Классный час «Я – гражданин» 1-4 класс
Цели:
формирование у детей понятия “Гражданин России”, как своей принадлежности к россиянам, воспитания чувства гордости за свою страну;
формирование понятий “Права”, “Обязанности”;
организация самоопределения детей в школьной жизни (через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками)
Оборудование: коробка, обернутая в подарочную бумагу, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки для творческой работы.
Оформление: плакаты, рисунки, выставка книг.
Ход занятия:
Организационный момент:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
1чтец . В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне.
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
Где не слышны глухие взрывы
И где закаты так красивы…
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства,
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство!
2 чтец. Я бы хотел жить в стране, где зима и лето.
Я бы хотел как Есенин, быть ее поэтом.
Я хочу, чтоб президент умным был и честным.
Чтоб страну свою любил, был с народом вместе.
На столе лежит коробка, обернутая в подарочную бумагу.
- Представьте себе, что на столе лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя. Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету.
(Дети показывают, затем каждый раскрывает свою тайну – рассказывает, что конкретно представлял и что старался изобразить своими движениями)
- Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке? А почему же вы не развернули бумагу?
(Было правило – не брать)
- Назовите синоним к слову правило?
(Закон)
- Какой закон есть у всех детей мира?
Учитель открывает коробку и достает Конвенцию о правах ребенка.
- Наша задача сегодня - вспомнить основные законы, по которым вы живете. Но вначале, обратимся к толковому словарю.
- Кто такой ребенок?
- Что такое Конвенция?
(Работа с толковым словарем)
Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ
Сегодня мы проведем с вами игру «Брейн-ринг», на которой вы покажете свои знания о правах ребенка. Работа у нас будет в командах. А чтобы распределение было справедливым, проведем жеребьевку. (Учитель предлагает детям жетоны разных цветов, в зависимости от цвета, дети делятся на группы и садятся за столы). Так как игра носит соревновательный характер, то оценивать ваши работы будут эксперты по правам человека – наше уважаемое жюри (представление жюри).
Призовой фонд нашей игры – сладкий приз.
Итак, команды готовы?
1 раунд – литературный
Задания (1,4,5,6,7,16,22,25) из книги Антонова В.В.» Изучаем права человека» (рабочая тетрадь для учащихся)
2 раунд – школьная жизнь.
1. Карточка:
Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение:
К..ждый чел..век имеет пр..во на беспл..тное обр..з..в..ние
(Каждый человек имеет право на бесплатное образование) (Приложение 1)
-Что у вас получилось?
(на доске пословица)
Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что сможешь ты сделать для своей страны?
- Как вы понимаете эти слова?
- В каком документе записаны обязанности школьника?
- Что было бы, если люди забыли о своих обязанностях и пользовались только правами?
- Мы, ученики 2 класса, можем составить свой документ о жизни класса?
Какие правила, мы внесем в него? Как назовем?
2. Работаем над обязанностями школьника. Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника.
Что такое обязанности?
- добросовестно учиться;
- беречь только свое имущество;
- соблюдать этику поведения:
- соблюдать школьный режим;
- беречь школьное имущество;
- беречь свое здоровье и здоровье окружающих;
- соблюдать правила поведения;
- соблюдать чистоту и порядок:
- слушаться только тех учителей, которые преподают в твоем классе;
- беречь свое здоровье (Приложение2)
3. Работаем над созданием кодекса класса
-Что такое кодекс?(работа по словарю)
Кодекс- это свод законов
Кодекс класса
(ПРОЕКТ)
Задание: Вычеркнуть те предложения, которые неприемлемы для класса. (Приложение 3)
-Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.
- В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.
- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
- Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.
- Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.
- Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное - уберет дежурный.
3раунд - музыкальный. Вы слушаете 6 хорошо известных вам детских песен и песен героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах идет речь.
4 раунд стихотворный. Итоги работы в группах представлены в виде стихотворений (Приложение 4)
1 группа:
В мире есть закон, что знает _________,
Все его Конвенцией ____________ .
Охраняет жизнь, здоровье _____________,
Их права на отдых и на _______________ .
Нам с тобою тот закон __________
В жизни нам поможет очень_______.
Слова для справок:
Каждый, он, зовут, знаком, труд, граждан.
2 группа:
Без “Устава” школе быть ___.
Это знают даже ____________.
“Надо” и “Могу” в нем ____________,
Только изучить ты _________.
По “Уставу” будешь жить _________
И проблем не будет _____________.
Слова для справок:
Едва ли, никогда, малыши, всегда, поспеши, прописали.
3 группа:
Будет очень дружным ________
Все получится ___________.
Если будем точно __________
И, конечно, __________
Правила, что класс ___________
И законом их __________ .
Слова для справок:
У нас, класс, назвал, знать, создал, выполнять.
3 чтец: Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить –
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
4 чтец:. Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
5 чтец: Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
6 чтец: Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг!
Результаты жюри, награждение
Приложение 1
К..ждый чел..век имеет пр..во на беспл..тное обр..з..в..ние
(Каждый человек имеет право на бесплатное образование)
Приложение2
- добросовестно учиться;
- беречь только свое имущество;
- соблюдать этику поведения:
- соблюдать школьный режим;
- беречь школьное имущество;
- беречь свое здоровье и здоровье окружающих;
- соблюдать правила поведения;
- соблюдать чистоту и порядок:
- слушаться только тех учителей, которые преподают в твоем классе;
- беречь свое здоровье
(Приложение 3)
-Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.
- В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.
- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
- Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.
- Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.
- Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное - уберет дежурный.
Приложение 4
1 группа:
В мире есть закон, что знает _________,
Все его Конвенцией ____________ .
Охраняет жизнь, здоровье _____________,
Их права на отдых и на _______________ .
Нам с тобою тот закон __________
В жизни нам поможет очень_______.
Слова для справок:
Каждый, он, зовут, знаком, труд, граждан.
2 группа:
Без “Устава” школе быть ___.
Это знают даже ____________.
“Надо” и “Могу” в нем ____________,
Только изучить ты _________.
По “Уставу” будешь жить _________
И проблем не будет _____________.
Слова для справок:
Едва ли, никогда, малыши, всегда, поспеши, прописали.
3 группа:
Будет очень дружным ________
Все получится ___________.
Если будем точно __________
И, конечно, __________
Правила, что класс ___________
И законом их __________ .
Слова для справок:
У нас, класс, назвал, знать, создал, выполнять.