Я люблю свою землю.
Цели: показать красоту родной природы; воспитывать уважение и любовь к ней; учить отдыхать не принося вреда природе, наблюдая за окружающим миром и открывая новые тайны.
Оборудование: для оформления класса цветы, птички, бабочки, божьи коровки (из картона и бумаги). пенек, деревья, солнышко плакат со словами «Кто не любит родную природу, тот не любит Отчизну свою»; для представления экологические знаки, костюмы лягушонка, муравья, Бабы Яги, избушка на курьих ножках, мешочек с семенами, кроссворд, сюжетные картинки для игры «На кого я хочу быть похожим», рюкзачок, таблички со словами ,записи музыкальных композиций, магнитофон, игрушечные фотоаппарат и видеокамера., выставка книг.
Ход занятия:
Учитель: Ребята, мне нравится интересно проводить время. Я предлагаю вам вместе со мною отправиться в необычное путешествие. Ваши знания и умения помогут нам в пути. Соберем рюкзачок и в путь.
(звучит музыка; в рюкзак складывают фотоаппарат, видеокамеру, блокнотик, альбом, краски, кисти, знания и умения, внимательность, осторожность, доброту и милосердие, взаимовыручку).
Текут ручьи, звенят их голоса.
Я слышу леса гул и птичье пенье.
Земля нам дарит щедро чудеса
И ждет взамен к себе лишь уваженье
Кажется, совсем недавно была зима, лежал белый снег, щеки щипал мороз, а сейчас на улице весна, ярко светит солнце, поют птицы, зеленеет трава. Можно выехать на природу. Там каждый день полно народу.
Закройте глазки, в путь.(Звучит музыка, учитель надевает венок) Ой, ребята, волшебство случилось - я в хозяйку леса превратилась! (дети открывают глаза)
(Около пенька сидит лягушонок, вздыхает. Его фотографируют.) Хозяйка леса: Что случилось, лягушонок?
Лягушонок: Тут недавно были...( плачет) они... они... они... обижали... Хозяйка леса: Ребята, лягушонок так расстроился, что не может говорить. Бом - бом - бом . Начался в лесу погром. Здесь костер, там костер, Банки, склянки, всякий сор! Дети, не знаете ли, кто это все здесь оставил? Что ваши родители делают с костром уезжая домой? Куда деваете мусор?
Дорогой лягушонок, очевидно в лесу были те, кто не бережет природу. А эти дети знают как себя вести в гостях у Природы. Правда?(игра «На кого я хочу быть похожим»)
Ученица: ( делает вывод)Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Смотри, лягушонок, они даже экологические знаки сделали. Давайте подумаем, что они означают. (Рассматривание знаков, объяснение) Мы их развесим в лесу, пусть подсказывают, как правильно себя вести.
Ой, смотрите, муравьишка Вопросик, да он плачет.
Муравей: Пожалуйста, помогите разобрать семена для посадки, ведь весенний день нас целый год кормит.(Дети раскладывают семена в нужные коробочки.)
Ребята, если увидите муравьиную дорожку, не топчите ее, не мешайте муравьям трудиться., не разрушайте муравьиных домиков.
Ученик: Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Зеленый лес шумит. Звучит запись «Звуки леса»
Хозяйка леса: Ой, а это кто? Это же Баба Яга! Кажется, у нее что-то случилось.( Появляется Баба Яга. несет свой домик)
Баба Яга: Ой, деточки, всезнаечки, помогите, спасите! Осталась я без крыши над головой! Поссорились мы с Кощеюшкой, разозлился он, смотрите что с моей избушкой сделал!
Хозяйка леса: Тебе что, новую избушку построить надо?
Яга: Да нет! Эту расколдовать. Кощей сказал, если разгадаю кроссворд, то мой домик станет прежним. Помогите, пожалуйста!
Хозяйка леса: Ребята, она так просит, как не помочь! ( все разгадывают кроссворд)
По горизонтали:
4. Нос долог, голос тонок. Кто его убьет, тот свою кровь прольет.(комар) 6.Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.(стрекоза)
Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.(бабочка)
Сок из цветов она берет и в сотах копит сладкий мед.(пчела)
В лесу у пня суетня и беготня: народ рабочий весь день хлопочет.(муравьи)
По вертикали:
То погаснет, то зажжется ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется? Ну,
конечно.. .(светлячок)
Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает? (сверчок)
Шесть ног без копыт, летит - жужжит, упадет - землю роет.(жук)
4. На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь.(кузнечик)
Не моторы, а гудят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят.(пчелы)
(Домик убегает, Яга за ним, на ходу кричит: «Спасибо!»
Хозяйка леса: Кажется правду она сказала, колдовство исчезло!
У вас есть знания, доброта навечно,
И у вас есть сердце. Сердце человечье!
Звучит песенка жука.
Ученик: Я охраняю птиц, зверей,
Травинки у дорожки,
Лисенка, зайца и ежа.
Грибы на тонкой ножке.
Охраняю я природу
Говорю всему народу
Всех люблю:
ежей колючих,
Змеек ядовитых,
Тараканов, пауков,
И слепней, и комаров.
Их не только охраняю,
Я за ними наблюдаю.
Хозяйка леса: Как здорово бродить по лесу! Столько интересных встреч! Ученик: Лес не только для нашей забавы, Он богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
Хозяйка леса: ( увидев королеву Природу) Вот так встреча! Мы рады тебя видеть! Природа: Я - природа. Я - великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу вас всех за соучастье одарить -
В моей все это власти! -
Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час восхода и захода,
Иву над рекой... только берегите мой покой,
Да, пусть обойдет вас стороной невзгода.
Хозяйка леса: Не губи опасного болота, Загнанного волка не губи. Чтобы на земле осталось что-то, Отчего так щемит все в груди. ( Звучит музыка .) Где красота - там доброта,
И светлым днем и днем дождливым, Дари везде и всем добро Насколько хватит твоей силы!
Наше путешествие подошло к концу. Отправляясь отдыхать на природу вместе с родителями, помните, каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок ,каждая пойманная бабочка - это маленькая ранка, нанесенная природе. Не бойтесь делать замечания ззрослым, если они что-то делают не так, если их действия вредят природе. Помните, без добрых дел, нет доброго имени!
На интересные встречи с природой в книгах вас приглашает районная детская библиотека.
Литература:
« Дружные ребята » Ю. В. Доброхотова.
«Школа радости» С. А. Шин
«Я иду на урок в начальную школу» М. В. Соловейчик.
«Справочник классного руководителя» Н.И. Дереклеева.