СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я - патриот России

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания для детей и подростков «Я – патриот России» имеет гражданско- патриотическую направленность.

Просмотр содержимого документа
«Я - патриот России»







Программа

летнего оздоровительного лагеря

«Я – патриот России»

с дневным пребыванием обучающихся,

на базе МБОУ СШ №15

г.Нижневартовск



























Пояснительная записка

Чтим прошлое,

Храним настоящее,

Верим в будущее.


Лагерь с дневным пребыванием детей «Я – патриот России» создается на базе МБОУ СШ №15 для оздоровительной и познавательной деятельности детей в период летних каникул. Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конституция РФ;

- ФЗ от 24.07.1994 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- ФЗ от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 №2688 «об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;

- СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»

- Закон « О образовании»

- Постановление администрации г. Нижневартовска «Об утверждении Положения о проведении смен лагерей с дневным пребыванием на базе муниципальных образовательных учреждений города Нижневартовска»

-- Приказ директора школы «Об открытии лагеря с дневным пребыванием на базе МБОУ СШ № 15 города Нижневартовска»

Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка, это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости обучающихся в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.

Во исполнении Приказа Министерства образования РФ от 13.07.2001 №2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» была разработана программа летнего оздоровительного лагеря для детей и подростков дневного пребывания «Я – патриот России»

направленная на:

-увеличение количества воспитанников, охваченных организационными формами отдыха и занятости;

-организацию отдыха и занятости детей социально незащищенных категорий;

-активное участие обучающихся, посещавших оздоровительный лагерь дневного пребывания, в построении своей пространственно-предметной среды, развитии коммуникативных навыков в общении со сверстниками.

Данная программа является узкопрофильной, гражданско -патриотической направленности. По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены.

Основной состав лагеря – это воспитанники в возрасте 6–14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания для детей и подростков «Я – патриот России» имеет гражданско- патриотическую направленность.

В силу существующих перемен, происходящих сегодня в России, становление гражданского общества и правового государства во многом зависит от уровня гражданского образования и воспитания. Общество нуждается в информированной и компетентной личности, принимающей самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки.

Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.

Настоящая программа определяет общую стратегию, направления, содержание и механизмы формирования гражданина свободной, богатой, сильной духом страны. Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.

Лагерная смена дает большие возможности для такой воспитательной деятельности.

Таким образом, целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.

Новизна программы прослеживается в широком приобщении воспитанников к разнообразному социальному опыту, создании в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия в управлении детским оздоровительным лагерем. Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания для детей и подростков «Я – патриот России» носит интегрированный, комплексный, практико-ориентированный характер.

При разработки программы были учтены следующие факторы:

- Социальная характеристика контингента школы;

- Проблемы профилактики детской безнадзорности и безпризорности.

- Организация работы в летнее время с детьми- сиротами , опекаемыми и детьми «группы риска»

- Социальный заказ обучающихся , родителей и педагогов школы

Цель программы:

Формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию малой родины.

Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития воспитанников.

Задачи:

1.Обеспечить непрерывность процесса обучения и воспитания воспитанников в период летнего отдыха через организацию интересного, полезного и полноценного летнего отдыха.

2.Создать условия для приобретения социального опыта и успешной реализации себя в разнообразной деятельности, утверждая свои права и личную индивидуальность.

3.Развивать социальную активность, лидерские качества, формировать компетенции, связанные с самоорганизацией и организации других.

4. Стимулировать интерес к истории родного края, способствовать расширению кругозора воспитанников через изучение краеведческого материала, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, интересными людьми;

4. Привлечение к активным формам деятельности воспитанников «группы риска»

5.Способствовать уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям, и увеличению процента охвата обучающихся «группы риска» организационными формами занятости.

6. Формирование у воспитанников навыков общения и толерантности.

7. Пропагандировать нравственные ценности, культуру здоровья и здорового образа жизни.

8. Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования и культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.


Принципы построения программы:


  1. Принцип природосообразности

  • учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении организационных форм и видов деятельности;

  1. Принцип успеха и поддержки

  • создание условий добровольности и выбора – предоставление ребенку возможности выбора форм и видов деятельности, исходя из его личных интересов и потребностей, в соответствии с собственным желанием;

  1. Принцип сочетания

  • воспитательных, образовательных и оздоровительных мероприятий:

  • режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности,

  • взаимосвязь мероприятий в рамках тематического дня;

4 .Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

  • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

  • грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

  • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

  • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

5. Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • при развитии детского самоуправления;

  • при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.

  • при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность обучающихся .

Реализация деятельности лагеря будет осуществляться через следующие формы и  методы:

  • мероприятия гражданско -патриотического направления;

  • экскурсии;

  • краеведческо-историческая работа;

  • творческая работа;

  • спортивные соревнования;

  • практические и теоретические занятия;

  • музейная работа.



Этапы реализации программы

  1. Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Я – патриот России»;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.

1.Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы « Я – патриот России»

  • формирование органов самоуправления,

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  1. Основной этап смены

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

  • работа творческих мастерских.

  1. Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;

  • выработка перспектив деятельности организации;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами,

внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.



Методическое сопровождение программы

Для эффективной работы в лагере активно используются:

Методика КТД.

В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.

Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.

Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

Виды КТД:

  1. Организаторские дела (метод взаимодействия)

  2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)

  3. Познавательные дела (познавательные игры: воспитанники должны узнать как можно больше об окружающем мире)

  4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)

  5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление)

  6. Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, морской бой, футбол и др.)

Методика самоуправления

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

Психолого-педагогическое сопровождение смены.

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого – педагогического сопровождения:

  • Диагностический;

  • Консультационный;

  • Прогностический

  • Практический.

Функции психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях лагеря:

  • Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;

  • Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.

  • Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;

  • Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.














Механизм реализации программы

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

    1. Организационный модуль.

Формы работы:

  • планирование;

  • подготовка к лагерной смене;

  • оформление лагеря;

  • подготовка материальной базы;

  • определение обязанностей;

  • подготовка к сдаче приемной комиссии.

  • организация питания в школьном оздоровительном лагере.

    1. Патриотический модуль

Формы работы:

  • посещение краеведческого музея;

  • беседы;

  • экскурсия в музей правоохранительных органов;

  • экскурсия в школьный музей,

  • встреча с ветеранами ВОВ в музее «Ветеран»;

    1. Оздоровительный модуль.

Формы работы:

  • Проведение утренней гимнастики.

  • Полноценное питание.

  • Медицинское обслуживание.

  • Проведение оздоровительных мероприятий (солнечные и воздушные ванны).

  • Проведение спортивных игр отряда.

  • Проведение спартакиад.

  • Проведение Дня Здоровья.

  • Проведение валеологических бесед о здоровом образе жизни.

  • Организация прогулок, экскурсий, походов.

Руководство спортивно – оздоровительной деятельности осуществляют воспитатели лагеря, мед. работник.

4. Творческий модуль

Формы работы:

  • коллективно-творческая деятельность;

  • участие в городских мероприятиях;

  • участие в общелагерных мероприятиях;

  • работа творческих мастерских;

  • экскурсии города;

  • конкурсы;

  • викторины.


  1. Нравственно-эстетический модуль

Формы работы:


  • беседы о нравственности;

  • Отрядный спектакль «А вот такие,мы!»

  • работа библиотекаря школы;

  • викторины, конкурсы, мероприятия.



7. Социально-психологический модуль

Формы работы:

  • диагностика;

  • тестирование;

  • индивидуальные беседы;

  • групповая работа;

  • анкетирование.





Основное содержание программы

Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:

«Моя малая родина»

«Памятные даты истории России»

«Я – патриот»

«Многонациональность»

«Толерантность к людям с ОВЗ»


Условия реализации программы

1.Нормативно-правовые условия

  • Закон «Об образовании РФ»

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

  • Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.

  • Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.

  • Устав МБОУ СШ №15

  • Положение о лагере дневного пребывания.

  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

  • Приказы Управления образования.

  • Должностные инструкции работников.

  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

  • Заявления от родителей.

  • Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

  • Акт приемки лагеря.

  • Планы работы.

2.Материально-технические условия предусматривают:

Финансовое обеспечение.

  • Финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, привлечение родительских средств.

  • финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета;

Материально-технические условия

  • большой спортивный зал;

  • малый спортивный зал;

  • школьная библиотека;

  • столовая;

  • игровая площадка;

  • спортивная площадка;

  • кабинеты;

  • ТСО;

  • художественные средства, игры настольные и др.;

  • хозяйственный инвентарь.

  • аудиотека, фонограммы

  • канцелярские принадлежности

  • компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор

Педагогические условия:

1. . Соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в КТД и занятия в кружках по интересам.

2. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;

3. Организация различных видов деятельности;

4. Привлечение специалистов (педагогов) для организации КТД.

5. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;

6. Создание ситуации успеха;

7. Систематическое информирование о результатах прожитого дня;

8. Организация различных видов стимулирования.



Схема управления программой



Директор школы





Начальник лагеря


























Воспитанники

















Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания при МБОУ «СШ №15» с социумом.




Система контроля за реализацией программы



п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

Апрель

Начальник лагеря

2.

Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Воспитатели

3.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Начальник лагеря, воспитатели

4.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Воспитатели

5.

Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.

В течение смены

Зам начальника лагеря





В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.

Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.

Цветовая гамма:

красный – «лидер-организатор»,

синий – «лидер-вдохновитель»

зелёный – «активный участник»

желтый – «исполнитель».

Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.



Ожидаемый результат

  • Формирование интереса к истории своей «малой родины» своему Отечеству, чувства патриотизма и любви к своему родному краю и своему Отечеству;.

  • Привитие положительного отношения к здоровому образу жизни.

  • Укрепление физического и психического здоровья детей.

  • Личностный рост участников смены.

  • Расширение кругозора детей через изучение краеведческого материала.

  • Организация полноценного культурного досуга воспитанников.

  • Расширение общего кругозора, раскрытие новых творческих способностей.

  • Развитие навыков разновозрастного общения, этичного поведения в сложных жизненных ситуациях.

  • Приобретение трудовых практических умений и навыков.

  • Проявление взаимного уважения во взаимоотношениях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением.

  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.













































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. Кострома: РЦ НИТ «Эврика- М», 1999.

Волина В.В. Праздник букваря. М.: АСТ- пресс, 1996.

Выпуски «Клуб эрудитов». № 1–5. Кострома: ММЦ.

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Коллективно- творческие дела. М.: Педагогическое общество России, 2001.

Детские праздники: сценарии, игры, конкурсы. М.: Рипол клас-сик, 2006.

Журнал «Воспитание школьников». 2010-2012 гг.

Журнал «Начальная школа». 2010-2012 гг.

Журнал «Школьная библиотека». 2005. № 1–2.

Капустина Ю.Е. Детям до шестнадцати вход разрешен. Яро-славль: Академия развития; Академия Холдинг; 2003.

Кугач А., Турыгина С. Школьные праздники, конкурсы, шоу- программы. Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2011.

Кулаченко М.П. Веселое лето. Ростов- н/ Д: Феникс, 2008.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в со-временной школе. Воспитание: от формирования к развитию. Рос-

Локалова М.С. Праздник в подарок. Ярославль, 2011.

Малахова М.М., Касаткина Н.А., Еременко Н.И., Желтоно-ва Л.А. Сценарии общешкольных праздников и мероприятий. Вол-гоград: Учитель, 2006-2012.

Малые формы работы / Авт.-сост. С. Афанасьев, А. Тимонин,

Л. Тимонина. Кострома: Метод. центр «Вариант», 2005.

Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я. Ярославль: Академия развития, 2009.

Осипенко И. «Классные праздники», или Как научить школь-ников жить весело. Ярославль: Академия развития; Академия Хол-динг, 2009.332

Ох, весна! Вып. 3. Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Воронеж, 2001.

Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы. М.: Новая школа, 2011.

Петровская Е.К. Какой у нас сегодня праздник, мама? М., 1992.

Поздравления к именинам и праздникам. М.: Рипол классик, 2008.

Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого. Ростов- н/ Д: Феникс, 2004.

Савинова С.В., Савинов В.А. Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. Волгоград: Учитель, 2009.

Сергеева В.П. Планирование и организация работы от «А» до «Я». М., 2010.