«Я и мой выбор» Слайд № 1
Я не ищу конфликтов,
но я не боюсь конфликтов,
я смело иду на их решение.
Г.Н. Сытин Слайд № 2
Цель: обучать детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.
1. ПРИВЕТСТВИЕ
Участникам предлагается образовать круг и поприветствовать друг друга, помощью движения и действия (дотронутся, толкнуть, пожать руку, помахать и т.д.) Участники касаются друг друга, толкаются, постукивают, щипаются, но никто не разговаривает. Затем делятся называют свое имя и делятся своими впечатлениями от приветствия, сообщают, трудно ли было все это проделывать молча.
Вы сейчас приветствовали друг друга, каждый по-своему…
Анализ. Было ли ощущение напряжения и раздражения? Мог ли между некоторыми из играющих вспыхнуть конфликт? Что помогло избежать конфликта?
2. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
Ведущий. Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной, приводящей к возникновению конфликтов (барьеров в общении).
Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту.
Ведущий показывает высказывание и просит участников объяснить его значение: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены» (С. Лец). Слайд № 3
В ходе обсуждения дети приходят к пониманию «барьеров (стен) в общении», которые появляются во время ссор между людьми. При этом одна или обе стороны используют соответствующие вербальные и невербальные приемы, препятствующие позитивному общению.
Конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор. Слайд № 4
Игра «Ситуация»
Ученикам предлагается разыграть ситуацию «В классе».
Ведущий формулирует ситуацию: «Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!». Какие варианты развития событий возможны?
Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров: Можно ли было не доводить ситуацию до конфликта?
Сцена разыгрывается еще несколько раз в разных вариантах. Отношения выясняются:
– с угрозой, указаниями, поучениями (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать);
– с критикой (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);
– с обобщениями (ты такой же бестолковый, как все новенькие);
– с безразличием к новенькому (он недостоин моего внимания).
Обсуждаются все варианты: дети развивают ситуацию, показывают ее последствия, отмечается тот ученик, который смог достойно выйти из конфликтной ситуации.
Анализ. Какова цель разрешения любого конфликта? Можно ли превратить конфликт из ссоры в конструктивный диалог?
Мозговой штурм «Конфликт. Способы решения»
Ведущий предлагает участникам поделиться собственным опытом выхода из конфликтных ситуаций. Проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы фиксируются:
— Извиниться, если действительно не прав.
— Учиться спокойно выслушивать претензии партнера.
— Всегда придерживаться уверенной и ровной позиции, не переходить на критику.
— Попробовать переключить разговор на другую тему (сказать что-то доброе, неожиданное, веселое).
Ведущий. Рассмотрим некоторые варианты поведения в конфликте. В чем их сильные и слабые стороны? Вспомните, как вели себя в игре конфликтующие стороны? Был ли их выбор разрешения конфликтной ситуации эффективным?
Выделяют несколько способов разрешения конфликтов: Слайд № 5
- соперничество (ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не уступаешь сопернику);
- избегание (ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно);
- сотрудничество (ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений);
- приспособление (этот вариант поведения предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву другому человеку);
- компромисс (обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию).
«Ты-высказывание» Слайд № 6 («Ты каждый раз перебиваешь», «Ты никогда не здороваешься») нацелено на обвинение другого человека.
Научиться не конфликтовать с окружающими, не раздражаться совсем не просто — этого не добиться простыми тренировками и упражнениями.
Самый верный способ — навести порядок в самом себе.
«Я-высказывание» позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать, предполагает ответственность говорящего за поведение в конфликте. Слайд № 7
Упражнение на «Я-высказывание» Слайд № 8
Ведущий. Как высказать свою точку зрения, не обижая партнера? Можно использовать в конфликтной ситуации схему «Я-высказывание».
Событие — «Когда...» (описание нежелательной ситуации): «Когда вы на меня кричите...»
Ваша реакция — «Я чувствую...» (описание ваших чувств): «Я чувствую себя беспомощным...»
Предпочитаемый исход — «Мне хотелось бы, чтобы...» (описание желаемого варианта): «Мне хотелось бы, чтобы мы спокойно во всем разобрались».
Формула обоснования — «Я хотел бы... потому что...»
4. РЕФЛЕКСИЯ
Что новое, ранее неизвестное вы узнали в процессе проведения занятия?
Как Вы считаете, какая стратегия поведения в конфликтных ситуациях является наиболее эффективной?
Что нужно предпринять, чтобы разрешить конфликтную ситуацию конструктивно?
СПАСИБО!!! Слайд № 9