СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Я и мои права»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

воспитывать уважение к себе и к правам других людей, чувство ответственности перед обществом. 

Просмотр содержимого документа
««Я и мои права»»

ТОГБОУ «Центр психолого- педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»












Классный час

«Я и мои права»








Воспитатель:


Тарасова Л.Е.











Цель:

воспитывать уважение к себе и к правам других людей, чувство ответственности перед обществом. 




В нашей жизни мы часто слышим такие фразы: «Ты не имеешь права…», «имею право»

Как вы думаете, что же такое право?

Если дать краткий и простой ответ, то право- это правила, по которым живут люди в стране. А если обратиться к словарю, то получим более точное и полное определение. «Право – это совокупность общепринятых норм и правил, которые регулируют отношения людей в обществе. Они устанавливаются и охраняются государством»

Сегодня мы будем говорить о правах детей. Узнаем, что это за права, кем и когда определены, как защищаются и в каких случаях могут быть нарушены.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию стихотворение, которое написал мальчик примерно вашего возраста. Оно называется «Имею право».

Всё лучшее, что в человеке есть:

Его права, и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: «Имею право!»

Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред,

Поможет Конституция. Закон.

Перед законом, совестью равны,

Живут народы не одной страны.

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом.

Свободу мысли, слова я имею

Но совесть есть – грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава

Работу выбрать – имею право!

Ну, а пока я – ученик:

Учу уроки, подаю дневник.

Досугу – час,

А школе – всё внимание.

Использую я право на образование.

Имеем право мы иметь права,

Но ведь морально люди связаны.

Поэтому, чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны!

О каких правах ребёнка говорится в стихотворении? (Право на жизнь, на свободу от пыток, равенство всех перед законом, свободу передвижения, право на труд, на образование, на отдых и др.)

Эти и другие права закреплены в Конвенции о правах ребёнка, в Конституции РФ . Давайте вместе зачитаем эти права детей.



Права ребёнка

1.Каждый ребёнок имеет право на жизнь.

2. Ни один ребёнок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим видам обращения или наказания.

3. Государство уважает и обеспечивает все права за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, национальности.

4. Ребёнку гарантируется право пользования своей культурой, языком, религией.

5. Право на участие ребёнка в жизни общества.

6. Право на образование на основе равных возможностей.

7. Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли свободу искать, получать и передавать информацию любого рода. Это право может быть ограничено.

8. Право ребёнка на имя, отчество, фамилию и семью.

9. Право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.

10. Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

А сейчас, ребята, вы, как юридически грамотные люди, «подкованные» по вопросам прав ребёнка, поработаете экспертами. Вам будут предложены ситуации, а вы определите, какие права ребёнка были нарушены.

Ситуация №1.

«Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод»

Делать нечего: бояре

Потужив о государе

И царице молодой,

Объявили царску волю –

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух указ

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан.

Учитель. Из какой сказки этот отрывок? Какие права ребёнка нарушены? (№№ 1, 3)

Ситуация №»2.

Буратино идёт в школу с «Азбукой». Ему навстречу кот Базилио и лиса Алиса.

Лиса. Буратино, ты куда идёшь?

Кот. Ха-ха! Да ещё с «Азбукой»!

Лиса. Вот именно!

Буратино. Учиться!

Лиса. Да разве в школу деревянных берут?

Кот. Да, именно деревянных! (стучит себя по лбу)

Буратино. Папа Карло сказал, что возьмут.

Лиса. Я бы на твоём месте даже не ходила в школу, всё равно не возьмут.

Ребята, если не возьмут Буратино в школу, то какое право ребёнка будет нарушено? ( Право на образование)

Ситуация №3. «Малыш и Карлсон»

Карлсон. Какие плюшечки вкусные! Так здорово!

Малыш. Тебе ещё принести?

Карлсон. Конечно, ты же знаешь, я обожаю плюшки, пиццы, конфеты, пирожные и ещё много чего…

Малыш. Да ешь, пожалуйста, у нас ещё есть.

Карлсон. А играть во всё можно?

Малыш. Ну, конечно!

Карлсон. Ура! Свобода! Простор!

Малыш. Карлсон, перестань! А то сейчас придёт Домомучительница и задаст мне трёпку! Д и за плюшки ещё влетит!

Если Малыша будут бить и оскорблять, то какое право нарушат?( №2). Молодцы! К вам теперь можно обращаться за консультацией по правам ребёнка!

А сейчас я хочу вам напомнить последние строки стихотворения «Имею право»:

Поэтому, чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

Права и обязанности неразрывно связаны между собой. Все мы должны с детских лет учиться уважать закон и выполнять его, если хотим жить в правовом государстве. 
А теперь я предлагаю вам вспомнить сказки, которые вы читали в раннем детстве. В то время вы, возможно, и не задумывались, что даже в сказках наши любимые герои сталкиваются с законом и беззаконием. К сожалению, в них есть много примеров нарушения прав. Книги лежат у вас на столах. Ваша задача – внимательно выслушать вопрос и найти данное произведение, разъяснив ваш ответ. 
Вопросы: 
1. В каких сказках герои могут пожаловаться на нарушение их права на неприкосновенность жилища? («Лиса и заяц», «Три поросенка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина). 
2.Герои каких сказок воспользовались правом на свободное передвижение? («Волшебник Изумрудного города» А.М.Волкова», «Дюймовочка», «Лягушка - путешественница» В.М.Гаршина). 
3. В каких сказках нарушены права на свободу и герои оказались в плену? («Снежная королева» Х.К.Андерсена, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). 
4. Герои каких сказок постоянно пользовались правом на свободу мысли, слова, а также на выражение своих мнений и убеждений? («Кот в сапогах», «Приключения барона Мюнхгаузена» Э.Распе, «Белоснежка и семь гномов»). 
5. У героинь каких сказок нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро, «Двенадцать ме-сяцев» С.Я.Маршака, «Морозко»). 
6. В каких сказках герои подвержены нарушению права на жизнь и жес-токому обращению? («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н.Толстого, «Красная шапочка » Ш.Перро, «Волк и семеро козлят»). 
7. Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? ( Людмила из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», Марья Моревна – персонаж русских народных сказок, царевна из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). 
(Ребята отвечают). 


Права человека не нарушаются и защищаются только в том обществе, где царят мир, дружба, согласие и взаимное уважение. Поэтому, как говорил известный герой мультфильма: «Ребята, давайте жить дружно!»