Сценарий внеклассного мероприятия «Я от солнца рожден…» по произведениям выдающегося казахского поэта-земляка М. Жумабаева
Цели: повышение роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения, формирование казахстанского патриотизма.
Задачи: 1. познакомить учащихся с жизнью и поэзией великого поэта-земляка М. Жумабаева
2. формировать устойчивое, уважительное отношение, чувства гордости, любви к прошлому и настоящему родной страны, своей малой родины на примере поэзии М. Жумабаева.
Оборудование: ТСО: портрет поэта, мультимедийный проектор для показа презентации, выставка произведений поэта.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
2. Целеполагание и мотивация.
Учитель: Ребята, из чего состоит наша речь? Из слов. Слова бывают разные. Какие бывают слова? Веселые и грустные, маленькие и большие. Вот слово «Маша». Оно небольшое, ведь всего 8 лет. Вырастет Маша, вырастет и ее имя. Станут ее называть Мария, а потом Мария Сергеевна. А еще есть родные, самые дорогие слова. Кто скажет, какие? (мама, папа, друг). Но есть самое важное, самое дорогое слово, о нем мы узнаем, если отгадаем ребус (Р1а). Какое слово получилось? Родина.
- Как вы понимаете, что такое Родина? (ответы учащихся). Сложно перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его малая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Наша Родина – Республика Казахстан. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими детьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.
Чтец читает стихотворение Николая Языкова «Что может быть милей бесценного родного края?»
Учитель: Северо-Казахстанская область богата своей историей, прекрасна своей природой, удивительными лесами и озерами, богата щедрой на урожай землёй. Здесь жили и живут мужественные и талантливые люди. Мы гордимся, нашими земляками, сегодня прикоснемся к творчеству одного из них, попадем в мир его души, перелистывая страницы его жизни.
3. Музыкально-литературная композиция.
Учитель: Магжан Жумабаев – выдающийся казахский поэт, писатель, педагог и переводчик. Жизнь М.Жумабаева была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив до 46 лет, он прошел весь круг жизни. И оставил в наследство потомкам свое слово, пламенные стихи, которые так понятны и близки всем нам. Эпиграфом к сегодняшнему мероприятию будут строки из «Баллады о глазах» Валентины Сусловой, посвященные Магжану Жумабаеву:
Сквозь забвенье
Свет поэзии в души проник.
Бьется каждое стихотворение,
Словно сердце, как чистый родник.
«Магжан Жумабаев имеет для казахского народа такое же значение, какое для англичан Шекспир, для русских - Пушкин», - писал ученый-археолог, востоковед, историк Алькей Маргулан. Родился Магжан в 1893 г. 25 июня в местности Сасыкколь Акмолинского уезда Акмолинской губернии, сейчас это наша родная Северо-Казахстанская область. Учиться Магжан начал с 4 лет в домашней школе, изучал тюркский, арабский, персидский и русский языки, а затем в медресе «Галия» в Уфе. Писать стихи Магжан начал с 14 лет.
С целью создания эмоционального настроя приглушается свет в аудитории, звучит домбра, на доске транслируются слайды с изображением природы родного края, быта казахов 19-20 веков. Чтецы читают стихотворение «Огонь» на казахском и русском языках.
Учитель: Осенью 1910 года Магжан приезжает в Уфу и поступает в знаменитое в ту пору медресе "Галия", приравненное к высшему духовному учебному заведению. Значительное влияние на духовное становление поэта оказал Галимжан Ибрагимов - известный татарский писатель, преподававший в медресе. По его совету М. Жумабаев переезжает в Омск, чтобы поступить в учительскую семинарию, которую заканчивает с золотой медалью в 1917 году. Уже в годы учебы в Омской семинарии Жумабаев имеет репутацию одаренного поэта, выпускает рукописный журнал литературного объединения «Бирлик» занимается общественной деятельностью.
Чтецы читают стихотворение «Загадка» на казахском и русском языках.
Учитель: Первая книга «Шолпан» вышла в 1912 году в Казани. В первой половине 20-х годов М. Жумабаев живет в Ташкенте, где работает в газете "Ак жол", печатается в местных журналах "Шолпан", "Сана". Этот период в жизни поэта можно назвать расцветом творчества. Выходят в свет романтические поэмы, вершина творчества - знаменитая поэма «Батыр Баян», а также «Кобыз Койлыбая» и сборник его стихов.
Чтецы читают стихотворение «Погоняй лошадку, Сарсембай!» на 2 языках
Учитель: С 1923 по 1927 годы Магжан учится в литературном институте в Москве, занимается переводческой деятельностью. Принимает активное участие в работе издательства "Восток", составляет учебники для средних и неполных средних казахских школ. В 1927 году Магжан возвращается в Петропавловск и работает преподавателем педагогического техникума и в школе. В 1929 году М. Жумабаева арестовывают и осуждают на 10 лет, обвиняя в создании им в 1921 году группы "Алка", целью которой якобы была подрывная деятельность.
Чтецы читают стихотворение «Песнь воина» на 2 языках.
Учитель: С января 1931 года по 1936 год поэт находился в ссылке в Карелии. В 1936 году, благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. Пешковой, его освобождают. Вернувшись в Петропавловск, он стал работать преподавателем русского языка и русской литературы в средней школе имени Пушкина, но вскоре его увольняют. Он решает ехать в Алма-Ату, поступает там работать в краеведческий музей. Не успевает привыкнуть к новой работе, как его вновь увольняют. Несмотря на свое положение, душевное состояние, он продолжает писать стихи. В декабре 1937 года Жумабаева вновь арестовали, и 19 марта 1938 года его настигла пуля палача, оборвавшая жизнь.
Учитель зажигает свечу памяти.
Чтецы читают стихотворение «Быстро полечу» на 2 языках.
Учитель: Тема Родины, как мы услышали сегодня, проходит красной нитью через все произведения Магжана. Как истинный сын своего народа поэт не может обойти своим вниманием святое для казахов слово – «Степь». «Степь моя!.. Почему же я люблю ее? Почему? Я не знаю сам... Я и сам не пойму!». Да, степь кажется неприветливой, суровой для постороннего взгляда, но она полна жизни, она - колыбель поэта, по ней прошлись века, миры. Его слова способны передать животворную силу любви к родной земле.
Чтецы читают стихотворение «Родная земля» на 2 языках.
Учитель: Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, в ней черпал вдохновение и силу. Отчизна, Отан, Атамекен — родина предков. Природа для него неотделима от понятия родины. Он любит ее самозабвенно, даже за вечные бураны, за безлесье, безводье, безжизненные пустынные степи, находит прекрасное в любом ее уголке и проявлении. Говоря о природе, Магжан сравнивает ее с матерью, ребенком, любимой.
Чтецы читают отрывок из стихотворения «Степь под солнцем засияла» на 2 языках.
Учитель: Слышишь эти строки, и перед глазами простирается широкая степь, по которой гуляет вольный ветер, гонит волны ковыля, а они, как будто молодые жеребята, догоняют друг друга. А что вы представили и какую картину нарисовали в своем воображении? Какие чувства возникли в вашем сердце, слушая сегодня стихи Магжана? Попробуйте свое видение и переживания перенести на лист бумаги.
Звучит песня «Отан ана» (әні: Қуат Шілдебаев, сөзі: Тұманбай Молдағалиев). Дети рисуют, затем учитель вывешивают их работы на магнитную доску.
Учитель: Любовь Магжана к родному краю и родному народу беспредельна. Видя тяжелое положение своего народа, он предлагает путь выхода из этого состояния, как и великий Абай, и это — образование. Магжан в своих стихах призывал свой народ не только к просвещению, но и к свободе.
Чтецы читают отрывок из стихотворения «Мой народ» на 2 языках.
Учитель: В каждом человеке, который что-то сочиняет, творит, живет свой огонек творчества. Такой огонек живет и в вас, ведь вы – наследники великого Магжана. Давайте попробуем составить четверостишие по схеме.
Что? (1 слово) КАЗАХСТАН
Какой?
Действие
Чувства
Учитель: Всем творчеством Магжан служил народу, и народ платит ему ответной любовью. Имя поэта засверкало не только его стихами: одна из улиц нашего города носит его имя, его именем назван колледж, мемориальный музей, площадь и район, который расположен в северо-восточной части нашей области.
4. Рефлексия.
- Что вам больше всего запомнилось из жизни поэта?
- Что вас затронуло больше всего?
- Какое стихотворение из услышанных сегодня вам больше всего понравилось?
Наш классный час, посвященный великому поэту, подходит к концу, хотя многое можно было бы еще услышать. Я думаю, что сегодня каждый из вас открыл в душе своего Магжана Жумабаева. И я уверена, что вы еще не раз пойдете в библиотеку и прикоснетесь к его живому слову, вновь и вновь читая его бессмертные произведения. Спасибо за внимание!