А кто такой творец? …….. А какого автора своего творения можно считать по-настоящему счастливым? Ответ: …, тот, кого понимают... Всем нам очень хочется, чтобы нас понимали, но всегда ли так происходит? Всегда ли нам легко выразить свои мысли, чувства? Как вы думаете, почему? Ответ: Не хватает слов; нет таких слов, с помощью которых можно было бы выразить чувства и т.д. Они есть, но мы не умеем ими пользоваться. О том, что трудно бывает подобрать нужное слово, говорили многие мастера: “Как сердцу высказать себя!?” - восклицал Ф.И.Тютчев. Ведь мысль человека - суть его духовной жизни. Примером высокой духовности являются для нас люди, обладающие даром слова, несущие яркие образы, чтобы доставлять радость, волнение... Скажите, какие средства нашего языка призваны воздействовать на чувства? Ответ: Средства выразительности. : По-другому они называются “тропы”. Какие тропы вы знаете? (учащиеся перечисляют) . А сейчас узнайте их в поэтическом тексте (текст стихотворения Светлова, сначала читаем) Учащиеся находят. Потом проверяем, правы ли они были. Ребята, каждый из этих тропов по-своему красив, ярок, выразителен, но вот один из них может включать в себя еще и другие, он самый емкий из перечисленных здесь. Назовите его. Ответ: метафора : Именно о ней мы будем вести сегодня разговор. Л. Успенский называл слово “самым удивительным орудием”. А каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет, как мастер. А владеть мастерски - это значит, до тонкости знать, как оно устроено. Давайте вернемся к термину “метафора”, что это такое? Ответ: Употребление слова или выражения в переносном значении для создания образа. Учитель: А что лежит в ее основе? Ответ: Сравнение. Учитель: Сравнение - это самостоятельный троп, чем он отличается от метафоры? Ответ: В сравнении два объекта, есть сравнительные союзы, а в метафоре - один образ и нет сравнительных слов. Учитель: Если метафора основана на сравнении, значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то. Что значит сравнить? Ответ: Найти сходство по отдельным признакам. Учитель: Другими словами, определить ассоциации. Давайте попробуем потренироваться, так сказать, провести небольшую разминку. Вы называете мне слова-предметы, а я выдаю вам свои ассоциации по поводу них. ….. А теперь меняемся ролями: Учитель Книга Поэзия Любовь. Но это обыденные, не образные ассоциации. А вот нахождение образных ассоциаций – это творческий процесс. Наиболее выразительны поэтические метафоры, и мы сейчас поработаем с яркими примерами из любовных стихотворений: (на столах – карточки с отрывками стихов. Тренинг с заданием 1) Проверяем: читаем выразительно четверостишие, называем метафору и образ, который стоит за ней. Подвожу ребят к тому, что любовь у разных авторов слова вызывает разные ассоциации. Почему у разных авторов свое представление о любви? От чего оно зависит? А теперь попробуйте догадаться, какой образ использует автор (поищите подходящую метафору. Тренинг – задание 2) |