Информационный час
Тема: «Я имею право…»
Цели:
Образовательные: Познакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в
системе символов. Формировать в форме игры у детей правильный и справедливый
взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях
человека, гражданина.
Развивающие: Развивать у детей умение работать с информацией и информационными
источниками.
Воспитательные: воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам,
свободе и обязанностям человека. Способствовать осознанию детьми своего «Я»,
стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и
нравственных представлений.
Ход информационного часа
Организационный момент
- Добрый день. Я хочу сегодня наш информационный час начать с эпиграфа Ф.М. Достоевского
Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка.
- Как вы понимаете эти слова? (Дети – это самое ценное, что у нас есть. Детская улыбка и счастливые глаза малышей – наверное, самое большое богатство в мире. Каждая мама, и вообще все ближайшие родственники хотят видеть вас – детей, здоровыми, счастливыми, умными, и никак не желают вас видеть плачущими, огорчёнными чем- то. В нашей стране первый день лета, 1 июня признан днём защиты детей. Этот день еще раз напоминает нам о том, что веселое и счастливое детство должно быть у каждого ребенка и поэтому надо сделать все возможное, для того чтобы, вы жили под мирным голубым небом, радовались солнцу, дарили улыбки и были счастливы.
2. Целеполагание
С давних времён люди живут вместе, работают, отдыхают. И чтобы во всём был порядок были введены правила. Система правил и норм поведения человека оформляется в виде прав. Каждый человек имеет права – это то что он может делать, и также имеет обязанности – это что нужно делать человеку. Для защиты прав детей в нашей стране принят закон «О правах ребёнка». О нём мы сегодня и поговорим.
- Ребята, а кто защищает вас дома? (Родственники)
- Кто может защитить вас на улице? (Знакомые, милиция)
- Кто может защитить вас в государстве? (Законы)
- А во всём мире?
- Оказывается, есть такой документ, о существовании которого знают во всех государствах. Его задача – защитить детей. А как же он появился?
Чуть больше 100 лет назад началась страшная война. Она охватила большую часть населения Земли. В историю вошла под названием Первая мировая война. В последствии этой войны многие дети осиротели, о них было некому заботиться. И тогда взрослые задумались – как же защитить этих бедный детей, оставшихся без родителей. Они собрались и 1924 году составили Декларацию прав ребёнка. Так появился первый документ о защите детей.
Но на этом страшные времена не закончились, спустя некоторое время разразилась ещё одна мировая война. Она продолжалась 6 долгих и мучительных лет. И наконец, когда всё утихомирилось, люди, говорящие на разных языках, люди с разным цветом кожи, люди, которые поклонялись разным богам, но они были объединены одной общей идеей, собрались и решили договориться, как сделать так, чтобы больше никогда не было войн. Они создали Организацию Объединённых Наций

и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека, а затем – расширенную Декларацию прав ребёнка.
Через некоторое время был создан ещё один важный документ – Конвенция ООН.

Конвенция – это закон для стран, которые ее подписали. В этих странах взрослые стараются сделать всё для того, чтобы детям на всей земле жилось лучше, чтоб они были защищены, счастливы. Наша Республика присоединилась к Конвенции и приняла свой закон «О правах ребёнка»
- Как вы понимаете слово ЗАКОН? (это принятые правила, которые необходимо
выполнять всем)
И сегодня мы начнём знакомство с правами ребенка, признанным Конвенцией.
- Давайте вместе попробуем разобраться – Какое первое право есть у нас всех?
Это ПРАВО НА ЖИЗНЬ
ЧТЕНИЕ СТИХОВ
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи – то ножки
Вдаль смотря широкими глазами
Шел малыш знакомиться с правами.
2-ученик читает:
Рядом мама за руку держала
В путь-дорогу умницу свою сопровождала
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете.
Как вы поняли, человек родился, и он имеет право на жизнь.
Какое следующее право ……
Если человек родился
Имя дать ему должны.
Будет жить в любви заботе,
Гражданин своей страны.
- Следующее право – это ПРАВО НА ИМЯ. Что это значит? Кто может объяснить?
(человек при рождении получает имя, с помощью его мы отличаем одного человека от
другого. С ним нам понятно к кому обращаются, оно необходимо чтобы
контактировать с другими людьми. )
- Сейчас мы поиграем в игру «Шляпа», эта игра поможет нашим гостям поближе
узнать вас. Вы надеваете шляпу и произносите свою фамилию и имя, отчество…
- Вот видите, мы узнали, что ребенок имеет право не только на имя, но и на отчество и
фамилию. Имя ребёнку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по
имени отца. Как правило, фамилия ребёнку, определяется фамилией родителей. При
разных фамилиях родителей ребёнку присваивается фамилия отца или фамилия
матери.
-Какой документ получает человек при рождении? (показ свидетельства о рождении).
- Молодцы, ребята, вы это ПРАВО усвоили.
- Продолжаем путешествие по страницам. В Конвенции записано: «Все дети
имеют право на жизнь и личную неприкосновенность».
- Что такое неприкосновенность? (свобода, никто не имеет права унижать вас,
ограничивать вас совершать правомерные поступки)
- Жизнь дает нам мама - это главный человек в жизни каждого ребенка. Два дня назад мы поздравляли своих любимых женщин: мам и бабушек с Днём Матери
- Мама это главное слово в каждой судьбе. «Коли есть отец и мать, то ребенку благодать», – гласит народная пословица.
– Скажите, о каком праве пойдет речь? Может кто-нибудь догадался? В Конвенции сказано «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье». Часто в семьях живут другие родственники, которые любят детей и заботятся о них.
Дети читают стихи
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя всегда равняться!
Я бабуленьку родную
Очень крепко поцелую,
Ведь бабуленька моя
Очень-очень добрая.
- Вот какая большая семья получилась. Каждому ребенку хорошо в семье.
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу
Семья это праздник, семейные даты
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
- Семья вам даст любовь, заботу, ласку, понимание, поддержку. А какие ещё вы имеете права?
- Отгадайте из какой сказки отрывок, какому герою были адресованы данные слова?
Вы, противный мальчишка, не хотите учиться,
Вам бы только паясничать и веселиться,
Я добра Вам желаю, а Вы мне вредите,
Вас учить и учить.
- Вы все ходите в школу?
Нужно всем учиться в школе,
Чтобы грамотными стать
И никто у вас не может
Это право отобрать.
Вы имеете ПРАВО на бесплатное обязательное ОБРАЗОВАНИЕ.
- Послушайте описание следующей героини сказки:
Ах, эту девочку я знаю.
Ну, добрейшая душа,
Руки, просто золотые,
И собою хороша.
Тяжело житье бедняжки
С мачехою в доме том:
День и ночь она в работе
Вместе с батюшкой отцом.
- Правильно, это Золушка. Как нарушались ее права?
ПРАВО НА ОТДЫХ
- А сейчас отгадайте о каком сказочном герое идёт речь:
«Что такое? Неужели Ваши дети заболели?»
- Здравствуйте дети, кто заболел простудой и ангиной?
А вы знаете, что помогут апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
- Конечно же это Доктор Айболит. И вы должны знать, что каждый ребёнок имеет ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.
- В самом начале занятия мы говорили, что человек имеет не только права, но ещё и обязанности (т.е. о том, что он не только может делать, а что ещё и должен, обязан делать)
- Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей, а помимо прав у человека ещё есть и обязанности. Сейчас ребята нашего класса покажут сценку «Серёжа».
Серёжа
В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.
Мама
Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа
Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка
Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа
Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Папа
Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа
Что ты, папа, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама
Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед
Папа
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Мама
Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка
Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.
- Какую ошибку допускает Серёжа по отношению к своим близким? Как бы вы поступили на месте Серёжи?
- Вы должны помнить, что у человека есть на только права, а ….?
- Свои обязанности очень важно знать, и не только знать, а и выполнять. Дома вам необходимо подготовить краткое сообщение о ваших обязанностях в семье.
- А в завершении нашего информационного часа для закрепления наших знаний проведём игру
«Разрешается, запрещается».
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это… (разрешается).
Если кто того не знает:
Мать с ребенком разлучает.
Это… (запрещается).
Слушать мнение ребенка…. (разрешается).
Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться
Это –…. (разрешается).
Если трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа…. (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это….. (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго…. (запрещается)
- Теперь вы знаете свои права и можете помочь сказочным героям. Определите, какие их права были нарушены
Рефлексия «Солнышко и тучка»
Вывод:
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Все вместе:
Имеем право мы иметь права,
Но ведь моралью люди связаны,
Поэтому чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны.