Патриотическое воспитание обучающихся на занятиях логопедии
«Я горжусь, что я живу в России!»
Цель: создание условий для формирования представлений о России, ее символов, гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закрепить и обобщить знания обучающихся о своей Родине, о стране, в которой они проживают, знания о государственной символике;
активизировать и актуализировать словарь по теме;
формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями, развивать грамматически правильную речь;
совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов, умение соотносить слова со звуковыми схемами;
совершенствовать навыки работы с деформированными предложениями;
автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков.
Коррекционно-развивающие:
развивать связную диалогическую речь, фонетические представления;
развивать речеслуховую память, зрительное восприятие, внимание, мышление;
развивать пространственные представления;
развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать уважительное отношение, любовь к Родине;
воспитывать гордость за родную страну;
формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;
развивать навыки сотрудничества, активность, инициативность, самостоятельность.
Аудитория: учащиеся 4 класса.
Оборудование и материалы:
аудиофайл «гимн РФ»;
проектор, презентация;
буквы Р, О, С, С, И, Я, полоски из бумаги трех цветов: белый, синий, красный;
разрезные картинки герба (на каждого ребенка);
карточки со словами для упражнения «Составь предложение» (в конвертах);
ленточки.
Форма организации учебной деятельности: основной формой коррекционного обучения в школе являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи; в работе используются практические, наглядные и словесные методы работы, сочетание групповой и индивидуальной работы.
Ход занятия
Организационный момент.
Звучит гимн России. Дети слушаю стоя.
Логопед:
Теперь вы можете сесть за свои парты.
Дети, мы с вами сейчас слушали песню, а что это была за песня?
Ответы детей.
Логопед:
На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного.
1.Развитие зрительного восприятия и внимания, пространственных представлений.
Логопед:
Посмотрите ребята, на экране появились буквы.
Назовите букву, которая стоит в верхнем правом углу, в левом нижнем углу, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу Г, И, М, Н (Презентация. Слайд 2).
Давайте соберем слово, расположив буквы «по росту», начиная с самой высокой.
Прочитайте это слово (ГИМН) (Презентация. Слайд 3).
Гимн – это песня, посвящённая своей родине, это символ государства, его слушают стоя. У каждого государства есть свой национальный гимн.
2.Сформулировать тему занятия.
Логопед:
А гимн, какого государства звучал сейчас? Как вы думаете?
Послушайте необычное стихотворение. Если произнести первые звуки каждой строчки, то у нас получится название государства, гимн которого мы сейчас прослушали…..(После прочтения каждой строчки учитель-логопед выставляет на доску буквы Р, О, С, С. И, Я) (Презентация. Слайд 4).
Ручеек заливисто журчит,
Одуванчик ярко золотится,
Солнце так развесило лучи,
Словно крылья радужной жар – птицы.
И, на воле весело играя,
Я скажу вам: нет прекрасней края!
Ребята, у нас получилось название страны, в которой мы живём - РОССИЯ!
И вы уже, конечно же, догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить?
Ответы детей.
Да. Сегодня у нас с вами очень важная тема разговора «Я горжусь, что живу в России!», мы будем говорить о нашей с вами великой и прекрасной родине – России и закрепим произношении звуков, которые вы научились красиво проговаривать.
Основная часть занятия. Знакомство с символами.
Логопед:
В нашей стране каждый новый день начинается с мелодии гимна России, который звучит по радио в 6 часов утра по местному времени. Мелодия гимна величественная, торжественная.
В гимне российском есть такие слова (Презентация. Слайд 5):
«Россия – любимая наша страна».
Россией мы гордимся, России мы верны,
И нет на свете лучше страны.
Слова для гимна написал Сергей Владимирович Михалков. Тот самый детский поэт, который сочинил для нас Дядю Стёпу. В этих словах звучит идея – возрождения величия и славы России. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров.
У каждой страны есть свой гимн. Гимн - это торжественная песня, принятая как символ государственного единства. Он исполняется в особенных, торжественных случаях, его мы слушаем, стоя и молча.
Беседа о России (Презентация. Слайд 6).
Логопед:
Россия – наша родина, страна в которой мы родились, живем и учимся.
Россию мы зовём отечеством, потому, что в ней жили наши отцы и деды.
Родиной мы зовём родиной, потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.
Матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
Речевая игра «Один – много» (Презентация. Слайд 7).
Логопед:
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки не растут нигде красивей.
Есть и клёны, и дубы,
А какие есть грибы!
А ещё пекут в печи
Вот такие калачи!
Речевая игра «Исправь предложения» (Презентация. Слайды 8-13).
Логопед:
Ребята, я составила предложения, но они получились неправильные. Помогите их исправить:
Мы живем ….. России.
Дети подошли …..березе.
Лодка плывет …Енисей.
Сколько слов в первом (втором, третьем…) предложении?
Беседа о величии и красоте России (Презентация. Слайд 14).
Рассматривание картин и фотографий родной страны
О нашей стране можно сказать, что она великая, могучая, красивая.
Ребята, а какие бы слова вы сказали о России? Какая она для вас?
Ответы детей:
(Большая, величественная, любимая, родная, бескрайняя, необъятная, могучая).
Логопед:
Ребята, подумайте, какие наши действия, какие дела необходимы нашей Родине?
Ответы детей:
Родину надо охранять, беречь, оберегать, приумножать ее богатства, защищать от врагов, трудиться на благо Родины.
Логопед:
Вот она какая, Россия – Русь, широкая и великая. И везде живут люди.
Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
Ответы детей
Логопед:
Ребята, а что вы можете сказать о народах нашей страны?
Ответы детей:
живут в различной местности – тайге, степи, городах, селах;
могут разговаривать на разных языках;
носят разную национальную одежду.
Логопед:
Ответы детей:
хакасы, татары, чеченцы, тувинцы, чукчи и др.
Логопед:
Ответы детей:
Логопед:
Да всех людей живущих в нашей стране можно назвать Россиянами.
Национальности у всех разные – это русские, хакасы, тувинцы, татары, чеченцы, башкиры, якуты и другие народы, - все они и мы с вами – Россияне, мы граждане России. Это нас объединяет.
Игра «Объясни словечко».
Логопед:
Ребята, а как вы понимаете слово Гражданин?
Ответы детей:
Логопед:
Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, правила поведения, он любит свою страну, старается сделать её сильной и богатой. А вы ученики – маленькие граждане большой страны, её будущее (слайд 15).
Званием гражданина России надо гордиться. Россия – страна необыкновенная.
Ребята, а как вы понимаете слово паспорт?
Какой главный документ есть у каждого россиянина? (паспорт) (слайд 16).
У каждого паспорта есть своя серия и свой номер. На третьей странице паспорта помещается ваша фотография, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения.
Логопед:
Ответы детей:
Логопед:
Правильно, В.В. Путин (слайд 17).
А как называется столица России?
Ответы детей:
Логопед:
Физминутка.
Столица нашей Родины – Москва
(руки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)
Ехать очень долго – почти четыре дня.
(поднять четырей пальца правой руки вверх)
С высокой, главной башней,
(подняться на носки, поднять)
С курантами на ней
(руки вверх, потянуться)
И с площадью огромной,
(развести руки в стороны на уровне груди)
С названием скромным,
(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)
Зовётся она Красной
И смотрится прекрасно.
Музеев там не перечесть,
(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)
Театры, памятники есть.
(загнуть левой рукой два пальца правой руки)
Поедим в гости мы к друзьям,
(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)
Чтоб рассказать об этом вам.
(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)
Работа с деформированным текстом. Упражнение «Составь предложение».
Логопед:
Составьте, запишите и прочитайте предложения (слайд 19).
Я, Родину, свою, люблю.
Говорим, мы, на, языке, русском.
Живут, россияне, России, в.
Вижу, Россию, я, карте, на.
Родина, дорога, мне.
Горжусь, я, Родиной.
Дети выполняют задание.
Логопед:
Флаг – символ нашей Родины, России.
Логопед:
Вы слушали о Родине такие прекрасные слова. Мы – граждане России, россияне - любим и гордимся своей страной. Россия – это государство. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие?
Ответы детей:
Логопед:
Совершенно верно. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине.
Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства. Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Символ государственной и национальной независимости.
Кто мне назовёт цвета Российского флага? (слайд 21).
Ответы детей:
Белый, синий, красный – цвета российского флага.
Логопед:
Государственный флаг – это главный символ государства. Защищать честь флага - значит защищать честь своей страны, честь своей Родины, Отчизны.
Российский флаг состоит из трех полос:
верхняя полоса белого цвета, как чистый снег,
средняя полоса – синяя, как ясное небо,
а нижняя полоса – ярко - красная, как солнышко на рассвете.
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска - подвиги солдат.
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Логопед:
Ребята, с чем можно сравнить каждый цвет полоски российского флага?
Ответы детей:
Белая полоса - это снег, белые облака, белоствольные березы, белые ромашки;
синяя полоса – это реки, моря, чистое небо;
красная полоса – это огонь, пламя, тепло солнце, кровь, пролитая за нашу Отчизну.
Логопед:
Ребята, а когда отмечается день государственного флага РФ?
Ответы детей:
Логопед:
22 августа отмечается в нашей стране, как день государственного флага РФ.
Государственный флаг – это символ свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждой страны есть собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран.
Флаг России. Он трехцветный,
Гордый, яркий и заметный.
Выше флаг держи, Россия!
Ты должна быть самой сильной!
Н. Нищева
Игра «Над — под — между».
Логопед:
Ребята, подумайте и скажите, какая полоса у флага России:
первая сверху;
над синей;
третья сверху;
под белой;
между белой и красной;
третья снизу.
Конкурс «Российский триколор».
Дети делятся на две команды. На столе лежат полоски из бумаги трех цветов: белый, синий, красный. Детям дается задание составить российский флаг.
Герб – символ нашей Родины, России.
Логопед:
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)
Есть у России еще один важный государственный символ – герб. Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства (слайд 22).
Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отображается история.
Не ищите вы гербы
Под осинкой как грибы!
Их найдём мы на монетах
И на гербовой бумаге,
На печати и на флаге!
На герб посмотрим: здесь орёл,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
Российский герб — орел двуглавый.
Прекрасен гордой птицы вид.
Он бережет России славу,
Ее границы сторожит.
Н. Кнушевицкая
(Золотой двуглавый орёл, всадник, копьём поражающий дракона.)
Как вы думаете, что означает изображение всадника побеждающего дракона?
(Победу добра над злом.)
Игра «Объясни словечко»
Логопед:
Ребята, орла называют ДВУГЛАВЫЙ, объясните, почему?
На этой картине нарисован самый главный кремль в нашей стране, его называют КРАСНОКАМЕННЫЙ, почему, как вы думаете?
Вглядитесь внимательно в российский герб. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла изображён всадник с серебряным копьём. Это – Святой Георгий Победоносец. Всадник скачет на серебряном коне. За его плечами развевается синий плащ. Он победил дракона. Это означает победу справедливости, добра над злом.
Конкурс «Герб страны»
Класс делится на несколько команд. Каждой команде дается разрезанный на несколько частей герб РФ. Задача – первыми правильно собрать герб.
Динамическая пауза-игра «Герб России».
Герб страны – орёл двуглавый Гордо крылья распустил, (поднять руки в стороны)
Держит скипетр, державу, (поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку)
Он Россию сохранил (нарисовать руками круг)
На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)
Дорог всем: тебе и мне (наклон головы вправо-влево)
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне (на месте, с высоким подниманием ноги)
Развевается плащ синий, (плавные покачивания рук вправо влево)
И копьё в руке блестит (сжать руки в кулак,)
Побеждает всадник сильный, (поставить руки на пояс.)
Злой дракон у ног лежит (показать руками.)
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны (поднять руки вверх.)
Молодцы!
Звукобуквенный анализ слов.
Логопед:
А сейчас я буду показывать вам картинки с изображением предметов, а вы будете называть их и делить слова на слоги, определять первый звук в этих словах.
Что это? (слайды 23 – 26).
Гимн – 1 слог, первый звук – ГЬ;
Флаг – 1 слог, первый звук – Ф;
Герб – 1 слог, первый звук – ГЬ;
Россия – 3 слога, первый звук – Р.
Отлично!
Итог занятия:
Логопед:
О чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
Как называется наша страна?
Как называются люди, живущие в нашей стране?
Какой город является столицей России?
Какие символы государства вы знаете?
Ответы детей:
Логопед:
(На флагах, монетах, печатях и других государственных документах.)
(На правительственных зданиях.)
(В особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны.)
Кто является Президентом Российской Федерации?
Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:
а) прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг)
б) эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)
в) торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)
Помните, дети, «родина любимая, что мать родимая»! Её мы бережем, ею мы гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве.
Ребята, сегодня наше занятие прошло очень торжественно, мы говорили с вами о нашей Родине, о символах нашей страны. Я очень надеюсь, что вы вырастите достойными гражданами России, будете беречь и приумножать богатства России, сделаете много полезного и нужного, чтобы наша страна стала еще краше, богаче и сильнее.
Рефлексия.
Логопед:
На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется. (Раздает ленточки.) Говорите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепляйте свою ленточку к доске.