СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я гражданин ."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час был проведен в рамках внеурочных занятий "Разговоры о важном"

Просмотр содержимого документа
«"Я гражданин ."»

Классный час «Я – гражданин» 1-4 класс

Цели:

  • формирование у детей понятия “Гражданин России”, как своей принадлежности к россиянам, воспитания чувства гордости за свою страну;

  • формирование понятий “Права”, “Обязанности”;

  • организация самоопределения детей в школьной жизни (через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками)

Оборудование: коробка, обернутая в подарочную бумагу, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки для творческой работы.

Оформление: плакаты, рисунки, выставка книг.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

1чтец . В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне.

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда.

Где не слышны глухие взрывы

И где закаты так красивы…

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства,

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство!

2 чтец. Я бы хотел жить в стране, где зима и лето.

Я бы хотел как Есенин, быть ее поэтом.

Я хочу, чтоб президент умным был и честным.

Чтоб страну свою любил, был с народом вместе.

На столе лежит коробка, обернутая в подарочную бумагу.

- Представьте себе, что на столе лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя. Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету.

(Дети показывают, затем каждый раскрывает свою тайну – рассказывает, что конкретно представлял и что старался изобразить своими движениями)

- Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке? А почему же вы не развернули бумагу?

(Было правило – не брать)

- Назовите синоним к слову правило?

(Закон)

- Какой закон есть у всех детей мира?

Учитель открывает коробку и достает Конвенцию о правах ребенка.

- Наша задача сегодня - вспомнить основные законы, по которым вы живете. Но вначале, обратимся к толковому словарю.

- Кто такой ребенок?

- Что такое Конвенция?

(Работа с толковым словарем)

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ

  1. Сегодня мы проведем с вами игру «Брейн-ринг», на которой вы покажете свои знания о правах ребенка. Работа у нас будет в командах. А чтобы распределение было справедливым, проведем жеребьевку. (Учитель предлагает детям жетоны разных цветов, в зависимости от цвета, дети делятся на группы и садятся за столы). Так как игра носит соревновательный характер, то оценивать ваши работы будут эксперты по правам человека – наше уважаемое жюри (представление жюри).

  2. Призовой фонд нашей игры – сладкий приз.

Итак, команды готовы?

1 раунд – литературный

Задания (1,4,5,6,7,16,22,25) из книги Антонова В.В.» Изучаем права человека» (рабочая тетрадь для учащихся)

2 раунд – школьная жизнь.

1. Карточка:

Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение:

К..ждый чел..век имеет пр..во на беспл..тное обр..з..в..ние

(Каждый человек имеет право на бесплатное образование) (Приложение 1)

-Что у вас получилось?

(на доске пословица)

Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что сможешь ты сделать для своей страны?

- Как вы понимаете эти слова?

- В каком документе записаны обязанности школьника?

- Что было бы, если люди забыли о своих обязанностях и пользовались только правами?

- Мы, ученики 2 класса, можем составить свой документ о жизни класса?

Какие правила, мы внесем в него? Как назовем?

2. Работаем над обязанностями школьника. Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника.

Что такое обязанности?

- добросовестно учиться;

- беречь только свое имущество;

- соблюдать этику поведения:

- соблюдать школьный режим;

- беречь школьное имущество;

- беречь свое здоровье и здоровье окружающих;

- соблюдать правила поведения;

- соблюдать чистоту и порядок:

- слушаться только тех учителей, которые преподают в твоем классе;

- беречь свое здоровье (Приложение2)

3. Работаем над созданием кодекса класса

-Что такое кодекс?(работа по словарю)

Кодекс- это свод законов

Кодекс класса

(ПРОЕКТ)

Задание: Вычеркнуть те предложения, которые неприемлемы для класса. (Приложение 3)

-Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.

- В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.

- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.

- Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.

- Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

- Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное - уберет дежурный.

3раунд - музыкальный. Вы слушаете 6 хорошо известных вам детских песен и песен героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах идет речь.



4 раунд стихотворный. Итоги работы в группах представлены в виде стихотворений (Приложение 4)

1 группа:

В мире есть закон, что знает _________,

Все его Конвенцией ____________ .

Охраняет жизнь, здоровье _____________,

Их права на отдых и на _______________ .

Нам с тобою тот закон __________

В жизни нам поможет очень_______.

Слова для справок:

Каждый, он, зовут, знаком, труд, граждан.

2 группа:

Без “Устава” школе быть ___.

Это знают даже ____________.

“Надо” и “Могу” в нем ____________,

Только изучить ты _________.

По “Уставу” будешь жить _________

И проблем не будет _____________.

Слова для справок:

Едва ли, никогда, малыши, всегда, поспеши, прописали.

3 группа:

Будет очень дружным ________

Все получится ___________.

Если будем точно __________

И, конечно, __________

Правила, что класс ___________

И законом их __________ .

Слова для справок:

У нас, класс, назвал, знать, создал, выполнять.



3 чтец: Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить –

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

4 чтец:. Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

5 чтец: Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

6 чтец: Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг!

Результаты жюри, награждение















Приложение 1

К..ждый чел..век имеет пр..во на беспл..тное обр..з..в..ние

(Каждый человек имеет право на бесплатное образование)

Приложение2

- добросовестно учиться;

- беречь только свое имущество;

- соблюдать этику поведения:

- соблюдать школьный режим;

- беречь школьное имущество;

- беречь свое здоровье и здоровье окружающих;

- соблюдать правила поведения;

- соблюдать чистоту и порядок:

- слушаться только тех учителей, которые преподают в твоем классе;

- беречь свое здоровье



(Приложение 3)

-Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.

- В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.

- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.

- Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.

- Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

- Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное - уберет дежурный.



Приложение 4

1 группа:

В мире есть закон, что знает _________,

Все его Конвенцией ____________ .

Охраняет жизнь, здоровье _____________,

Их права на отдых и на _______________ .

Нам с тобою тот закон __________

В жизни нам поможет очень_______.

Слова для справок:

Каждый, он, зовут, знаком, труд, граждан.

2 группа:

Без “Устава” школе быть ___.

Это знают даже ____________.

“Надо” и “Могу” в нем ____________,

Только изучить ты _________.

По “Уставу” будешь жить _________

И проблем не будет _____________.

Слова для справок:

Едва ли, никогда, малыши, всегда, поспеши, прописали.

3 группа:

Будет очень дружным ________

Все получится ___________.

Если будем точно __________

И, конечно, __________

Правила, что класс ___________

И законом их __________ .

Слова для справок:

У нас, класс, назвал, знать, создал, выполнять.