«Я сердце маме подарю»
Цели:
- формировать представление о теплых, дружеских отношениях между родными
- воспитывать у учащихся чувство уважения, преданности к матери, членам своей семьи
- развивать у детей умение выражать любовь, почтение и уважение к матери
- развивать эстетический вкус, чувство прекрасного
Оформление: класс украшен фотографиями мам ребят, детскими рисунками, картинками с изображениями мам с детьми.
Ход классного часа:
Организационный момент
Дорогое слово
Первый чтец: Есть на свете слово,
Что дороже вряд ли и сыскать.
Есть на свете дорогое слово,
Это слово дорогое – мать.
Второй чтец: Это слово чистое, святое,
Мы его не вправе оскорблять,
Мы б на свете не были с тобою,
Если б не желала наша мать.
Третий чтец: В этом слове и любовь, и нежность,
Радость и печаль сокрыты в нем,
В этом слове детства безмятежность
И навеки милый сердцу дом.
Сообщение темы и целей
Ребята, тема сегодняшнего нашего урока: «Я сердце маме подарю». Наш урок необычный. Сегодня мы с вами будем говорить о самом важном человеке в жизни каждого – маме, и о том, как нужно ее любить и беречь. И эпиграфом нашего урока будут следующие слова:
«Родиться стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет ,
Чтоб вымолвить впервые слово «мама» ,
Которого священней в мире нет.»
Работа по теме
Мама... Обычно это первое слово, которое произносит ребенок, начиная говорить. Он бежит именно к ней, когда его обидели. Никто так не близок к душе и сердцу ребенка, как его мама.
Сколько тепла, любви и нежности скрывается в таком знакомом, родном для каждого из нас слове. Ребят, а какую роль играет мама в жизни ребенка? А взрослого человека?
Да, ребят, вы правы! Мама, словно птица, заботливо прикрывает надежным крылом свое дитя от невзгод и опасности. Не спит ночами у кроватки больного малыша. Крепко держит за руку, когда ему страшно или одиноко. Советует в первых жизненных ситуациях. Учит доброте, умению дружить и любить, помогать и сострадать.
Итак, мама нужна нам в любом возрасте: и когда мы маленькие, и когда уже выросли и сами стали родителями. Смотрите, ребята, как девочка из стихотворения П.Тихомирова «Солнце и мама» переживает о солнышке, у которого нет мамы. Пожалуйста, девочки:
Первый чтец - Мама, что такое солнце,
Второй чтец:- То, что ярко так блестит
И теперь к тебе в окошко
Улыбается, глядит!
Первый чтец - А зачем оно так редко
Ходит к нам в окно смотреть!
Второй чтец:- Потому что солнцу надо
В день-деньской весь мир согреть!
Первый чтец - Мама, есть у солнца мама?
Второй чтец:- Нет, родная!
Первый чтец - Кто ж его
Приголубит и пригреет
В Божьем мире самого?
Спасибо, девочки! Ребят, какую роль девочка отводит маме в этом стихотворении? Правильно! Мама «приголубит и пригреет» свое дитя. Мама – это любовь, ласка и поддержка. Материнская любовь безгранична!
Давайте заслушаем сочинение о маме , которое вы должны были написать.
3. Работа с пословицами - Прочитайте пословицы о маме.
«Нет друга, нежнее матери»
«У ребенка заболит пальчик, а у матери сердце»
«При солнце тепло, при матери добро»
«Нет такого дружка, как родная матушка»
- Прочтите понравившуюся вам пословицу. Как вы ее понимаете?
- Итак, какой же еще может быть материнская любовь?
4. Творческое задание «Сокровища материнского сердца»
На доске большое сердце, а рядом маленькие сердца.
- Это материнское сердце. А эти меленькие сердца – сокровища, которые хранятся в материнском сердце.
- Перечислите, пожалуйста, на каждом сердечке те сокровища, которые живут в сердце матери.
Например:
Дети выходят к доске и прикрепляют свои сердечки называя сокровища.
Физкультминутка
Ребят, мы с вами выяснили, что и животные – это отличные родители, матери, а некоторые своим поведением даже могут учить нас людей, как нужно относиться к членам своей семьи. Давайте мы с вами немного отдохнем! Встаньте, пожалуйста! Представьте, что вы кошки. Как вы будете ласково мурлыкать со своими котятами? Похвалите своих котяток! Пожурите! А теперь вы – ласточки! Как вы учите птенчиков махать крылышками? Теперь вы важные павлины. Научите-ка детей важно ходить вокруг себя, гордо показывая всем свой шикарный хвост. А как зайчиха безмолвно ругает зайчонка? Молодцы, ребята! Садитесь.
Стихи Р.Гамзатова «О маме»
7. Беседа
- Понятие матери сочетается с другими понятиями:
- Почему обращаясь к природе или земле люди часто говорят
- Почему природу и землю сравнивают с матерью? Что их объединяет?
Материнскую любовь, образ матери отражаем в своих произведениях не только поэты, писатели, но и художники в своих картинах.
8. Слайд-программа:
Показ под музыку Шуберта «Аве Мария» слайда Рафаэля «Сикстинская Мадонна» и чтение отрывка В. Вакенродера «Чудный вечер»
Образ матери, женщины в картинах художников.
- Что вы испытываете, смотря на эту картину.
- Как вы думаете, знает ли Мария, что будет с ее сыном? Догадывается ли она об этом?
- Каким чувством проникнуто лицо матери?
Лицо Марии проникнуто легкой скорбью, или лучше сказать тихой печалью. Глаза ее опущены. Младенец же спокойно и задумчиво смотрит в даль как бы заглядывая в свое будущее и уже сейчас, удивленно и доверчиво принимая его.
Не рождается ли у вас ощущение, что Мария с одной стороны нежно удерживает своего сына, а с другой – протягивает его миру, будто уже готовясь расстаться с тем, что ей послано Богом.
Мы с вами посмотрим образ небесной Матери образ пресвятой Девы Рафаэля Санти.
Я вам хочу показать еще один образ. Это Матерь Мира.
9. Показ репродукции картины «Матерь Мира» Н.К. Рериха
- Почему у Матери Мира закрыта верхняя часть лица?
Чтение сказки «Горе Матери Мира» (учебник Добра с 88-89)
10. Беседа о Матери Мира
Наступающую эпоху Матери Мира народ еще называл эпохой женщины. Войны прекратятся, потому что женщина несет в себе ласку и нежность. Женщины спасут мир. Каждая женщина и девочка должна почувствовать, что в ней есть частица Матери Мира. Какими же девочки должны стать? (добрыми, нежными, ласковыми)
А мальчики и мужчины должны научиться у женщин ласке и доброте, не быть грубыми и невежливыми.
IV. Рисунок. Практическая часть.
Спасибо, ребята! Ребят, посмотрит на фотографии ваших мам, которыми мы украсили доску. Какие они у вас красавицы!! Берегите их, цените, любите! Помните, что маме нужно помогать. Как вы можете помочь маме? О маме нужно заботиться. А как вы можете проявить свою заботу? Как вы ласково называете свою маму? Не огорчаете ли вы ее?
Давайте мы с вами сделаем маленький подарок любимым мамам. Вашим мамам будет очень приятно получить от своих детей вот такое красивое сердце, сделанное своими руками. Вы, когда будете дарить его маме, обязательно скажите: «Мамочка, я тебя очень люблю!!!»
VI. Итог
Наш урок заканчивается. Сегодня придете домой и очень внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте ее, погладьте ее золотые руки.
Можно ничего ей не говорить, она и так все поймет. Почувствуйте тепло своего сердца. Пусть глаза вашего сердца омоются слезами благодарности маме за то, что вы есть.
VII. Рефлексия.
Дети выбирают кружок по цвету, соответствующему настроению, сравнивают с настроением до начала урока. Оставайтесь всегда в хорошем настроении. Урок закончен. До свидания.