Я иду на урок с «Открытой школой».
Американский философ Джон Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Чем заняты наши дети? Современные дети увлекаются различными гаджетами: компьютерами, планшетами, мобильными телефонами. Это увлечение можно и нужно направить в правильное русло. Каждый современный учитель понимает, что учить надо по-новому, используя инновационные компьютерные технологии в процессе обучения. Задача учителя: научить школьников добывать знания самостоятельно с помощью интернет технологий. В наше время есть множество различных инновационных платформ, которые может использовать учитель.
В прошлом учебном году, когда школы перешли на дистанционное обучение, передо мной встала задача найти цифровые образовательные платформы, которые помогают учить по-новому, эффективно, и главное - доступно и понятно для учеников. Онлайн-платформа для интерактивного обучения «Открытая школа — 2035» привлекла меня многими аспектами. Она расширяет возможности учителя и учеников. Именно на этой платформе я проходила обучение на дистанционных курсах повышения квалификации по программе «Практические вопросы использования электронных образовательных ресурсов» и познакомилась с работой на платформе. Банк заданий по математике здесь довольно большой. Есть хорошо разработанные интерактивные уроки. Они соответствуют требованиям ФГОС, включают в себя виртуальные симуляторы, разноуровневые материалы, практические задачи, позволяющие организовать учебный процесс более интересно и эффективно для учащихся.
Во время дистанционного обучения ученик с помощью платформы получает возможность просмотра обучающего материала в своем режиме, т.е. он может несколько раз с паузами просмотреть видеоролики, изучить теорию, представленную текстом. Упражнения, тренажеры платформы дают возможность закрепить изученный материал. После выполнения заданий учениками, учитель может познакомиться со статистикой выполнения в разделе “Мониторинг” по каждому ученику, отметить задания, в которых ученик допускает ошибку. При необходимости повторно назначить урок для изучения. Еще платформа удобна тем, что домашние задания можно дать как всему классу, так и группе учеников или индивидуально, например, ребёнку, пропустившему уроки по болезни или по другой уважительной причине.
Наверное, онлайн-обучение ждет нас в ближайшем будущем. Однако никакая высокая технология не может заменить живого общения учителя с учениками. С помощью интерактивных технологий учитель может разнообразить формы работы на уроке.
На уроке открытия новых знаний я использую видеоролики «Открытой школы». Это дает возможность наглядно, красочно, доступно познакомить детей с новым материалом, повышает мотивацию учеников. В нужном месте можно остановить видео, дать время на размышление ученикам, создать проблемную ситуацию, обсудить, и потом уже продолжить просмотр. При первичном закреплении ребята могут выполнять упражнения в парах, потом делаем проверку ответов с использованием тренажера, обсуждаем результаты работ, ученики проводят самооценку. Либо можно учеников по одному вызывать к доске по очереди для работы с тренажерами, остальные могут работать в тетрадях самостоятельно. Ученику не нужно переписывать пример, что важно для экономии времени. Далее фронтально с классом обсудить ошибки, правильные ответы, аргументируя ход решения. Дети выполняют самопроверку.
Есть примеры заданий с алгоритмом пошагового решения, где ученики вписывают только пропущенные элементы. В математике важно сформировать алгоритм решения, когда только познакомились с новой темой. Мне также нравится использовать видео-задачи с решениями. Ученики знакомятся с условием задачи, вопросом, видео приостанавливается, дети решают задачу, потом называют свои ответы и, после этого продолжаем просмотр решения. Ученики сразу видят допущенные ошибки, делают выводы.
Использование платформы позволяет организовать на уроке зону онлайн работы, эффективно сочетать традиционные подходы при изучении нового материала и технологии электронного обучения. Смена рабочих зон помогает удержать интерес к уроку, концентрировать внимание на чем-то конкретном. Дети могут работать индивидуально или в группах. Зона 1: работа с тренажером; зона 2: составление кластера в группе по просмотренному видео; зона 3: решение практических задач. Например, при изучении тем «Площадь», «Объем прямоугольного параллелепипеда» можно подобрать множество практических заданий, что позволит сделать ученикам вывод, для чего изучается тема.
Платформа позволяет использовать модель «Перевернутый класс». Ребятам предлагаю познакомиться с новым материалом дома на основе ресурсов «Открытой школы», что более эффективно работы с учебником. Они непросто знакомятся с материалом, фиксируют ключевые идеи, формулы. На уроке можно обсудить эти идеи, устроить блиц-опрос. По уровню усвоения класс делю на группы и с ними по-разному организую работу. На уроке для практической работы уделяется больше времени, для математики это особенно важно.
Одной из особенностей контента является наличие в уроках проектных и творческих заданий. В качестве домашнего задания может быть повторение изученного на уроке материала, работа с тренажерами для закрепления материала, а может быть более глубокое погружение в тему. Сильным ученикам предлагаю познакомиться с дополнительными ресурсами платформы для углубленного вхождения в тему. Например, при прохождении темы «Теорема Пифагора» домашним заданием для отдельных учеников может быть знакомство с «Пифагоровой тройкой», с которой они выступят перед классом на следующем уроке. При изучении темы «Нахождение наибольшего общего делителя» сильные ученики знакомятся дома с алгоритмом Евклида.
Сервис предоставляет инструменты для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. Тренажер ЕГЭ/ОГЭ с возможностью автоматически формировать работы по темам, типам заданий, по варианту и собирать статистику выполнения заданий по каждому ученику облегчает работу учителя.
Обучение с использованием платформы может осуществляться по различным сценариям. Формат готовых учебных материалов платформы соответствует структуре современного урока в школе. К каждому уроку приложены методические рекомендации по его использованию в образовательном процессе. Учителям оказывается методическая поддержка, регулярно проводятся вебинары. Вот почему я использую ресурсы «Открытой школы».