Мотивационный Словес.: ответы на вопросы Практич.: ребус | 8 мин | -Сегодня мы начинаем новый раздел, который называется «Я и мои друзья». -Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе? Наверное, вы без труда догадаетесь, о чем будут произведения? Совершенно верно: о дружбе, о том, кого можно назвать другом, а кого – нет. -Откройте учебник на стр 71 и прочитайте с чем мы познакомимся, чему научимся и чему будем учиться. - А какое произведение мы будем сегодня изучать вы узнаете, если отгадаете ребус.       - Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Какие цели мы можем поставить? -Рассмотрите рисунки на стр 73 и составьте к ним рассказ. Запишите его в рабочую тетрадь. На выполнение вам 3 мин. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе Определять тему и цели урока | К: участвуют в учебном диалоге; Р: принимают и со храняют уч задачу |
Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы; слушание Т Наглядн.: учебная презентация | 10 мин | Рассказ о писателе. Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в Калужской области. Читать будущий поэт научился в четыре года. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. Там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова. В 1944 году Валентин Берестов с рекомендательными письмами от А. Ахматовой приезжает в Москву. Оканчивает десятилетку в Интернате для одаренных детей в Московская область. А в выходные навещает семью в Калуге. Валентин Берестов окончил исторический факультет МГУ, затем аспирантуру Института этнографии. Первые произведения опубликовал в журнале «Смена» в 1946 г. Первый поэтический сборник «Отплытие» и первая детская книжка для дошкольников «Про машину» вышли в 1957 году. Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка» и другие. В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки. Э́мма Эфраимовна Мошко́вская Окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных (1954) по классу вокала, работала в Архангельской филармонии (меццо-сопрано). В начале творческого пути получила одобрение Самуила Маршака. В 1962 г. выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. На стихи Мошковской писали песни советские композиторы (в частности,Зара Левина). С мемориальным очерком о Мошковской выступила в 1983 г - А что же объединяет творчество Валентина Берестова и Эммы Мошковской? Как вы думаете? Физкультминутка. | Слушать учителя Узнавать новую информацию. Слушать учителя Узнавать новую информацию. | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, Р: осмысляют уч. материал; Р: осмысляют уч. материал; П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. |
Решение частных задач Практич.: слушание и чтение Т Словес.: ответы на вопросы Практический: слушание и чтение Т Практич.: творческая работа в парах | 20 мин | - Давайте начнем читать стихотворения. Откройте учебники на стр 74. -Какое чувство вызвало у вас это произведение? -А с каким настроением его надо читать? -Прочитайте про себя выразительно стихотворение «За игрой» -Кто готов прочитать с выражением вслух? - Как автор описывает радость от того, что дети не ссорятся, дружат? -Какова основная мысль произведения? -Как играли дети? -А что значит «дружба не кончается»? - Играть – это здорово! - говорила Э. Мошковская. Послушайте. (Чтение учителем.) -Какое чувство вызвало у вас это произведение? -Как вы понимаете выражение: «Я ушёл в свою обиду … Буду жить в ней все года!..» -Перед тем как вы будете читать это стихотворение мы поиграем, чтобы почувствовать настроение героя. Я буду называть чувство, а вы его изображать соседу по парте. РАДОСТЬ, ОГОРЧЕНИЕ, УДИВЛЕНИЕ, ОБИДУ. -Вот с таким чувством и попробуйте прочитать -Кто прочитает выразительно в слух? Одинаковое ли настроение у мальчика на протяжении всего стихотворения? Знаем ли мы на что обиделся герой? А как он себя ведёт? Прочитайте. Рад ли герой тому, что обида делась куда-то? Докажите словами текста. Что спасло мальчика от обиды? А может ли друг обидеть? Как вы думаете. Надо ли долго обижаться? Почему? -Как вы думаете, существуют ли правила дружбы? Я предлагаю вам создать «ПРАВИЛА ДРУЖБЫ» вашего класса. Это задание вы будете выполнять, работая в парах. Чтобы было легче, быстрее и, конечно, интереснее. Вам нужно из всех предложений выбрать одно, которое вы считаете самым важным. Пара, которая будет готова, поднимает руки вверх, взявшись вместе, затем выходит к доске и прикрепляет правило на плакат. | Читать про себя выразительно Читать выразительно вслух Читать стихотворение с чувством обиды | П: осмысленно читают текст Р: принимают и со храняют уч задачу П: осмысленно читают текст П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. |
Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ | 3 мин | -А теперь сядьте поудобнее и подумайте о том, что же сегодня вы почувствовали на уроке, что вас удивило, над чем вы думали. Начинайте свой ответ фразами Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений. Выучить одно на выбор. | Оценивать свои достижения. Обобщать изученное. | Р: осуществляют итоговый контроль |