«Я педагог-психолог»
Утро. Тороплюсь в школу. Переступив порог школы, попадаю в волшебный мир. Да, именно в волшебный мир школы. И происходит это именно на моих глазах и при моем участии. Звенит звонок. Класс замолкает в ожидании. Я всматриваюсь в моих учеников. Какие они сегодня? Привычное «Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста». И начинается урок.
В школьных расписаниях можно увидеть уроки математики, физики, истории и литературы. А вот психология встречается реже. Есть мнение, что изучение психологии школьниками не имеет смысла. А какой смысл в поисках ответов на «вечные» вопросы человечества? Я считаю, что самый сложный курс в школе – математика, не физика или информатика, а … психология почему? Размыты границы добра и зла. Иногда, кажется, что всюду торжествует наглость, вседозволенность. Какие могут быть разговоры о морали и нравственности. Тем более со старшеклассниками, которые этические законы пробуют на прочность – такой уж возраст. Но меня, как педагога-психолога эти обстоятельства ничуть не смущают. Как и отсутствие учебников по предмету. Изучила и применяю в своей работе учебное пособие Чернявской Анны Павловны «Введение в психолого-педагогическую деятельность». Результаты диагностик дают ответы на многие вопросы: «Как стать счастливым в семье, если…?», «В чем смысл жизни?», «Свободен ли я?», «Как измеряется достоинство человека?».
Вопросы, вопросы, вопросы. Жизнь задает их нам постоянно, каждый день. И на моих уроках психологии звучат бесконечные вопросы, которые побуждают ребят задуматься, о людях, о жизни.
«Что такое хорошо и что такое плохо?» - спрашиваю я у старшеклассников. И они отвечают. Плохо – это недоверие, эгоизм, одиночество, развод родителей, болезни, наркотики, нищета, непонимающие родители и учителя. Хорошо – рождение ребенка, восход солнца, мир без войны, верные друзья, благополучие в семье, помощь слабым, достичь цели в жизни, делать добро людям. Так просто. А так сложно. И как часто мы себя утешаем тем, что совершенство в жизни недосягаемо, что быть идеальным в несовершенном мире невозможно. «Я буду добродетельной, когда весь мир будет таким», - говорит ученица 11 класса. Мне не хочется быть «белой вороной!». Вот и тема для следующего урока в 11 классе.
Главное, выбрать такую тему для обсуждения, которая ребятам покоя не дает, дать возможность высказаться каждому и обязательно найти «точки соприкосновения. И я стараюсь в своей работе такие вопросы рассматривать и находить.
Конечно, нравственная позиция человека формируется всеми условиями его жизни в обществе, а не только на уроках психологии. Но психология может помочь старшеклассникам в обретении себя.
Заканчивается урок. Какой след он оставит в умах и сердцах учеников? Послушаем их: «Уроки психологии очень важны, они помогают нам самим познать себя, узнать качества которые надо исправить»; «С помощью таких уроков наше поколение может стать более гуманным»; «Предмет актуален»; «Очень важно сделать свой выбор».
Мне повезло в жизни. С раннего детства я купалась в любви, которую щедро дарили мне мои близкие люди: родители, родные, сестры. А любовь ответная не могла не созреть во мне, не наполнить мою душу. Это любовь к жизни. К миру, к людям, ко всему, что окружает меня. Любви нужен выход, ее следует передавать. Дарить другим, иначе она потеряет свое предназначение. В этом великом чувстве нуждаются дети, дети разные. Каждый со своим характером. Эмоциями, с собственным жизненным опытом.
Кем я стану для них? Что я могу им дать? Прежде всего – любовь. И я каждый день прихожу со своей любовью. А все они такие разные. Никогда не забуду ощущение почти физической боли, когда впервые соприкоснулась с озлобленной детской душой. Как много недополучил он от своих близких, если волчком смотрел на окружающий мир. Сколько добра, тепла и любви, предназначенных ему, потерялись где-то, обошли стороной.
Именно в школе впервые столкнулась с подростковым возрастом. Это был трудный возраст. Они делали не то, что им говорил учитель, а то, что считали нужным, многие почему-то не слушались. Стала понемногу понимать, почему этот возраст называют трудным. Изучила опыт Г. Крайга «Психология подросткового развития». Выяснила, что они могут быть другими, и было это лишь тогда, когда Я и ОНИ превращались в МЫ! Провожу специальную работу по диагностике развития творческого потенциала ребенка путем тестирования, заданий на воображение, ассоциативное мышление, память, фантазию, во всех классах.
Работая в классе с 2-3 учениками, которые не только плохо читают, но и не всегда хорошо высыпаются, так как неблагополучие в семье, большое домашнее хозяйство, по-другому стала смотреть на методику преподавания предмета. Понятие «индивидуальное обучение» наполнялось новым смыслом. Именно поэтому учитель должен не только объяснять свой предмет, но и быть хорошим воспитателем, психологом. Например: «Лиса попрекала львицу за то, что та рожает только одного детеныша. Львица ответила: «Одного… но Льва!». Младшие школьники еще не боятся быть смешными и непонятными, не научились стесняться своих идей и скрывать их. Они решают свои проблемы осознанно, не избегая их. Во время обеда в первом классе: - Настя, почему ты ешь пирожок с ложки? – Я не успела руки помыть, а на них много микробов, которые вызывают болезнь и могут привести к беде. Как далеко может зайти мысль ребенка, который не ленится размышлять.
Вот уже седьмой год, как работаю в образовании, а сформулировать свою психолого-педагогическую философию коротко и ясно, тем не менее, непросто. Попробую. Каждый человек – личность. Каждый человек – уникален. Каждый человек изначально талантлив. Если мы хотим достичь результата, мы его достигаем. К этому стоит добавить: я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью. Отношения ученика и учителя – радостная дружба, полная фантазии и доверия. И, если ребенок увидит открытое сердце учителя, тогда маленький человек с любопытством и интересом войдет в мир и начнет жить в этом мире жизнью, наполненной свободой и счастьем познания. И не зря в кабинет ко мне дети бегут с радостью, а потом не хотят уходить. И все это в моей работе неслучайно. Поэтому я счастливый человек. Мои мечты сбылись: я работаю в школе с детьми, у меня прекрасная семья, любящий муж, который помогает мне во всем, замечательные дети, я твердо стою на ногах. Все, о чем мечтала, воплотилось в жизнь. Считаю, что человек сам строит свою судьбу.