ничему не верил.

Такое же состояние испытывал Андрей. Столько было в тот момент разочарований в его жизни: напрасные мечты о славе, смерть жены, скучное светское общество. Он не ждал ничего хорошего от жизни, ни во что не верил. Поэтому, взглянув на старый дуб, он подумал, что жизнь кончена. Нужно её просто доживать, «не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Таким образом, первая встреча с дубом играет важную роль в раскрытии тех изменений, которые произошли в душе князя Андрея, его нежелания о чём-то мечтать, на что-то надеяться.

  • Прочитайте отрывок «Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей…» (II том, 3 часть, 3 глава) ( приложение 4)

  • Как же изменилось состояние героя за время, прошедшее после первой встречи с дубом, каким теперь он увидел это дерево?

Учитель:

Природа в романе Л.Н. Толстого играет важную роль в раскрытии характеров героев, их чувств и мыслей.

Вторая встреча Андрея с дубом произошла летом, после его посещения семьи Ростовых в Отрадном, после прекрасной лунной ночи, когда он услышал восторженные слова Наташи о красоте природы.

Как же изменилось состояние героя за время, прошедшее после первой встречи с дубом, каким теперь он увидел это дерево?

Дуб словно ожил, помолодел, был полон жизненных сил: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно».

Андрей, увидев это обновление, и сам вдруг почувствовал, что внутренне меняется, ждёт перемен, готов к ним. Он вдруг понял, что неправильно думал о своей жизни, что она не кончена в 31 год. Ему захотелось, чтобы о нём все знали, чтобы жил он ни для одного себя, а и для других: «… надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» Герой готов к активным действиям, он радостен, счастлив.

Таким образом, изменения в природе были созвучны внутреннему состоянию героя. Князь Андрей словно увидел подтверждение тому, что жизнь прекрасна, что нужно радоваться, стремиться быть счастливым и нужным другим.

  • Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея? (Природа возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, обновила, он понял смысл жизни, ее цель. И увидев преображенным дуб, князь Андрей в полной мере оценил неправильность своих прежних целей и принципов, видя перед собою дуб как отражение себя. Преображение дуба – это внутреннее преображение самого князя Андрея, это полное переосознание и обновление всех основ его жизни.
    Поэтому встреча Андрея Болконского с дубом играет большое значение. Это переход героя от эгоистической гордой жизни к жизни “для других”, в единении со всем народом: “…чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!”)

IX. Систематизация знаний

  • Какое воздействие оказывает на человека природа в произведениях Л.Н.Толстого и Е.Д.Айпина? (Природа своей силой жизни, способностью к обновлению, развитию возрождает человека).

Учитель:

В природе все обновляется, нет ничего мертвого. Своей красотой, поэтичностью, величием, естественностью, вечностью и бесконечностью природа возрождает человека. «Мир и согласие» - вот что видит и ценят в природе Л.Толстой и Е.Айпин. "...чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"- с гордостью говорит Андрей Болконский. И ему вновь созвучны слова одного из героев Еремея Айпина повести «Звезда утренней Зари»: «Надо уловить мгновение, когда замирает Вселенная и тихо всплывает из-за горизонта Звезда Утренней Зари. В одно и то же мгновение рождается день и умирает ночь. Уловив это волшебное мгновение, поймешь, что ты нужен Земле, Солнцу и Звездам так же, как они нужны тебе. Земля не может, чтобы не оставлял на ней свои следы-тропы человек. Солнце не может, чтобы его лучи не согревали человека. Звезды не могут, чтобы по ним не находил свои пути-дороги человек».

  • А вы почувствовали, что нужны Земле, а Земля - вам? Давайте вновь обратимся к теме урока, только продолжим цитату: «И сказали ему сосны: уйдёт поколение, но останется земля. Уйдёт человек, но родится человек. И всегда будет человек. И у человека всегда будет земля и небо» (слайд)

  • При каких условиях у человека всегда будут Земля и Небо? (если человек сохранит это)


Инсценировка



(Ученица в костюме Земного шара, ученица в русском костюме, ученик в хантыйском костюме, ученик в ненецком костюме)

Земной шар

Человек, я жива, и я дышу!

Человек, не говори мне: “Я спешу”

Человек! Послушай меня!

Человек! Отличи от дня ночь!

Человек! Ты ведь можешь мне помочь.

Ученица в русском костюме

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне Материки :
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза
И тихо просят Родники:
« Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!


Ученик в хантыйском костюме

В родных краях бродя нередко

В осенней тишине,

Я слышу внятный голос предка

Во мне он или вне?

Среди снегов и льдов хрустальных

Блуждая без конца,

Я слышу голос предков дальних

И ближнего – отца .

И лишь молю я, чтобы это

Священная вдвойне

Невидимая эстафета

Не кончилась на мне.

И лишь одно меня тревожит

И летом, и зимой:

Мой правнук будущий – он сможет

Услышать голос мой?

Ученик в ненецком костюме

Хвала родной земле –

Её сынам хвала,

И честью родины всегда

Честь сыновей была.

Когда от родины вдали

Проводишь жизни дни,

То честь своей родной земли

Нигде не урони.

И где бы ни случилось быть,

Ты забывать не смей,

Что будут по тебе судить

О родине твоей


Учитель:

Ханты верят в живительную силу своей земли и воды, случайно задевая острием топора землю, закрывают щепками или хвоей. Земля - сидящая матерь.

  • А что хотите сделать Вы для Земли? (ответы обучающихся)


X. Домашнее задание

Написать сочинение в формате допускного экзамена на тему: «Какое воздействие может оказывать природа на человека?»

XI. Рефлексия

В зависимости от выбора пункта выбираем звезду нужного цвета и прикрепляем на «небосвод», в это время звучит отрывок «Послушайте…»из рассказа Еремея Айпина.

1.Я открыл(а) для себя, что жизнь природы и человека вечна (синяя звезда);

2.Мне захотелось принять участие в передаче эстафеты заботы о родной земле будущему поколению (желтая звезда);

3.Я убеждён(а), что земля живая, у неё, как и у человека, своя жизнь (белая звезда);

4.Меня всегда восхищают люди, которые достигают внутренней гармонии, единения с природой (красная звезда);

5.Я узнал(а), что отношение человека к родной земле считается одним из главных критериев духовности (оранжевая звезда).

Приложение

Приложение №1

I.  Небо Аустерлица том 1, часть 3, глава 16

Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются», — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его… »

Глава 19.


На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.

К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове.

«Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? — было первою его мыслью. — И страдания этого я не знал также, — подумал он. — Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»

Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять все то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились..

Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire[5] того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой-нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.


Приложение №2


Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.
   — Только ещё один раз, — сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.
   — Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос.
   — Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...
   Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.
   — Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
   — Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье её платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и её свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
   — Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Дапроснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
   Соня неохотно что-то отвечала.
   — Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
   — Полно, ты упадешь.
   Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
   — Ведь второй час.
   — Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.
   Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
   — Ах, Боже мой! Боже мой! Что же это такое! — вдруг вскрикнула она. — Спать так спать! — и захлопнула окно.
   «И дела нет до моего существования!» — подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к её говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. «И опять она! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

Приложение №3


2 том, 3 часть, 1 глава.

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес,он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.


Приложение № 4


«Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он?» — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»