МОУ «Гимназия №13» г. Махачкалы |
«И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка…» |
Портрет поколения 30-х гг. XIX века в лирике М. Ю. Лермонтова Урок – диалог |
Цель урока: установить тесную связь между творчеством и жизнью поэта; помочь учащимся увидеть данный временной период глазами М. Ю. Лермонтова; познакомить со стихотворениями поэта «Монолог», «Дума»; обучить цитированию и анализу лирического произведения; развивать самостоятельность в поиске ответов на поставленные вопросы.
Тип урока: урок-диалог
Методы: слово учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа, самостоятельные рассуждения, выводы.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, цитаты, сборники стихов поэта, раздаточный материал (истор. справка, воспоминания современников поэта)
Эпиграф: «В первых лирических произведениях Лермонтова…виден избыток несокрушимой силы духа… но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». В. Г. Белинский
Вопросы к классу:
1. Скажите, какие вопросы волнуют человека в 15 лет?
2. Задумывается ли он над смыслом жизни?
3. Свойственно ли этому возрасту разочарование в окружающем мире?
4. А кого обвиняет он в своих неудачах?
Слово учителя: В 15 лет М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Монолог», посвященное его поколению. Послушайте его и постарайтесь ответить на вопросы:
1. Какое настроение передает лирический герой стихотворения? (разочарование, грусть, тоска от бездействия, жалость к своему поколению)
2. Обвиняет ли он кого-нибудь? Отрицает ли окружающий мир? (да, виновата среда)
3. Веяния какого литературного направления отражены в этом стихотворении? (романтизм – доказать)
Звучит стихотворение «Монолог».
Обсуждение: В этих размышлениях поэт сочувствует своим современникам, обвиняет «душную» обстановку, «пасмурную жизнь»…
Обращение к эпиграфу урока, как комментарий к стихотворению.
Вопрос: В чем же отличие эпохи Лермонтова от эпохи Пушкина, что повлияло на жизневосприятие поэта, откуда столь мрачный взгляд на будущее его поколения?
Историческая справка:
Тридцатые годы 19 века – страшная пора в жизни России. Подавив восстание декабристов, Николай 1 стремился превратить страну в казарму. Все живое, все малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Трагичной была судьба многих молодых мыслящих людей из числа передовых дворян. А. И. Герцен в своей книге «О развитии революционных идей в России» писал: «Нам дают обширное образование, нам прививают желания, стремления, страдания современного мира и нам кричат: «Оставайтесь рабами, немыми, бездеятельными, - или вы погибли». В награду нам оставляют право сдирать шкуру с крестьян и спускать на зеленом сукне или в кабаке собираемые с них подати…». Годы «молчаливых страданий с платком во рту» (А. И. Герцен) сделали многих, даже лучших из поколения, безразличными ко всему, равнодушными к общественной жизни, холодными, замкнутыми в себе натурами – «лишними людьми».
Вопрос: Но можно ли самого поэта (или его современников – Герцена, Белинского……) отнести к «лишним»?
Через восемь лет после «Монолога», в 1838 году, поэт пишет стихотворение «Дума». Тема его – та же: мое поколение и поиск смысла жизни. Изменились ли взгляды поэта за прошедшие годы? Попробуем ответить на этот вопрос после прочтения стихотворения.
Чтение стихотворения «Дума»
Обсуждение: Да, позиция поэта существенно изменилась. Здесь он уже не сочувствует «лишним людям», а выносит им суровый приговор.
Попробуем создать портрет поколения
Работа в группах
1-я группа
1. Что печалит поэта?
2. Что подразумевается под ошибками отцов?
3. С чем сравнивает поэт жизнь поколения?
Бездействие порождает сомнения, колебания, нерешительность, и это приводит к тому, что даже обширные знания превращаются в ненужный и тяжелый груз. Жизнь становится путем без цели…
2-я группа
1. В чем обвиняет поэт свое поколение?
2. Каковы причины бездействия?
3. Какое сравнение помогает поэту представить образ своего поколения?
Поэт обвиняет свое поколение в том, что не нашлось сил преодолеть малодушие и страх перед властью, а беда его – общественные условия 30-х годов. Он сравнивает его с «тощим плодом…»
3-я группа
1. Каковы стремления этого поколения?
2. Были ли поиски своего пути?
3. Что скрывает поэт и его современники? Почему?
4-я группа
1. Что Лермонтов называет кладом? Как вы понимаете: «жадно бережем…бесполезный клад»?
2. Способно ли это поколение любить?
3. Есть ли какая-то надежда на возрождение? В чем?
5-я группа
1. Близка ли вам позиция автора?
2. Согласны ли вы с таким приговором поколению?
3. Выступите в роли обвинителей или адвокатов (в зависимости от своей позиции)
О том, какого было общественное звучание стихотворения в конце 30-х годов, лучше всего свидетельствует оценка его В. Г. Белинским: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!! И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном!..»
Целостное прочтение стихотворения
Вопрос: стихотворение названо «Дума», и это, действительно, раздумья поэта, но почему же он выносит их на суд общественности? Почему печатает стихотворение? Актуально ли оно в наши дни?