Тема: «И в шутку и всерьез: И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я.Тайц «Волк»»
Учебник: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 1кл. В 2 частях. Ч. 2.
Цели: познакомить с юмористическими произведениями известных детских писателей и поэтов, с языковыми средствами выражения юмора, учить находить юмористические ситуации в текстах, использовать юмор как средство общения и как способ выхода из затруднительных ситуаций. Упражнять в овладении способом чтения целым словом. Продолжить работу над выразительным чтением в процессе освоения способа чтения по ролям.
Продолжать формирование у обучающихся познавательного интереса и потребности в чтении на примере текстов занимательного содержания. Развивать умение анализировать.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь определять тему читаемого произведения, называть книги с выставки книг, уметь читать по ролям и пересказывать по опорным словам, уметь выразительно читать по слогам и целыми словами.
Регулятивные:
осознавать цели изучения раздела;
осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;
осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах; оценивать поступок героя; коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы над текстом на отдельных этапах урока;
Познавательные:
осознавать роль чтения; строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения); проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям, понимать читаемое.
Коммуникативные:
уметь воспринимать на слух художественное произведение;
включаться в диалог с участниками образовательного процесса;
уметь договариваться в паре, в ходе работы над текстом;
строить связное высказывание из 3-4 предложений по теме.
Личностные:
проявлять положительное отношение к предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя, проявлять стремление понимать юмор, использовать юмор для употребления в своей речи как способ выхода из затруднительных ситуаций.
Ход урока:
Орг.момент.
-Проверим готовность к уроку. Учебники чтения 2 часть у вас есть?
Разминка. Читаем только звуки.
К М Т Р С Н П Л Б
-Теперь читаем ряд, прибавляя в начале звук [a], теперь звук [у].
-Теперь читаем этот ряд, прибавляя звук в конце [и], теперь звук [о].
-Теперь прочитаем непрерывно, как песню.
-Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих уроках? (читали стихотворения, басни)
-Давайте вспомним название стихотворений, которые изучали? (апрель, апрель; весна и т.д.)
-О чем эти стихотворения? (о весне)
-Да, они спокойные, лирические.
Изучение нового материала.
-Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и подумайте, какое оно по характеру.
«Плим»
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошёл.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
-Какое настроение вызвало это стихотворение? (весёлое, смешное)
-А кто догадался, что мы будем сегодня изучать? С чем познакомимся? (с веселыми произведениями)
-Верно! У нас начинается новый раздел. Давайте прочитаем, как он называется? (И в шутку и всерьез)
-Давайте прочитаем с чем мы познакомимся.
-Теперь прочитаем чему мы научимся.
-И чему будем учиться.
-Переворачиваем стр.4
-Я прочитаю, вы послушайте.
-Давайте рассмотрим обложки книг, прочитаем названия.
-Переходим на стр.5.
-Первое стихотворение, которое мы прочитаем написано Ириной Токмаковой.
Ирина Токмакова родилась 3 марта 1929 года. Всё её творчество посвящено детям и предназначено для детей. Её книги могут не только спасти от скуки, но и научить считать, писать грамотно, выражать свои мысли.
-Прочитаем её стихотворение. (читаю я)
-Теперь читаете вы, шепотом.
-Прочитаем вслух. (2-3 чел.)
-Читаем вопросы. (1 вопр., 2, 3)
-Второй рассказ написал Яков Тайц.
Яков Тайц родился 30 марта 1905 года – советский детский писатель. Этот автор тоже писал книг для детей и о детях. У него есть много сборников книг.
-Открываем стр.7. (читаю я)
-Читайте шепотом, затем цепочкой.
-Чем похожи эти произведения?
-Почему они в одном разделе?
Итог урока.
-Какой раздел изучали сегодня?
-Какое у вас преобладало настроение на протяжении прочитанных произведений?
-Продолжите мою фразу: «Я сегодня узнал…», «Меня рассмешило…».
Домашнее задание.
-Открываем дневники, записываем д/з: с.5-7 выр.чит. (наизусть по желанию).
Урок окончен!