И стоит жить, и работать стоит!
(По стихотворению В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)
Цель: познакомить учащихся с особенностями творчества В. В. Маяковского, помочь ученикам понять основную мысль стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»
Задачи:
Образовательная: продолжать обучать анализу лирического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения.
Развивающая: развивать внимание, речь, художественное воображение.
Воспитательная: воспитывать гуманизм, сострадание, человеколюбие, товарищество
Ход урока
I) Организационный момент (Актуализация внимания учащихся)
Здравствуйте, сегодня мы продолжаем говорить о Маяковском, поэте-революционере, который провозгласил себя агитатором, горланом , главарем, который считал , что поэзия должна служить делу революции, в тревожное и суровое время испытаний не до «амурно-лировой охоты»
Помимо всего прочего Маяковский - очень проницательный человек, который предвидел , что не всё в далеком будущем будет хорошо и гладко, что и в это будущее могут прийти разрушители коммунизма: мещане и невежды, «банды рвачей и выжиг» (что, к сожалению, и произошло на самом деле)
Проверка домашней работы
Мы прочитали «Необычайное приключение…» Чем необычно это стихотворение?
Ответы учащихся ( Стихотворение необычно 1) Содержанием… в гости к поэту явилось само Солнце и пило с ним чай, 2) Особым сложением – лесенкой, при котором на первый план выходит ритм, тон, а не рифма, 3) Неологизмами, которыми смело оперирует поэт-новатор)
Обратим на это более пристальное внимание; и прокомментируем слова и словоформы, введенные в текст их создателем, Маяковским (ясь, златолобо, донце)
Переход к новой теме
Сегодня мы посмотрим на Маяковского немного с другого угла. Мы привыкли считать его горланом, бунтарем, даже несколько хулиганом, но и внутри такого гиганта, внешне грубого, пренебрежительно перешагивающего «через лирические томики», может биться отзывчивое, доброе, ранимое сердце! Есть люди, проникновенные, пламенные речи которых могут взбодрить павших духом, подняться после падения и быть готовым к новым свершениям! Таким был Маяковский
Записываем тему : И стоит жить, и работать стоит!
Очень необычная тема и очень необычный урок. Друг для друга вы должны приготовить текст телеграммы ( короткий вопрос или небольшое задание по сути услышанного и усвоенного на уроке, например: сочини в духе Маяковского хотя бы одну строку, образовав при этом деепричастие от слова врать) Мне душно шагать по свету вря!
Или: «Как бы ты по-другому озаглавила это стихотворение?»
Или: «Победит ли когда-нибудь коммунизм?»
Выразительное чтение стихотворения
Обратим внимание на словарь, находящийся у каждого на парте и записанный на доске:
Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться». (А вам известно, что от некоторых глаголов нельзя образовать форму деепричастия: орать, врать, пить, спать, пахать; Маяковский же пренебрегал подобными «условностями», если это требовалось в его труде)
Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой». По правилам русского языка следовало использовать форму «хуже»
-А теперь подумаем над темой и идеей стихотворения.
Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что улица обледенела. Слезы лошади потрясли Человека. Он видел в лошади прежде всего живое существо, страдающее и нуждающееся в помощи. Фразу « Все мы немножко лошади» можно осмыслить двояко. С одной стороны, Поэт очеловечивает лошадь – это трудяга, который безропотно вносит свою лепту в общее дело. На месте лошади может оказаться и человек, изнуренный тяжелым трудом, недоеданием, тревогами. С другой стороны, праздных людишек, смеющихся над чужим горем, можно приравнять к существам, потерявшим человеческий облик.
Велика сила доброго слова: Лошадь «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».
Идея стихотворения: если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и человек сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, преодолевая невзгоды.
-Какова главная проблема?
Толпа не способна на проявление человеческих качеств, толпе чужды сострадание, доброта, отзывчивость, она руководствуется звериными инстинктами, она безжалостна к слабым..
-Давайте посмотрим, какие средства художественной выразительности встречаются в этом стихотворении.
(Список всех средств выразительности с определением распечатан для каждого ученика).
Начнем с наиболее часто встречающихся в лирических произведениях :
Найдем эпитеты. ( звериная тоска, рыжий ребенок)
Метафоры ( Улица скользила, смеялся Кузнецкий)
Напомню , Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Если отвлечься от стихотворения Маяковского и вспомнить один из емких примеров использования метафоры ( вкупе с синекдохой), то приходит на ум название фильма «Враг у ворот»
Гипербола ( за каплищей каплища)
В стихотворении использован троп - звукоподражание (подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы.)
- Гриб.
- Грабь.
- Гроб.
- Груб.
Вспомним баснописца И.А. Крылова, аллегорию, к которой он прибегал в баснях. Иносказательно глупого , недалекого человека Крылов называл Ослом, невежественного – Свиньей, хитрого – Лисой, наглого – Котом, неуклюжего – Медведем. Какому человеку подойдет образ Коня, Лошади?
(Человека-труженика)
Итак,
-Упавшая лошадь – это аллегорическое изображение человека, утомленного неустанным трудом, выбившегося из сил. Однако всегда можно воспрянуть духом, проникнуться идеей, поверить в свои силы, превозмогая боль и нападки безликой толпы, идти дальше к своей цели –
Итак , СТОИТ ЖИТЬ и РАБОТАТЬ СТОИТ
Теперь же обратимся к вашим посланиям друг к другу. Если в ходе урока у вас возникли вопросы, то это показатель вашего активного участия в нашем общем труде. Значит, вы осмыслили услышанное, поняли тему, главную мысль произведения. За 40 минут урока, мы, к сожалению, не можем охватить все то, что вложил автор в свое стихотворение. Хочется узнать большее. Итак, ваши вопросы… И ваши ответы
«Как бы ты по-другому озаглавила это стихотворение?»
«Приведи, пожалуйста, пример взлета после падения» ( Например, история провала, а затем успеха какого-нибудь спортсмена, политика, писателя)
Домашнее задание: «Письмо автору» ; Письмо Маяковскому, в котором можно выразить свое восхищение талантом поэта, зажигающего сердца людей, умением «светить всегда, светить везде»; описать современный мир, насколько он близок к ожиданиям поэта-революционера? Можно ли действительно построить прекрасное будущее?