Моё настроение.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.
Воспитатель В.Н. Машнёва
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Цель занятия: формирование у детей умения распознавать и выражать своё эмоциональное состояние, учить управлять им; познакомить детей с понятием «настроение»; привитие детям ценности, что хорошее настроение является основой мира, любви и удовлетворённости человека.
Задачи:
1. Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей.
2. Упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний.
3. Учить дифференцировать поступки сказочных персонажей.
4. Способствовать сплочению детского коллектива.
Материалы:
1. Клубочек ниток;
2. Рисунок с изображением Бабы-Яги в разном настроении (сердитое, задумчивое, веселое) в конверте;
3. Заготовки-силуэты для рисования, цветные карандаши;
4. Аудиокассета “Частушки Бабок-Ежек” из мультфильма “Летучий корабль”.
Ход занятия.
Организационный момент. Психологический настрой на работу.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт-
В лесу подснежник расцветёт. (весна)
Воспитатель: Правильно, ребята! Пришла весна, солнышко пригревает и на улице становится тепло.
Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце
И принёс в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца!
Давайте и мы сейчас передадим тепло друг - другу.
Приветствие.
Встанем мы в кружочек дружно,
поздороваться нам нужно.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Упражнение «Добрый день».
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и скажем:
добрый день, школа (все поднимают руки, затем опускают),
добрый день, группа (опускают руки низко к полу),
добрый день всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают).
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, что такое настроение?
Ответы детей. Как правило, дети называют, каким может быть настроение, но не могут дать определения, что такое настроение.
Воспитатель: Настроение – это душевное состояние человека. Каким может быть настроение?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, настроение бывает разным – спокойным, равнодушным, весёлым, грустным, злым, недовольным, радостным, серьёзным, удивлённым и т. п.
Воспитатель: Как мы можем выразить своё настроение, сообщить о нём окружающим?
Мимическая гимнастика.
Воспитатель: А сейчас я буду называть вам слова или словосочетания, а вы должны изобразить это состояние мимикой и жестами.
Дети передают реальные или воображаемые состояния, например:
весёлый клоун,
грозовая туча,
страшный сон,
шустрый ёжик,
скука,
злой Карабас – Барабас,
гордая Снежная Королева,
грустный Пьеро,
жадный медвежонок,
радостный Буратино.
Игра «Море волнуется раз! »
Дети стоят «врассыпную», выбирается водящий (первый раз водящий воспитатель). Со словами
«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три –
любое настроение на лице замри! »
- дети выполняют различные движения. После слова «замри»- изображают на лицах любую эмоцию (страх, гнев, радость, удивление, грусть, испуг). Водящий дотрагиваясь до ребёнка, отгадывает его мимику – эмоцию. Игра повторяется несколько раз.
2. Основная часть. (Рисунок с изображением злой Бабы-Яги)
- Вы узнали кто это? А вы знаете, почему её зовут «Яга»?
Воспитатель: От слова «Ягать», то есть «кричать, ругаться».
Воспитатель: Откуда вы её знаете?
Воспитатель: Какие поступки чаще всего совершает в сказках Баба-Яга?
Ответ детей. Злые, недобрые, вредные, плохие.
Воспитатель: Баба-Яга – это сказочный герой. А когда вы смотрите фильм, Бабу-Ягу играют обыкновенные люди (артисты, актеры).
Воспитатель: Я знаю, что вы тоже артисты хорошие, и думаю, что вы сумеете показать злую Бабу-Ягу! Попробуем?!
Воспитатель: Она кричит: «У-у-у!», топает ногами, покажите, как она хмурит брови, машет руками, прыгает (Дети мимикой, жестами передают эмоциональное состояние Бабы-Яги).
Воспитатель: Зачем хмурит брови, кричит…? (Хочет напугать)
- Может она хочет, чтобы её боялись?
- А мы её не будем бояться?
- А почему Баба-Яга такая злая?
- Может её дразнили дети…
- Вспомните, как можно дразнить Бабу Ягу?
Дети.
Баба-Яга, костяная нога,
Печку топила, кашу варила…
С печки упала,
Ногу сломала!
- Как вы думаете, что она чувствовала? Вспомните, когда вас дразнят…
- Какое у вас настроение тогда? Покажите.
- Что же сделать, чтобы она была не такая вредная?
- Может её пожалеть надо?
Дети. Баба-Яга, мы знаем, что ты хорошая, но тебя, наверно, часто обижают…
…Может ей никто не помогает…
- Как мы ее пожалеем?
- Какие добрые слова скажем? (Высказывания детей)
- Приятно ей?
- Да она стала уже совсем доброй. И никакая она не Баба-Яга, а Бабулечка-Ягулечка.
- Покажите мне Бабулечку-Ягулечку.
- Какая Баба-Яга вам более приятна?
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, вы хорошие артисты!: вы старались показать сердитую и весёлую, добрую Бабу-Ягу.
Воспитатель: Я совсем забыла – мне почтальон принёс конверт (дети читают, по обратному адресу догадываются от кого). Вскрываем конверт.
- Да, Баба-Яга свои фотографии прислала!
Воспитатель: Посмотрите, какая она тут? А почему она такая? Что случилось?
1) Злая, сердитая (рис.1)
Высказываются дети.
Воспитатель: Посмотрите на состояние Бабы Яги, что оно выражает?
Дети: Она злиться.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: У неё сдвинуты брови, взгляд сердитый, рот открыт (кричит).
Воспитатель: А теперь давайте представим, что мы злые. Воспитатель передаёт детям зеркало и предлагает детям глядя в зеркало нахмурить брови и сделать злое лицо.
Воспитатель: Что такое злость?
Воспитатель: В каких случаях мы бываем злыми?
Воспитатель: Как вы выражаете чувство гнева?
Воспитатель: Что вы делаете, когда злитесь?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, вы станете дружить со злым человеком? Почему?
Ответы детей:
Игра «Настроение у стихотворения». Дети слушают стихи и показывают мимикой и жестами настроение..
Стихи:
Шёл король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
Он стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе
Его покусали мухи. Злость.
Светит солнышко в окошко
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки
Очень рады солнышку. Радость.
Говорят в больших кустах
По ночам таится страх.
Я пошёл к большим кустам
Кто же там и что же там? Страх.
Плачет серый воробей,
Выйди солнышко, скорей,
Нам без солнышка обидно
В поле зернышка не видно. Обида.
Но мохнатые боятся
Где нам с этаким сражаться?
Он и грозен и зубаст
Он нам солнце не отдаст! Страх, злость.
Вот так чудо! Вот так конь
Алый гребень, как огонь…
Бубенцами конь бренчит
Ку - ка – ре- ку он кричит! Удивление.
Рады зайчики и белочки
Рады мальчики и девочки
Обнимают и целуют косолапого
Ну, спасибо, тебе дедушка за солнышко! Радость
Воспитатель: А вот еще фото… Это она же? И похожа, и не похожа… (думает) О чём?
Задумчивая, грустная. (рис. 2)
Высказываются дети. Живёт одна, не с кем поговорить, никто с ней не водится. Может быть задумалась - доброй-то лучше быть.
- Может быть она мечтает?
Воспитатель: По каким признакам можно понять, что она грустит?
Дети: У него голова наклонена вниз, унылый взгляд, брови и уголки рта опущены.
Воспитатель: Назовите разными словами, что делает человек, когда ему грустно.
Дети: Он грустит, огорчается, печалиться.
Воспитатель: А это какое настроение? Интересно, отчего она развеселилась?
Весёлая (рис. 3)
Высказываются дети.
- Смеется от души, радуется, правда?
- Даже похожа на обыкновенную бабушку.
Воспитатель: По каким признакам можно понять, когда человек радуется?
Дети: У него глаза смеются, рот в широкой улыбке, лицо доброе.
Воспитатель: Как мы называем человека, который радуется?
Дети: Радостный, веселый, счастливый.
Воспитатель: Давайте представим себе, что вам радостно. Воспитатель передаёт детям зеркало и просит детей улыбнуться, глядя в зеркало.
Воспитатель: Посмотрите, как вы улыбаетесь? Губы растягиваются, глаза превращаются в щёлочки.
- Ребята, а в каких случаях мы радуемся?
- Как вы выражаете чувство радости?
- Что вы делаете, когда радуетесь?
Ответы детей:
Воспитатель: Скажите, приятно разговаривать и общаться с добрым и улыбчивым человеком?
Ответы детей:
Воспитатель:
Если вам смешинка в рот вдруг случайно попадёт.
Не сердитесь, не ворчите, хохочите, хохочите! (М. Дружинина).
А теперь давайте попробуем сделать наше настроение очень весёлым, поиграем в игру.
Подвижная игра «Мы весёлые мартышки». Дети выполняют движения, согласно тексту.
Мы - весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесём к виску,
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
В огороде, где картошка,
Засмотревшись на лягушку,
Потеряла у дорожки,
Как-то раз очки старушка.
Без очков Яге мученье!
Перцу всыпала в печенье,
Приколола к кофте брошку –
Оказалось, это ложка.
Стала ложкой класть творог
В свой резиновый … (сапог)!
Старый провод телефонный
Приняла за мака…(роны)!
Положила вместо сливы
В рот себе пучок крапивы.
Вместо сыра тёрла в тёрке
Ярко-жёлтое … (ведёрко)!
Подоить хотела коз –
Ой! Да это кустик… (роз)!
Хорошо, очки в картошке
Отыскали утром… (кошки)!
Дети договаривают слова – рифмы.
Учим правило «Как улучшить своё настроение».
Воспитатель. Я открою вам «правило-секрет»: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем. Затем воспитатель приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске, например:
• я плохой; • я справлюсь;
• я не умею; • у меня получится;
• я не справился; • я научусь;
• меня обидели; • все будет хорошо;
• я боюсь; • я не буду бояться.
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что нужно делать, чтобы улучшить свое настроение.
Вместе делают вывод, как улучшить своё настроение:
рассмешить себя, глядя в зеркало;
послушать приятную музыку;
спеть весёлую песенку;
рассказать о своём настроении другу;
попросить помощи;
смыть плохое настроение водой (душ, бассейн) и др.
«Потопать ногами»
«Надуть воздушный шарик» «злостью» и дать ему лопнуть.
«Воздушный шарик» на расслабление мышц живота.
«Подними себя сам». Сидя на стульях, взяться двумя руками за стул снизу и попытаться поднять себя.
Игра «Сюрпризка»
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Почувствуйте тепло ваших рук, улыбнитесь ласково, подарите друг другу тепло вашей души и сердца. Сейчас мы поиграем в игру «Сюрпризка».
Ходим кругом друг за другом,
А в кругу сюрприз лежит,
На кого сюрприз укажет,
Комплимент тому и скажем. (Игра повторяется 3-4 раза) .
Воспитатель: Ребята, может быть, мы пошлём Бабе-Яге её портреты, адрес есть… Рисовать будем Бабу-Ягу.
Начинаем рисовать,
Начинаем колдовать…
На всех нас без сомненья,
Влияет настроение.
Кто веселится…
Кто грустит…
Кто испугался…
Кто сердит…
- Подумайте, какое настроение будет у вашей Бабы-Яги!
Окончание занятия
Баба-Яга прислала кассету – хочет нас повеселить!
Звучит музыка (частушки Бабок-Ёжек из мультфильма “Летучий корабль”). Дети могут подпевать, кружиться в хороводе.
Растяни меха гармошка,
Эх, играй, наяривай.
Пой частушки, Бабка-Ёжка,
Пой, не разговаривай.
Я была навеселе,
И летала на метле,
Хоть сама не верю я
В эти суеверия.
Шла лесною стороной,
Увязался чёрт за мной,
Думала мужчина,
Что за чертовщина?
Повернула я домой,
Снова чёрт идет за мной,
Плюнула на плешь ему
И послала к лешему.
Самый вредный из людей
Это сказочник-злодей,
Очень врун искусный,
Жаль, что он не вкусный.
Растяни меха гармошка,
Эх, играй, наяривай.
Пой частушки, Бабка-Ёжка,
Пой, не разговаривай.
http://50ds.ru/vospitatel/7785-razvitie-i-korrektsiya-emotsionalno-volevoy-sfery-i-kommunikativnykh-navykov-u-doshkolnikov--korrektsionno-razvivayushchee-zanyatie.html
http://festival.1september.ru/articles/311780/
https://infourok.ru/konspekt-korrekcionnorazvivayuschih-zanyatiy-s-detmi-v-gruppe-940557.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy-mo-nastroenie.html
http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-s-detmi-starshei-grupy-mo-nastroenie.html
http://www.maam.ru/detskijsad/nastroenie-sposoby-peredachi-i-vyrazhenija-zanjatie-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschei-deistvitelnostyu.html
10