Тема: « Я могу волшебником быть»
( беседа-диалог с игровыми ситуациями)
Воспитатель Сафонова Л.Д.
Цели и задачи :
— помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей;
— развивать память, мышление, речь;
— воспитать в учащихся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом.
Ход воспитательного занятия.
Игровая ситуация: «Сказки творят добро»
Воспитатель: Сегодняшнее занятие, ребята, у нас не простое, а волшебное. И знаете почему? Потому, что сегодня мы попробуем с вами стать волшебниками. Как вы
думаете, что для этого надо сделать?
— Надо попробовать попасть в сказку и понаблюдать
за волшебниками. Попробуем?
— В какую сказку вы хотите попасть? (Дети называют: «Золушка», «Морозко», «Волшебник Изумрудного города» и др.)
— Что же волшебного там происходит?
— Так что же волшебного делают в сказках волшебники?
— Да, они творят добро.
— В чем же это выражается? (Помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.)
— А вы можете помочь доброму человеку? Как?
— А помешать злому? Как?
— Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство — это доброта. Не случайно народная мудрость гласит: доброта что солнце. Как вы понимаете это выражение?
— Да, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей что мы ощущаем?
— Итак, каждый лучик солнышка дарит людям: теплоту, заботливость, внимание, верно? Получается, что лучик — волшебный. Давайте проверим. Вот я беру волшебную палочку, взмахиваю ею — и... лучик летит к (называет имя). Он делает тебя внимательным и заботливым.
— К кому бы вы хотели проявить свое внимание и заботу?
— Что бы ты сделал? Почему?
— Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный лучик?
Воспитатель продолжает:
— Теперь пусть каждый совершит свое волшебство. Приготовились, взмахнули палочкой... Да свершится чудо! Какое? Которое каждый из вас захочет! Для этого он запишет свое на волшебном свитке. И оно обязательно исполнится.
Дети берутся за руки, образуя «лепестки». Со словами; «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему, вели» — один из лепестков открывается и летит к кому-нибудь из класса. Он обращается к другу с добрыми пожеланиями, ласковыми словами.
Воспитатель обращается к детям:
— Ну как, убедились, что можете быть волшебниками? Останемся ими и дальше. Пусть наши занятия помогут вам в этом.
— Ребята, пришла срочная телеграмма: «Ребята, нужна ваша помощь! Ученик Иванов — самая популярная личность в классе. По характеру он вспыльчив и обидчив.
Единственный способ выяснения отношений с товарищами — драка. Не слушается, грубит учителям. Беда с ним: разбор поступков, уговоры на него не действуют. Чаще всего он отвечает: «Не помню, я так не делал, все ко мне придираются». Ребята, нужна ваша помощь. Как бы вы поступили, чтобы Иванов исправил свое поведение?
— Что бы вы посоветовали Иванову для исправления его поведения? Найдите ответ на вопрос: «Что легче — ссориться или мириться?» Хотели бы вы научиться мириться, разрешать спорные вопросы, сохраняя хорошие отношения? Давайте решим «задачку».
Ситуация для обсуждения:
«Что легче — ссориться или мириться!»
Воспитатель : ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. неожиданно кто-то из ребят твоего класса увидел альбом, выхватил его из твоих рук и не отдает. как ты поступишь? попробуй получить альбом мирным путем. (разыграть ситуацию: двое ребят играют роли: первая — хозяин альбома (пострадавший), вторая — обидчик). возможное начало ситуации:
— отдай альбом, а то стукну!
— не отдам!
— отдай, а то хуже будет...
— не отдам
— Тебе нравится мой альбом?
— Ты хотел бы, чтобы я рассказал тебе о самых интересных марках?
— Хочешь, мы вместе рассмотрим марки, и ты покажешь, какие тебе нравятся?
— Хочешь, я подарю тебе марки, которых у меня по две? Такие предложения варианты, как « Сколько временит тебе надо, чтобы посмотреть альбом?», «Когда ты сможешь мне его вернуть?» и другие, обеспечивают мирный договор.
Чтение стихотворения Л. Кузнецовой
«Поссорились»
Воспитатель: Послушайте стихотворение и подумайте, как могут помириться поссорившиеся подруги.
Воспитатель: читает 1ю часть стихотворения.
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала.
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Правильно, автор так не закончил эту историю (воспитатель читает 2-ю часть стихотворения):
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
Значит, есть еще вежливые слова. Какие? (Извини (те), прости (те); простите, пожалуйста; извините, пожалуйста). Когда мы пользуемся этими словами?
Анализ ситуаций о поведении
Воспитатель предлагает учащимся ситуации:
1. А вот что случилось в одном дворе.
Попал я в дедушку мячом
И закричал: «А я при чем?»
Но, досчитав до 30,
Сказал: «Ну, дедушка, «прости».
А. Барто
— Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинения у дедушки? А вы извинились бы?
2. Как можно оценить поступок мальчика? Можно ли его извинение считать искренним?
Кто кого любит ?
Пошел я гулять,
И в саду
По привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала
Девчонкина мать,
Меня изловчилась
За ухо поймать...
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
«Простите меня», —
Я шепнул виновато.
— Ступай,
Улыбнулась.
— Прощаю пока.
И ухо мое отпустила рука.
«Простите»...
Ура!
Убедился я снова,
Какое оно
Интересное слово.
Н. Юсупов
Рассказы детей о случаях, когда им приходилось использовать слова извинения, слова благодарности( спасибо, большое спасибо, я очень рад, благодарю вас), и о том каким тоном они их произносили. Подведём итоги занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал…»
4